Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 11:14, реферат
ахматовская поэзия - это одно из вершинных явлений литературы ХХ века. Не зря критик Н. Осинский утверждал, что ей «после смерти Блока, бесспорно, принадлежит первое место среди русских поэтов.»
Целью же моего исследования является изучение восприятия А.Ахматовой личности и творчества А.С.Пушкина и выявление его влияния на поэзию Ахматовой. Несмотря на то, что в целом творчество поэтессы достаточно изучено, представляется интересным провести параллели между творчеством двух великих поэтов, доказать мотив ученичества и преемственности в русской лирике.
Вступление
Творчество А.А. Ахматовой не просто высший образец «женской» поэзии в русской литературе. Слово «поэтесса» она не признавала, ко многим явлениям женской поэзии относилась скептически. Лирика Ахматовой являет собой небывалый синтез нежной женственности и героической мужественности, тонкого чувства и глубокой мысли, эмоциональной выразительности и редкой для лирики изобразительности, краткости и исключительной смысловой емкости, предельной словесной четкости и недоговоренности, предполагающей широчайшие ассоциации, острого ощущения современности, постоянной памяти о прошлом (личном и общезначимом) и пророческого предвидения, имеющего огромное значение для всего человечества, смелого новаторства и укоренённости в традициях.
Веками копившаяся духовная энергия женской души получила выход в трудную для России эпоху, в поэзии женщины, родившейся в 1889 году под скромным именем Анны Горенко и под именем Анны Ахматовой приобретшей за пятьдесят лет поэтического труда всеобщее признание, переведенной ныне на все основные языки мира. В её ранних стихах открывается мир трепетной и в то же время гордой женской души, жаждущей любви; в зрелых стихах усиливаются гражданские и философские мотивы.
Таким образом, ахматовская поэзия - это одно из вершинных явлений литературы ХХ века. Не зря критик Н. Осинский утверждал, что ей «после смерти Блока, бесспорно, принадлежит первое место среди русских поэтов.»
Целью же моего исследования
является изучение восприятия А.Ахматовой
личности и творчества А.С.Пушкина и выявление
его влияния на поэзию Ахматовой. Несмотря
на то, что в целом творчество поэтессы
достаточно изучено, представляется интересным
провести параллели между творчеством
двух великих поэтов, доказать мотив ученичества
и преемственности в русской лирике.
Периодизация
творчества А. Ахматовой
А. Ахматова прошла огромный жизненный и творческий путь. Сохранились её стихи с 1904 по 1965 год. Более 60 лет творчества – это и огромная внутренняя эволюция, и прямое или косвенное воплощение истории, вобравшей в себя две мировые войны, революции, репрессии, пробуждение общества к новой человеческой жизни.
Первые сборники Ахматовой «Вечер»(1912), «Четки»(1914), «Белая стая» заставили заговорить о появлении в начале века особой, "женской" поэзии, но и само десятилетие сделалось временем Ахматовой. Главной особенностью ранних сборников является их лирическая направленность. Их основная тема - любовь, их героиня - лирическая героиня, жизнь которой сосредоточена на ее чувствах. Это отличает ранние ахматовские сборники от ее поздней лирики, они наполнены прелестью и силой первого чувства, и болью разочарования, и муками раздумий о двойственности человеческой природы.
Лирика второго периода творчества Ахматовой постоянно расширялась, вбирая в себя новые и новые, ранее не свойственные ей области, но любовные мотивы не перестают быть главенствующими. Ахматова обращается к гражданской, философской и публицистической лирике. В начале этого периода выходят сборники «Подорожник» и «Anno Domini», послуживших предметом дискуссий и споров относительно пригодности ахматовского творчества для советских читателей. После этого её перестали печатать в журналах, репрессии 30-х годов, обрушившиеся едва ли не на всех друзей Ахматовой, разрушили ее семейный очаг: вначале был казнен муж – поэт Н.Гумилев, – затем арестован и сослан сын, студент Ленинградского университета. В эти тяжелые годы Ахматова создает поэму «Реквием», в которой отражены не только личностные переживания поэтессы, но и всего народа. Все годы войны, хотя и с большими подчас перерывами, шла у Ахматовой работа над «Поэмой без героя», являющейся по сути дела Поэмой Памяти. Стихи самого конца войны преисполнены у Ахматовой солнечной радости и ликования, громом салютов и радостными криками детей.
Слава Ахматовой наступила после смерти Сталина и длилась лет десять. Это было не только всесоюзное, но и зарубежное признание. В поздней поэзии Ахматовой наиболее устойчивый мотив – прощание со всем прошлым: «На прошлом я черный поставила крест…». Однако в её стихотворениях остается плотный мрак, приобретающий трагический характер. И лишь в стихах о природе сквозит прелесть и очарование.
Таким образом, тема
любви занимает приоритетное место в поэзии
Ахматовой, звучат темы творчества, патриотизма,
но особое место в лирике отводится пушкинской
теме, которой она следовала на протяжении
всей жизни.
Пушкинская тема
Пушкинская тема
занимает особую роль в творчестве
Ахматовой. Не только стихи, но даже письма
великого поэта она помнила если не наизусть,
то близко к тексту, изучала творчество
Пушкина как профессиональный литературовед,
раскрывала его тайнопись, глубокий смысл
того, что кажется простым и сразу понятным.
Правда не сразу Ахматова начала заниматься
серьёзным изучением творчества Пушкина.
Пытаясь найти ответы на многие интересующие
её вопросы, она всю жизнь обращалась к
поэту, будто сверяла с ним свои стихи.
Пушкин был для неё высшим духовным и поэтическим
авторитетом. И это не случайно. А.С.
Пушкин стал создателем русского литературного
языка, родоначальником всех жанров отечественной
литературы двух последних веков, оказавший
решающее влияние на все области искусства,
философской и общественной мысли России.
Именно его поэзии, по определению современников
и литературных критиков, свойственны
простота, совершенство, красота, сила,
масштабность, глубина, точность, ясность,
лаконизм, широта, неисчерпаемость, многозначность,
сердечность, проникновенность, человечность,
объективность, универсальность, мудрость.
А. Ахматова, следуя этим качествам неповторимого
пушкинского стиля, приблизила свою поэзию
к широкому кругу читателей. Очень точно
об этом сказал исследователь Серебряного
века Н. Банников: «Каждое слово взвешено
и выбрано с необычайной строгостью и
скупостью, каждая строфа чеканно воплощала
взятый предмет, вызывая у читателя множество
ассоциаций. В трёх, четырёх четверостишьях
часто как бы пунктиром намечалось повествование,
некая фабула; за каждой подробностью
читатель ощущал не только душевное состояние
героини в данный момент. Но и угадывал,
что этому состоянию предшествовало и
что им будет предрешено». И в этом она
достойная ученица Пушкина.
С огромным интересом исследовала Анна Андреева Ахматова пушкинское творчество. Примерно с середины двадцатых годов она начала очень тщательно и усердно, с большим интересом заниматься изучением жизни и творчества гения. Из- под её пера выходят работы: «Пушкин и Невское взморье», «Каменный гость» Пушкина», дополнения к этой статье, «Слово о Пушкине».
В статье «Каменный
гость» Пушкина» поэтесса
Теперь обратимся
к статье «Слово о Пушкине». Здесь
Ахматова восторженно заявляет, что
Пушкин, несмотря на ненависть со стороны
высшего света, стал после смерти общепризнанным
гением: «Вся эпоха (не без скрипа, конечно)
мало-помалу стала называться пушкинской.
Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов,
кавалерственные дамы, члены высочайшего
двора, министры, аншефы и не-аншефы постепенно
начали именоваться пушкинскими современниками,
а затем просто опочили в картотеках и
именных указателях (с перевранными датами
рождения и смерти) пушкинских изданий.
Он победил и время и пространство…» Эти
строчки ещё раз доказывают уважение Ахматовой
к личности поэта.
Пушкинская тема в лирике Ахматовой
Цикл
«В Царском Селе»
Исследуя пушкинскую тему в творчестве Ахматовой, особое внимание мы уделяем не только прозе, но и поэзии, в которой появляется облик поэта. Имя Пушкина является неотъемлемой частью Царскосельского лицея. И для Ахматовой Царское Село – это место, где она провела свои лучшие годы детства и юности. По воспоминаниям Средневской – подруги Ахматовой – они очень часто говорили о Пушкине, гуляя по дорожкам Царскосельского парка. Поэтому в поэтических строчках из цикла «В Царском селе» так много упоминаний о поэте.
Стихотворение «Смуглый отрок бродил по аллее…» написано в 1911 году, ровно через сто лет после открытия Царскосельского лицея. Главной особенностью его является своеобразие в организации художественного времени. Лирическая героиня, прогуливаясь по Царскосельскому саду, невольно обращается к прошлому, вспоминая о юном поэте, который так же, как и она, бродил по этим местам, погруженный в раздумья. О сдвиге временного плана свидетельствует извлечение героиней из памяти точных деталей: «треуголки и растрепанного тома Парни». Именно они характеризуют отрочество и юность поэта А.С.Пушкина, потому что в первые годы обучения в лицее дети носили треугольные шляпы, а на старшем курсе многие лицеисты увлекались поэзией Парни. Стихотворение пропитано любовью к первому поэту России: «И столетие мы лелеем». Ведь лелеять можно только самое дорогое, и Ахматова понимала, что Пушкин- первый голос России. Именно в его творчестве сильно русское начало. Помимо темы воспоминаний о любимом поэте в стихотворении обозначена и тема творчества. Осень, описанная в следующих строчках: «Иглы сосен густо и колко/Устилают низкие пни» - была самым любимыми временем года А.С. Пушкина, когда ему обычно хорошо писалось. Именно осенью из -под пера поэта выходят великие его произведения: «Бесы», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии» и многие другие.
Тихое, спокойное, ничем
не встревоженное состояние
Таким образом, за кажущейся
простотой стихотворения
Обратимся к следующему стихотворению Ахматовой - «Царскосельская статуя», написанному в 1915 году. В нем так же, как и в предыдущем стихотворении, в основе композиции лежит осенний пейзаж, символизирующий творчество: «Уже кленовые листы//На пруд слетают лебединый,//И окровавлены кусты//Неспешно зреющей рябины». Центральным образом здесь становится статуя обнаженной девушки, которой Пушкин посвятил стихотворение «Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила…». Лирическая героиня вместе с поэтом любуется этой прекрасной статуей, переливающейся под лучами света. Но в то же время она чувствует «смутный страх», связанный с ревностью к поэту. Используя в последней строфе такой стилистический прием, как синтаксическая и смысловая незавершенность, воспринятый от Пушкина, Ахматова со свойственной ей точностью передает психологическое состояние лирической героини, привязанной к Пушкину и не желающей видеть его влюбленного взгляда, обращенного не к ней.
Таким образом, используя
скрытую иронию, А.Ахматова вновь признается
в своей любви к великому поэту.
Ахматова продолжает традицию Пушкина и в описании Петербурга. Цикл «Стихи о Петербурге» может быть рассмотрен как единое стихотворение, состоящее из нескольких частей и имеющее кольцевую композицию. Однако, изучая каждое стихотворение по отдельности, мы можем определить тематику каждого из них. Первое, начинающееся строками: «Вновь Исакий в облаченьи…» - имеет торжественный пафос. Лирическая героиня восхищается красотой и величием города. Неповторимость в его описании создается благодаря использованию метафоры: «Вновь Исакий в облаченьи//Из литого серебра». Предстающий перед нами образ «коня Великого Петра», «черные трубы» продолжают пушкинскую традицию в изображении Петербурга. В поэме «Медный всадник» мы видим похожие строчки: «кумир на бронзовом коне», «чернели избы здесь и там».
В другом стихотворении А.Ахматовой Петербург наполнен противоречиями, как и у Пушкина. Первые строчки строятся на описании ненастной погоды: «О, это был прохладный день…» - что создает предчувствие печального события. И действительно, из следующего четверостишия мы узнаем о несчастной любви лирической героини. Напряжение и тревогу данного стихотворения усиливает ряд эпитетов: «глаз неизменных», «губ надменных». Важно отметить, что именно тема неразделенной любви является ключевой в ранней поэзии Ахматовой. Сравнивая это стихотворение с поэмой А.С. Пушкина «Медный всадник», мы можем провести параллели. Главный герой Евгений страдает от трагической гибели возлюбленной, смерть которой наступила в результате наводнения. Таким образом, созвучно у двух поэтов выражена мысль о том, что Петербург не только прекрасен, но и холоден, в нем невозможно счастье двух влюбленных людей.
Следующее стихотворение,
начинающееся строчками «Он прав - опять
фонарь, аптека…», необычно тем, что в
его рамках встречаются два поэта: А.Блок
и А.С. Пушкин. Используя прием реминисценции
в первой строчке из стихотворения А. Блока
«Ночь, улица, фонарь, аптека…», Ахматова
подчеркивает свою связь с блоковской
поэзией. А в творчестве Блока, как мы
знаем, также присутствуют пушкинские
мотивы. Об этом говорится и в поэтических
строчках Ахматовой: «Когда он Пушкинскому
Дому,//Прощаясь, помахал рукой». Читая
их, мы невольно вспоминаем стихотворение
Блока «Пушкинскому дому», в котором он
просит у поэта, воспевшего идеалы свободы,
помощи в борьбе с несправедливостью.