Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:06, курсовая работа
Умберто Эко, писатель, ученый–литературовед, семиотик, культуролог, пользуется непререкаемым авторитетом в мире, в России во многом благодаря своим романам, так как российский читатель плохо знаком с Эко-ученым, а на Западе благодаря своим научным работам. Публицистика Умберто Эко привлекает, прежде всего, личностью автора. Его выступления в прессе - это всегда выражение взглядов авторитетного ученого и писателя на проблемы современности, это своего рода остановка и акцентирование внимания на серьезнейших вопросах.
Введение
3
1. Эко и масс-медиа
3
2. Во что верят неверующие, или «Когда на сцену приходит Другой»
6
2.1. Тема и идея
7
2.2. Жанр
8
2.3. Сюжетно-композиционные особенности
8
2.4. Функциональный стиль
11
2.5. Средства художественной выразительности
12
2.6. Индивидуальный стиль автора
15
Список используемой литературы и источников
17
Третья часть письма посвящена
выяснению вопроса: на основании
чего у людей возникает желание
или нежелание поступать каким-
В четвертой части Эко сравнивает верующих и неверующих и приходит к выводу, о том, что и те, и другие совершают прегрешения. «Зло соблазнительно и для тех, кто обладает обоснованным и откровенным представлением о добре». Разница между верующим и неверующим, совершающим плохие поступки, по мнению Эко, в том, что «если неверующий понимает, что сотворил зло, его одиночество беспредельно, его смерть безнадежна. Скорее всего, он постарается больше, чем верующий, искупить черноту содеянного публичным покаянием». Эко «не согласен с жестким противопоставлением тех, кто верует в потустороннего Бога, - тем, кто не верует ни в какое надличностное начало». В этой же части статьи содержится вывод автора: «Я постарался обосновать принципы внерелигиозной этики на чисто природном явлении…, какова наша телесность, и на убеждении, что инстинктивно всякий предполагает, что его душа проявляется только благодаря соседству с окружающими».
В пятой части письма появляется образ Христа как символа веры, созданного самим человеком. И в этом Эко видит величайшую заслугу человечества, так как «сам тот факт, что подобная легенда могла быть замышлена и возлюблена бесперыми двуногими, знающими лишь, что они ничего не знают, - это было бы не меньшее чудо…, нежели тайна воплощения реального Бога. Это природная земная тайна способна вечно волновать и облагораживать сердца тех, кто не верует».
В послесловии автор подводит итог своим размышлениям: «я думаю, что основные принципы природной этики…совпадают с принципами этики, основанной на вере в трансцендентное».
В письме имеются два вставных эпизода и одно лирическое отступление. Оба вставных эпизода располагаются в третьей части статьи и представляют собой «анекдоты», как он их сам называет, из жизни Эко. К лирическому отступлению можно отнести абзац в конце четвертой части статьи, где Эко представляет смерть в виде взрыва, направленного вовне и оставляющего отпечаток « в каком-то непостижимом водовороте Вселенной».
2.4. Функциональный стиль
Рассмотрения языковых признаков публицистического стиля (частотное использование абстрактных существительных, причастных оборотов и т.д. и т.п.) в нашем случае невозможно, так как мы имеем дело с переводом. Как известно, при переводе с другого языка изменяется и морфология, и синтаксис, а подчас и лексика текста.
Письмо Эко «Когда на сцену приходит
Другой» относится к
Эко широко использует в своей статье различные виды художественной выразительности: тропы и фигуры речи.
А) Тропы:
Гипербола
«внерелигиозное мировоззрение…было мною выстрадано в процессе преображения»,
«Даже тот, кто убивает,…в
остальное время жизни
«Можно умереть или ополоуметь, живя в обществе, в котором все...нас не замечают»,
«готов вырезать сердце у живого ребенка, только бы самому не умереть»,
«жалчайшая из всех тварей».
Эпитеты
«кошмарные пятидесятые годы»,
«кристальная и несгибаемая» этика,
«мощное глубинное оправдание»,
«мизерная и нечестивая» популяция,
«бурно превознося добродетели»,
«возвышенная легенда».
Метафора
« я выводил на сцену»,
«воспринять со скрипом»,
«твердый фундамент бытия»,
«несокрушимый цоколь этического поведения»,
«запечатлелись в нашем сердце»,
«выкристаллизовать этику»,
«брезжит идея»,
«персональный софтвер»,
«на сцену приходит Другой».
Ирония
«говорят, будто выражаемся сложно…те, кто говорит это, приучены думать чересчур просто по вине средств массовой информации с их «откровениями», по определению предсказуемыми»,
«Но и христианнейшие крестоносцы тоже не относились к неверным, как к ближним, которых надо сердечно возлюбить».
Эвфемизм
«извержение»,
«сексуальное единение».
Перифраза
«вера в Присущего»,
«не просты ни тайное, ни явное»,
«Другой»,
«словесная дуэль»,
«оставить послание в бутылке»,
«бесперые двуногие»
«загробные премии и штрафы»,
«проблемы стали прозрачнее»,
«Эдем стремительно заселяется».
Б) Фигуры речи:
Оксюморон
«жизнеподобная жизнь»
Риторический вопрос
«Как знать, может смерть равна не имплозии, не направленному внутрь взрыву, как принято считать, а взрыву, направленному вовне, эксплозии, и не исключен отпечаток в каком-то непостижимом водовороте Вселенной нашего персонального софтвера…?»
Анафора
«Родится представление о терпимости…, родится потому, что…»
В) Другие средства выразительности
Эко использует прием скрытой цитаты, создающей аллюзию:
«…человек…неизбежно сделается тварью религиозной» (из Библии),
«…легенда …могла быть замышлена…бесперыми двуногими, знающими лишь то, что они ничего не знают…» (Сократ).
2.6. Индивидуальный стиль автора
Яркой особенностью публицистики Эко является то, что автор не стремится к явной «доступности» текста: «не беспокойтесь из-за того, что говорят, будто выражаемся мы сложно; вероятно, те, кто говорят это, приучены думать чересчур просто по вине средств массовой информации…Пусть же привыкают мыслить более сложно, ибо не просты ни тайное, ни явное». С этим связано использование, так называемой, «тяжелой» лексики, (слов, не простых для понимания: сикофант, софтвер, идентичность, холокост, семантические универсалии), а также латинских фразеологизмов (О силе этики судят по поведению святых, а не тех неразумцев, cujus deus venter est. …который считал себя католиком, пусть даже sui generis…)
Эко сохраняет стилистику написания письма: обращение и отсылки к адресату всегда начинаются со строчной буквы (Глубокоуважаемый Господин Кардинал, Ваше, Вы, Вас, Вам и т.д.)
Автор выделяет графически (строчной буквой) те понятия, которые являются важными для оппонента и определенной части человечества, тем самым, выказывая свое уважение как к оппоненту, так и к самим понятиям (Бог, Эдем, Божественный промысел, Небеса, Закон, Вселенная, Господь, Христово слово, Присущий). Но наряду с этим он выделяет таким же образом и понятие, важное для него (Другой, Другие), тем самым, призывая к толерантности в отношении обозначений любых значимых для человека понятий.
Эко широко использует вставные конструкции, заключенные в скобках. В небольшой статье их 18. В основном они выполняют свою обычную функцию, внося в предложение дополнительную информацию. У Эко они несут внутри себя еще и эмоциональный комментарий автора к сказанному выше.
Текст Эко изобилует перифразами, и эта особенность связана со следующей отличительной чертой его публицистики – особым отношением с читателем. Эко никогда не навязывает читателю свое мнение и предлагает выбор в понимании предмета. Перифраза помогает в этом: каждый читатель волен понять текст по-своему. Кроме того, автор излагает свое мнение, изрядно приправив его фактами и доказательствами, но никогда не позиционирует его (мнение) как «истину в последней инстанции». Автор часто заканчивает свои публицистические материалы, посвященные той или иной теме фразами типа «В какую сторону склониться? Проблема кажется неразрешимой» («“Карнавализация” нравов»), «Да и кто может воспрепятствовать этому?» («Как обогатиться на несчастьях других»), «В том случае, если мы действительно верим в истинность наших ценностей» («Священные войны: страсть и разум»), как бы оставляя читателю место для размышления. Эко не выдвигает догм, а приглашает к обсуждению проблемы.
На сегодняшний день заслуга Эко-публициста состоит в том, что, пользуясь своим авторитетом известного писателя, он поднимает и популяризирует «вечные» темы. В сторону Эко часто слышен упрек в неоригинальности высказываемых идей. Но вопросы веры, морали, этики, культуры, противостояния мировоззрений не могут быть оригинальными, так как они занимают человечество уже много веков. В современном мире, человеку, постоянно получающему информацию, важную и неважную, о событиях, глобального и местного масштаба, подчас не хватает времени, чтобы ответить себе на «основные» вопросы. Эко-публицист призывает к тому, чтобы остановиться и подумать о главном: во что мы верим, как и зачем мы живем, как мы хотим и будем жить дальше.
Список используемой литературы и источников
http://www.kirjasto.sci.fi/