Психологический портрет в переписке Марины Цветаевой и Николая Гронского

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:30, доклад

Описание работы

В жизни Марины Цветаевой было немало бурных, страстных, интересных романов. Каждый роман был отдельной историей, в каждом из них она разная. История очередного романа открывает для нас своеобразный психологический портрет Цветаевой.
Муж Цветаевой Сергей Эфрон понимал, что Марина - "человек страстей: гораздо в большей мере, чем раньше". В письме к Волошину он проанализировал характер своей жены, с безжалостностью препарируя пером, как скальпелем, отношение Цветаевой к одному из ее возлюбленных - Константину Родзевичу: "Отдаваться с головой своему урагану - для нее стало необходимостью, воздухом ее жизни. Кто является возбудителем этого урагана сейчас - неважно. Почти всегда (теперь же как и раньше), вернее всегда, все строится на самообмане. Человек выдумывается, и ураган начался. Если ничтожество и ограниченность возбудителя урагана обнаруживается скоро, Марина предается ураганному же отчаянию... Сегодня отчаяние, завтр

Содержание

1.1. Марина Цветаева и молодой поэт Николай Гронский…………….3-6
1.2. «Несколько ударов сердца»- как роман в письмах………………. 6-12
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

по спец.курсу.docx

— 40.01 Кб (Скачать)

«Как  только я один, думаю  о Вас, но в горах  я всегда буду один и значит Вы хотите, чтобы я вечно  думал о Вас, но неужели Вы всегда пишете стихи. В горах  мысль о Вас  будет тупик, т.к.она  будет постоянна. А забыть Вас не забуду - разве забывают ласки орлов(-лиц),ведь и они любят и как еще. Хищные в воздухе - бурные и ласкающие в гнезде…»11- пишет Гронский в письме с 20 июля 1928 года.

     Николай Гронский – пример  того редкого типа русских  культурных молодых людей, который  практически исчез в катаклизмах  XX века, был перемолот войнами,  революциями и репрессиями. В  результате все те чудесные  качества – душевная тонкость, интеллектуальная чуткость, врожденное  чувство чести – уцелели до  наших дней, передаваясь почти  исключительно по женской линии.  Вот почему поведение юного  поэта, такое искреннее –  «ни тени жеста! т.е. осознания поступка»12 – будет непонятно абсолютному большинству современных мужчин.

    И еще – прекрасные зарисовки с натуры, поиски и посылка книг и подарков, обсуждение любимых литературных тем. Весь тогдашний культурный обиход во всем его многообразии и блеске. Песнь о Роланде, Апулей, Рильке, Лоренцо Медичи, Гете, Спиноза, Овидий. Утонченно интеллектуальная изысканность, обычная для образованного человека того времени и ныне ушедшая в небытие. Благодаря переписке Цветаевой и Гронского, мы видим какая была Любовь в союзе с мощным интеллектом – это совсем другая эротика, это для тех, кто понимает.  

 

11  Бродовская Ю.И. и Е.Б.Коркина.Марина Цветаева Николай Гронский. Несколько ударов    

     сердца. Письма 1928-1933 гг. М.: Вагриус, 2003.С.30-31.

12 http://www.rg.ru/2003/10/08/Kogdaumremzagovorimmolcha.html // А.Щуплов. Когда умрем,    

    заговорим молча…

У кого теперь хватит проникновенной смелости сказать любящему и любимому:

  «Будут ли у нас когда-нибудь дни с тобой? Дни, не знаю, – вечность уже есть»13  
   «У меня совершенно ясное сознание, что я люблю существо божественное, которое все может. Предела можения своего ты мне еще не показал»14 – так утешает Цветаева Гронского в его горе от разрыва между родителями. Разрыва, сделавшего невозможным долго и горячо лелеемый обоими совместный сентябрь на океане. «Вдвоем на свободе», которое не сбудется никогда. Сначала были помехи бытовые, потом – роковые. Сюжет всех этих загадываний, откладываний, призывов и слез составляет основу летних писем 1928 года. Основной узор их – вечные цветаевские прозрения:

  «Мой закон – чтобы не сбывалось. Так было всю мою жизнь, и, клянусь, если бы я глазами увидела тебя на ройянском вокзале – я бы глазам не поверила!..

Я понадеялась на тебя, порядок твоей жизни, твою удачу, и – пересилила. Ты не приехал, п.т это была я ,а не другая»15 

       21 ноября 1934 года Николай Гронский был сбит поездом парижского метро и через несколько часов скончался от большой потери крови. Опубликованная через три недели после смерти поэма "Белладонна" стала рождением поэта, тем более нежданным; что при жизни Гронский своих стихов не печатал. «Не буду скрывать — Гронского я выкормила. Я печатаюсь двадцать пять лет, а такое говорю — впервые. И впервые радуюсь, ибо узнала в другом — себя. Ибо первый раз узнаю — себя»16 -пишет Цветаева.        
     
 

13 Бродовская Ю.И. и Е.Б.Коркина. Марина Цветаева Николай Гронский. Несколько ударов    

   сердца. Письма 1928-1933 гг. М.: Вагриус, 2003.С.56.

14 Там же, С.87.

15 Там же, С.152-153.

16 http://www.tsvetayeva.com/prose/pr_poet_alpinist4.php // М.Цветаева. Поэт-Альпинист 

Для Марины Цветаевой эта публикация стала  поистине "посмертным подарком" - в авторе "Белладонны" она узнала своего поэтического сына и преемника.

      Под ударом этого узнавания, по остывшим уже следам воскресшей памяти она собрала образ этого обретенного в утрате поэтического сына в портрете-реквиеме "Поэт-Альпинист". Так проникновенны те страницы, где Цветаева славит в Гронском альпиниста, а в альпинисте поэта гор, пиши он стихи или нет.

       Полгода жила Цветаева этим горьким счастьем. Она встречалась и переписывалась с родителями Гронского, читала его рукописи, сфотографировала интерьер его комнаты, она систематизировала свою переписку с ним и даже задумывала создать из нее книгу писем, по образцу любимых ею эпистолярных романов Беттины фон Арним.

         В конце переписки, перед нами выявляется портрет совсем другой Марины  Цветаевой, когда она говорит о Гронском, мы видим, чувствуем в ней призрение тех, кто не считал его поэтом. Она утверждала, что погиб поэт! Через её тон, жесткость слов, ее злость, т.е через эмоциональную окраску мы понимаем, что перед нами появляется образ совсем другого человека, эта уже не та истощенная, беззащитная, влюбленная Цветаева, это образ сильной, грозной женщины, у которой идет сильный поток мощи ума, которая выражает свое недовольствие, которая требует справедливости, которая не перестает утверждать, что поэт в эмиграции, может быть поэтом!

 «Я уже слышала (и, надеюсь уже больше не услышу) замечание о некоей «высокопарности» его слова. Да, если орел высокопарен, то и стихи эти высокопарны: высокo парят. А вот ответ отца поэта, его душевного и альпийского спутника: — «Но когда заберешься на высоту трех тысяч метров, поневоле заговоришь высоким слогом!» — «Но не всякий и заберется». 
Высокий лад и слог поэмы здесь вызваны ее высокой темой Альпами и гибелью. Не сомневаюсь, что пиши Гронский о море, то мерой его слова была бы не высота, а глубина, то есть он бы писал уже не высокопарно, а скажем безмерно.

Море  пишется морем  и гранит гранитом, каждая вещь своим  же веществом посредством  основной его функции. Тaк море поэтом не пишется, а дышится, гора поэтом не пишемся, а громоздится»17 -пишет Цветаева.

Она была учителем, другом, любовницей, матерью для возлюбленного, она была всем!

     "...Всю жизнь напролет пролюбила не тех... Из равных себе по силе я встретила только Рильке и Пастернака. Одного - письменно - за полгода до его смерти, другого - незримо" 18- Марина Цветаева. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

17 http://www.tsvetayeva.com/prose/pr_poet_alpinist4.php // М.Цветаева. Поэт-Альпинист

18 http://www.rg.ru/2003/10/08/Kogdaumremzagovorimmolcha.html // А. Щуплов. Когда умрем,

   заговорим молча... 

Список  использованной литературы 

  1. Бродовская Ю.И. и Е.Б.Коркина.Марина Цветаева Николай Гронский. Несколько ударов сердца. Письма 1928-1933 гг. М.: Вагриус, 2003
 

                                           Интернет - источники

  1. http://www.rg.ru/2003/10/08/Kogdaumremzagovorimmolcha.html // А. Щуплов. Когда умрем, заговорим молча...
  2. http://gronskiy.ouc.ru // Повесть о Сергии Радонежском, о медведе его Аркуде и о битве Куликовой, 1934
  3. http://gronskiy.ouc.ru // цикл Туманы,1929
  4. http://www.bibliograf.ru/materials/news/530 //  Е.Коркина "Он любил меня первую, а я его последним"
  5. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200203701//И.В.Голубева.Марина Цветаева в письмах
  6. http://www.tsvetayeva.com/prose/pr_poet_alpinist4.php // М.Цветаева. Поэт-Альпинист
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Министерство  высшего и  среднего специального  образования

Республики  Узбекистан

Национальный  университет Узбекистана

имени Мирзо Улугбека 
 

Факультет зарубежной филологии

Кафедра русского литературоведения 
 
 
 
 
 

ДОКЛАД 

На тему: Переписка Цветаевой с Николаем Гронским как психологический портрет Цветаевой 
 

                             Работа выполнена студенткой III курса

Эгамбердиевой Н.

                                                      Приняла : Давшан А.Н.

                                                                   Рецензент: Бикмаева Ю. 
 

              

                                 Ташкент - 2011

Информация о работе Психологический портрет в переписке Марины Цветаевой и Николая Гронского