Психологический портрет в переписке Марины Цветаевой и Николая Гронского

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:30, доклад

Описание работы

В жизни Марины Цветаевой было немало бурных, страстных, интересных романов. Каждый роман был отдельной историей, в каждом из них она разная. История очередного романа открывает для нас своеобразный психологический портрет Цветаевой.
Муж Цветаевой Сергей Эфрон понимал, что Марина - "человек страстей: гораздо в большей мере, чем раньше". В письме к Волошину он проанализировал характер своей жены, с безжалостностью препарируя пером, как скальпелем, отношение Цветаевой к одному из ее возлюбленных - Константину Родзевичу: "Отдаваться с головой своему урагану - для нее стало необходимостью, воздухом ее жизни. Кто является возбудителем этого урагана сейчас - неважно. Почти всегда (теперь же как и раньше), вернее всегда, все строится на самообмане. Человек выдумывается, и ураган начался. Если ничтожество и ограниченность возбудителя урагана обнаруживается скоро, Марина предается ураганному же отчаянию... Сегодня отчаяние, завтр

Содержание

1.1. Марина Цветаева и молодой поэт Николай Гронский…………….3-6
1.2. «Несколько ударов сердца»- как роман в письмах………………. 6-12
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

по спец.курсу.docx

— 40.01 Кб (Скачать)
 

Содержание:

1.1. Марина Цветаева и молодой поэт Николай Гронский…………….3-6

1.2. «Несколько ударов сердца»- как роман в письмах………………. 6-12

Список  использованной литературы………………………………………13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема: «Переписка Цветаевой с Николаем Гронским как психологический портрет Цветаевой»

  1.1. Марина Цветаева и молодой поэт Николай Гронский.

         В жизни Марины Цветаевой было немало бурных, страстных, интересных романов. Каждый роман был отдельной историей, в каждом из них она разная. История очередного романа открывает для нас своеобразный психологический портрет Цветаевой.

         Муж Цветаевой Сергей Эфрон понимал, что Марина - "человек страстей: гораздо в большей мере, чем раньше". В письме к Волошину он проанализировал характер своей жены, с безжалостностью препарируя пером, как скальпелем, отношение Цветаевой к одному из ее возлюбленных - Константину Родзевичу: "Отдаваться с головой своему урагану - для нее стало необходимостью, воздухом ее жизни. Кто является возбудителем этого урагана сейчас - неважно. Почти всегда (теперь же как и раньше), вернее всегда, все строится на самообмане. Человек выдумывается, и ураган начался. Если ничтожество и ограниченность возбудителя урагана обнаруживается скоро, Марина предается ураганному же отчаянию... Сегодня отчаяние, завтра восторг, любовь, отдавание себя с головой, и через день снова отчаяние... Громадная печь, для разогревания которой нужны дрова, дрова и дрова..."1

       Сергей Эфрон очень хорошо знал  Цветаеву и поэтому возможно он ее понимал, принимал все ее влечения, как поток творческой старости, надобности, жажды.  Поэтому возможно, он всегда ее понимал, понимал именно как поэтессу, которой всегда нужен был этот “ураган”. Этим самым хочу сказать, что Цветаева была таким человеком, творческой личностью, которой нужны были романы, увлечения для того, чтобы творить. Прошу принять ее такой, какая она есть и не судить.

1 http://www.rg.ru/2003/10/08/Kogdaumremzagovorimmolcha.html // А. Щуплов. Когда умрем,  

 заговорим молча... 

Цветаева  и Гронский жили по соседству в  парижском пригороде, одно время  были даже соседями по дому, у них было много общих знакомых, но принадлежность обоих к одному довольно тесному русскому эмигрантскому кругу не была определяющей в их встрече. Главным поводом к ней стала поэзия. В начале  1928 г. Гронский пришел к Цветаевой, чтобы попросить  для прочтения ее книги, которых уже не было в продаже.

«Помню мое первое чувство к Н.П., на его первый ко мне приход -без зова! –

было  благодарность за то, что я все-таки кому-то нужна, хотя бы  в виде моих книг» 2 -писала Цветаева матери Гронского. Такое знакомство, конечно, быстро переросло в дружбу. Возможно, именно с  этого момента, постепенно и начались зарождаться те чувства, которые  стали больше, чем просто дружба.

        Адресат писем Цветаевой, Николай Павлович Гронский  родился 11 июля 1909г.в Териоках. Детство Гронского прошло в Петербурге и в Тверской губернии, где в  Весьегонском уезде было родовое дворянское гнездо Гронских. Отец Гронского - Павел Павлович, приват-доцент государственного права Петербургского университета, в Париже был сотрудником русской газеты "Последние новости", где изредка печаталась Цветаева, его мать - Нина Николаевна - была талантливым скульптором, и сын помогал ей в мастерской. Одиннадцатилетним  мальчиком, вместе с матерью и сестрой  он выехал из России. Ко времени встречи  с Цветаевой восемнадцатилетний Гронский окончил русскую гимназию в Париже и поступил в университет. Под влиянием отца он выбрал факультет права. В 1932 г. он окончил и продолжил образование в соответствии  со своим определившимся  призванием -  Гронский был принят на третий курс факультета философии и литературы Брюссельского университета и начал работу над диссертацией о Державине, которую так и не успел закончить.

2 Бродовская Ю.И. и Е.Б.Коркина. Марина Цветаева Николай Гронский. Несколько ударов сердца. Письма 1928-1933 гг. М.: Вагриус, 2003.С.5

 Гронский -человек был слишком самостоятелен и самодостаточен, чтобы стать героем какого бы то ни было романа. Гронский- был поэтом в начале своего пути, но основание его самосостояния как поэта проявилось рано и, чувствуя, вероятно, что оно останется непонятым Цветаевой, он ей своих сочинений не показывал.

     У Николая Гронского есть строки эпиграфической неотразимости:

  Я слышу голос издалека,

- Поет стрела, блеснула  сталь; 

Весь  горизонт открыт широко:

За  далью даль, за далью  даль...3

       Этот пример, кстати, показывает, до чего искусственны границы в поэзии, поистине "дух дышит, где хочет" - и в "советском" Александре Твардовском, и в "эмигрантском" Николае Гронском. Но, может быть, наиболее замечательна в нем прирожденная высота умозрения, которая дает его картинам редкий объем.

...Тогда  земля, 

Как в пелены новорожденный,

Закутана  в туман, спала.

И был туман по всей вселенной,

- Седое утро Бытия.  4

     Одна эта последняя строка, в которой преобразились и первый день творения Книги Бытия, и "Утро туманное, утро седое..." Тургенева, и "Седое утро" Блока, наводит на предположение, что в лице Николая Гронского русская поэзия потеряла одного из больших религиозных поэтов. Но и то из его наследия, что не унесла "река времен", имеет право на память и встречу с читателями.5

 

3 http://gronskiy.ouc.ru // Повесть о Сергии Радонежском, о медведе его Аркуде и о битве   

   Куликовой, 1934.

4  http://gronskiy.ouc.ru // цикл Туманы,1929.

5  http://www.bibliograf.ru/materials/news/530 //  Е.Коркина "Он любил меня первую, а я его   

   последним"

Мой спутник и путевод

Вдоль теми лесов медонских,

Спасибо за пеший ход:

За  звезды, луну и солнце 6

    Такой стихотворный набросок о совместных прогулках весны 1928 года сохранился в одной из тетрадей Цветаевой. Были еще и совместные посещения кинематографа, литературных вечеров, лекций, поездки в Париж. Встречи кончились после отъезда Цветаевой с детьми на лето, но началась переписка - почти ежедневная на  протяжении трех месяцев. Это, кстати, единственная сохранившаяся в архиве Цветаевой двусторонняя переписка: после гибели Гронского его мать вернула Марине Ивановне ее письма.

  1.2. «Несколько ударов сердца»- как роман в письмах.

     Книга посвящена истории любви двух поэтов - тридцатичетырехлетней Марины Цветаевой и восемнадцатилетнего Николая Гронского. Имя Н.Гронского известно благодаря Цветаевой, написавшей о нем статью "Поэт-Альпинист" и посвятившей его памяти стихотворный цикл "Надгробие". Единственная книжка Гронского "Стихи и поэмы" вышла в 1936 году в Париже тиражом в 300 экземпляров. В книгу «Несколько ударов сердца» вошли 44 неопубликовавшихся письма Гронского; из 61 писем Цветаевой, впервые публикуются 39.

    В цветаевских строках запечатлено дыхание поэта, рвущееся настежь сердце: "Мой родной мальчик! Я в полном отчаянии от всего, что нужно сказать Вам: скажу одно - не скажу всего - значит не скажу ничего - значит, хуже: раздроблю всё. Всё, уменьшенное на одно, размененное на "одно" ("два"). Ведь только так и надо понимать стих Тютчева: когда молчу - говорю всё, когда говорю - говорю одно, значит не только не всё, но не то (раз одно!)

  6 Бродовская Ю.И. и Е.Б.Коркина Марина Цветаева Николай Гронский. Несколько ударов

  сердца. Письма 1928-1933 гг. М.: Вагриус, 2003.С.5

И все-таки говорю, потому что еще жива, живу. Когда умрем, заговорим  МОЛЧА" 7

      Цветаева знаменатель под историей отношений. "Мой любимый вид общения - потусторонний сон: видеть во сне. А второе - переписка. Письмо как некий вид потустороннего общения, менее совершенно, нежели сон, но законы те же " 8

       Гронский был полон Цветаевой «как бутылка шампанским». В 18 лет пришел к ней за книгой стихов – и остался навсегда – в письмах. Был роман, так не похожий на то, что теперь привыкли вкладывать в это слово... Мы, может быть, и не узнали бы ничего о том, какие отношения связывали уже великую Цветаеву и юного поэта Гронского, если бы не сохранилась их переписка.

         По сути, эта книга представляет собой роман в письмах, где признания в любви тесно переплетаются с литературными беседами и описанием бытовых проблем. В этой переписке Цветаева пыталась подняться над реальностью, в которой ей приходилось жить, победить ее, возвысить бытие над бытом, обрести внутреннюю свободу и дать эту свободу другому.    

      Они любят, уважают, скучают по друг другу. Делятся своими переживаниями, мыслями всем тем, чем можно поделиться с близким человеком. Читая письма, перед нами предстает совершенно тонкий характер Цветаевой, она нежна, чувствуется, что она встретила именно того человека, кому бы могла писать о своих переживаниях, вообще с кем бы она могла просто говорить, она нашла человека, который ее слышит, чувствует. Она была рада, что кому-то она еще нужна, что кто-то хочет читать ее книги, т.к на тот момент Цветаева была в отчаянии, одиночестве, еще ее болезнь… 
 
 

7 Бродовская Ю.И. и Е.Б.Коркина.Марина Цветаева Николай Гронский. Несколько ударов   

  сердца. Письма 1928-1933 гг. М.: Вагриус, 2003.С.21.

8 http://rus.1september.ru/article.php?ID=200203701//И.В.Голубева. Марина Цветаева в письмах

«Лежу второй день, жар  был и сплыл, но нога(прививка) деревянная, а когда не деревянная, то болит»9 -пишет Цветаева в своем письме Гронскому. Речь идет о лечении преследовавшего Цветаеву в течении 1928 года фурункулеза. Причиной этой болезни был трупный яд, которым заражена вся Франция, худосочие. Поэтому появление Гронского в жизни Цветаевой стало значительным.

      Именно через письма они могли дотронуться друг до друга, это настолько проникает глубоко в душу двух поэтов, что они переписываются чуть ли не каждый день. Сначала они беседуют о каких-то общих темах, обращаются на «Вы», но постепенно, читая их переписку, мы видим, что между ними уже нет той грани, которая ограничивала бы их в общении,  они уже не скрывают друг от друга, что испытывают более высокие чувства, чем дружба. Обращаются на «Ты», «Милый» живут тем моментом, когда они увидятся, будут снова беседовать, гулять….

«Родной мой! Мы за последние те дни так сроднились, не знаю как….»10 - пишет Цветаева Гронскому в своем очередном письме. Он успел настолько глубоко войти в жизнь Цветаевой, что она полностью могла доверить ему, чувствовала его родным. У Гронского были достаточно хорошие отношения с дочерью Цветаевой Алей, в письмах он обязательно  упоминал ее имя.

       Только на первый взгляд может показаться, что вроде и быт не так уж отличался от нынешнего – те же автомобили, билеты на поезда, летний отдых у моря... Но стоит хоть немного вчитаться, обнаруживается, что все – не так. Изменения огромны, и коснулись они всего: быта, бытия, сознания, языка.

Все это  говорило о том, что они всегда стремились к встрече. На протяжении всей переписки, они обсуждает где? когда? и как? увидятся. 

9 Бродовская Ю.И. и Е.Б.Коркина.Марина Цветаева Николай Гронский. Несколько ударов сердца. Письма 1928-1933 гг. М.: Вагриус,2003.С.146

10Там же, С.21-22.

Но, увы, эта долгожданная встреча так и не состоялась, хотя Гронский отказался от поездки в горы, чтобы приехать к Цветаевой. Все это было предвестником встречи.

Информация о работе Психологический портрет в переписке Марины Цветаевой и Николая Гронского