Процесс усвоения родной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:54, реферат

Описание работы

раскрыт процесс усвоения речи,принципы, также раскрыты типичные ошибки пр усвоении речи

Работа содержит 1 файл

Процесс усвоения родной речи.docx

— 43.34 Кб (Скачать)

Можно сказать,  что детское консонантное письмо –  пример  «нормальных»  графических  неправильностей,  поскольку с  трудностью выделения гласных звуков в словах может столкнуться каждый ребенок.  В детских написаниях часто оказывается отраженной слогообразующая  роль сонантов.   Примеры: КАРАБАЛЬ (корабль), ТЕАТОР (театр), ПЁТОР (Пётр), РУБЕЛЬ (рубль).  ТИГОР, ТИГАР, ТИГЫР (тигр).  В этих случаях призвук гласного интерпретируется ребенком как самостоятельная гласная фонема. Подавляющее количество детских графических неправильностей в одно - однозначном фонемно-графемном кодировании,  по нашему мнению,  связано с неверной идентификацией фонемы.

1. Неверная идентификация  гласных

В письменных текстах  детей встречаются факты смешения огубленных (лабиализованных)  гласных  фонем  /о/  и /u/ (реализованных  в звуках  [о] и  [у]): СКОЧАЛ (скучал), БУДОЩЕГО.

Особенно трудно опознать гласную,  которой предшествует губная согласная фонема:  ЗДРАСТВОЙ  (здравствуй).  Встречаются случаи уподобления огубленных:  ЖОЛОТЬ  (жёлудь),  ГОЛОБЬ  (голубь),  ДРУЖУНЫ  (дружины).В позиции после губной согласной иногда дети опознают неогубленную гласную как огубленную: БАБУЧКА (бабочка),  ВУРАБЙ  (воробей).  Буква  У в данных написаниях использована вследствие смешения фонем  /а/  и /u/  в позиции после губных согласных: /bábačka/ – /bábučka/,  /varabéj/ – /vurabéj/.  Еще более частотны случаи смешения огубленных гласных в позиции  после мягких согласных: ЗВЮЗДЫ  (звёзды), СЛЮЗЫ (слёзы), УТЁГ (утюг), БРЁКИ  (брюки), ВЕРБЛЕТ (верблюд). (В последнем  написании ребенком не проставлены  точки над Ё.)

2. Неверная идентификация  согласных

2.1. Наибольшие трудности у детей вызывает передача на письме аффрикат (/с/ – [ц] и /č/ – [ч]). При произнесении звуков [ц] и [ч] сомкнутые артикуляционные органы «не раскрываются сразу широко, а только приоткрываются, образуя щель для выхода воздуха». Усиленная артикуляция при проговаривании слов в процессе письма,  длительное произнесение щелевых и аффрикат порождают представленные ниже «ошибки».

Примечание [ММ1]: Нет,  он произносит звук. А фонему еще надо опознать.

2.1.1. Поэлементная передача аффрикат – ребенок передает отдельными буквами и смычку, и щелевую фазу: ГАРЧИТЦА (горчица), ЗАЯТЦ (заяц), ЯЩИРИЦЦА (ящерица),  ЧЧАЙНИК.

В работах логопедов  описан способ передачи фонемы  /с/  буквами Т и С: ЗАЯТС, ГОРЧИТСЯ. Интересно, но нами не зафиксирован такой  способ у детей, находящихся на начальных  этапах освоения письма, т.е. у детей, осуществляющих пофонемное письменное кодирование слов. Возможно, этот способ используют дети, уже имеющие опыт письма:  в их текстах взрослые исправляли ошибки типа СМЕЯЦА,  УМЫВАЕЦА,  и дети передают фонему  /с/ (звук  [ц])  буквосочетанием ТС и в  случаях,  когда надо писать букву  Ц.

В книге  «Дети  о языке»  представлено высказывание первоклассника, касающееся этого момента: Мама, все-таки я не понимаю: «медведица»  с мягким знаком пишется или без  мягкого?

Вероятно,  именно как своего рода гиперкоррекцию можно  трактовать следующее написание  первоклассника:  КРАСАВИТСЯ  (красавица).  Характерно тут использование буквы  Я после сочетания ТС: – буква  Я передает гласную фонему  /а/, а также маркирует мягкость предшествующей согласной фонемы, тогда как /с/ –  твердая согласная фонема.

2.1.2. Неполная передача аффрикат происходит в том случае, если дети передают смычку:  ТЬАПЛЯ (цапля),  ТЯЙ (чай);  или щелевую фазу аффрикаты:  СВЕТОЧЕК (цветочек), ЗВЕТЫ (цветы), АВСА (овца), БОЕЗ (боец), ЩАЕНИК (чайник).

2.1.3. Встречаются в детских текстах случаи уподобления аффрикат. Если в слове присутствуют две аффрикаты – и /с/  и /č/,  дети могут отобразить одну из них два раза:  ГАРЦИЦА (горчица), ЧЕРКАЧЬ (циркач).

2.1.4.  Смешение аффрикат:  ВИЦИНА  (ветчина),  ВОДИЦКА  (водичка),  ЩУПАЛЬЧЕ (щупальце), ЗАЯЧ (заяц).

2.2.  Как аффрикаты могут передаваться щелевые:  ЧОТКА (щетка),  ЧУКА (щука), РАЧОСКА (расчёска), ДЖЫНЦЫ (джинсы).

2.3. Иногда дети отражают на письме аффрицированность /t’/  и /d’/: МЕДВЕЦ (медведь), КРАВАЦ (кровать), ЦУЛЬПАН (тюльпан), СТРЙЦЕЛ (строитель).

2.4.  Аффрицированные /d’/  и /t’/  могут опознаваться детьми как щелевые:  КРОКЗИЛ (крокодил), СТРОИСЕЛЬ (строитель).

2.5.  Еще один пример  «нормальных»  детских неправильностей – смешение шумных согласных по глухости/звонкости в сильных позициях

 ТЕТУШКА (дедушка),  ТЭТИ  (дети),  ГВОЗЬТИ  (гвозди),  ДИЛИВАЗАР  (телевизор),  КРАГОДИЛ (крокодил), ЗОЗДАНО (создано).

Таким образом, одна из причин «ошибок» одно-однозначного фонемно-графемного кодирования –  неверная идентификация фонемы.  Мы считаем возможным детские  графические неправильности такого рода связывать с неосвоенностью алфавита, точнее –  с неосвоенностью плана выражения графемы,  или,  по выражению Л.Р. Зиндера,  с неосвоенностью основных значений букв. Безусловно, причину  неверной идентификации фонем можно  видеть в несформированности фонематических представлений у детей,  находящихся на начальных стадиях освоения письма.  Однако формирование фонематических представлений,  по нашему мнению,  связано с освоением письменной формы речи,  в частности,  с освоением основных значений букв.  В сознании взрослого человека понятия  «звук», «фонема»  по сути дела заменяются понятием  «буква». Буква в написании слова фиксирует фонему –  единицу его фонемного состава.  Написание слова есть не что иное,  как модель звучащего слова.  Как всякая модель написание слова представляет его звучание в обобщенном виде,  т.е.  не отражает аллофонов,  фиксируя фонему как инвариант. Дети, чей ментальный лексикон в его письменной репрезентации крайне ограничен,  прибегая к одно-однозначному фонемно-графемному кодированию.

Сильные позиции  для шумных согласных – это  позиция перед гласными: зуб, суп; позиция перед сонорными: срыть, взрыв; перед слабошумными /v/ и /v’/: свет, звенит.  Звучащих слов и имея дело с варьирующимися в зависимости  от фонетической позиции аллофонами, неизбежно будут ошибаться в  идентификации фонемы и выбирать букву, не подходящую для того, чтобы  записать слово нормативно, правильно.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Литература:

1.Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка: Учеб. пособ. – СПб., 1998. 

2.Дети о языке / Сост. С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисеева, Т. В. Кузьмина. – СПб., 2001. 

3.Зиндер Л.Р. Общая фонетика: Учебное пособие – М, 1979.

Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. – СПб., 1996. 

Информация о работе Процесс усвоения родной речи