Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:54, реферат
раскрыт процесс усвоения речи,принципы, также раскрыты типичные ошибки пр усвоении речи
Можно сказать, что детское консонантное письмо – пример «нормальных» графических неправильностей, поскольку с трудностью выделения гласных звуков в словах может столкнуться каждый ребенок. В детских написаниях часто оказывается отраженной слогообразующая роль сонантов. Примеры: КАРАБАЛЬ (корабль), ТЕАТОР (театр), ПЁТОР (Пётр), РУБЕЛЬ (рубль). ТИГОР, ТИГАР, ТИГЫР (тигр). В этих случаях призвук гласного интерпретируется ребенком как самостоятельная гласная фонема. Подавляющее количество детских графических неправильностей в одно - однозначном фонемно-графемном кодировании, по нашему мнению, связано с неверной идентификацией фонемы.
1. Неверная идентификация гласных
В письменных текстах
детей встречаются факты
Особенно трудно
опознать гласную, которой предшествует
губная согласная фонема: ЗДРАСТВОЙ
(здравствуй). Встречаются случаи
уподобления огубленных: ЖОЛОТЬ
(жёлудь), ГОЛОБЬ (голубь), ДРУЖУНЫ
(дружины).В позиции после
2. Неверная идентификация согласных
2.1. Наибольшие трудности у детей вызывает передача на письме аффрикат (/с/ – [ц] и /č/ – [ч]). При произнесении звуков [ц] и [ч] сомкнутые артикуляционные органы «не раскрываются сразу широко, а только приоткрываются, образуя щель для выхода воздуха». Усиленная артикуляция при проговаривании слов в процессе письма, длительное произнесение щелевых и аффрикат порождают представленные ниже «ошибки».
Примечание [ММ1]: Нет, он произносит звук. А фонему еще надо опознать.
2.1.1. Поэлементная передача аффрикат – ребенок передает отдельными буквами и смычку, и щелевую фазу: ГАРЧИТЦА (горчица), ЗАЯТЦ (заяц), ЯЩИРИЦЦА (ящерица), ЧЧАЙНИК.
В работах логопедов описан способ передачи фонемы /с/ буквами Т и С: ЗАЯТС, ГОРЧИТСЯ. Интересно, но нами не зафиксирован такой способ у детей, находящихся на начальных этапах освоения письма, т.е. у детей, осуществляющих пофонемное письменное кодирование слов. Возможно, этот способ используют дети, уже имеющие опыт письма: в их текстах взрослые исправляли ошибки типа СМЕЯЦА, УМЫВАЕЦА, и дети передают фонему /с/ (звук [ц]) буквосочетанием ТС и в случаях, когда надо писать букву Ц.
В книге «Дети о языке» представлено высказывание первоклассника, касающееся этого момента: Мама, все-таки я не понимаю: «медведица» с мягким знаком пишется или без мягкого?
Вероятно, именно как своего рода гиперкоррекцию можно трактовать следующее написание первоклассника: КРАСАВИТСЯ (красавица). Характерно тут использование буквы Я после сочетания ТС: – буква Я передает гласную фонему /а/, а также маркирует мягкость предшествующей согласной фонемы, тогда как /с/ – твердая согласная фонема.
2.1.2. Неполная передача аффрикат происходит в том случае, если дети передают смычку: ТЬАПЛЯ (цапля), ТЯЙ (чай); или щелевую фазу аффрикаты: СВЕТОЧЕК (цветочек), ЗВЕТЫ (цветы), АВСА (овца), БОЕЗ (боец), ЩАЕНИК (чайник).
2.1.3. Встречаются в детских текстах случаи уподобления аффрикат. Если в слове присутствуют две аффрикаты – и /с/ и /č/, дети могут отобразить одну из них два раза: ГАРЦИЦА (горчица), ЧЕРКАЧЬ (циркач).
2.1.4. Смешение аффрикат: ВИЦИНА (ветчина), ВОДИЦКА (водичка), ЩУПАЛЬЧЕ (щупальце), ЗАЯЧ (заяц).
2.2. Как аффрикаты могут передаваться щелевые: ЧОТКА (щетка), ЧУКА (щука), РАЧОСКА (расчёска), ДЖЫНЦЫ (джинсы).
2.3. Иногда дети отражают на письме аффрицированность /t’/ и /d’/: МЕДВЕЦ (медведь), КРАВАЦ (кровать), ЦУЛЬПАН (тюльпан), СТРЙЦЕЛ (строитель).
2.4. Аффрицированные /d’/ и /t’/ могут опознаваться детьми как щелевые: КРОКЗИЛ (крокодил), СТРОИСЕЛЬ (строитель).
2.5. Еще один пример «нормальных» детских неправильностей – смешение шумных согласных по глухости/звонкости в сильных позициях
ТЕТУШКА (дедушка), ТЭТИ (дети), ГВОЗЬТИ (гвозди), ДИЛИВАЗАР (телевизор), КРАГОДИЛ (крокодил), ЗОЗДАНО (создано).
Таким образом, одна из причин «ошибок» одно-однозначного фонемно-графемного кодирования – неверная идентификация фонемы. Мы считаем возможным детские графические неправильности такого рода связывать с неосвоенностью алфавита, точнее – с неосвоенностью плана выражения графемы, или, по выражению Л.Р. Зиндера, с неосвоенностью основных значений букв. Безусловно, причину неверной идентификации фонем можно видеть в несформированности фонематических представлений у детей, находящихся на начальных стадиях освоения письма. Однако формирование фонематических представлений, по нашему мнению, связано с освоением письменной формы речи, в частности, с освоением основных значений букв. В сознании взрослого человека понятия «звук», «фонема» по сути дела заменяются понятием «буква». Буква в написании слова фиксирует фонему – единицу его фонемного состава. Написание слова есть не что иное, как модель звучащего слова. Как всякая модель написание слова представляет его звучание в обобщенном виде, т.е. не отражает аллофонов, фиксируя фонему как инвариант. Дети, чей ментальный лексикон в его письменной репрезентации крайне ограничен, прибегая к одно-однозначному фонемно-графемному кодированию.
Сильные позиции
для шумных согласных – это
позиция перед гласными: зуб, суп;
позиция перед сонорными: срыть,
взрыв; перед слабошумными /v/ и /v’/:
свет, звенит. Звучащих слов и имея
дело с варьирующимися в зависимости
от фонетической позиции аллофонами,
неизбежно будут ошибаться в
идентификации фонемы и выбирать
букву, не подходящую для того, чтобы
записать слово нормативно, правильно.
1.Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка: Учеб. пособ. – СПб., 1998.
2.Дети о языке / Сост. С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисеева, Т. В. Кузьмина. – СПб., 2001.
3.Зиндер Л.Р. Общая фонетика: Учебное пособие – М, 1979.
Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. – СПб., 1996.