Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:03, контрольная работа
Огромный интерес вызывает отношение Стринберга к театру, его новаторские взгляды на сценическое искусство, оказавшееся в тупике ввиду устоявшихся мещанских вкусов. В своей программной статье Натуралистическая драма изложена концепция психологического театра, он выступает новым теоретиком. Стриндберг категоричен, создавая иллюзию действительности, он исключает персонажей-схем, где предугадывается смешная реплика или известная зрителю банальность. Своим персонажам он даёт возможность спорить и высказываться, перебивая и не слушая, «как это бывает в жизни... избегая всякой симметрии, математичности, свойственной диалогу, сконструированному на французский момент» – диалог в пьесах Стриндберга подвижен, характеры «более подвижные и истеричные», порой взрывное развитие получает то, что лишь мельком скользит ранее – сразу вспоминается «висящее ружьё» Чехова.
Проблематика пьесы А. Стриндберга «Фрёкен Жюли»
«И к тому же я выбрал... мотив, который вобщем-то далёк от современных политических конфликтов, хотя и тема социального восхождения или падения, конфликт высокого или низкого, лучшего или худшего, конфликт между мужчиной и женщиной были, суть и будут представлять неизменный интерес... Мои герои современны, они живут в переходное время, время эклектичное, истерическое... поэтому персонажи охвачены сомнением, расколоты, в них черты старого и нового...»
А. Стриндберг, «Предисловие к «Фрёкен Жюли»
«Кто перевел «Юлию»? Вот если бы Вы перевели рассказы Стринберга и выпустили бы в свет целый томик! Это замечательный писатель. Сила не совсем обыкновенная.»
А. Чехов, Письмо Шавровой Е. М.
Огромный интерес вызывает отношение Стринберга к театру, его новаторские взгляды на сценическое искусство, оказавшееся в тупике ввиду устоявшихся мещанских вкусов. В своей программной статье Натуралистическая драма изложена концепция психологического театра, он выступает новым теоретиком. Стриндберг категоричен, создавая иллюзию действительности, он исключает персонажей-схем, где предугадывается смешная реплика или известная зрителю банальность. Своим персонажам он даёт возможность спорить и высказываться, перебивая и не слушая, «как это бывает в жизни... избегая всякой симметрии, математичности, свойственной диалогу, сконструированному на французский момент» – диалог в пьесах Стриндберга подвижен, характеры «более подвижные и истеричные», порой взрывное развитие получает то, что лишь мельком скользит ранее – сразу вспоминается «висящее ружьё» Чехова.
Пьеса «Фрёкен Жюли», написанная в 1888 г. В Дании, – одна из наиболее значительных пьес в творчестве Стриндберга. По словам издателя К. О. Боньера, откзавшегося публиковать её, но тем не менее, признавая несомненные достоинства драматурга пьеса «слишком смелая и натуралистическая», потому что в ней затронута интимная и физиологическая сторона отношений между мужчиной и женщиной. Все ницшеанские и психоаналитические подробности драмы, ненависть графини к родному отцу, мужское воспитание, слабость аристократки к плебеям, мезальянс в семье её родителей, женская эмансипация – вот весь огромный пласт, столь важный для Стриндберга.
Единственная ночь накануне Ивана Купалы коснулась судьбы героев пьесы – графской дочери Жюли, камердинера Жана и служанки Кристины. Последняя ночь, напоенная сумасшедшим сладострастием, неподдающимся никаким логическим объяснениям, и ожиданием любви, спутавшая все сословные границы, бросила в объятия друг другу камердинера и графиню, запутала их отношения, подтолкнула к поступкам, о которых они задумались только с наступлением рассвета.
Героиня Стриндберга полночи бьется в истерике. То она решается немедля бежать с Жаном в Швейцарию и открыть там отель, покончить жизнь самоубийством, то бросается лакею на шею и требует слов любви, с презрением отталкивает его, то не может пошевелиться от страха, то превращается в кровожадную валькирию, грозящуюся съесть сердце своего любовника. Как быть с этим диким поведением своей героини? Двойственная сторона образа выражена в мучительной агонии: здесь страх и ужас, надежда и бессмысленные попытки повернуть события вспять. Чувства молодых людей сотканы из клубка противоречий, пылкая страсть сочетается с яростной неприязнью. Фрекен Жюли трогательна в своей попытке быть правдивой и искренней с прагматичным и самоуверенным Жаном, не способным по своей душевной организации, ее понять. Она «не может позволить себе жить, будучи обесчещенной» вооружившись бритвой кончает жизнь самоубийством.
Трагедию героини нельзя трактовать как падении героини с графом. Важнейший мотив судьбы героини мотив падения, воплощенный в навязчивом сне Фрёкен Жюли. Происходящее с ней в пьесе - «реальное» воплощение ее сна. Сон – необходимая и важнейшая категория театрального слова Стриндберга. Герои его камерных пьес, в которых на самом деле нет героев, одни персонажи живут по законам сновидений. И Фрекен Жюли, явная героиня, живущая по тем же законам. В каком-то смысле она «соткана из вещества того же, что наши сны». Происходящее с ней нельзя сводить к сюжету «падения» графини с лакеем. Сны героини говорят о том, что «пасть» ей, собственно, некуда - ведь влекущая ее роковая пропасть гораздо глубже интрижки с лакеем. Кстати, не случайно именно графиня Жюли заводит разговор о снах. Ей снится, что её тянет «вниз», как можно ниже, но только что-то её не пускает. Она естеством понимает, что «надо вниз», вряд ли сознательно, поэтому и выбирает самоубийство, но самоубийство «во сне» - в гипнотическом состоянии. Графиня принадлежит миру снов, миру сказочному и фантастическому, она рекрасно понимает и осознаёт неотвратимость собственной смерти. Символическое убийство чижика даёт понять читателю, что героиня обречена на верную гибель. Но её природа двойственна; краем своего существа Фрёкен Жюли всё же соприкасается с тем, что можно назвать реальным миром, с тем самым, в котором так прочно утвердились Жан и особенно символизирующая агрессивную стабильность реального мира кухарка Кристина. Фрёкен Жюли - существо хрупкое, психически неустойчивое, мистически одаренное, мечущееся между сновидениями и явью. В драме Стриндберга переплетаются сюрреалистические, натуралистические, реалистические и экспрессионисткие элементы. Сценическое действие - непрестанный поединок мужчины и женщины. Не только словесный, но и поединок внутренних состояний людей, которых судьба столкнула в загадочную Иванову ночь. Согласно фольклорной традиции, среди отмечающих этот религиозно-магический праздник временно отменяются все сословные рамки.
Причудливая биография пьесы, прочитанной во всех уголках земного шара, переведенной на десятки языков, включая эсперанто, завораживает: так много великих имен вписано в ее сценическую судьбу. Сам автор считал ее одним из своих шедевров. История гордой аристократки, соблазненной лакеем или соблазнившей его, привлекала в разные годы ярчайших творцов искусства ХХ века, таких как В.Мейерхольд и М.Рейнхардт, Л.Висконти и И.Бергман. В Швеции драма «Фрёкен Жюли» на долгие годы была запрещена цензурой. Лишь с 1906 года её начали с успехом ставить на сценах стокгольмских театров.
Из предисловия А.Стриндберга
Фрекен Жюли - современный
характер, но не потому, что тип полуженщины,
мужененавистницы, не существовал прежде,
а потому, что лишь теперь его открыли,
лишь он шумно заявил о себе. Жертва заблуждения
(поразившего и более сильные умы), будто
женщина, это недоразвитая форма человека
на пути к мужчине, владыке творения, творцу
культуры, равноценна или может быть равноценна
мужчине, запутывается в нелепом стремлении,
которое и становится причиной её гибели.
Нелепом потому, что недоразвитая форма,
управляемая законами размножения, всегда
будет рождаться недоразвитой и не сможет
догнать того, кто имеет преимущество,
согласно следующей формуле: А (мужчина)
и Б (женщина) выходят из одного и того
же пункта В; А (мужчина) со скоростью, скажем
100, и Б (женщина) со скоростью 60. Вопрос:
когда Б догонит А? — Ответ: Никогда! Ни
с помощью одинакового образования, равного
избирательного права, разоружения или
трезвости — это так же верно, как и то,
что две параллельные линии не пересекутся.
Полуженщина — это тип, который пробивает
себе дорогу, который продаётся теперь
за власть, ордена, знаки отличия, дипломы,
как прежде за деньги, и он свидетельствует
о вырождении. Это скверный вид, ибо он
недолговечен, но, к сожалению, он будет
ещё какое-то время плодиться распространяя
заключенное в нём зло; и благодаря мужчинам,
похоже неосознанно останавливающим на
них свой выбор, они размножаются производя
на свет существа неопределённого пола,
которые мучаются, но, к счастью, погибают
— либо от дисгармонии с действительностью,
либо от неудержимого прорыва подавленного
инстинкта, либо от разбитых надежд на
возможность встать вровень с мужчиной.
Тип трагический, разыгрывающий драму
отчаянной борьбы с природой, трагический,
как романтическое наследство, которое
сейчас развеивается натурализмом, стремящимся
только к счастью; а счастья заслуживают
лишь сильные и доброкачественные виды.
Информация о работе Проблематика пьесы А. Стриндберга "Фрекен Жюли"