Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 20:48, реферат
Целью исследования является изучение темы «Проблематика и тематика романа Уильяма Теккерея «Ярмарка Тщеславия»»
В рамках достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме;
2. Сказать об актуальности проблемы «Проблематика и тематика романа Уильяма Теккерея «Ярмарка Тщеславия»»;
3. Рассказать о творчестве писателя данного произведения;
4. Проанализировать произведение по нескольким пунктам.
Как и другие писатели его времени, Теккерей выступает в своем произведении всеведущим автором. Однако его всеведение не должно создавать впечатления, что он знает все о своих персонажах потому, что он их творец, что он сам все это сочинил. В известной мере Теккерей следует литературной традиции, характерной для английских романистов XVIII века, когда автор стремился представить себя читателю всего-навсего в роли издателя, редактора или доверенного лица. Теккерей говорит о себе как о "поверенном тайн" некоторых своих персонажей, о личном знакомстве с ними, он пишет о том, что узнал из первых рук... ("Как потом сообщил мне капитан Доббин", - в скобках заметит Теккерей, рассказывая о венчании Эмилии Седли".) Так скрепляется связь отошедших событий и современности, их близость, создается впечатление реальной основы повествования, бытовой и психологической достоверности описываемого. Тому же способствует частое вкрапление в авторскую речь "чужой речи" - речи персонажей, а иногда и слияние их. Вместе с тем эта взаимосвязь как бы непроизвольно, непосредственно выявляет отношение автора к персонажам и обстоятельствам.
Ярмарка тщеславия уподобляется Теккереем житейской ярмарке, где вершатся купля и продажа, где беспрерывная сутолока производит шум и гам, где публику увеселяет балаган и сама ярмарочная суета похожа на балаганное представление. Обширное повествование, разделенное на пятьдесят семь глав, Теккерей предваряет кратким введением, озаглавленным "Перед занавесом". Здесь автор называет себя Кукольником, выступающим на подмостках балагана перед началом представления. На ярмарке тщеславия дают представление разные балаганы, но и сама эта ярмарка являет собой балаган. Два аллегорических образа - ярмарки и балагана - оказываются сквозными в структуре этого масштабного повествования.
Теккерей называет свое повествование комическим повествованием и "человеческую комедию" разыгрывает в балагане с вывеской "Ярмарка Тщеславия". Снижение представлений о человеке и жизни - характерное явление реалистической литературы Англии, анализирующей верхние слои буржуазно-аристократического общества. Сниженные представления сказывались, в частности, в характере традиционных сравнений жизни с театром, человека с лицедеем. Соотечественник и современник Теккерея, проницательный и оригинальный критик буржуазной действительности своего времени
Ненависть Теккерея к ярмарке тщеславия, к марионеткам привилегированного балагана находила выход в решительном их обличении, однако замкнутость в обличаемой сфере, роль Кукольника, которую писатель избрал для себя как автор балаганной комедии, утомляли его, питали в нем настроение безысходности. Шутовская ирония играет у Теккерея существенную роль не только как средство сатиры, но и как форма самокритической рефлексии, вызванной горьким сознанием неосуществимости идеала.
Действие "Ярмарки Тщеславия" отнесено автором к 10-20-м годам XIX века, захватывает часть той исторической эпохи, которая изображена в романе Толстого "Война и мир". У Теккерея, как можно видеть хотя бы по некоторым эпизодам, была возможность расширить сферу творческого наблюдения, обратившись к проявлению высоких убеждений и чувств, вызванных подъемом патриотического настроения в условиях отпора наполеоновскому нашествию. В кратком эпизоде он отметил нравственное потрясение Джорджа Осборна, душевное очищение силой патриотического чувства, гражданского и воинского долга. Однако творческая мысль Теккерея не пошла в этом направлении, вернулась к "Снобам" и "Тщеславию", и читателю не представилась возможность проследить духовное развитие Джорджа Осборна на поле боя и в солдатской среде - он погиб в первом же сражении. У Теккерея был свой замысел, определившийся характером личного опыта, творческой склонности, гражданской позиции. Он исполнил творческий и гражданский долг, воплотив свой замысел в "Ярмарке Тщеславия", неувядающем произведении словесного искусства. Он обнажил и заклеймил порок тщеславия, охвативший современное ему общество словно эпидемическая болезнь, он сорвал маски со снобов, паразитов, хищников, лицемеров разного калибра и социального положения.
Теккерей
не изменил своей установке
Нет
сомнения, читатель с пониманием и благодарностью
отзовется на обращение к нему великого
английского писателя, гуманиста и гражданина,
с удовольствием и пользой для себя прочитает
эту замечательную книгу.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что первая глава посвящена, как мы выяснили великому английскому писателю Уильяму Мейкпису Теккерею. Мы рассмотрели его биографию и показали какое место он занимает в развитии английской и мировой литературы.
Во второй главе мы обозначили проблематику и тематику данного произведения, начиная непосредственно с истории написания данного произведения.
Из всего, что было сказано и проанализировано
в этом реферате, выходит, что Ярмарка
– это главный символ, то есть обобщенный
образ Англии, общества, где царствуют
законы купли – продажи. Хотя действие
книги происходит в начале XIX века, Теккерей
рассуждает о своих современниках и современных
ему нравах. И даже более. Образы, упомянутые
в произведении, являются общими, одновременно
представителями всех времен и народов.
Происходящее он, прежде всего, оценивает
с нравственной точки зрения. Но обличительная
сила книги, безжалостно критикующей буржуазное
общество и основную его движущую силу
— деньги, не стала меньше при такой авторской
позиции. О том, что во всем виноваты деньги,
свидетельствует и само название романа.
Вот почему именно это произведение и
вознесло славу самого Уильяма Теккерея:
его книга навсегда вошла в память британского
народа.
Список
литературы
1. Вахрушев В. С. Жанр и стиль "Ярмарки
тщеславия" У. Теккерея//Взаимодействие
методов, жанров и литератур. - Ижевск,
1981. - С. 47-59.
2. Вахрушев В. С. Изображение исторического
процесса в произведениях Теккерея//Материалы
X науч. конф. литературоведов Поволжья.
- Ульяновск, 1969. - С. 199-200.
3. Вахрушев В. С., Соколянский М. Г. Теккерей
- критик Филдинга//Проблемы развития реализма
в зарубежной литературе XIX-XX веков. - Киев;
Одесса, 1978. - С. 64-70.
4. Гениева Е. Ю. Уильям Мейкпис Теккерей
(1811 -1863)//История зарубежной литературы.
- М., 1983. - Ч. 2. - С. 255-274.
5. Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение.
- Л.: Наука, 1979. О Теккерее, его отрицательном
отношении к романтизму, с. 146.
6. Ивашева В. В. За щитом скептицизма: У.
М. Теккерей, 1811 - 1863//Ивашева В. В. Английский
реалистический роман в его современном
звучании. - М., 1974. - С. 193-263.
7. Ивашева В. В. Творчество Теккерея. М.,
1959.
8. Лапидус Н. И. Уильям Теккерей//3арубежная
литература XIX-XX веков/ Лапидус Н. И., Мицкевич
Б. П., Тимофеева В. М., Факторович Д. Е. -
М., 1964. - С. 65-68.
9. Михальская Н.П. История английской литературы, М, 1998
10. Муравьев Д. П. Введенский
// Краткая литературная энциклопедия.
- М., 1962. - Т. 1. - С. 875. Упоминание о Теккерее.
11. Соловьева Н. А. У. М. Теккерей//Соловьева
Н. А. История зарубежной литературы XIX
в. - М., 1970. - Ч. 2. - С. 24-26.
12. Сохань А. М. Романы В. Теккерея о современности:
Автореф. дис. ...канд. филол. наук. - М., 1964.
- 25 с.
13. Теккерей У. М. Творчество. Воспоминания.
Библиография. М., "Книжная палата",
1983.
14. Урнов М. В. Предисловие//Теккерей
У. Ярмарка тщеславия: Роман без героя.
- М., 1982. - Ч. 1,- С. 5-18.
Информация о работе Проблематика и тематика романа Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия»