Проблематика и тематика романа Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 20:48, реферат

Описание работы

Целью исследования является изучение темы «Проблематика и тематика романа Уильяма Теккерея «Ярмарка Тщеславия»»

В рамках достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной теме;

2. Сказать об актуальности проблемы «Проблематика и тематика романа Уильяма Теккерея «Ярмарка Тщеславия»»;

3. Рассказать о творчестве писателя данного произведения;

4. Проанализировать произведение по нескольким пунктам.

Работа содержит 1 файл

Зарубежная литература реферат.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

Введение 

      Представленная  работа посвящена теме «Проблематика  и тематика романа Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия»». Проблема данного  исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

      Вопросам  исследования посвящено множество  работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий  характер. Однако требуется учет современных  условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

      Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Проблематика и тематика романа Уильяма Теккерея «Ярмарка Тщеславия»» определяют несомненную новизну данного реферата.

      Актуальность  этой работы обусловлена, с одной  стороны, большим интересом к  теме «Проблематика и тематика романа Уильяма Теккерея «Ярмарка Тщеславия»»  в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Объектом  данного исследования является анализ условий «Проблематика и тематика романа Уильяма Теккерея «Ярмарка Тщеславия»»

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного реферата.

Целью исследования является изучение темы «Проблематика и тематика романа Уильяма Теккерея «Ярмарка Тщеславия»»

В рамках достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

      1. Изучить литературу по данной  теме;

      2. Сказать об актуальности проблемы  «Проблематика и тематика романа  Уильяма Теккерея «Ярмарка Тщеславия»»;

      3. Рассказать о творчестве писателя  данного произведения;

      4. Проанализировать произведение по нескольким пунктам.

      Работа  имеет традиционную структуру и  включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список литературы.

      Во  введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи реферата. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I Творчество Уильяма  Теккерея

1.1     Биография Уильяма  Теккерея 

      Уильям  Мейкпис Теккерей (William Makepeace Thackeray) (1811-1863), английский писатель, автор знаменитого  романа "Ярмарка тщеславия". Родился  18 июля 1811 года в Калькутте (Индия) в семье высокопоставленного чиновника Ост-Индской компании. Шести лет был отправлен в Лондон для учебы. Учился в частных школах и в 1822-1828 годах в Чартерхаус-скул. Вскоре в Лондон переехала и мать, после смерти мужа вторично вышедшая замуж. После школы Теккерей поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета.

      Поначалу  Теккерей пробовал себя в графике  и живописи. Он брал уроки рисования  в Париже, впоследствии иллюстрировал  свои произведения. В 1836 году едва не состоялся его творческий союз с Диккенсом, искавшим художника для "Посмертных записок Пиквикского клуба". Женившись в том же году на Изабелле Шо, он всерьез обратился к литературе. В последующее десятилетие сочинения Теккерея в малых жанрах (зачастую под псевдонимами) украшали страницы лучших периодических изданий того времени.

      Семейная  жизнь Теккерея складывалась драматически. У него родились три дочери, но из-за развившейся душевной болезни жены супруги вынуждены были расстаться. Теккерей вернулся к холостяцкой жизни, отдав двух дочерей (третья умерла) на попечение матери и отчима. В 1846 году он купил дом и перевез туда дочерей.

      Слава и материальное благополучие пришли к Теккерею в 1847-1848 годах, когда ежемесячными выпусками издавалась "Ярмарка  тщеславия" ("Vanity Fair"). Роман повествует о тесно связанных между собой, но во многом противоположных судьбах двух подруг по пансиону; время действия - первые десятилетия 19 века. В образе яркой авантюристки Ребекки Шарп, ради положения в обществе забывшей о совести и чести, писатель дал исторически конкретный английский вариант бальзаковского Растиньяка. Название романа и всеобъемлющий образ "ярмарки житейской суеты" пришли из аллегорического романа Д. Беньяна "Путь паломника". Обнажив глубоко поразившие общество лицемерие, эгоизм и моральную нечистоплотность, Теккерей дал многозначительный подзаголовок своему остросатирическому роману: "Роман без героя".

Духом критицизма проникнуты и другие масштабные романы Теккерея: "Пенденнис" ("Pendennis", 1848-1850), "История Генри Эсмонда" ("The History of Henry Esmond", 1852), "Ньюкомы" ("The Newcomes", 1853-1855), "Виргинцы" ("The Virginians", 1857-1859), "Приключения Филиппа" ("The Adventures of Philip", 1861-1862). Писатель находил время и для более скромных литературных предприятий: выпустил пять рождественских книг (среди них хрестоматийное "Кольцо и роза" - "The Rose and the Ring", 1854), писал стихи и баллады, читал лекции в Англии и Америке (изданы в 1853 году под названием "Английские юмористы XVIII века" - "The English Humourists of the Eighteenth Century"), редактировал журнал "Корнхилл" ("Cornhill", 1860-1862), где вышли его "Ловел, вдовец" ("Lovel the Widower", 1860), "Филипп" и "Заметки о разных разностях" ("Roundabout Papers", 1860-1863) - серия очерков, написанных с великолепной легкостью и демонстрирующих мудрую зрелость его взглядов на жизнь. Два года спустя Теккерей оставил журнал и приступил к новому роману, "Дени Дюваль" ("Denis Duval", 1864). Роман не был закончен - писатель умер в Лондоне 24 декабря 1863 года.

      В романах, рассказах и очерках  Теккерея развернута широчайшая картина "человеческого бытия, однако она  не охватывает все социальные группы в равной степени: низшие классы представлены относительно мало. Писатель имел дело в основном с высшими кругами общества и особенно интересовался людьми, поднявшимися предосудительным образом, из милости либо благодаря тугому кошельку. Он вывел эту многоликую породу в "Книге снобов" ("The Book of Snobs", 1846-1847). Британцу, утверждал Теккерей, свойственно стремление любыми способами занять более высокое положение.

      Теккерей  любил рассказывать истории и  комментировать их в процессе рассказа. Даже повествуя о современности, он играл роль историка: избранный  материал представляет общественное достояние, и по отношению к нему должно выдерживать дистанцию. В финале "Ярмарки тщеславия" Теккерей пошел еще дальше, представившись "кукольником". Эта блистательная находка подключила технику кукловода к искусству ведения рассказа. Автор свободно толкует о своих персонажах и ходе действия, словно читатель сидит бок о бок с ним и они вместе наблюдают фантасмагорию спектакля. Образ читателя-собеседника (у Филдинга - читателя-друга) обогатил искусство повествования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2     Место писателя  в развитии английской и мировой литературы 

      Одним из самых известных имен как в  английской, так и в мировой  литературе является имя Уильяма  Теккерея. Он вошел в мировую литературу со своим романом "Ярмарка Тщеславия".

      Это произведение стало вершиной творчества писателя. "Ярмарка Тщеславия" вобрала в себя все то, что было сделано Теккереем-художником за десять предшествующих лет.

      Уильям  Мейкпис Теккерей (1811-1863) давно занял  свое заслуженное место среди  классиков мировой литературы, и  сегодня уже никто не сомневается  в силе его дарования и значении его наследия.

      Но  слава пришла к Теккерею поздно, и признание далось ему не легко.

      О Теккерее как крупнейшей литературной силе, единственном сопернике Диккенса в Англии, заговорили только тогда, когда вышла его знаменитая "Ярмарка тщеславия". А вышла она на половине творческого пути большого мастера, когда тяжелая болезнь уже подтачивала его силы и жить ему оставалось не так много .

      Творчество  Теккерея составляет одну из вершин английской литературы XIX века. Теккерей, как и Диккенс, является создателем английского реалистического социального романа.

   Вклад Теккерея в развитие английского  и европейского реализма нового типа огромен. Теккерей — создатель подлинно критического и психологического направления  в английской литературе этого периода.

   В некрологе на смерть Теккерея критик Дэвид Мейзон писал о нем в  журнале «Читатель»: «...апостол и  представитель реализма, писатель, настаивающий на необходимости быть ближе к природе и факту, правдиво и полно изображавший явления  своего времени».  
 
 

Глава II Тематика и проблематика произведения «Ярмарка тщеславия»

2.1 История создания произведения 

Одним из самых известных имен, как в  английской, так и в мировой  литературе является имя Уильяма Теккерея. Самое известное его произведение - «Ярмарка тщеславия» (1848; в прежних русских переводах заглавие передано более точно -«Базар житейской суеты») обращено к прошлому, хотя и близкому: действие происходит в годы наполеоновских войн. Создатель романа заимствовал название у писателя XVII в. Джона Бэньяна, который в своей аллегории «Путь паломника» изобразил, как герой во время странствия в Град Спасения попадает на «ярмарку житейской суеты», где можно приобрести все, что угодно: дома, земли, титулы, жен, мужей. Когда Теккерей приступал к работе над «Ярмаркой тщеславия», он был известен только в кругу профессионалов-литераторов, после же публикации романа он выдвинулся в первый ряд современных писателей и стал соперником самого Диккенса. Вероятно, Теккерей сознавал, что совершает серьезный и важный шаг: «Ярмарка» - первое произведение, которое он подписал своим именем. Воссоздавая судьбы двух подруг по пансиону, принадлежащих к разным социальным слоям, Теккерей добился органического соотнесения частной и исторической жизни: почти не соприкасаясь впрямую, они постоянно оттесняют друг друга. Роман, представляющий собой достоверную картину английского общества изображаемого времени, затрагивает сложную этическую проблематику. Она связана с духовным самоопределением личности в условиях, когда доминирует все «суетное, злонравное, сумасбродное, полное фальши и притворства» Это произведение стало вершиной творчества писателя. «Ярмарка тщеславия» вобрала в себя все то, что было создано Теккереем-художником за десять предшествующих лет, продолжила то, что было намечено в «Книге снобов». 

2.2 Черты социально  – бытового и исторического романа в произведении

В «Ярмарке тщеславия», хотя роман этот по своим  жанровым признакам скорее социально-бытовой, а не исторический, отразились взгляды автора на способ изображения исторических событий в художественном произведении. Следует подчеркнуть, что в нем четко просматриваются элементы плутовского романа, с которым прекрасно был ознакомлен автор. Эти элементы четко прослеживается в судьбах двух главных героинь, особенно Ребекки Шарп.

Необходимо  видеть еще и глубинную, ускользающую от поверхностного взгляда (каким нередко бывает взгляд официального историографа) связь между историческим событием и повседневными судьбами незаметных, рядовых людей. Уильям Теккерей полагал, что об истории нельзя судить только по официальному парадному фасаду. Разорение старика Седли, вдовство Эмилии, сиротство ее сына -- все это, как показал автор, не менее значительные события, чем деяния полководцев и монархов, прославленных официальной историей.

Гениева Е. Ю. пишет, что в произведении «Ярмарка тщеславия» художественное пространство определено двумя параметрами - макро- и микромиром. Здесь развертывается широкая панорама английской жизни  первой половины XIX века. В нем изображены столица Британской империи, ее пригороды, поместья и большие дороги. События романа происходят в Англии, переносятся в Бельгию, Францию, Германию, Италию, говорится об Индии и Африке. Места, упомянутые в произведении, являются фоном или основой для всех событий, происходящих в «Ярмарке тщеславия». Это - макромир, противопоставленный узкому и замкнутому микромиру, который позволяет увидеть внутренний мир человека. 
 
 
 

    2.3 Теккерей о Ярмарке Тщеславия

    Англия, начало XIX в. Европа воюет с Наполеоном, но это не мешает множеству людей, одержимых честолюбием, продолжать погоню за мирскими благами - состоянием, титулами, чинами. Ярмарка Тщеславия, Базар Житейской Суеты бурлит сильно и мощно...

      Теккерей-рисовальщик, взявшись иллюстрировать свой роман, изобразил  его персонажей в современных костюмах, вероятно, потому, что тщеславие, спесь, суета не остались в прошлом. Историческая тема понадобилась ему для того главным образом, чтобы утвердить значительность сюжета и его достоверность, подчеркнуть устойчивость тех явлений, которые он объединяет образным наименованием: "Ярмарка Тщеславия".

Информация о работе Проблематика и тематика романа Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия»