Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 20:48, реферат
Целью исследования является изучение темы «Проблематика и тематика романа Уильяма Теккерея «Ярмарка Тщеславия»»
В рамках достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме;
2. Сказать об актуальности проблемы «Проблематика и тематика романа Уильяма Теккерея «Ярмарка Тщеславия»»;
3. Рассказать о творчестве писателя данного произведения;
4. Проанализировать произведение по нескольким пунктам.
Введение
Представленная работа посвящена теме «Проблематика и тематика романа Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия»». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Проблематика и тематика романа Уильяма Теккерея «Ярмарка Тщеславия»» определяют несомненную новизну данного реферата.
Актуальность этой работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Проблематика и тематика романа Уильяма Теккерея «Ярмарка Тщеславия»» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Объектом
данного исследования является анализ
условий «Проблематика и
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного реферата.
Целью исследования является изучение темы «Проблематика и тематика романа Уильяма Теккерея «Ярмарка Тщеславия»»
В рамках достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме;
2.
Сказать об актуальности
3.
Рассказать о творчестве
4. Проанализировать произведение по нескольким пунктам.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список литературы.
Во
введении обоснована актуальность выбора
темы, поставлены цель и задачи реферата.
Глава I Творчество Уильяма Теккерея
1.1
Биография Уильяма
Теккерея
Уильям Мейкпис Теккерей (William Makepeace Thackeray) (1811-1863), английский писатель, автор знаменитого романа "Ярмарка тщеславия". Родился 18 июля 1811 года в Калькутте (Индия) в семье высокопоставленного чиновника Ост-Индской компании. Шести лет был отправлен в Лондон для учебы. Учился в частных школах и в 1822-1828 годах в Чартерхаус-скул. Вскоре в Лондон переехала и мать, после смерти мужа вторично вышедшая замуж. После школы Теккерей поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета.
Поначалу Теккерей пробовал себя в графике и живописи. Он брал уроки рисования в Париже, впоследствии иллюстрировал свои произведения. В 1836 году едва не состоялся его творческий союз с Диккенсом, искавшим художника для "Посмертных записок Пиквикского клуба". Женившись в том же году на Изабелле Шо, он всерьез обратился к литературе. В последующее десятилетие сочинения Теккерея в малых жанрах (зачастую под псевдонимами) украшали страницы лучших периодических изданий того времени.
Семейная жизнь Теккерея складывалась драматически. У него родились три дочери, но из-за развившейся душевной болезни жены супруги вынуждены были расстаться. Теккерей вернулся к холостяцкой жизни, отдав двух дочерей (третья умерла) на попечение матери и отчима. В 1846 году он купил дом и перевез туда дочерей.
Слава и материальное благополучие пришли к Теккерею в 1847-1848 годах, когда ежемесячными выпусками издавалась "Ярмарка тщеславия" ("Vanity Fair"). Роман повествует о тесно связанных между собой, но во многом противоположных судьбах двух подруг по пансиону; время действия - первые десятилетия 19 века. В образе яркой авантюристки Ребекки Шарп, ради положения в обществе забывшей о совести и чести, писатель дал исторически конкретный английский вариант бальзаковского Растиньяка. Название романа и всеобъемлющий образ "ярмарки житейской суеты" пришли из аллегорического романа Д. Беньяна "Путь паломника". Обнажив глубоко поразившие общество лицемерие, эгоизм и моральную нечистоплотность, Теккерей дал многозначительный подзаголовок своему остросатирическому роману: "Роман без героя".
Духом критицизма проникнуты и другие масштабные романы Теккерея: "Пенденнис" ("Pendennis", 1848-1850), "История Генри Эсмонда" ("The History of Henry Esmond", 1852), "Ньюкомы" ("The Newcomes", 1853-1855), "Виргинцы" ("The Virginians", 1857-1859), "Приключения Филиппа" ("The Adventures of Philip", 1861-1862). Писатель находил время и для более скромных литературных предприятий: выпустил пять рождественских книг (среди них хрестоматийное "Кольцо и роза" - "The Rose and the Ring", 1854), писал стихи и баллады, читал лекции в Англии и Америке (изданы в 1853 году под названием "Английские юмористы XVIII века" - "The English Humourists of the Eighteenth Century"), редактировал журнал "Корнхилл" ("Cornhill", 1860-1862), где вышли его "Ловел, вдовец" ("Lovel the Widower", 1860), "Филипп" и "Заметки о разных разностях" ("Roundabout Papers", 1860-1863) - серия очерков, написанных с великолепной легкостью и демонстрирующих мудрую зрелость его взглядов на жизнь. Два года спустя Теккерей оставил журнал и приступил к новому роману, "Дени Дюваль" ("Denis Duval", 1864). Роман не был закончен - писатель умер в Лондоне 24 декабря 1863 года.
В романах, рассказах и очерках Теккерея развернута широчайшая картина "человеческого бытия, однако она не охватывает все социальные группы в равной степени: низшие классы представлены относительно мало. Писатель имел дело в основном с высшими кругами общества и особенно интересовался людьми, поднявшимися предосудительным образом, из милости либо благодаря тугому кошельку. Он вывел эту многоликую породу в "Книге снобов" ("The Book of Snobs", 1846-1847). Британцу, утверждал Теккерей, свойственно стремление любыми способами занять более высокое положение.
Теккерей
любил рассказывать истории и
комментировать их в процессе рассказа.
Даже повествуя о современности,
он играл роль историка: избранный
материал представляет общественное достояние,
и по отношению к нему должно выдерживать
дистанцию. В финале "Ярмарки тщеславия"
Теккерей пошел еще дальше, представившись
"кукольником". Эта блистательная
находка подключила технику кукловода
к искусству ведения рассказа. Автор свободно
толкует о своих персонажах и ходе действия,
словно читатель сидит бок о бок с ним
и они вместе наблюдают фантасмагорию
спектакля. Образ читателя-собеседника
(у Филдинга - читателя-друга) обогатил
искусство повествования.
1.2
Место писателя
в развитии английской
и мировой литературы
Одним из самых известных имен как в английской, так и в мировой литературе является имя Уильяма Теккерея. Он вошел в мировую литературу со своим романом "Ярмарка Тщеславия".
Это произведение стало вершиной творчества писателя. "Ярмарка Тщеславия" вобрала в себя все то, что было сделано Теккереем-художником за десять предшествующих лет.
Уильям Мейкпис Теккерей (1811-1863) давно занял свое заслуженное место среди классиков мировой литературы, и сегодня уже никто не сомневается в силе его дарования и значении его наследия.
Но слава пришла к Теккерею поздно, и признание далось ему не легко.
О Теккерее как крупнейшей литературной силе, единственном сопернике Диккенса в Англии, заговорили только тогда, когда вышла его знаменитая "Ярмарка тщеславия". А вышла она на половине творческого пути большого мастера, когда тяжелая болезнь уже подтачивала его силы и жить ему оставалось не так много .
Творчество Теккерея составляет одну из вершин английской литературы XIX века. Теккерей, как и Диккенс, является создателем английского реалистического социального романа.
Вклад Теккерея в развитие английского и европейского реализма нового типа огромен. Теккерей — создатель подлинно критического и психологического направления в английской литературе этого периода.
В
некрологе на смерть Теккерея критик
Дэвид Мейзон писал о нем в
журнале «Читатель»: «...апостол и
представитель реализма, писатель,
настаивающий на необходимости быть
ближе к природе и факту, правдиво
и полно изображавший явления
своего времени».
Глава II Тематика и проблематика произведения «Ярмарка тщеславия»
2.1
История создания произведения
Одним
из самых известных имен, как в
английской, так и в мировой
литературе является имя Уильяма Теккерея.
Самое известное его произведение - «Ярмарка
тщеславия» (1848; в прежних русских переводах
заглавие передано более точно -«Базар
житейской суеты») обращено к прошлому,
хотя и близкому: действие происходит
в годы наполеоновских войн. Создатель
романа заимствовал название у писателя
XVII в. Джона Бэньяна, который в своей аллегории
«Путь паломника» изобразил, как герой
во время странствия в Град Спасения попадает
на «ярмарку житейской суеты», где можно
приобрести все, что угодно: дома, земли,
титулы, жен, мужей. Когда Теккерей приступал
к работе над «Ярмаркой тщеславия», он
был известен только в кругу профессионалов-литераторов,
после же публикации романа он выдвинулся
в первый ряд современных писателей и
стал соперником самого Диккенса. Вероятно,
Теккерей сознавал, что совершает серьезный
и важный шаг: «Ярмарка» - первое произведение,
которое он подписал своим именем. Воссоздавая
судьбы двух подруг по пансиону, принадлежащих
к разным социальным слоям, Теккерей добился
органического соотнесения частной и
исторической жизни: почти не соприкасаясь
впрямую, они постоянно оттесняют друг
друга. Роман, представляющий собой достоверную
картину английского общества изображаемого
времени, затрагивает сложную этическую
проблематику. Она связана с духовным
самоопределением личности в условиях,
когда доминирует все «суетное, злонравное,
сумасбродное, полное фальши и притворства»
Это произведение стало вершиной творчества
писателя. «Ярмарка тщеславия» вобрала
в себя все то, что было создано Теккереем-художником
за десять предшествующих лет, продолжила
то, что было намечено в «Книге снобов».
2.2 Черты социально – бытового и исторического романа в произведении
В «Ярмарке тщеславия», хотя роман этот по своим жанровым признакам скорее социально-бытовой, а не исторический, отразились взгляды автора на способ изображения исторических событий в художественном произведении. Следует подчеркнуть, что в нем четко просматриваются элементы плутовского романа, с которым прекрасно был ознакомлен автор. Эти элементы четко прослеживается в судьбах двух главных героинь, особенно Ребекки Шарп.
Необходимо видеть еще и глубинную, ускользающую от поверхностного взгляда (каким нередко бывает взгляд официального историографа) связь между историческим событием и повседневными судьбами незаметных, рядовых людей. Уильям Теккерей полагал, что об истории нельзя судить только по официальному парадному фасаду. Разорение старика Седли, вдовство Эмилии, сиротство ее сына -- все это, как показал автор, не менее значительные события, чем деяния полководцев и монархов, прославленных официальной историей.
Гениева
Е. Ю. пишет, что в произведении «Ярмарка
тщеславия» художественное пространство
определено двумя параметрами - макро-
и микромиром. Здесь развертывается
широкая панорама английской жизни
первой половины XIX века. В нем изображены
столица Британской империи, ее пригороды,
поместья и большие дороги. События романа
происходят в Англии, переносятся в Бельгию,
Францию, Германию, Италию, говорится об
Индии и Африке. Места, упомянутые в произведении,
являются фоном или основой для всех событий,
происходящих в «Ярмарке тщеславия». Это
- макромир, противопоставленный узкому
и замкнутому микромиру, который позволяет
увидеть внутренний мир человека.
2.3 Теккерей о Ярмарке Тщеславия
Англия, начало XIX в. Европа воюет с Наполеоном, но это не мешает множеству людей, одержимых честолюбием, продолжать погоню за мирскими благами - состоянием, титулами, чинами. Ярмарка Тщеславия, Базар Житейской Суеты бурлит сильно и мощно...
Теккерей-рисовальщик, взявшись иллюстрировать свой роман, изобразил его персонажей в современных костюмах, вероятно, потому, что тщеславие, спесь, суета не остались в прошлом. Историческая тема понадобилась ему для того главным образом, чтобы утвердить значительность сюжета и его достоверность, подчеркнуть устойчивость тех явлений, которые он объединяет образным наименованием: "Ярмарка Тщеславия".
Информация о работе Проблематика и тематика романа Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия»