Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 10:37, реферат
Целью моей работы является рассмотрение некоторых значимых аспектов изображения душевных волнений персонажей в романе И.С.Тургенева «Дворянское гнездо». Задачей моего исследования является:Обобщить и систематизировать научную литературу по теме, рассмотреть особенности изображения душевного волнения в романе Тургенева «Дворянское гнездо».
Введение
Представления о счастье И.С.Тургенева
Связь романа «Дворянское гнездо» с другими ароизведениями И.С.Тургенева
Душевное беспокойство и потребность деятельности в романе. «Гамлет и Дон Кихот»
Проблематика счастья в романе
Библиографический список
Знакомя нас с Леммом, автор пишет: «В течение двадцати лет бедный
немец пытал свое счастье: побывал у различных господ, жил в Москве, и в
губернских городах, терпел и сносил многое, узнал нищету, бился как рыба
об лед; но мысль о возвращении на родину не покидала его среди всех бед-
ствий, которым он подвергался; она только одна его и поддерживала. Судь-
бе, однако, не было угодно порадовать его этим последним и первым сча-
стьем».
Старый немец-музыкант не только не добился успехов в России, но и
лишился «последнего и первого счастья» — вернуться на родину. Знамена-
тельны определения, стоящие рядом с этим понятием счастья (быть на ро-
дине), последнее и первое, т. е. сводящее начало и концы человеческой
жизни, являющееся по сути своей онтологическим.
В романе счастливым себя называет Михалевич. Неслучайно спор его с
Лаврецким, в основном, сводится к вопросам счастья и долга. Михалевич
считает, что счастье — это самонаслаждение, стремление жить только для
себя, в то время, «когда на каждой отдельной личности лежит долг». Для людей, подобных ему, «реальны и существенны нравствен-
ные обязательства личности перед обществом, историей, прогрессом нации
и человечества». Вот почему Михалевич говорит о себе, что «он очистил-
ся в горниле бед, — и тут же несколько раз назвал себя счастливым челове-
ком, сравнил себя с птицей небесной, с лилией долины…» .
Однако писатель совсем не употребляет слова “счастье”, когда рассказывает
о Паншине, Варваре Павловне, Марье Дмитриевне. Примечателен в романе
такой факт. В VI главе Тургенев дает нам историю Паншина. Он подчерки-
вает его преуспеяние в жизни, его благополучие, но ни разу не употребляет
при этом слово «счастье». В вариантах текста мы встречаем его: «Он (Пан-
шин. — Л.И.) верил в свое счастье, ему (легко) жилось легко. Паншин ве-
рил в себя, в совой ум, в свою проницательность, в свое счастье» (С., VII,
309). Однако в каноническом тексте фраза звучит иначе: «Паншин твердо
верил в себя, в свой ум, в свою проницательность, он шел вперед смело и
весело, полным махом; жизнь его текла как по маслу» (С., VII, 134), т. е. из
нее извлечено слово «счастье».
Не употребляется оно и в связи с Варварой Павловной. Только однажды
произносит его она сама. Обращаясь к Марье Дмитриевне, она говорит:
«Хотите вы меня осчастливить — распоряжайтесь мною, как вашей собст-
венностью» (С., VII, 256). Но звучит оно здесь явно для подчеркивания ав-
торской иронии.
Вместе
с тем Тургенев часто
говорит о персонажах, не вызывающих у него симпатии. «Марья Дмитри-
евна, как истая эгоистка, ничего не подозревала» (С., VII, 228), — пишет он,
когда хочет подчеркнуть глухоту этой женщины по отношению к дочери,
их духовное различие.
О том, что он прослыл за эгоиста, говорит Паншин. И обращаясь к Лизе,
спрашивает: «Ну а вы?.. я вам тоже кажусь эгоистом?» (С., VII, 141). Отца
Лаврецкого Тургенев называет «застарелым эгоистом» (С., VII, 164).
Таким образом, Тургенев не только решает проблему соотнесенности
счастья и долга, но и употребляет эти понятия для характеристики своих
героев, как бы исходя из сложившихся в его время концептов этих важных
для него слов.
Обращаясь
к философскому толкованию
мы должны заметить, что оно связано с общими философскими представ-
лениями о жизни. По мнению писателя, «жизнь — это красноватая искорка
в мрачном и немом океане Вечности — это единственное мгновение, кото-
рое вам принадлежит» (П., I, 458). Отсюда и его представления о краткости
и непрочности
счастья, о его мгновенной вспышке
в человеческой жизни.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Богословский Н. Тургенев. М., 1961.
2. Винникова Г. Тургенев и Россия. М., 1986.
3. Добролюбов Н. Избранные статьи// Когда же придет настоящий день. М., 1980.
4. Курлендская Г. И.С. Тургенев и русская литература.- М., 1980.
5. Писарев Д. Собрание сочинений в 9-ти томах, т.6.М.-Л., 1962.
6. Салим А. Тургенев – художник мыслитель. М.,1983.
7. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1990.
8. Тургенев И. Отцы и дети. Рудин. Дворянское гнездо.- Минск,1987.
Информация о работе Проблема счастья и долга в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»