Проблема счастья и долга в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 10:37, реферат

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение некоторых значимых аспектов изображения душевных волнений персонажей в романе И.С.Тургенева «Дворянское гнездо». Задачей моего исследования является:Обобщить и систематизировать научную литературу по теме, рассмотреть особенности изображения душевного волнения в романе Тургенева «Дворянское гнездо».

Содержание

Введение
Представления о счастье И.С.Тургенева
Связь романа «Дворянское гнездо» с другими ароизведениями И.С.Тургенева
Душевное беспокойство и потребность деятельности в романе. «Гамлет и Дон Кихот»
Проблематика счастья в романе
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

готовый реферат.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Знакомя нас  с Леммом, автор пишет: «В течение  двадцати лет бедный

немец пытал  свое счастье: побывал у различных господ, жил в Москве, и в

губернских городах, терпел и сносил многое, узнал нищету, бился как рыба

об лед; но мысль  о возвращении на родину не покидала его среди всех бед-

ствий, которым  он подвергался; она только одна его  и поддерживала. Судь-

бе, однако, не было угодно порадовать его этим последним  и первым сча-

стьем».

    Старый  немец-музыкант не только не  добился успехов в России, но  и

лишился «последнего  и первого счастья» — вернуться  на родину. Знамена-

тельны определения, стоящие рядом с этим понятием счастья (быть на ро-

дине), последнее  и первое, т. е. сводящее начало и  концы человеческой

жизни, являющееся по сути своей онтологическим.

В романе счастливым себя называет Михалевич. Неслучайно спор его с

Лаврецким, в  основном, сводится к вопросам счастья и долга. Михалевич

считает, что  счастье — это самонаслаждение, стремление жить только для

себя, в то время, «когда на каждой отдельной личности лежит долг». Для людей, подобных ему, «реальны и существенны нравствен-

ные обязательства  личности перед обществом, историей, прогрессом нации

и человечества». Вот почему Михалевич говорит  о себе, что «он очистил-

ся в горниле  бед, — и тут же несколько раз  назвал себя счастливым челове-

ком, сравнил  себя с птицей небесной, с лилией долины…» .

Однако писатель совсем не употребляет  слова “счастье”, когда рассказывает

о Паншине, Варваре  Павловне, Марье Дмитриевне. Примечателен в романе

такой факт. В VI главе Тургенев дает нам историю  Паншина. Он подчерки-

вает его преуспеяние  в жизни, его благополучие, но ни разу не употребляет

при этом слово  «счастье». В вариантах текста мы встречаем его: «Он (Пан-

шин. — Л.И.) верил  в свое счастье, ему (легко) жилось легко. Паншин ве-

рил в себя, в  совой ум, в свою проницательность, в свое счастье» (С., VII,

309). Однако в каноническом тексте фраза звучит иначе: «Паншин твердо

верил в себя, в свой ум, в свою проницательность, он шел вперед смело и

весело, полным махом; жизнь его текла как  по маслу» (С., VII, 134), т. е. из

нее извлечено  слово «счастье».

   Не употребляется оно и в связи с Варварой Павловной. Только однажды

произносит его  она сама. Обращаясь к Марье  Дмитриевне, она говорит:

«Хотите вы меня осчастливить — распоряжайтесь мною, как вашей собст-

венностью» (С., VII, 256). Но звучит оно здесь явно для  подчеркивания ав-

торской иронии.

   Вместе  с тем Тургенев часто употребляет  слова эгоистка, эгоист, когда

говорит о персонажах, не вызывающих у него симпатии. «Марья Дмитри-

евна, как истая  эгоистка, ничего не подозревала» (С., VII, 228), — пишет он,

когда хочет  подчеркнуть глухоту этой женщины по отношению к дочери,

их духовное различие.

   О том,  что он прослыл за эгоиста,  говорит Паншин. И обращаясь к  Лизе,

спрашивает: «Ну  а вы?.. я вам тоже кажусь эгоистом?» (С., VII, 141). Отца

Лаврецкого Тургенев называет «застарелым эгоистом» (С., VII, 164).

   Таким  образом, Тургенев не только  решает проблему соотнесенности

счастья и долга, но и употребляет эти понятия  для характеристики своих

героев, как бы исходя из сложившихся в его время  концептов этих важных

для него слов.

   Обращаясь  к философскому толкованию счастья  и долга у Тургенева,

мы должны заметить, что оно связано с общими философскими представ-

лениями о жизни. По мнению писателя, «жизнь — это  красноватая искорка

в мрачном и  немом океане Вечности — это единственное мгновение, кото-

рое вам принадлежит» (П., I, 458). Отсюда и его представления  о краткости

и непрочности  счастья, о его мгновенной вспышке  в человеческой жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

1.                 Богословский Н. Тургенев. М., 1961.

2.                 Винникова Г. Тургенев и Россия. М., 1986.

3.                 Добролюбов Н. Избранные статьи// Когда же придет настоящий день. М.,        1980.

4.                 Курлендская Г. И.С. Тургенев и русская литература.- М., 1980.

5.                 Писарев Д. Собрание сочинений в 9-ти томах, т.6.М.-Л., 1962.

6.                 Салим А. Тургеневхудожник мыслитель. М.,1983.

7.                 Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1990.

8.                 Тургенев И. Отцы и дети. Рудин. Дворянское гнездо.- Минск,1987. 
 
 
 


Информация о работе Проблема счастья и долга в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»