Проблема счастья и долга в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 10:37, реферат

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение некоторых значимых аспектов изображения душевных волнений персонажей в романе И.С.Тургенева «Дворянское гнездо». Задачей моего исследования является:Обобщить и систематизировать научную литературу по теме, рассмотреть особенности изображения душевного волнения в романе Тургенева «Дворянское гнездо».

Содержание

Введение
Представления о счастье И.С.Тургенева
Связь романа «Дворянское гнездо» с другими ароизведениями И.С.Тургенева
Душевное беспокойство и потребность деятельности в романе. «Гамлет и Дон Кихот»
Проблематика счастья в романе
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

готовый реферат.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

    МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

     

    «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    (РГГУ) 

    ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА 

    ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Никитина  Валерия Владимировна

«Проблема счастья и долга  в романе И.С. Тургенева  «Дворянское гнездо»» 

    Реферат по  <Истории русской литературы> студента

    2-го курса очной формы обучения  
     
     
     
     

         
       
         

 
 
 
 
 
 
 

Москва  2011 
 
 
 

Содержание.

  1. Введение
  2. Представления о счастье И.С.Тургенева
  3. Связь романа «Дворянское гнездо» с другими

    произведениями  И.С.Тургенева

    4.   Душевное беспокойство и потребность деятельности

    в романе. «Гамлет  и Дон Кихот»

  1. Проблематика счастья в романе
  2. Библиографический список
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            ВВЕДЕНИЕ  

     Целью моей  работы является рассмотрение некоторых значимых аспектов изображения  душевных волнений персонажей в романе И.С.Тургенева «Дворянское гнездо».

     Задачей моего исследования является:

Обобщить и  систематизировать научную литературу по теме, рассмотреть особенности изображения душевного волнения в романе Тургенева «Дворянское гнездо» .

     Методологическая  основа.

     Я  опирались на фундаментальные исследования, посвященные творчеству И.С.Тургенева.Это  работы Н. Богословского , Г. Винниковой, Н. Добролюбова, Г. Курлендской,

     Д. Писарева, А. Салима.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Представления о счастье И.С. Тургенева.

Каковы  же тургеневские представления о  счастья?

   Обратимся к его письмам периода  создания «Дворянского гнезда».  Од-

ним из компонентов счастья писатель считал общение с близкими людьми.

Во многих письмах 50-х годов Тургенев рассказывает о счастье встре-

чи с  Полиной Виардо после долгой разлуки.

    Но вместе с тем писатель  почти не перестает чувствовать  свое одиноче-

ство, свою оторванность от родины и потому в  письме к М.Н.Лонгинову в

ответ на его сообщение о том, что  он «счастлив с женою и дочерью», пи-

шет: «Сердечно  сочувствую твоему счастью и радуюсь  ему. Как мне ни хо-

рошо  душевно, признаюсь, вне родного  круга, вне постоянных правильных

отношений нет прочного счастья».

    Г.Э.Винникова, рассказывая в своей  книге «Тургенев и Россия»  о писа-

теле  этой поры, говорит о его душевном кризисе. Во многих письмах этого  времени Тургенев говорит об ушедшей  молодости как об утраченном счастье. В одном из них к Е.Е.Ламберт, с которой писатель был предельно искренен, он пишет: «Я гляжу на свое счастье —как я гляжу на свою молодость, на молодость другого; я здесь — а все это там; и между этим здесь и этим там — бездна, которую не наполнит ничто и никогда в целую вечность”. Подобные настроения отразились и на характере работы писателя. Он жалуется П.В.Анненкову, В.П.Боткину и другим адресатам на творческий упадок и даже совсем собирается отказаться от литературы: «…ни одной моей строки никогда не напечатано (да и написано) не будет до окончания века».

    Но  тем не менее сам писатель  глубоко интересуется всем происходящим  в русской литературе и общественной  жизни своей страны. И наконец,  еще одно очень важное признание  писателя, сделанное им М.А.Мaркович: «Нет счастья вне семьи — и вне родины; каждый сиди на своем гнезде и пускай корни в свою землю…» .

    Как  видим из этих различных откровений  Тургенева в письмах, для него  счастье — это и молодость,  и подъем творческих сил, и  общение с близкими людьми, и любовь, и семейное счастье, которое, по мысли и опыту писателя, не возможно вне родины, вне ее забот.

Связь романа “Дворянское  гнездо” с другими  произведениями И.С.Тургенева.

Существует множество точек зрения и мнения по поводу связи романа «Дворянского гнезда» с предыдущими повестями И.С. Тургенева. Так, например, Г. Винникова отдает большее предпочтение повести «Ася». «В образе Аси,- считает она, много сближающего ее с Натальей Ласунской и будущей героиней «Дворянского гнезда»- Лизой Калитиной. После создания Фауста и «Поездки в Полесье» наметилось новое отношение писателя к взаимосвязи долга и личного счастья, что выразилось в романе «Дворянское гнездо». «И конечно произошло это не без воздействия на взгляды Тургенева революционных демократов, философски обосновавших нераздельность категорий личного счастья и общественного долга». Таково мнение Г. Винниковой.

Н. Богословский говорит о романе «Дворянское гнездо» как о продолжении повестей «Фауст» и «Ася» и в отличие от Г. Винниковой говорит о сходстве судеб Лаврецкого и Лизы с Павлом Александровичем и Верой из «Фауста» и перечисляет сходства «Фауста» и «Дворянского гнезда».

Так же критик говорит об автобиографических нотах, звучащих в романе как «ни в одном из романов Тургенева».

Г. Бялый в своей книге о Тургеневе говорит, что повести «Поездка в Полесье», «Затишье», «Переписка», «Фауст», «Ася» «послужили подготовительными материалами к «Дворянскому гнезду», но сами мысли о неизбежности смирения и терпения, о невозможности взаимосвязи счастья и долга сложились у Тургенева задолго до «Рудина» и «Поездки в Полесье».

«Связь «Фауста» и «Аси» с «Дворянским гнездом» очевидна»,- говорит Г. Бялый. Но если Винникова связывает образ Лизы только с Асей, Богословский говорит о схожести судеб героев «Дворянского гнезда» и «Фауста», то Г. Бялый утверждает «героини этих повестей предвещают Лизу строгим отношением к жизни и предчувствием неизбежности возмездия за стремление к личному счастью”, то есть автор говорит о слиянии образов «Аси» и «Фауста» в образе Лизы Калитиной. Сквозь все выше означенные повести и роман «Дворянское гнездо» проходит тема «испытания любовью». Также Г.А. говорит и о фактах биографии, присутствующих в образе Лаврецкого

Информация о работе Проблема счастья и долга в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»