Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 10:37, реферат
Целью моей работы является рассмотрение некоторых значимых аспектов изображения душевных волнений персонажей в романе И.С.Тургенева «Дворянское гнездо». Задачей моего исследования является:Обобщить и систематизировать научную литературу по теме, рассмотреть особенности изображения душевного волнения в романе Тургенева «Дворянское гнездо».
Введение
Представления о счастье И.С.Тургенева
Связь романа «Дворянское гнездо» с другими ароизведениями И.С.Тургенева
Душевное беспокойство и потребность деятельности в романе. «Гамлет и Дон Кихот»
Проблематика счастья в романе
Библиографический список
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ
УПРАВЛЕНИЯ
«Проблема
счастья и долга
в романе И.С. Тургенева
«Дворянское гнездо»»
Реферат по <Истории русской литературы> студента
2-го курса
очной формы обучения
|
Москва
2011
Содержание.
произведениями И.С.Тургенева
4. Душевное беспокойство и потребность деятельности
в романе. «Гамлет и Дон Кихот»
ВВЕДЕНИЕ
Целью
моей работы является рассмотрение
некоторых значимых аспектов изображения
душевных волнений персонажей в романе
И.С.Тургенева «Дворянское
Задачей моего исследования является:
Обобщить и
систематизировать научную
Методологическая основа.
Я опирались на фундаментальные исследования, посвященные творчеству И.С.Тургенева.Это работы Н. Богословского , Г. Винниковой, Н. Добролюбова, Г. Курлендской,
Д.
Писарева, А. Салима.
Представления о счастье И.С. Тургенева.
Каковы же тургеневские представления о счастья?
Обратимся к его письмам
ним из компонентов счастья писатель считал общение с близкими людьми.
Во многих письмах 50-х годов Тургенев рассказывает о счастье встре-
чи с Полиной Виардо после долгой разлуки.
Но вместе с тем писатель
почти не перестает
ство, свою оторванность от родины и потому в письме к М.Н.Лонгинову в
ответ на его сообщение о том, что он «счастлив с женою и дочерью», пи-
шет: «Сердечно сочувствую твоему счастью и радуюсь ему. Как мне ни хо-
рошо душевно, признаюсь, вне родного круга, вне постоянных правильных
отношений нет прочного счастья».
Г.Э.Винникова, рассказывая в
теле этой поры, говорит о его душевном кризисе. Во многих письмах этого времени Тургенев говорит об ушедшей молодости как об утраченном счастье. В одном из них к Е.Е.Ламберт, с которой писатель был предельно искренен, он пишет: «Я гляжу на свое счастье —как я гляжу на свою молодость, на молодость другого; я здесь — а все это там; и между этим здесь и этим там — бездна, которую не наполнит ничто и никогда в целую вечность”. Подобные настроения отразились и на характере работы писателя. Он жалуется П.В.Анненкову, В.П.Боткину и другим адресатам на творческий упадок и даже совсем собирается отказаться от литературы: «…ни одной моей строки никогда не напечатано (да и написано) не будет до окончания века».
Но
тем не менее сам писатель
глубоко интересуется всем
Как
видим из этих различных
Связь романа “Дворянское гнездо” с другими произведениями И.С.Тургенева.
Существует множество точек зрения и мнения по поводу связи романа «Дворянского гнезда» с предыдущими повестями И.С. Тургенева. Так, например, Г. Винникова отдает большее предпочтение повести «Ася». «В образе Аси,- считает она, много сближающего ее с Натальей Ласунской и будущей героиней «Дворянского гнезда»- Лизой Калитиной. После создания Фауста и «Поездки в Полесье» наметилось новое отношение писателя к взаимосвязи долга и личного счастья, что выразилось в романе «Дворянское гнездо». «И конечно произошло это не без воздействия на взгляды Тургенева революционных демократов, философски обосновавших нераздельность категорий личного счастья и общественного долга». Таково мнение Г. Винниковой.
Н. Богословский говорит о романе «Дворянское гнездо» как о продолжении повестей «Фауст» и «Ася» и в отличие от Г. Винниковой говорит о сходстве судеб Лаврецкого и Лизы с Павлом Александровичем и Верой из «Фауста» и перечисляет сходства «Фауста» и «Дворянского гнезда».
Так же критик говорит об автобиографических нотах, звучащих в романе как «ни в одном из романов Тургенева».
Г. Бялый в своей книге о Тургеневе говорит, что повести «Поездка в Полесье», «Затишье», «Переписка», «Фауст», «Ася» «послужили подготовительными материалами к «Дворянскому гнезду», но сами мысли о неизбежности смирения и терпения, о невозможности взаимосвязи счастья и долга сложились у Тургенева задолго до «Рудина» и «Поездки в Полесье».
«Связь «Фауста» и «Аси» с «Дворянским гнездом» очевидна»,- говорит Г. Бялый. Но если Винникова связывает образ Лизы только с Асей, Богословский говорит о схожести судеб героев «Дворянского гнезда» и «Фауста», то Г. Бялый утверждает «героини этих повестей предвещают Лизу строгим отношением к жизни и предчувствием неизбежности возмездия за стремление к личному счастью”, то есть автор говорит о слиянии образов «Аси» и «Фауста» в образе Лизы Калитиной. Сквозь все выше означенные повести и роман «Дворянское гнездо» проходит тема «испытания любовью». Также Г.А. говорит и о фактах биографии, присутствующих в образе Лаврецкого
Информация о работе Проблема счастья и долга в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»