Пришвин М.М. Жизнь и творчество

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:18, реферат

Описание работы

Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января 1873 года недалеко от города Ельца Орловской губернии в купеческой семье. Как водилось тогда – сначала гимназия, затем реальное училище в Тюмени, затем политехникум в Риге. Дальнейшее образование М. Пришвин получает за границей, в Лейпцигском университете. В двадцатилетнем возрасте он сдал там государственный экзамен по агрономическому отделу философского факультета, и в Россию вернулся агрономом, но с широким общегуманитарным образованием.

Содержание

I. М.М. Пришвин. Жизнь и творчество…………..………………………… 3 стр.
II. Мир природы в творчестве М. М. Пришвина…………………………... 6 стр.
III. Урок чтения в 3-м классе по теме: "М.М. Пришвин "Моя Родина".. 8 стр.

Список использованных источников и литературы…………………….. 18 стр.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПРИШВИН.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

I.  М.М. Пришвин. Жизнь и творчество…………..………………………… 3 стр.

II. Мир природы в творчестве М. М. Пришвина…………………………... 6 стр.

III. Урок чтения в 3-м классе по теме: "М.М. Пришвин "Моя Родина".. 8 стр.

 

Список  использованных источников и литературы……………………..  18 стр. 

М.М. Пришвин. Жизнь и  творчество

Михаил  Михайлович Пришвин родился 23 января 1873 года недалеко от города Ельца Орловской  губернии в купеческой семье. Как  водилось тогда – сначала гимназия, затем реальное училище в Тюмени, затем политехникум в Риге. Дальнейшее образование М. Пришвин получает за границей, в Лейпцигском университете. В двадцатилетнем возрасте он сдал там государственный экзамен по агрономическому отделу философского факультета, и в Россию вернулся агрономом, но с широким общегуманитарным образованием. 
Некоторое время молодой агроном служит в земстве в Клину, некоторое время занимается с профессором Прянишниковым в Сельскохозяйственной академии в Москве, некоторое время работает исследователем на опытной станции в г. Луге, сотрудничает в агрономических журналах, написал книгу о картофеле. 
Но… Как Нестеров записал в своем дневнике “ я начинаю выделяться по рисованию “, так Пришвин почувствовал особенное тяготение к русскому языку. Возможно, он чувствовал его и раньше, но теперь оно проявилось и обострилось. 
По совпадению именно в это время он познакомился с известными русскими этнографами Шахматовым и Ончуковым. Языковеды-этнографы уговорили Пришвина поехать на север России, в Олонецкую губернию, для собирания народных сказаний, поверий, песен, пословиц и поговорок. Видимо, в этот момент и решилась судьба Пришвина: быть ли ему агрономом и ученым, быть ли ему писателем. Пришвин согласился на уговоры и уехал на Онежское озеро. Пожалуй, как никто другой, он имел основания сказать в тот день: ” Жребий брошен, рубикон перейден “. 
Надо представить себе, в какой обстановке формировалось самосознание будущего писателя. 
Последняя четверть девятнадцатого и первое десятилетие двадцатого века в России было ознаменовано пробуждением острейшего интереса к национальным, народным ценностям. Это сочеталось с одновременным взлетом, можно сказать, всех видов искусств, равно как и науки.  
Этот обостренный интерес к народным, национальным ценностям коснулся, разумеется, и таких областей культуры, как язык, фольклор, этнография. Поэтому отнюдь не случайно уговаривал академик Шахматов молодого ученого, пишущего пока о картошке, но тяготеющего к глубинам русского языка, к русскому народному слову, отправиться в Олонецкие края за сбором сказаний. Не случайно также молодой ученый на эту экспедицию охотно согласился. Это было вполне в духе времени. 
Надо было представить и север России тех времен. Это был воистину край непуганых птиц, а пласты народности как в языке, в фольклоре, так и в укладе жизни, в быту, в этнографии были первородны, нетронуты.  
Неудивительно, что такой очарованный странник, как Пришвин, жадно начал впитывать душой, умом и сердцем всю эту первородность. Дело не ограничилось собиранием фольклора. Пришвин написал книгу “В краю непуганых птиц “, которая сразу же сделала ему имя. Он уехал на север скромным агрономом, а вернулся замечательным русским писателем. 
Строго говоря, послужная биография Пришвина на этом кончается. Он больше нигде и никогда не служил – ни в земствах, ни на исследовательских сельскохозяйственных станциях, ни в каких бы то ни было других учреждениях и организациях. До конца жизни теперь он будет служить только одному – русской литературе, а послужной его список – это просто-напросто им написанных и изданных книг. Сразу же можно и назвать основные из них: “ В краю непуганых птиц “, “За волшебным колобком “, “ Адам и Ева “, “ Светлое озеро “, “ Черный араб “, “ Жень-шень “, “ Лесная капель “, “ Календарь природы “, “ Кашеева цепь “, “ Золотой луг “, “ Кладовая солнца “, “ Фацелия “, “ Глаза земли “, “ …  
В перечисленное входит далеко не все, что было написано Пришвиным, не говоря уж о его многотетрадных дневниках, которые ждут еще своего исследования и публикации, но перечисленное вполне определяет лицо, характер художника слова и его место в литературе. 
Вообще-то для оценки Пришвина как писателя и мыслителя всегда и при всех обстоятельствах могло бы хватить той оценки, которую мы находим в письме Алексея Максимовича Горького Пришвину, написано в Сорренто 22 сентября 1926 года. Вот что Горький пишет в этом письме:  
“Я думаю, что такого природолюба, такого проницательного знатока природы и чистейшего поэта ее, как Вы, Михаил Михайлович, в нашей литературе – не было. Догадывался я об этом еще во времена “ Черного араба “, “Края непуганых птиц “, окончательно прозрел, читая совершенно изумительные “ Родники “. Превосходно писал Аксаков “ Записки ружейного охотника “ и “ Об ужении рыбы “, чудные страницы удались Мензбиру в книге о птицах, и у Кайгородова, и у других многих природа русская порою вызывала сердечные слова, но… ни у кого из них не находил я все охватывающей, пронзительной и ликующей любви к земле нашей, ко всему ее живому и якобы смертному, ни у кого, как у Вас, воистину “отца и хозяина всех своих видений “. В чувстве и слове Вашем я слышу нечто древнее, вещее и язычески прекрасное, сиречь – подлинно человеческое, идущее от сердца сына земли, великой матери, богочтимой Вами. И когда я читаю “ Фенологические “ домыслы и рассуждения Ваши – улыбаюсь, смеясь от радости, до того это все изумительно прелестно у Вас. Не преувеличиваю, что мое истинное ощущение совершенно исключительной красоты, силой которой светлейшая душа Ваша освещает всю жизнь… Все у Вас сливается в единый поток живого, все осмыслено умным Вашим сердцем, исполнено волнующей, трогательной дружбы с человеком, с Вами – поэтом и мудрецом “. 
Итак, первая же книга М. Пришвина “В краю непуганых птиц “ сделала его известным писателем. Появилось в русской литературе новое имя – Пришвин. Но дорога к себе была для Михаила Михайловича не так еще близка, он не сразу обрел то свое лицо, которое мы сразу же представляем себе, произнося имя – Пришвин. Осмелюсь заметить даже, что “В краю непуганых птиц “ – книга яркая, замечательная, все же книга еще не вполне пришвинская. Такую книгу мог бы написать и другой русский писатель, ну, скажем, Куприн, а еще точнее – Лесков, в то время как пришвинские книги зрелого его периода ни один писатель в мире, кроме Пришвина, написать не мог. 
Первая книга и еще несколько последующих, таких, как “ Адам и Ева “, “ Светлое Озеро “, были, конечно, поисками своего лица, своеобразия, уникальности ( а каждый большой художник уникален, или его нельзя называть большим художником ), но все же они лежали в русле русской литературы тех времен. Самолету, чтобы подняться в небо, надо некоторое время разбегаться по земле. Потом наступает точка, когда он отрывается от дорожки и летит самостоятельно. Первые книги Пришвина и были таким разбегом. 
Спору нет, уже по этому разбегу было видно, какой небывалый летательный аппарат берет разбег, и можно было догадываться уже о его будущих летательных качествах, тем не менее это было лишь предисловие к творчеству. Сам писатель о начале своего пути однажды сказал: “Я же мало-помалу осознал свой путь и начал культивировать географический очерк, превращая его литературный жанр “  
Но кто же сейчас думает и говорит о Пришвине как о писателе географическом? 
Правда, что его очерки разнообразны по географии: Север, Дальний Восток, Средняя Азия, Волга, Запорожье и Средняя Россия; правда, что за первую книгу Пришвина избрали действительным членом Географического общества, и все же слово “ Пришвин “ со словом “география “ как-то не сочетается.  
С чем же сочетается точнее всего в вашем сознании слово “Пришвин”? Ответить на это не трудно. Оно сочетается со словом “ природа “. А если точнее природа Средней России.  
Если тут противоречие? Природа – это ведь чать географии: горы, реки, леса, луга, низменности, овраги… Да, это так. Но пришвинская природа – это несколько иная, нежели географическая, категория, у него иное отношение к природе, нежели у географов, а именно: не научно-описательное, а духовно-поэтическое отношение. Пришвин, начиная как будто с простого исследования, поднимается в философские, поэтические, духовные сферы, в сферы глубокого искусства. Он не географ, а поэт или, как чаще его называют в обиходном разговоре, певец природы. Певец русской природы.  
Михаил Пришвин умер 16 января 1954 года. Проходят десятилетия, но еще многие поколения людей будут наблюдать, как прорастают в душах и сердцах пришвинские семена, облагораживая их, делая чище и лучше.

Мир природы в творчестве М. М. Пришвина

 

    Жизнь Пришвина была типична для русского человека, который пережил три войны  и революцию. Судьба М. М. Пришвина —  это характерная судьба русского человека именно потому, что почти всегда истинная жизнь его проходит в тени. Она никогда о себе не заявляет громко и в то же время присутствует каждое мгновение в слове писательском.  
    Каждая фраза, даже каждое слово у Пришвина, как в стихах, несет большую смысловую нагрузку. Это такая мудрая поэзия в прозе. В ней нет назиданий, но есть родственное, целомудренное внимание ко всему, и к человеку прежде всего: ты голоден — я тебя накормлю, ты одинок — я тебя полюблю.  
    Все у писателя — мир, природа, человек — в общей совокупности и составляет красоту жизни, которую необходимо отстаивать, борясь со злом в любых его проявлениях. Именно этой теме была посвящена сказка-быль "Кладовая солнца". В ней мы встречаем знакомые приметы народной русской сказки, начиная от сказочного пейзажа, разговоров птиц, животных и кончая счастливой развязкой с победой добра над злом.  
    И в то же время — это повесть, которая расширяет наши знания о жизни. Читая эту книгу, мы узнаем о бондарном ремесле и о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека и о том, как охотник устраивает облавы на волков, и какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы и что собой представляют большие торфяные болота.  
    Многое, о чем пишет в своих произведениях Пришвин, не фантазия. В основу всего его творчества положены действительные события, собственные наблюдения и впечатления.  
    "Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский, — писал Пришвин. — Вот возьми, например, слово "Родина". Сколько слов с тем же корнем: родина, род, родственники, родимый, родник, родничок, родственный, родственное внимание..."  
    Пришвин — один из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож — ни у нас, ни в мировой литературе.  
    Горький о нем писал: "Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас".  
    И еще: "Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами".  
    Слово Пришвина необыкновенно современно, особенно в трагические моменты нашей жизни, на переломе, хотя кажется, что творчество Пришвина довольно благополучно: писал он о природе и известен как певец природы, но думать так — то же самое, что, входя в лес, быть уверенным, что он только для отдыха и предназначен. А ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам.  
    Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.  
    Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.  
    Творчество Пришвина — это как заново рождающийся, вновь услышанный нами звон, который идет сейчас все шире и шире. В такой трудный час нашей жизни слово Пришвина звучит все громче и громче.  
    Он пережил тяжелейшие исторические катаклизмы и все-таки служил вечному.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Урок  чтения в 3-м классе по теме:

"М.М.  Пришвин "Моя  Родина"

Цели:

  • познакомить учащихся с творчеством М.М. Пришвина, с рассказом “Моя Родина”;
  • учить отвечать на вопросы, работать с текстом, находить в тексте заданные отрывки;
  • развивать навыки правильного и осознанного чтения; развивать произвольное внимание и умение концентрироваться;
  • формировать умение выражать свои эмоции и впечатления при помощи выразительного чтения;
  • воспитать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование:

  • плакат с названием темы;
  • портрет писателя;
  • рисунки детей “Что для меня значит Родина”;
  • кроссворды индивидуальные;
  • выставка книг Пришвина;
  • плакат – пословицы;
  • видеозапись “Мелеуз”, аудиокассета с песней “Моя Родина”.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Улыбнитесь  друг другу. Я смотрю на ваши  лица и вижу, что в классе  стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь  хорошие, добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.

II. Целеполагание.

- Сегодня  на уроке вы познакомитесь  с произведением Михаила Михайловича  Пришвина “Моя Родина”. Итогом  нашего урока будет ваше правильное, осознанное чтение произведения.  
 

III. Разминка. Подготовка к чтению.

- Прежде  чем приступить к изучению произведения, давайте подготовим свой артикуляционный аппарат к чтению.

1. Упражнения для  языка.

“перекатываем конфету”

“вкусное  варенье”

“маляр”

“трубочка, лопатка”

“лошадка”

2. Чтение чистоговорок.

Ра-ра-ра - начинается игра. 
Ро-ро-ро - у мальчика ведро. 
Ру-ру-ру - продолжаем мы игру. 
Ры-ры-ры - подарили нам шары. 
Ре-ре-ре - стоит дом на горе. 
Ри-ри-ри - на ветках снегири. 
Ар-ар-ар - кипит наш самовар. 
Арь-арь-арь - на стене висит фонарь.

3. Упражнение для  глаз.

Глаза вверх, вниз (2р.)

вправо, влево (2р.)

на доску, на нос (2р.)

на левое  плечо, на правое (2р.)

закройте  глаза, откройте.

5. Чтение скороговорки.

Плавниками трепеща 
И зубаста, и тоща, 
Пищи на обед ища, 
Ходит щука вкруг леща.

- Прочтите  скороговорку про себя, хором  1 раз, работа в парах – каждый читает своему соседу в темпе.

6. Чтение слогов  по таблице. Все хором с радостью, с вопросом, с грустью.

III. Проверка домашнего задания:

- Дома  вам нужно было выразительно  прочитать стихотворение С.Есенина  “Воробышки” и выучить его  наизусть.

- Какие  картины описываются в стихотворении? (Лес, плывут облака, метелица  стелется ковром, воробышки жмутся  у окна)

- Как  автор описывает зиму? (Она аукает, баюкает, поёт)

- Как  называется образное средство, помогающее  неживой предмет представить  как живое существо? (Олицетворение)

- Найдите  метафоры (употреблённые в переносном  значении) – (Шелковый ковер, седые  облака)

- Какими  вы представляете себе воробышков? (Маленькие, голодные, усталые, дремлют  у окна)

- Какие  чувства возникают у вас при  чтении стихотворения? (Жалость, любовь)

- Ребята I варианта расскажите своему  соседу стихотворение, аналогично II вариант.

Индивидуальный  опрос.

IV. Изучение нового материала

1. Введение в тему.

- На  предыдущих уроках мы с вами  читали произведения поэтов о  животных, о растениях, о различных временах года, т.е. о природе, о родной земле, о Родине. Сегодня продолжим эту тему, но в новом разделе, и прочитаем произведение Пришвина “Моя Родина”.  

Предлагаю рассказ библиографов о писателе.

- Михаил  Михайлович Пришвин прожил долгую насыщенную событиями жизнь. Родом был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Он получил хорошее естественно научное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, а до этого был длительный путь накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озера, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

Выставка  книг, викторина.

- М.М.  Пришвин написал много книг  и для взрослых, и для детей.  Вот небольшая выставка его  книг: книги-сборники “Кладовая  солнца”, “Вася Весёлкин”… и  книги для старшего возраста…  Их можно взять в нашей школьной библиотеке и прочитать, или обменяться друг с другом.

-Некоторые  произведения Пришвина мы уже  читали, и сейчас проведём небольшую  викторину. Я прочитаю отрывок  из произведения, а вы ответьте, как произведение называется.

1. “Нарочно для Зиночки принёс я разных чудесных трав по листочку, по корешку, по цветочку: кукушкины слёзки, валерьянка, петров крест, заячья капуста”. (Лисичкин хлеб)

2. “Много в моей жизни походил я по лесам, и когда приходилось найти птичье гнёздышко с подстилом из войлока, думал, как маленький: “Всё на свете имеет конец, всё умирает, и только вечны одни…”” (Дедушкины валенки)

3. “Они только тёрлись друг об друга шершавыми костяными бочками, усиками, шейками…” (О чём шепчутся раки)

4. “Мы взяли её под защиту, и она стала ходить за нами и только за нами. И когда выросла она большая, нам не нужно было ей, как другим уткам, подстригать крылья”. (Хомка)

5. “И всему этому я научил травку из-за большой любви ко мне Лады: Лада ревнует ко мне Травку и ест, Травка Ладу ревнует и ест”. (Как я научил своих собак горох есть) 

2. Словарная работа.

- А теперь  обратим внимание на новое  произведение “Моя Родина”. Перед  чтением произведения прочитаем  слова, которые могут вызвать  трудность:

ки-пя-ти-лось

не-о-бык-но-вен-но

Информация о работе Пришвин М.М. Жизнь и творчество