Природа в творчестве М.Ю.Лермонтова и А.А.Фета

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

По нашему мнению, Фета можно назвать певцом русской природы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о картинах природы. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя.

Содержание

Введение…………………………………………………….
Глава 1. Изображение времен года у М.Ю.Лермонтова и
А.А.Фета…………………………………………………………
Глава.2 Средства изображения природы в творчестве М.Ю.Лермонтова и А.А.Фета……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 66.22 Кб (Скачать)

         Необычайную остроту ощущения движения в природе и поразительную новизну приемов ее поэтического воссоздания продемонстрировал Фет в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…». Первое, что бросается в глаза и что сразу было замечено читателями, — отсутствие глаголов в этом стихотворении, передающем Динамику ночной жизни природы и человеческих чувств. Поэт изобразил ночь как смену многозначительных, полных содержания мгновений, как поток событий. Стихотворение повествует о том, как ночь сменяется рассветом и в отношениях между влюбленными после объяснения наступает ясность. Действие развивается параллельно между людьми и в природе. Параллелизм в изображении человека и природы как типичная черта поэзии Фета отмечался неоднократно исследователями творчества Фета (Б. М. Эйхенбаум, Б. Я. Бухштаб, П. П. Громов). В данном случае этот параллелизм выступает как основной конструктивный принцип построения стихотворения. Создав четкую, предельно обнаженную композицию и пользуясь особым методом описания, как бы «высвечивающего» наиболее значительные, «говорящие» детали картины, поэт вкладывает в предельно сжатый, почти невероятно малый объем стихотворения весьма широкое содержание. Так как в не антологических, лирических стихотворениях Фет считает для себя кинетичность, движение объектов изображения более существенным их признаком, чем пластичность и форму, он заменяет подробное описание броской деталью и, активизируя фантазию читателя недосказанностью, некоторой загадочностью «повествования, заставляет его восполнять недостающие части картины. Да эти недостающие части картины для Фета не столь уж важны. Ведь действие развивается, как бы «пульсируя», и он отмечает те содержательные мгновения, когда в состоянии природы и человека происходят изменения. Движение теней и света «отмечает» течение времени. Месяц по-разному освещает предметы в разные периоды, моменты ночи, а появление первых лучей солнца возвещает наступление утра. Так же и выражение освещаемого изменчивым светом ночи и утра лица женщины отражает перипетии пережитых за ночь чувств. Самая сжатость поэтического рассказа в стихотворении передает краткость летней ночи, служит средством поэтической выразительности. Вера в беспредельность жизни природы и в возможность гармонического слияния с нею человека пронизывает многие стихотворения сборника 1850 г. и, являясь их философской основой, придает им светлое, умиротворяющее звучание. Цветение жизни, ее красота и ее движение являются содержанием искусства. Тайна искусства в том и состоит, что оно передает красоту жизни, ее динамику, но сохраняет и совершенство раз возникшей формы, придает прекрасному мгновению высшего цветения — вечность, делает его непреходящим. Ведь каждый переход от одного состояния к другому порождает новую красоту, но и приносит потерн. Ощущением этого пронизаны антологические стихотворения Фета. Жанр антологического стихотворения традиционно связывался с образами античной мифологии, поэзии, пластического искусства. Фет насыщает свои антологические стихотворения философским подтекстом. Выражается этот подтекст не декларативно, а при помощи специфической организации образной системы стихотворений и их лирических мотивов. В антологическом стихотворении «Диана» Фет передал мысль о произведении пластического искусства как непостижимом чуде соединения жизни и вечности, движения и остановки. Тургенев, Достоевский и другие литераторы исключительно высоко оцепили это стихотворение, а Некрасов писал о нем: «Всякая похвала немеет перед высокой поэзиею этого» [23;336].

        Чрезвычайно важно для поэта было сознание единства таких взаимно противоположных начал, как вечность и мгновение, жизнь и смерть, начало и конец. Антологический стиль, с одной стороны, и философская мысль об особенном значении начала как истока движения и средоточия всего смысла процесса, с другой, проникли в поэзию природы Фета и придали ей черты яркого своеобразия. Характерно в этом отношении стихотворение «Первая борозда», напечатанное в 1854 г. в «Современнике» и вошедшее в Сборник стихотворении Фета 1856 г.

Ржавый плуг опять светлеет,

Где волы, склонясь, прошли,

Лентой бархатной  чернеет 

Глыба взрезанной земли.

Чем-то блещут свежим, нежным

Солнца вешние лучи,

Вслед за пахарем  прилежным 

Ходят жадные грачи.

Ветерок благоухает

Сочной почвы  глубиной,— 

И Юпитера встречает 

Лоно Геи молодой [4;62].

           В стихотворении ''Мотылёк мальчику'' Фет показывает беспечность человеческого отношения к насекомым. Как это ни печально признавать, но человечество в большинстве своём думает, что может обойтись без природы и её обитателей, хотя всё совершенно наоборот, и, не осознавая всей серьёзности вопроса, уничтожает все попадающееся на пути, что подтверждает слова: ''Человек уничтожает тех, перед кем чувствует силу''. Мотылёк, понимая, что его жизнь быстротечна, ценит её, стремясь в полной мере насытиться её прелестью и красотой. Однако, большой и умный по сравнению с ним человек не желает осознавать ценность тех немногих часов жизни мотылька, что отведены ему природой. Здесь можно увидеть философскую мысль о кратковременности и смысле жизни. Ведя повествование от первого лица, Фет обращает наше внимание на то, что природа взывает о помощи, но мы не замечаем её мольбы. Она пытается показать нам, что жизнь столь неприметного существа ценна ничуть не меньше человеческой. Показывая зыбкость и ничтожность жизни мотылька, Фет подталкивает нас к мысли о сущности нашего бытия. Наша жизнь много длиннее жизни мотылька, однако, ничтожно малое количество людей способно испытать ту бурю чувств и эмоций, осознать всю полноту жизни, её прелести и горести, которые доступны этому маленькому, незаметному существу. В этом стихотворении звучит тема любви к жизни. Эта же тема раскрывается в стихотворении ''Бабочка''. Оба они любят жизнь и хотят жить, но мотылёк стремится жить осознано, желая понять всем своим существом, что же это- ''жизнь'', в то время как бабочка живёт и радуется этому, восторженно созидает окружающий её красочный и удивительный мир, не задумываясь о том, как и зачем живёт:

Ты прав

Одним воздушным  очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем —

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот — дышу.

Надолго ли, без  цели, без усилья,

Дышать хочу.

Вот- вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.

Бабочка в стихотворении  А. Фета олицетворяет беззаботность  и легкомысленность. Мы задумались, что же лучше, быть мотыльком или бабочкой? И пришли к выводу, что характер бабочки присущ ребёнку, который, любуясь красотой предмета, не задумывается о его ценности и предназначении. Это внимание моментально, оно может переключаться на более яркое или эмоциональное явление. Такова бабочка, а каков же мотылёк? Он скорее похож на серьёзного, вдумчивого человека, который стремится осознать своё бытие, подчиняя свою жизнь философским нормам [29;191].

         В некоторых стихотворениях Фет использовал образы насекомых для более глубокой передачи окружающей обстановки и атмосферы в ней:

Тускнеют угли. В полумраке

Прозрачный вьётся огонёк.

Так плещет на багряном маке

Крылом лазурным мотылёк.

Видений пёстрых  вереница

Влечёт, усталый  теша взгляд,

И неразгаданные  лица

Из пепла серого глядят.

Встаёт ласкательно  и дружно

Былое счастье  и печаль,

И лжёт душа, что  ей не нужно

Всего, чего глубоко  жаль.

                    ( У камина)

В изображении  энтомологии Фет часто использовал  изобразительные средства языка  такие как метафоры, сравнения, эпитеты:

''На тмине  горят светляки''

''Тускнеют угли. В полумраке

Прозрачный вьётся огонёк.

Так плещет на багряном маке

 Крылом лазурным  мотылёк'' [27;691].

            Фет всегда поклонялся красоте; красота природы, красота человека, красота любви - эта самостоятельные лирические мотивы сшиваются в художественном мире поэта в единую и неделимую идею красоты. От повседневности он уходит туда, ”где грозы пролетают мимо…” Для Фета природа - объект художественного восторга, эстетического наслаждения. Она - лучший наставник и мудрый советник человека. Именно природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Кроме того, например, в стихотворении "Шёпот, робкое дыханье..." поэт прекрасно передаёт мгновенные ощущения, и, чередуя их, он передаёт  состояние героев, в созвучие природы душе человека, и счастье любви: 

Шёпот, робкое дыханье

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья....

 Фет сумел передать движения души и природы без глаголов, что бесспорно, было новаторством в русской литературе. Но есть у него и картины, в которых главными опорами становятся именно глаголы, как, к примеру, в стихотворении "Вечер". Природа у Фета населена живыми существами, причем не только традиционными для поэзии (соловей, орел, лебедь), но и, быть может,  впервые попавшими в лирический пейзаж (чибис, кулик).  Точность, конкретность пейзажей во многом обусловлена  достижениями русской реалистической прозы (Тургенева  и Л.Толстого в первую очередь).  Поэтизация красот природы - одна из заслуг Фета  лирика перед русской литературой. Стихи Фета о природе  давно стали хрестоматийными.[6;т.11,384]

       По ночам и по звездам, по количеству посвященных им стихотворений Фет не имеет равных в русской поэзии (каждое шестое-седьмое в его богатом лирическом наследии); по лунным образам его опережает только С.Есенин ("Тихая звездная ночь...", "Благовонная ночь, благодатная ночь...", "Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...", "Среди звезд", "Море и звезды") [13;253].

Самый частый эпитет, который прилагает Фет к явлениям природы, - "трепещущий" и "дрожащий". "Трепетно светит луна", солнце "горячим  светом по листам затрепетало", "хор  светил дрожал", "и листья, и  звезды трепещут", "все трепещет и поет поневоле" - в этом всеобщем трепете жизни, сливаясь с ним  каждой жилкой, участвует и лирический герой: "я слышу биение сердца // и трепет в руках и ногах". Степень растворения человека в  природе - максимальная у Фета, причем выраженная не как пожелание и  томление (ср. с Е.Баратынским, М.Лермонтовым, поэтами романтического склада), но как захватывающее и пронзительное  чувство достигнутого единства, безотчетного содрогания [24;27].

           У Фета близость к природе не связана до такой степени с любовными переживаниями, дополняя друг друга в слитном восторге перед полнотой мироздания. Безусловно первенствует Фет в русской поэзии по "розам" и "соловьям", которые в его лирике символически воплощают связь любви, природы и вдохновения. Красота и творчество - то, чем и как вдохновляется поэт, - находят свои прообразы в природе: в цветущей розе и поющем соловье, их взаимном влечении (поэма "Соловей и роза" и более 10 стихотворений). Фет особенно чувствителен к тем предельным, блаженно-истомным состояниям природы, когда все в ней рвется за грани, пробуждается для цветения и пения [26;81].

          Значительное место занимают образы птиц (ласточки, журавли, снегирь, кукушка), цветов (мак, лилия, ландыш, колокольчик, резеда), деревьев (ива, береза, липа, верба, сосна, ель, клен). Вообще ему близко все гибкое, нежное, летучее, "трепещущее" - природа предстает в отблесках, тенях, сгущениях, отражениях; эти воздушные переливы красок сближают его поэзию с живописью импрессионистов. Поэта можно назвать певцом природы и любви, в его стихах есть все, что должнобыть в поэзии: «любовь и кровь», «морозы и розы». У Фета все живо, все дышит, способно плакать, радоваться и грустить:

В небесах летают тучи,

На листах сверкают слезы,

До росы шипки  грустили,

А теперь смеются  розы.

Природность, естественность - главное завоевание лирики Фета. Очеловеченность  природы сочетается у поэта с  природностью человека. Природа в  своей очеловеченности (цветы спят) сливается с природной жизнью человека (сердце цветет):

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет

Раскрываются  тихо листы

И я слышу, как  сердце цветет [10;71].

Выводы  по 2 главе

Из данной главы  мы сделали такой вывод, что олицетворение  природы присутствует как у Лермонтова так и у Фета. У Лермонтова природа  изображена символом свободы, для этого  он использует эмоциональные эпитеты, которые направлены на то, чтобы  показать поэтичность и успокоительное воздействие природы  на человека. В стихотворениях зрелых лет у  Лермонтова картины природы как  бы очищены от словесных украшений  и преувеличений, рассказывал о  чувствах которые вызывала у вызывала природа.

У Фета в одном  стихотворении присутствует параллелизм, который выступает как принцип  построения стихотворения. Так же Фет  показывает беспечное отношение  к насекомым,  сравнивает их с  жизнью человека. Так же поэтом были использованы: метафоры, сравнения, эпитеты, он умело передает движение души и природы без глаголов, поэтизирует красоту природы и тем самым его стихи становятся хрестоматийными.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

В данной курсовой работе мы рассмотрели  изображение  природы у двух поэтов Михаила  Юрьевича Лермонтова и Афанасия Афанасьевича Фета. С помощью каких приемов  они это делали, как выражали любовь к родной природе. В. Г. Белинский увидел в стихотворениях Лермонтова “все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия”. Лермонтов, по его словам, “поэт русский в душе — в нем живет прошлое и настоящее русской жизни”. Поэтому в его творчестве большое место занимает природа. Природа в стихотворениях Лермонтова полна одушевления, огромной таинственной жизни. Сознавая трагический характер своего одиночества, поэт не может ощутить полного слияния с природой. С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении “Выхожу один я на дорогу”, принадлежащий к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Блаженство умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли “в сиянье голубом” Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной. В лирике Лермонтова звучит постоянное обращение к природе, помогающее раскрыть единство душевного мира лирического героя и мира природы. Лирический герой поэта в своем одиночестве тянется к природе, умеет видеть ее красоту. Природа словно подчеркивает одиночество лирического героя. Одиноко растет “на севере диком” сосна, мечтая о далекой пальме; одиноким остается утес-великан в стихотворении “Утес”. По мере того как мужал Лермонтов, содержание лирических произведений о природе обогащалось. В них начинают появляться не только элегические или патриотические, но и откровенно политические мотивы, а также философские раздумья о важнейших проблемах. Природа в лирике Михаила Юрьевича олицетворена, полна драматизма, она «активно участвует» в судьбе поэта, отражает его настроение, чувства, переживания, мотивы одиночества преобладают над всеми остальными. На севере диком стоит одиноко /На голой вершине сосна /И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим/ Одета, как розой, она. Чутко вслушиваясь в окружающие звуки, Лермонтов умеет наполнить ими свою лирику, расцветить ее яркими красками, отражающими великолепие и гармонию в природе. М. Ю. Лермонтов беспредельно любил Родину, русский народ, тонко чувствовал красоту русской природы. Неудивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических и прозаических произведений. С одной стороны, картины природы в лирике Лермонтова выполняют служебную функцию: они либо выступают фоном, на котором развертывается действие стихотворения, либо служат метафорой, сравнением и помогают раскрыть образ лирического героя, выявить те или иные оттенки его переживаний. Это проявляется в таких стихотворениях, как “Выхожу один я на дорогу...”, “Горные вершины”, “Три пальмы”, и в других.

Информация о работе Природа в творчестве М.Ю.Лермонтова и А.А.Фета