Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 11:55, контрольная работа
В данной работе нами предпринята попытка проследить восприятие Пришвиным исторических процессов 1930-х годов, нашедшее отражение в дневниках писателя. В реферате анализируется эволюция воззрений писателя от крайнего неприятия исторической действительности в начале 1930-х годов до попыток примириться с ней и оправдать ее.
1. Введение
2. Общая характеристика Дневников 1930-х гг.
3. Дневники начала 1930-х гг.: «Уже не прекрасная жизнь»
4. Примирение с действительностью: Дневники 1933-1940 гг.
5. Заключение
Список использованной литературы
Особого разговора заслуживает поездка Пришвина на строительство канала и последующая работа над «Осударевой дорогой». 16 июля 1933 года он записывает: «Сбор в поездку на Онего-Беломорский канал и Соловки». [5; 204] Еще в 1934 году, вскоре по возвращении с Севера, он написал: «Едва ли хватит у меня сил взяться за этот материал, но я его чувствую, и совокупность заключенных этических проблем в материале «Войны и мира», столь поразивших весь мир, в сравнении с тем, что заключено в создании канала, мне кажется не такой уж значительной». [5; 210] Однако Пришвин все же вынужден взяться за написание «Осударевой дороги». Писатель осуществил насилие над действительной жизнью и вместо лагеря, реальной стройки, которую не знал, но о которой все же догадывался, за невозможностью написать правду стал писать вымышленный, искусственный мир. Для Пришвина выходом была попытка подняться над временем и его страданиями, дать образ того далекого и нового, идущего на смену, посмотреть на действительность сквозь призму общей, государственной правды. При таком взгляде строительство канала рассматривается писателем как акт коллективного, объединяющего творчества: «Я ценю это дело перемены географии тем, что многие бездомные люди, отчаянные, потерявшие всякую радость бытия в процессе творчества новой географии, возродились и, пересоздав географию края, нашли себе в нем новую родину»; «Весь человек, работающий на канале, есть распятый человек <…> Мой «Аврал» надо представить как нечеловеческий синтез раздробленного человека, в котором каждый отдельный прозревает в себе Целое <...> Аврал у меня будет как высшая ступень творчества жизни, как Страшный Суд, на котором сгорает вся иллюзорность и ограниченность индивидуальности и остается последняя реальность Сущего, и эту реальность мы назовем в романе Коммунизмом!». [5; 227] Работа над «Осударевой дорогой» сопровождается размышлениями на тему пушкинского «Медного всадника». Пришвин пытался обрести в личности Пушкина индивидуальное спасение, он проводил параллели между тридцатыми годами двух столетий. Дневниковые записи в сопоставлении с опубликованным текстом обнаруживают противоречивость и даже абсурдность его труда. Читая раздобытую через НКВД коллективную книгу советских писателей, посвященную строительству Беломорканала, Пришвин писал: «В том-то и есть неприятность и глубина фальши сборника "Канал имени Сталина", что авторы чекистов хотят сделать человечными» [5; 210], но в то же время сам очеловечивал Сутулова (начальника строительства). 21 марта 1948 года, через 10 лет после начала работы над «Осударевой дорогой», Пришвин в свое оправдание запишет в дневнике: «Знаю, что подстилало доброе дело постройки Балтийского канала, но я хотел не о подстилке написать, а о том, как по-доброму отразилось в душе мальчика строительство канала. Гадость подстилает не только канал, но и все на свете, если будем искать гадость - найдем, гораздо труднее найти хорошее. Не порочность в основе моей работы, но здоровье и добро, а долго писалось, потому то трудно было справиться с мерзостью и вытащить из нее живую душу младенца» [5; 286]
И все же параллельно «официальному» Дневнику, рассчитанному как доказательство на случай обыска и ареста, Пришвин ведет другой, потаенный дневник, где царят иные настроения. Здесь разлиты печаль и грусть лишнего человека. Но еще сильнее - эстетическая невыносимость жизни в советском раю. «Над всей страной, над каждым существом в стране легла тень смерти» [5; 225] «Время подходит к тому, чтобы людям забыть свои лица, народам забыть свою народность и броситься в чан истории» [5; 226]. И выход из этого положения видел такой: «Мне кажется, мы для этого все должны покоряться, смиряться, терпеть, пережить "Сталина": переживем, и он отойдет без революции с нашей стороны» [5; 228]. «Покоряться» и «смиряться» имело для Пришвина особенное значение: сверхчеловеку большевизма он противопоставлял «сам-человека», живущего подлинною жизнью.
В дневнике 1938 года он заключает: «Конечно, Сталин - всё» [5; 232]. И за этим всё - и горе, и кровь, и слава.
Заключение
«Темы нашего времени: жизнь на земле - счастье. Вторая тема: деспотизм и его жертвы» [5; 230]. Он бился в этом междутемье, пытаясь примирить личную и государственную правду, увидеть исторический смысл происходящих в стране событий, что характеризует двойственность, неопределенность, недосказанность в отношении к современной Пришвину действительности. Писатель одновременно видит и разрушительное начало, и обновление бытия: «Нужно знать время: есть время, когда зло является единственной творческой силой; все разрушая, все поглощая, оно творит невидимый Град, из которого рано или поздно грянет: - Да воскреснет Бог!» [5; 219] Для себя Пришвин определяет: «Личная задача: освободиться от злости на сегодняшний день и сохранить силу внутреннего сопротивления и воздействия. Да, нужно выносить жизнь эту и ждать, что вырастет из посеянного, Боже, сохрани забегать вперед! если это необходимо, то оно, в конце концов, будет просто легко и радостно» [5; 251].
Список использованной литературы
1. Варламов, А. Н. Пришвин / А. Н. Варламов. - М.: Молодая гвардия, 2003. - 548 с.
2. Ершов, Г. А. Михаил Пришвин: жизнь и творчество / Г. А. Ершов. - М.: Наука, 1973. - 320 с.
3. Подоксенов, А. М. М. М. Пришвин и И. А. Бунин об истоках и причинах революционной смуты 1917 г. / А. М. Подоксенов. // Вестник ТГУ. Вып. 12 (56). - 2007. - С 80-88.
4. Подоксенов, А. М. Мировоззренческий путь М. М. Пришвина от народничества к марксизму / А. М. Подоксенов. // Вестник ТГУ. Вып. 3 (59). - 2008. - С 355-363.
5. Пришвин, М. М. Дневники / Сост. Ю. А. Козловский. - М.: Правда, 1990 - 476 с.
6. Чулюкина, М. Г. Дневник М. М. Пришвина: поиск идентичности / М. Г. Чулюкина. // Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. Том 150, кн. 4. - 2008. - С. 170-174.
Содержание
1. Введение
2. Общая характеристика Дневников 1930-х гг.
3. Дневники начала 1930-х гг.: «Уже не прекрасная жизнь»
4. Примирение с действительностью: Дневники 1933-1940 гг.
5. Заключение
Список
использованной литературы
Информация о работе Примирение с действительностью: Дневники 1933-1940 гг