Предметный мир в окружении героя по повести О. Бальзака "Гобсек"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:27, реферат

Описание работы

Цель работы: исследование предметного окружения главного героя в повести Бальзака «Гобсек».
Задачи: 1) рассмотреть значение предметного окружения в литературных произведениях;
2) проанализировать предметное окружение главного героя.

Содержание

Введение________________________________________________________1
Часть 1. Роль предметного окружения в литературе XIX века____________3
А.И. Гончаров__________________________________________3
А.П. Чехов_____________________________________________4
Н.В. Гоголь ____________________________________________4
Часть 2. Предметное окружение главного героя повести Бальзака «Гобсек»_________________________________________________________6
2.1. Мастерство Бальзака в изображении «мира вещей»___________6
2.2. Роль предметного окружения главного героя повести Бальзака «Гобсек» __________________________________________________7
Заключение ______________________________________________________10
Список литературы________________________________________________11

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ1.docx

— 40.74 Кб (Скачать)

    В обстановке, которая также характерна, дана одна замечательная деталь: «Зимою поленья в его очаге, заваленные пеплом, дымились постоянно, никогда не пылая» - такова была и жизнь этого человека.

    Однако  образ Гобсека не статичен, следовательно, не статично и его предметное окружение. Если в начале повести «…Все в его комнате было потерто и опрятно, начиная от зеленого сукна на письменном столе до коврика перед кроватью, - совсем как в холодной обители одинокой старой девы, которая весь день наводит чистоту и натирает мебель воском…», то в конце повести «…подношения, полученные недавно, лежали вперемешку с ящиками различных размеров, с цибиками чаю и мешками кофе. На камине, в серебряной суповой миске хранились накладные различных грузов, прибывших на его имя в портовые склады Гавра: тюков хлопка, ящиков сахара, бочонков рома, кофе, индиго, табака - целого базара колониальных товаров. Комнату загромождала дорогая мебель, серебряная утварь, лампы, картины, вазы, книги, превосходные гравюры без рам, свернутые трубкой, и самые разнообразные редкости/.../ Он торговался из-за нескольких франков, а в это время товар портился…» [1]. Власть золота одерживает верх над философом, который жил в Гобсеке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    «Величайшим историком современной Франции, которая вся целиком живёт  в его грандиозном творчестве», - называл Бальзака Анатоль Франс [9].

    Бальзак превосходно понимал, какое важное значение имеет для его реалистического творчества изображение типических характеров и типических обстоятельств. Поставив перед собой задачу воплотить в «Человеческой комедии» все современное ему общество, Бальзак мог её разрешить лишь в том случае, если две-три тысячи персонажей его произведений своими типическими собирательными чертами представят миллионы людей, населяющих Францию. Особое внимание Бальзак уделяет правдивости деталей в своих произведениях. Для понимания человеческих отношений следует по мнению Бальзака, правдиво обрисовывать не только людей, но и их «материальное воплощение» - вещи. Бальзак всякий раз подробно описывает ту материальную, вещную обстановку, среди которой должна разыграться будущая драма. Таким образом интерьер комнаты Гобсека помогает лучше понять особенности психологии центрального персонажа повести.

    «…писатели  часто бывают правы в своих дерзких выходках против нынешнего времени. Общество требует от нас прекрасных картин: но где же натура для них? Ваши убогие одежды.., ваши короли без престолов – так ли уж они поэтичны, чтобы стоило их изображать? Сейчас мы можем только издеваться. Насмешка – вот литература умирающего общества…».   
 

     
 
 

Список  литературы

1. Бальзак О. Гобсек // Бальзак О. Собр. соч.: В 10 т. - М., 1983. - Т.2. - С.7-63.

2. Гербстман А. О.  Оноре Бальзак. Биография писателя  / А.О. Гербстман. – Л. : Просвещение, 1972 г.

3. Гоголь. Н. Мертвые души.- СПб.: Москва, 1975.-367с.

4. Гончаров И. А. Обломов. — М., 1982.

5. Машинский С.И.  Художественный мир Гоголя: Пособие для учителей. -2-е изд.-М.: Просвещение, 1979.-432с.

6. Мельник, В.И. Реализм И.А. Гончарова [Текст]. – Владивосток, 1985.

7. Новалис. Генрих фон Офтердинген. СПб., 1995. С. 130.

8. Пузиков А. Оноре Бальзак. Критико-биографический очерк / А. Пузиков. – М. : Гослитиздат, 1955г.

9. Реизов Б.Г. Творчество Бальзака. М., 1988.

10. Топоров В.Н. Апология Плюшкина: Вещь в антропоцентрической перспективе// Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. С. 21.

11. Хализев В.Е. Теория литературы. М. Высшая школа, 1999.

Чудаков, А.П. Вещь в реальности и в литературе [Текст] // Вещь в искусстве. – М., 1986.

12. Чичерин А.В.  Произведения О. Бальзака «Гобсек», «Утраченные иллюзии». Л., 1982.

13. Чудаков А.П. «Внешнее» Достоевского// Чудаков А.П. Слово — вещь — мир. От Пушкина до Толстого: Очерки поэтики русских классиков. М., 1992. С. 94.

14. Чудаков АЛ. Мир Чехова. Возникновение и утверждение. М.: Сов. писатель, 1986. С.226-228.

15. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. С. 146.

Информация о работе Предметный мир в окружении героя по повести О. Бальзака "Гобсек"