Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:27, реферат
Цель работы: исследование предметного окружения главного героя в повести Бальзака «Гобсек».
Задачи: 1) рассмотреть значение предметного окружения в литературных произведениях;
2) проанализировать предметное окружение главного героя.
Введение________________________________________________________1
Часть 1. Роль предметного окружения в литературе XIX века____________3
А.И. Гончаров__________________________________________3
А.П. Чехов_____________________________________________4
Н.В. Гоголь ____________________________________________4
Часть 2. Предметное окружение главного героя повести Бальзака «Гобсек»_________________________________________________________6
2.1. Мастерство Бальзака в изображении «мира вещей»___________6
2.2. Роль предметного окружения главного героя повести Бальзака «Гобсек» __________________________________________________7
Заключение ______________________________________________________10
Список литературы________________________________________________11
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА»
КАФЕДРА
ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Предметное окружение главного героя
повести
Бальзака «Гобсек»
Выполнил:
Григорьева
Ирина Васильевна,
студент 2 курса
филологического
факультета (23 гр.)
Проверил:
Никанорова
Т.М.
Красноярск
2011
Содержание
Введение______________________
Часть 1. Роль предметного окружения в литературе XIX века____________3
Часть 2. Предметное
окружение главного героя повести
Бальзака «Гобсек»______________________
2.1. Мастерство Бальзака в изображении «мира вещей»___________6
2.2. Роль предметного
окружения главного героя
Заключение ______________________________
Список литературы_____________
Введение
Мир произведения — это художественно освоенная и преображенная реальность. Он многопланов. Наиболее крупные единицы словесно-художественного мира — персонажи, составляющие систему, и события, из которых слагаются сюжеты. Мир включает в себя то, что правомерно назвать компонентами изобразительности (художественной предметности): акты поведения персонажей, черты их наружности (портреты), явления психики, а также факты окружающего людей бытия (вещи, подаваемые в рамках интерьеров; картины природы — пейзажи).
Мир
вещей составляет существенную грань
человеческой реальности, как первичной,
так и художественно
Один
их лейтмотивов литературы XIX в. — вещь,
сродная человеку, как бы сросшаяся с его
жизнью, домом, повседневностью. Так, в
романе Новалиса, убежденного, что настоящему
поэту ничто в окружающем не чуждо, говорится,
что домашняя утварь и пользование ею
сулят душе человека чистую радость, что
они способны «поднимать душу над обыденной
жизнью», возвышать потребности человека
[11].
Цель работы: исследование предметного окружения главного героя в повести Бальзака «Гобсек».
Задачи: 1) рассмотреть значение предметного окружения в литературных произведениях;
2)
проанализировать предметное окружение
главного героя.
Часть 1. Роль предметного окружения в литературе XIX века
1.1.А.И. Гончаров. Предметный мир, которым окружен персонаж, — его жилье, мебель, одежда, еда, способы обращения персонажа с этими вещами, его поведение внутри этого мира, его внешний облик, жесты и движения, — все это служит безотказным и целенаправленным средством характеристики человека. В романе «Обломов» читатель прослеживает, как условия быта, в которых вырос Обломов, его воспитание порождают в нем безволие, апатию, равнодушие. «…Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на всё, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них…»[4]. Как видно, квартира Обломова представляла из себя скорее склад ненужных вещей, чем жилое помещение. Этой картиной, или предметным окружением, Гончаров подчеркивает то, что Обломов, возможно, даже сам чувствует себя «лишним человеком», вырванным из контекста бурного прогресса. Не случайно Добролюбов назвал Обломова «лишним человеком, сведенным с красивого пьедестала на мягкий диван». Изображение вещного мира признавалось всеми исследователями творчества Гончарова наиболее сильной стороной писателя. Часто за скрупулезностью описаний критики не замечали у Гончарова ни глубины мысли, ни наличия идеалов. Здесь кроется одна из стержневых особенностей художественного метода писателя, заключающаяся в том, что бытие проявляется у Гончарова через быт. По верному замечанию В.И. Мельника, «идея у Гончарова выражается только в конкретном и пластическом образе, она вся погружена в конкретику жизни, проявляясь через подчеркнуто обыденные, но вечные явления человеческого существования» [6].
1.2. А.П. Чехов. «У Чехова быт сам по себе вовсе не чреват непременно драматизмом да еще с минорным оттенком. <.> Чехов вовсе не хотел сказать: в том, что люди «едят, пьют, волочатся», «носят свои пиджаки» («Чайка») - драма и трагизм. Он говорит только: в это время складывается их судьба. Быт - не какой-то специальный источник и не особая причина драматизма, а составная неустранимая часть жизни и совсем не обязательно трагичная или минорная. <.> Чеховское видение - это пристальный интерес к человеку во всех слагаемых его бытийности, не образующих однозначно определимого».[14]
Чудаков
выдвинул теорию случайностного предмета
у Чехова. Это значит, что многие детали
не мотивированы сюжетом или характером
персонажа. «Эти детали — знаки какого-то
иного, нового способа изображения, и в
нем они важны и обязательны. Такой способ
можно определить как изображение человека
и явления путем высвечивания не только
существенных черт его внешнего, предметного
облика и окружения, но и черт случайных».
Чехов не разделяет детали на главные
и второстепенные, поэтому его «художественные
предметы создают впечатление «неотобранного»,
целостного мира, представленного в его
временно-случайных, сиюминутно-индивидуальных
проявлениях, вовсе не строго обязательно
связанных в пьесе с какой-то конкретной
мыслью или темой» [15].
1.3. Н.И. Гоголь. Изображая повседневную жизнь, обыденные чувства, желания, стремления, Гоголь широко разработал метод характеристики героев, социального уклада через портретные и бытовые детали. Раскрывая образы действующих лиц в тесной связи и зависимости их от общих условий жизни, Гоголь стремится к максимальной выразительности различных элементов повествования. Ни одна из художественных деталей, которые используются писателем при изображении действующих лиц, не существует сама по себе, она всегда привлекает в неразрывной связи с образом, является средством характеристики тех или иных его сторон.
Вспомним первые строки «Мертвых душ». Мы ничего не знаем о бричке, в которой въехал Чичиков в город NN. Но сказано, что это такая бричка, «в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян,- словом, все те, которых называют господами средней руки»[3]. Бричка характеризуется через людей. Но затем отраженный луч как бы падает и на них самих. Однако гораздо чаще люди раскрываются через вещи, им принадлежащие.
По принципу выделения характерных, запоминающихся деталей построено в «Мертвых душах» описание различных сторон жизненного уклада и психологии героев. Вспомним, с каким мастерством изображена обстановка дома Плюшкина, превратившего свое жилье в хранилище никому не нужных вещей, всякого рода отбросов. Вспомним и описание дома Собакевича, в котором каждая вещь по своему виду напоминает хозяина. «Стол, стулья, кресла - все походило на Собакевича»[3].
В
использовании предметно-
Часть 2. Предметное окружение главного героя повести Бальзака «Гобсек»
2.1 Мастерство Бальзака в изображении «мира вещей».
Предметный мир, которым окружен персонаж, — его жилье, мебель, одежда, еда, способы обращения персонажа с этими вещами, его поведение внутри этого мира, его внешний облик, жесты и движения, — все это служит безотказным и целенаправленным средством характеристики человека. Все без исключения подробности имеют характерологическую и социальную значимость. Этот принцип изображения внешнего окружения человека лучше всего можно охарактеризовать словами И. Тэна: «Под внешним человеком скрывается внутренний, и первый проявляет лишь второго. Вы рассматриваете его дом, его мебель, его платье — все это для того, чтобы найти следы его привычек, вкусов, его глупости или ума <...> Все эти внешние признаки являются дорогами, пересекающимися в одном центре, и вы направляетесь по ним.
Вещь
несет на себе отпечаток характера
человека, которому она принадлежит.
Поэтому человек и
Давно уже замечена одна характерная особенность бальзаковской поэтики: особый интерес писателя к изображению бытового, вещного, предметного окружения его героев. Несомненно, Бальзак уделял социально-бытовой обстановке большое внимание, тщательно выписывал материальное окружение, материальный мир, в сфере которого живут его герои, потому что бытовая среда дает яркое представление об облике героев.
Характерно сказанное Бальзаком в одной из ранних его новелл: «Только согретые сердечным трепетом события человеческой жизни приобретают смысл; значение мелочей, почти анатомических, выступает наружу во всей их тонкости под натиском мысли, в высшей степени изощренной».
Конкретность
и многообразие языка в произведениях
Бальзака связаны с новым видом
детализации, когда цвет дома, облик
старого кресла, скрип двери, запах
плесени становятся многозначительными,
социально насыщенными
Изображение
внешнего облика вещей становится выражением
устойчивого или изменчивого
душевного состояния людей. И
оказывается, что не только человек,
его образ жизни влияют на вещественный
мир, им подчиненный, но и, наоборот, сказывается
своего рода могущество мира вещей, способных
и согреть, и поработить человеческую
душу. И читатель бальзаковского романа
живет в сфере предметов, выражающих
смысл буржуазного уклада, угнетающего
человеческую личность.
2.2. Роль предметного окружения главного героя повести Бальзака «Гобсек».
…В
раздельной четкости
лучей
И в чадной слитности
видений
Всегда
над нами — власть
вещей
С ее триадой измерений…
Анненский
Над повестью «Гобсек» Бальзак работал в 1830 г. Главная фигура этого произведения - ростовщик Гобсек, его фамилия в переводе с голландского означает «живоглот», что вполне соответствует жизненной функции персонажа. Бальзак пишет, что Гобсек обладал «лунным ликом, ибо его желтоватая бледность напоминает цвет серебра, с которого слезла позолота»: в его внешнем облике отмечены цвета денег - золота и серебра. Бесстрастность ростовщика отражена в его неподвижных чертах, они казались отлитыми из бронзы». Дервиль сравнивает его и с векселем [12].
«Он, по обыкновению, сидел в глубоком кресле, неподвижный, как статуя, вперив глаза в выступ камина, словно перечитывал свои учетные квитанции и расписки. Коптящая лампа на зеленой облезлой подставке бросала свет на его лицо, но от этого оно нисколько не оживлялось красками, а казалось еще бледнее» [1, с.14].
Впрочем, иногда Гобсек даже смеялся, и тогда его смешок «напоминал скрип медного подсвечника, передвинутого по мраморной доске» [1, с.34]. На желтый старый мрамор похож и однажды мелькнувший перед глазами стряпчего лысый череп ростовщика; оторвавшись от созерцания столь любимых им бриллиантов, Гобсек становится «учтивым, но холодным и жестким, как мраморный столб» [1, с.34].
С
образом жизни и внешним
Информация о работе Предметный мир в окружении героя по повести О. Бальзака "Гобсек"