Прецедентные тексты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:02, реферат

Описание работы

Назовем прецедентными – тексты, (1) значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях, (2) имеющие сверхличностный характер, т.е. хорошо известные широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников, и, наконец, такие, (3) обращение к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности

Содержание

Введение 2-5
Глава1. Прецедентные тексты в статьях газет 5-8
Глава 2. Прецедентные феноменов в статьях Быкова и их источники 8- 25
Заключение 26
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по лингвистике.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

ПИ ‘Содом’ относится к сфере религии.

Содом и Гоморра. Книжн. Восходит к библейской легенде о палестинских городах Содоме и Гоморре, которые за грехи их жителей были разрушены огненным дождем и землетрясением (Быт., 19,24-25). 1. Крайний беспорядок, суматоха, неразбериха, сильный шум, гам. 2. Разврат, пьянство и т. п., царящие где-л.СОЕ Вот тут и ахнул кто-то us матросов: “Эй, Ваше благородие! Заткнись!” А потом и пошло! Крики “Вон/..” Свист в четыре пальца - содом и гоморра! Викарий, конечно, вылетел за дверь, как бомба... С. Н. Сергеев-Ценский. Утренний взрыв. А ваш-то дом шинком стал... Кому поесть да попить - сюда! Цимбалы да пляски - содом и гоморр! А. В. Сужово-Кобылин. Дело.  [В.П. Большой словарь крылатых слов русского языка. - М., 2005.]

ПС ‘Сиквел’ относится к сфере литературы.

Си́квэл, си́квел (англ. sequel [siːkwəl] — продолжение) — книга, фильм или любое другое произведение искусства, по сюжету являющееся продолжением другого произведения, построенное на персонажах из него и т. д. Особый разряд сиквелов составляют «духовные сиквелы», которые не являются прямыми продолжениями, однако же рассматривают тот же набор понятий и идей, что и произведения, предшествующие по сюжету.  [URL: ru.wikipedia.org›wiki/Сиквел].

ПИ ‘Нимфы’ относится к сфере мифологии.

Ни́мфы (греч. νύμφαι, лат. nymphae — невесты) — в древнегреческой мифологии[1][2] олицетворение в виде девушек живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. Порождены Геей[3]. Им посвящен орфический гимн.  Они жили в рощах, у источников, в тенистых горных ущельях — на лоне природы. Подобно сатирам, нимфы — духи земной поверхности, проявления природных сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали от культурных центров. Они занимаются пряжей, тканьем, поют песни, пляшут на лугах под флейту Пана, охотятся с Артемидой, участвуют в шумных оргиях Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми сатирами. Иногда они приходят в общение с людьми, заботятся об их участи, отдаются героям и прекрасным юношам (Калипсо и Одиссей, Амарилла и Дафнис). Часто они наводят на человека безумие, бешенство (νυμφόληπτοι), посылают пророческий дар и исступленное вдохновение.  [URL: ru.wikipedia.org›Нимфы].

ПИ ‘Сатир’ относится к сфере мифологии.

Сатир. Книжн,, устар. Β греч. мифологии - низшее лесное существо, демон плодородия. Сатиры составляли свиту Вакха (Диониса). Мифы изображают их ленивыми, похотливыми, частополупьяными; они постоянно заняты игрой, танцами. В ранний период античного искусства сатиры изображались полулюдьми - полукозлами, с заостренными, похожими на козьи, ушами, козлиным (или лошадиным) хвостом, растрепанными волосами и тупым вздернутым носом. В классический период животные признаки в изображении сатиров начинают исчезать (М. Н. Ботвинник, М. А. Коган, М. Б. Рабинович, Б. П. Селецкий. Мифологический словарь. Изд. 3. - М.: Просвещение, 1965. - с. 222). Властолюбвц, развратник. .Зеленый плющ на черных волосах, /И виноград на голове висящий, / И легкий фирз, у ног его лежащий, - / Все говорит, что вечно-юный Вакх, / Веселья бог, сатира покровитель. А. С. Пушкин. Хочу воспеть, как дух нечистый ада... Все любовные мечты, слезы - все нежные чувства - суть только цветы, под которыми прячутся нимфа и сатир. И. А. Гончаров. Обломов. 3,2. [В.П. Большой словарь крылатых слов русского языка. - М., 2005.]

ПИ ‘Пастернак’ относится к сфере литературы.

Бори́с Леони́дович Пастерна́к (29 января [10 февраля] 1890, Москва  — 30 мая 1960, Переделкино, Московская область) — русский поэт, писатель, один из крупнейших русских поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958).

[URL: ru.wikipedia.org›wiki/Пастернак,_Борис_Леонидович].

ПВ ‘Жизнь и судьба’ относится к сфере литературы.

«Жизнь и судьба» — эпический роман Василия Гроссмана, написанный в 1950—1959 годах. Самое известное его сочинение. Является второй частью дилогии; первая часть — «За правое дело» 1952 года. По мнению ряда литературных критиков роман «Жизнь и судьба» является лучшим романом XX века. [URL: ru.wikipedia.org›Жизнь и судьба].

ПВ ‘Путешествие из Москвы в Россию’ относится к сфере литературы.

Путешествие из Москвы в Россию← Путеше́ствие из Петербу́рга в Москву́ — самая известная книга Александра Радищева. Опубликована в Российской империи в мае 1790 года. Работа печаталась без указания автора в домашней типографии Радищева. Повесть представляет собой собрание разрозненных фрагментов, связанных между собой названиями городов и деревень, мимо которых следует путешественник. Рассуждения о вопиющей несправедливости помещиков, которые не считают своих крепостных крестьян за людей, перемежаются соображениями по поводу некоторых правил личной гигиены. Так, например, смышлёные крестьянские девушки в отличие от развращённых светских дам понимают, что чистить зубы — вредно и отвратительно и «не сдирают каждый день лоску с зубов своих ни щетками, ни порошками». Кроме того, Радищев включил в повесть свою оду «Вольность» и «Слово о Ломоносове»  [URL: ru.wikipedia.org›Радищев].

ПВ ‘Цыганы шумною толпой’ относится к сфере литературы.

"Цыганы шумною толпой." - Пушкин А. С. Цыганы, 1824 ("Цыганы шумною толпой...") // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М. [ URL: ru.wikisource.org›wiki/Цыганы_(поэма_—_Пушкин)].

ПВ ‘Леди Макбет’ относится к сфере литературы.

«Леди Макбет» - «Леди Макбет Мценского уезда» — повесть Николая Лескова, написанная в 1864 году (в сборнике 1867 года писатель сделал пометку: «26-го ноября 1864 г. Киев»). [URL: knigaleskov.narod.ru›1.htm].

ПИ ‘Горбачев’, контаминация ПИ и ПВ ‘Сам себе режиссер’ относится к сфере политики.

Сам себе Горбачев←«Сам себе режиссёр» (ССР[1]) — телевизионная передача, в основе которой лежит демонстрация любительского видео. Вышла в эфир 6 января 1992 на канале 2х2. [ URL: ru.wikipedia.org›wiki/Сам_себе_режиссёр ].

Абстрактное наименование мазохизм, образованное от ПИ ‘Захер-Мазоха’ относится к социальной сфере.

Мазохизм (от имени Леопольда фон Захер-Мазоха) — в широком смысле — склонность к насилию, получение удовольствия от унижения и мучения со стороны других людей. Термин был введен в 1886 году психиатром и неврологом Рихардом фон Крафт-Эбингом в изданной в 1886 г. монографии «Psychopathia sexualis» и связан с натурой и творчеством писателя Леопольда фон Захер-Мазоха. [ URL: ru.wikipedia.org›wiki/Мазохизм].

Типы трансформаций ПТ в статьях Дмитрия  Быкова:

Замена одного из компонентов устойчивого словосочетания ( сам себе режиссер, код Репина)

Перестановка компонентов ПВ и лексическая замена (Путешествие из Москвы в Россию)

Основные функции ПТ в статьях:

экспрессивная функция позволяет обозначить «эмоциональную нагруженность и нередко констатирует присутствие гиперболизма или иронии»;

этическая функция, которая «выступает в роли усилительных средств в раскрытии художественного образа»;

функция аргументации (чаще всего присуща цитированию), которая «позволяет подкреплять говорящему выраженную мысль» [Караулов 2010: 223–230].

Экспрессивная  функция:

<…Поистине, в русском читателе есть скрытый мазохизм: он не доверяет тому, что интересно, ему непреодолимые препятствия подавай. Много ли в русской прозе таких рассказов, как «Леди Макбет» или «Ручка, ножка, огуречик»?...>

Функция аргументации:

<…Цыгане — везде. Они вольные певцы, да вдобавок «робки и добры душою», что не мешает им понемногу конокрадствовать…>

Заключение.

 

Анализ прецедентных феноменов в идиостиле Д. Быкова, позволяет сделать вывод о том, что он обращается к таким темам, в которых отражается политическая, социальная и культурная жизнь общества. Высокая частотность включения ПТ в публицистические материалы Быкова связано с уровнем профессионализма , и его интеллектуальными возможностями.

Многообразие и неоднородность источников цитирования (высказывания общественных деятелей, образцы классической литературы, крылатые фразы, пословицы, а также названия из песен, кинофильмов и проч., что принято называть сегодня массовой культурой) является отражением менталитета читателя и журналиста. Автор включает в ПТ единицы, актуальные для данного социокультурного пространства

Рассмотренные ПТ, включаемые в статьи Д. Быкова, дают возможность не только подтвердить актуальность использования данного типа языковых средств, но и увидеть в них отражение реалий окружающей действительности.

                    

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.                  Е.А. Журавлёва, Ж.Д. Капарова Прецедентные тексты начала XXI века. М., 2007

2.                  А.В. Калинин Культура русского слова. М., 1984

3.                  В.Г. Костомаров Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб.: Златоуст, 1999

4.                  В.С. Елистратов "Текст", "клип" и "прецедент" // Аспекты звучащей речи. Сборник научных статей к юбилею Е.А. Брызгуновой. М., 2004

5.                  Ю.Н. Караулов Русский язык и языковая личность.

6.                  М.: Едиториал УРСС, 2003

7.                  С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка.4-е изд., доп. М., 2003

8.                  Гудков, Д. Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности / Д. Б. Гудков. - М., 1999.

9.                  Земская, Е. А. Цитация и способы ее трансформации в заголовках современных газет / Е. А. Земская // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. Памяти Т. Г. Винокур. - М., 1996.

10.             Костомаров, В. Г. Как тексты становятся прецедентными / В. Г. Костомаров, Н. Д. Бурвикова // Русский язык за рубежом. - 1994. - № 1.

11.             Немирова, Н. В. Пушкинизмы на страницах газет / Н. В. Немирова // Проблемы лингвистического образования. Часть 1. - Екатеринбург, АМБ 2003.

12.             Захаренко, И. В. Прецедентные высказывания и их функционирование в тексте / И. В. Захаренко // Лингвокогнитивные проблемы межкультурной коммуникации : сб. статей. - М., 1997а.

13.             Земская, Е. А. Цитация и способы ее трансформации в заголовках современных газет / Е. А. Земская // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. Памяти Т. Г. Винокур. - М., 1996.

14.             Караулов, Ю. Н. Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности / Ю. Н. Караулов // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы : доклады советской делегации на VI конгрессе МАПРЯЛ. - М., 1996.

15.             Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. – М.: Наука, 1970.

16.             А. Баранов, Ю. Караулов Словарь политических метафор. М., 1994

17.             Мельцер-Евстратова С. Газетный заголовок как средство выражения авторской установки. – Эстония, 1999. – 25 с.

18.             Нахимова Е.А. Прецедентные имена как ментальное поле в политической коммуникации // Лингвистика. Бюллетень Уральского лингвистического общества. Том. 14. Урал.гос.пед. ун-т. Екатеринбург. 2004.

19.             Боярских О.С. Особенности употребления некоторых прецедентных имен со сферой-источником "Литература" в современной российской прессе // Этнокультурное пространство региона и языковое сознание: материалы II межрегиональной научно-практической конференции. - Тюмень, 2006. - Ч. 2.

20.             Михалева, И. М. Типы прецедентных текстов и их цитирование / И. М. Михалева // Деятельностные аспекты языка : сб. науч. тр. - М., 1998.



Информация о работе Прецедентные тексты