Повесть Г.Владимова "Верный Руслан"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 08:13, контрольная работа

Описание работы

Владимов Георгий Николаевич (1931–2003) - русский писатель, публицист, правозащитник. Забытое и вновь возрожденное имя, известное далеко не каждому. Пожалуй, лучше всего о нем сказала критик Наталья Иванова: «Он был человеком свободным… Никакая литературная мода или веяние не могли его заинтересовать, тем более – подчинить. Он был занят серьезным делом, рассчитанным на целую жизнь. Сдвигая общественное сознание тщательно отобранными весомыми словами, он не нуждался в комплиментах и оставался равнодушен к хуле».

Содержание

1. Георгий Владимов, его место в литературе, течение литературы, которое он представляет (реализм), оценки критиков.
2. Жанровое своеобразие повести.
3. Основные проблемы произведения.
4. Характеристика ключевых персонажей.
5. Особенности поэтики.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 49.03 Кб (Скачать)

4. Характеристика ключевых персонажей.

Ключевым персонажем повести  является Руслан. Но важными для  понимания смысла произведения оказываются  и Потертый, и хозяин Руслана, и также многие служебные собаки. Каждый из них имеет определенное значение и влияние на мировоззрение главного героя, его выводы, его понимание действительности. Тетка Стюра, ее дворовая собака Трезорка также имеют важное значение в повести. Все они неслучайно показаны автором.

Итак, главный герой –  Руслан. Это караульная собака, причем не просто выдрессированная, а имеющая  свой характер, идущая в первых рядах  службы. Это очень умный пес. Об этом говорит эпизод, когда он без особого труда прошел «выборку» (правильно определил убийцу, случай с махоркой). И умный не только потому, что выполняет все команды, но и потому, что многое понимает, чувствует. Может все дело в его служебной выправке, но когда читаешь его рассуждения, его мысли по тому или иному вопросу, начинаешь понимать, что собака очень восприимчива ко всему происходящему, а не равнодушна, как может казаться нам, людям.

Изображен  Руслан в повести  Владимова детально, состояние пса  описывается подробно. И это во многом обусловлено авторским замыслом. Руслан не может приспособиться, это чуждо его природе. Его, казалось бы, организованной натуре присущ бунтарский дух, который все равно вырвется наружу. Владимов, тщательно подбирая приемы, готовит читателя к неизбежному бунту против бессмысленности и абсурда. Руслан не человек, находящийся в плену у стереотипов, не просто охранник, чье сознание порабощено Системой. Он часть живого мира, он служит в силу природных законов, но служит человеку, а не Системе. Какой бы покладистой и беззлобной ни казалась любая собака, она при определенных, только ей понятных обстоятельствах способна воспротивиться воле Хозяина, какой бы жестокой дрессировке она ни подвергалась. Об этом забывали те, кто видел в Руслане "бериевца в собачьей шкуре", но помнил Владимов: «Да, всякий зверь понимает, насколько велик человек, и понимает, что величие его простирается одинаково далеко и в сторону добра, и в сторону зла, но не всюду его сможет сопровождать зверь, даже готовый умереть за него, не до любой вершины с ним дойдет, не до любого порога, но где-нибудь остановится и поднимет бунт».

С первых строк произведения видим, насколько Руслан уважительно  относится к своему хозяину: «Но  при  хозяине  он стеснялся тащить из кормушки,  только содрал  все  мясо на всякий случай…На косточку он взглянуть себе не позволил, только наспех полакал из пойлушки…», «так все часы службы они бывали связаны  и не теряли друг друга», «Руслан  с  охотой  в  него потянулся  и задвигал  ушами,  отзываясь  на  прикосновения хозяевых  рук». Ради хозяина он готов был умереть, настолько предан ему был Руслан. Каким-то непостижимым образом чувства передаются ему от людей, он понимает их даже не по командам, а по взглядам. (с. 4) Но хозяин предает Руслана. Это описано в случае, когда потерянная собака нашла того, кому служила, а он в свою очередь, засунул псу в пасть хлеб с горчицей. Руслану очень горько, обидно, ведь хозяин был для него всем, пес помнил все моменты до единого, проведенные с хозяином на службе. Сочувствие к нему проявляет Потертый (бывший лагерник), берет Руслана к себе, но пес хоть и идет за Потертым, все же так и считает его подконвойным, а не хозяином. Но постепенно Руслан привыкает и к Потертому, и к Стюре, и даже к Трезорке, хотя к каждому из них у него особое отношение. В конце повести мы видим, как Руслан даже дает себя погладить Потертому, хотя для служебной собаки это было неприемлемо.

Руслан постоянно рефлексирует, постоянно пытается осознать не только свои поступки, но и поступки людей, многие действия которых кажутся ему бессмысленными, глупыми.

Мечты же о вольной жизни  говорят нам о том, что все-таки Руслан – обыкновенный пес, мечтающий  о свободе и сахарных косточках.

Особого рассмотрения требуют  взаимоотношения Руслана с дворнягами, в том числе и с Трезоркой, жившим у Стюры. Нужно сказать, что  Руслан, не уважал дворовых собак, считая их ленивыми и ни на что не годными. Трезорка поначалу боится Руслана, да и потом старается его избегать, но во всяком случае он не кидается на него, также как и Руслан. Автор показывает случай, когда Руслан хотел напасть на кур, а Трезорка преградил ему путь в курятник и злобно зарычал на него. Руслан не кинулся в драку, он уважал тех, кто несет службу. Но в конце повести Владимов отводит Трезорке благородную роль. Когда Руслан, смертельно раненный ползет в убежище, дворовые псы облаивают его, показывая свое превосходство, а рядом с ним кто-то бежит и защищает его, он не видит, думает что это кто-то из его служебных товарищей, но потом все же поднимает глаза и перед ним оказывается Трезорка. Вот она собачья преданность! С. 57-58.

Руслан погибает. Он может  быть смог бы выжить, но нет смысла, нет любви к людям, а другой он не знает. Его предал хозяин, лагеря нет, службы нет, люди ранили его, хотя он хотел им только лучшего, они не поняли его. Руслан – собака со своими мыслями, чувствами. Он не виноват в том, что кинулся в атаку на приехавших отдыхать людей. Виноваты люди. В конце повести приходит понимание того, что лучше бы хозяин Руслана пристрелил всех собак сразу, облегчив им тем самым страдания, ведь им не пришлось бы скитаться в поисках еды и ожидания службы, и, в конце концов, они не кинулись бы на людей, и смерть их не была бы столь мучительна и полна страданий.

Хозяин Руслана. В повести  мы видим этого человека лишь в  самом начале и затем в закусочной, когда пес находит его. Но, несмотря на то, что после предательства хозяин покидает жизнь Руслана навсегда, его образ Владимов прорисовывает нам в воспоминаниях собаки. В самом начале произведения, когда мы видим, что этот человек не может убить собак и отпускает их на волю, мы проникаемся к нему уважением. Мотивируется это состраданием к живым существам. Но по прочтении всей истории, становится ясно, что хозяин Руслана, скорее всего не расстрелял собак не из жалости, а потому что струсил. Об этом он говорит так: «Ага, именно!  Все больно жалостные,  гляжу, а пострелять – другой дядя пускай. Мало мне чо приказано. Кто приказал - уже погоны засолил и пиджачок меряет.  А мне - руки марать? Когда можно и не марать. Только, видишь, как она, жалость-то? Хуже всего выходит».

В сцене предательства  явно вырисовывается подлость этого  человека, желание показать свое превосходство, свое влияние на Руслана. После этой сцены автор не описывает дальнейшей судьбы конвоира, это наталкивает  на мысль, что ему была безразлична дальнейшая судьба его подопечного (то есть пса). Даже в самом начале повести чувствуется некое его пренебрежение к Руслану, когда он кидает окурок прямо в миску, из которой ел пес. Владимов не описывает в подробностях хозяина Руслана, но по отдельным примечаниям его внешности, по некоторым мелочам все понятно: «Ни малого сочувствия Руслан не нашел в его глазах - в двух таких восхитительных плошках, налитых мутной голубизною, - а только холод и усмешку», - это цитата из сцены, когда хозяин вывел Руслана расстрелять, но отпустил его. Когда Руслан видит сержанта с Потертым в закусочной, он сравнивает их: «сравнение вышло в пользу хозяина - молодого, сильного, статного, совершенно чудесного хозяина.  Он  бы еще чудеснее выглядел,  если б  не  забыл  надеть погоны и не сидел  бы с расстегнутым воротом и закатанными рукавами. Но лицо его  все равно  было прекрасное, божественное,  с прекрасными, божественными глазами-плошками, и он прекрасно, божественно держался». Хозяин практически божественен в глазах Руслана. Но когда тот замечает пса, который бежит с радостью ему навстречу, он ударяет его кулаком в нос. После чего собака разочаровывается в хозяине, даже отказывается взять предложенный кусок хлеба, несмотря на свой сильный голод. После того, как хозяин зажимает силой в пасти Руслана тот самый хлеб, но уже обмазанный горчицей, пес понимает, что этот человек его предал. Ему не столько больно от невкусного «лакомства», сколько душит и раздирает обида. Ведь пес так верил ему, готов был сражаться за него с кем угодно, выполнить любую команду, пойти, куда только ему прикажет хозяин. А теперь он стал Руслану ненавистен. Собака не может понять, чем заслужила такое к себе отношение. Далее в воспоминаниях Руслана мы видим его хозяина, особенно красноречив случай, когда конвоиру приказали расстрелять убийцу. Он жесток, безжалостен, мучает приговоренного, надсмехается над ним. Всю эту сцену наблюдает и пес. Его сковывает страх. Ему бояться нечего, ведь он лишь сопровождает хозяина. Но все же Руслану страшно от этого ужасающего зрелища, когда приговоренный падает на колени, просит о пощаде, а хозяин не прерывает его стенания, а долго слушает их, унижая подконвойного.

Потертый. Видя сцену с  Русланом, он берет его с собой. Непонятно, что им движет – жалость и сострадание или желание выгоды, ведь бывший подконвойный знает о том, насколько умен пес. При этой первой встрече Руслан, сравнивая Потертого и своего хозяина, брезгливо и недоверчиво относится к подконвойному. Но впоследствии все же принимает приглашение и идет за ним.

Сам потертый живет у тетки  Стюры, которая также из жалости  приютила его. Историю жизни этого  человека мы узнаем из его разговоров со Стюрой. Он рассказывает, что после  всего произошедшего с ним, даже не уверен, ждут ли его родные. Потертый – плотник, мастерит у Стюры шкаф из того материала, который сумеет добыть. Но он какой-то растерянный. То он занят работой, то пьянством. Такое ощущение, что человек потерял себя, хотя должен радоваться тому, что он наконец-то на свободе. Даже Руслана раздражает его немотивированное и безответственное поведение.

 Однажды ему приходит  письмо от знакомого, который рассказывает, что его в семье приняли плохо, и он не советует Потертому возвращаться домой. Все же Потертый предпринимает попытку уехать, но в последний момент спрыгивает с поезда и остается. Руслан видит в Потертом лишь бывшего заключенного. Тот принимает собаку за своего товарища, а Руслан же только сторожит его, отказываясь даже принимать пищу от него и Стюры. Также псу отвратительно постоянное пьянство этих людей, но все же он привыкает к ним и проводит с ними несколько лет. Когда Потертый собирается уезжать, Руслан даже дает себя погладить. В момент, когда Стюра провожает Потертого, пес прибегает на вокзал, думая, что подконвойный решил сбежать, но он настолько хорошо чувствует этого человека, что не останавливает его, зная, что тот никуда не уедет. В конце же повести Руслана ждет еще одно разочарование – Потертый просит добить раненого пса: «Та зловещая правда сегодня ему открылась, когда, сбитый ударом, увидел он троих,  надвигавшихся с искаженными лицами, и когда обрушился рюкзак, и когда взлетела лопата, и Потертый сказал: "Добей".  Никогда, никогда в этих помраченных не смирялась ненависть, они только часа ждут обрушить ее на тебя - за то лишь, что ты исполняешь свой долг. Правы были хозяева - в каждом, кто не из  их числа, таится враг. Но и в их числе -разве были ему друзья? Один  лишь инструктор, ставший потом собакой, и был по-настоящему другом». Потертый не пытается защитить Руслана, как было сказано выше, в нем лишь тупое равнодушие, безразличие, а ведь пес охранял его, был с ним рядом такое длительное время. Руслана предали во второй раз, тогда он окончательно понял, что нет этой любви к людям, он пытался их любить, но эта самая любовь обернулась для него предательством с их стороны.

 

5. Особенности поэтики.

Говоря о языке произведения, хочется, прежде всего, отметить то, что автор очень тонко продумал словесный строй повести, постарался изобразить как обстановку, в которой жила собака, людей, которые были вокруг пса, так и духовный мир Руслана, который потрясает своей чувствительностью и многообразием. Для этих описаний Владимов прибегает к самым разным художественным средствам выразительности. «Руслана забила дрожь, и неожиданною зевотой стало разламывать челюсти, но он  себя пересилил и встал.  Иначе и не мог он.  Все самое страшное зверь принимает стоя. А он уже понял, что оно пришло к нему в этот белый день, уже минуту назад случилось  -  и дальнейшего  не  избежать,  и даже  винить тут некого. Кто виноват, что вот и он перестал понимать, что к чему?». Олицетворение, эпитеты, риторический вопрос – такое многообразие средств в описании состояния собаки, которая вдруг поняла, почувствовала, что ее должны убить. К Руслану автор вообще применяет те же глаголы, наречия, которые свойственны описанию человека и его состояния: он испытывает страх, завидует, стремится быть лучшим по службе, сочувствует, уважает, верит, дорожит и , наконец, любит. Душещипательно, трогательно прописал автор чувства и мысли собаки. При чтении повести не возникает ни единого сомнения, что именно так думал, рассуждал и чувствовал Руслан.

Руслан воспринимает свою службу как самое главное в  жизни, самое значимое, то, чем он жил, ради чего и для чего жил: «Лучшей наградой  за  Службу была сама Служба». Многие моменты описаны им с восторгом и наслаждением: «Восторг   повиновения, стремительный яростный  разбег, обманные прыжки из стороны  в сторону  - и враг мечется, не знает, бежать ему или защищаться.  И вот  последний прыжок, лапами на грудь,  валит его навзничь, и ты  с  ним вместе  падаешь,  рычишь неистово над искаженным его лицом, но берешь только руку, только правую, где что-нибудь зажато,  и держишь ее, держишь, слыша, как он кричит и  бьется, и густая теплая одуряющая влага тебе заливает  пасть, -покуда хозяин  силою не оттащит  за ошейник. Тогда только и почувствуешь  все  удары и раны, которые сам получил...». Добиваясь того эффекта, чтобы читатель видел и слышал все глазами собаки, автор прибегает к следующему приему – практически у всех людей, описанных в произведении нет имен. Руслан думает, что зовут их по произносимым ими фразами или теми словами, при помощи которых к ним обращаются: «сержант», «ефрейтор», «Потертый», «Главный», «Войдите-В-Мое-Положение», «Тарщ-Ктан-Ршите-Обратицца».

Повесть рассказывает о лагерной жизни, жизни заключенных. Чтобы  передать атмосферу этого места, Владимов широко использует жаргонные  и просторечные слова в речи людей  и даже в описаниях места, внешности. Например: «наглая харя», «чо», «куды  пресси?», «сволочи», «падло», «шмон», «заткни  пасть», «ушибу», «шо-то» и подобные. Вообще речь заключенных и их охраняющих довольно груба, насыщена оскорблениями  и бранью.

В описании караульных собак также большое количество выразительных средств: «сквозь прутья влажно блестели косящие глаза, некормленые собаки скулили, бодали сетку крутыми лбами, а в дальнем конце кто-то  лаял  навзрыд от  злой,  жгучей зависти». В этом небольшом отрывке видим метафору «блестели глаза», олицетворение «бодали сетку», гиперболу «крутые лбы», эпитеты «злая, жгучая зависть». Или : «Были  эти собаки почти  одного  окраса: с черным ремнем  по спине, делящим  широкий  лоб  надвое, отчего выглядел он угрюмым, короткость   ушей  и морды  еще добавляла  свирепости;  стальной  цвет  боков  постепенно менялся - от сизо-вороненого к ржавчине, к апельсинно-оранжевому калению, а на  животе вислая шерсть отливала оттенком, который  хотелось  назвать "цвет зари". Светились зарею пушистый воротник на горле, тяжелое полукольцо хвоста и  крупные мускулистые  лапы. Звери были  красивы,  были достойны,  чтоб ими любовались не  издали».

При описании природы, например, видим следующее: «белая дорога вытекала  из лагеря, не разгороженная, не расчерченная в решетку, и убегала к темному  горизонту, в леса», - олицетворение  и эпитет. «Белая дорога» - все усыпано  снегом, она «убегает». Или вот такой отрывок: «Ночь  густела,  наливаясь чернотою  и  холодом, и вызревали все  новые и новые звезды, мерцающие,  как глаза  неведомых  чудищ. Впрочем,  живые  эти светильники  были ему все-таки больше по душе, чем ненавистная луна, от которой даже и пахло покойником; Ветер шумел в кронах   огромных   сосен,  и,  сталкиваясь,  они   роняли   охапки   снега,разлетавшиеся  радужной осыпью.  Была великая тишина,  покой», - природа и пугает, и удивляет собаку. Природа также мрачна, сера, как и жизнь заключенных в лагере. Даже солнце «изжелта-серое».

Информация о работе Повесть Г.Владимова "Верный Руслан"