Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:51, контрольная работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить жанровые, тематические и художественные особенности поэзии военных лет.
Из поставленной цели работы можно сформулировать следующие задачи:
• выявить жанровую и эстетическую природу военной лирики;
• исследовать идейно-тематическую направленность и художественное своеобразие военной поэзии;
Введение
Глава I Идейно-тематическая направленность и художественное
cсвоеобразие поэзии военного времени.
Глава II
Заключение
Список использованной литературы
Не было человека в стране, который не знал бы стихотворения К. М. Симонова “Жди меня, и я вернусь…” (1941). Его печатали во фронтовых газетах, отправляли друг другу в письмах с фронта и на фронт. Так после долгого перерыва ожил в те годы и получил широкое признание полузабытый жанр стихотворного послания, столь распространенный в поэзии пушкинского времени.
Убедительным доказательством расцвета лирической поэзии военного времени являются ее успехи в песенном жанре. Подлинно всенародными стали “Песня смелых” и “Огонек”, “Ой, туманы мои” и “Бьется в тесной печурке огонь”, “Эх, дороги” и “В лесу прифронтовом” и др. Их пели в окопах и в залах, в землянках и в столицах. Выразив свое время, эти песни стали его символом, его позывными.
Но и движение философской лирики в годы войны не приостановилось. По-прежнему волнуют поэтов вечные вопросы бытия, смысла жизни, сущности искусства, смерти и бессмертия.
В те дни исчез, отхлынул быт, и смело
В права свои вступило бытие, - писала О.Берггольц, находившаяся в блокадном Ленинграде.
В годы Великой Отечественной войны до высокого гражданского пафоса возвысился голос А.Ахматовой:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет…
Создавались также произведения крупных жанров - баллады и поэмы.
Скорбным, но и жизнеутверждающим гимном во славу Ленинграда, выдержавшего беспримерную блокаду, звучат страницы поэм О.Берггольц “Февральский дневник” (1942), “Ленинградская поэма” (1942).
В то время работа над многими поэтическими произведениями начиналась именно так - с глубоких жизненных потрясений. Поэтическая фантазия, вымысел лишь помогали осмыслить, углубить, развернуть, изобразить факты, события, судьбы людей.
Поэзия, очень долго работала почти исключительно, так сказать, на двух красках: белой и черной, без полутонов, потому что лишь два чувства владели тогда поэтом — любовь и ненависть. В соответствии с этим душевным настроением, впервые с большой силой выразившимся в песне В. И. Лебедева-Кумача и А. В. Александрова «Священная война», быстро сформировался тот отмеченный заметным своеобразием призывно-агитационный колорит стихотворной публицистической речи, что впоследствии был даже назван «стилем 1941 года». Многим стихотворным произведениям первых месяцев войны были действительно присущи и широкое использование газетных фразеологизмов, и тех стилистических клише, что обычно бывают свойственны торопливой и энергичной ораторской речи, лаконизм, импровизационность, плакатная наглядность и т. д. Большинство поэтов, разумеется, и не рассчитывало на долговечность своих стихов. «Умри, мой стих, умри, как рядовой, как безымянные на штурмах мерли наши», — так с полным правом и не без понятной гордости могли бы они сказать вслед за В. Маяковским.
Лирическая поэзия периода Великой Отечественной войны — явление яркое, многообразное, широкое по спектру выразившихся в ней человеческих чувств. Она отличалась страстностью гражданского языка и высотою помыслов, устремленных к борьбе за свободу своей Родины. Поистине поэты войны знали «одной лишь думы власть, одну — но пламенную страсть» — волю к победе. Идя вместе с воюющим народом по дорогам войны, они внимательно вглядывались в его лицо, слушали его речь и в этой постоянной близости находили силу для своего стиха.
С ходом войны стала все яснее вырисовываться еще одна характерная особенность лирики тех лет: она все чаще и охотнее стала вбирать в себя большой и напряженный мир философских раздумий, все чаще стала прибегать к таким приемам лирической типизации, которые приближались к символу или аллегории. Все меньше становится, по сравнению с начальным периодом войны, фактографических, информационных стихов, все более заметную роль приобретает философская интонация и символ как результат углубленного осмысления жизни. Черточки и детали фронтового, окопного быта, штрихи поведения человека на войне все чаще используются поэтами не только как выразительные средства поэтической живописи или графики, но и как самостоятельные, наполненные философским содержанием образы-понятия. Характерно в этом отношении видоизменение лирики А. Недогонова. Его «окопные» стихи, ранее несколько замкнутые в пределах солдатского быта, отныне смело включают в себя и дальний, но все отчетливее видимый поэту контур Победы и еще более отдаленный послевоенный солнечный мирный день. В одном из стихотворений он снова описывает окоп, но как?
Взглянул солдат вокруг окопа:
в траве земля, в дыму трава.
Пред гребнем бруствера — Европа,
за гранью траверза — Москва.
В этом же стихотворении убитый сапер лежит у него
мертвой головою —
на Москву,
сердцем отгремевшим —
на потомков.
Даже любовная, интимная лирика начинает удивительно естественно сочетать в себе детали грубого, кровавого солдатского быта с высокой торжественной патетикой, которая позволяет читателю видеть не только «ближнее», но и «дальнее»: страну, историю, победу.
Все настойчивее, шире, звонче и выше звучит в поэзии голос жизни и любви.
Любви серебряное горло,
Лебединый голос у любви...
Вижу – руки ты ко мне простерла,
И зовешь... Не надо, не зови.
Дай забыться хоть на миг единый,
Снов моих заветных не тревожь.
Разве чем-нибудь на лебединый
Голос мой натруженный похож?
Разве ты не чувствуешь, что дымом
Я пропах у роковой черты?
Что с таким суровым, нелюдимым
Будешь делать, ласковая, ты?
Но опять мне в грохоте и вое
Голос твой звучит, как наяву:
«Ты такой мне стал дороже вдвое,
Я тебя такого и зову»
Это – Николай Рыленков, 1944 год. Но сходное писали многие. Любовная лирика не только завоевывала в военной поэзии свое положение, но одновременно и как бы укрупнялась, так как постоянно соотносилась, не могла не соотноситься с войной, неотступно напоминавшей человеку об игре жизни и смерти, о цене победы и человеческого счастья, от победы — общей победы — неотделимого.
Стихи
Симонова, Суркова, Исаковского учили
воевать, преодолевать военные и
тыловые тяготы: страх, смерть, голод,
разруху. Более того, они помогали не только
воевать, но и жить. Именно в суровую военную
пору, точнее, в самые тяжелые первые месяцы
военной страды созданы почти все поэтические
шедевры Симонова: "Ты помнишь, Алеша,
дороги Смоленщины... ", "Жди меня,
и я вернусь", "Если бы нас своим могуществом...
", "Майор привез мальчишку на лафете...
". Человек, поставленный в исключительные
обстоятельства, подвергающийся самым
жестоким испытаниям, заново узнавал мир
и от этого сам становился иным: сложнее,
мужественнее, богаче социальными эмоциями,
зорче и точнее в оценках, как движения
истории, так и собственной личности. Война
изменила людей. Они теперь иначе смотрят
и на мир, и на себя. "Я – другой", "Я
не тот, не тот, каким был в Москве до войны",
– так утверждается в стихах К. Симонова
("Встреча на чужбине") 1945 года.
Заключение.
Миллионы людей никогда не забудут о той исключительной роли, которую сыграла в их жизни поэзия в пору великих испытаний. Достижения советской поэзии военных лет не были неожиданными, они коренились в культуре советского народа. Лучшие традиции советской поэзии предшествующих лет продолжали поэты-фронтовики. Перо было приравнено к штыку, поэты с такой активностью встали в строй защитников Родины, какой не бывало во всей истории нашей страны, богатой патриотическими традициями.
Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Но, тем не менее первое слово сказали поэты.
Теснейшая связь с народом, активность, патриотизм и гуманистическая направленность отличали советскую поэзию и до войны. В испытаниях 1941—1945 годов эти ее особенности приобрели воинствующий характер. Поэзия вступила в новый, высший этап. О чем бы ни писали поэты, за каждым их словом, образом неотступно стояла дума о Родине.
И, что особенно важно, Великая Отечественная война, несмотря на безмерные жертвы, стала для советских людей школой духовного, нравственного роста. Отечественная война подняла на гребень все самое истинно прекрасное, что было воспитано в советском человеке.
Изучив, проанализировав и исследовав особенности поэзии военного времени, можно сделать следующие выводы: поэзия военных лет – это особый пласт в отечественной литературе, который является важнейшим культурным наследием. Поэзия военных лет закономерно развивала творческие принципы, которые определили ее путь в предшествующие годы и в тоже время привнесла много нового. Идея мира была и остается главенствующей идеей советской литературы, утверждающей пафос мирного творческого труда как основу развития полноценной человеческой личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. История русской советской литературы. Издательство «Просвещение», Москва – 1983 г., с испр.
История русской советской литературы. Под редакцией проф. П.С. Выходцева. Издательство "Высшая школа", Москва – 1970 г.
2. Советская литература: Справочные материалы. Москва «Просвещение», 1989 г.
3. Ради жизни на земле. П. Топер. Литература и война. Традиции. Решения. Герои. Изд. третье. Москва, "Советский писатель", 1985 г.
4. Вишневский Вс. Статьи. Дневники. Письма. М. 1961 г.
5. Русская литература ХХ века. Изд. "Астрель", 2000 г.