Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:51, контрольная работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить жанровые, тематические и художественные особенности поэзии военных лет.
Из поставленной цели работы можно сформулировать следующие задачи:
• выявить жанровую и эстетическую природу военной лирики;
• исследовать идейно-тематическую направленность и художественное своеобразие военной поэзии;
Введение
Глава I Идейно-тематическая направленность и художественное
cсвоеобразие поэзии военного времени.
Глава II
Заключение
Список использованной литературы
План
Введение
Глава I Идейно-тематическая направленность и художественное
cсвоеобразие поэзии военного времени.
Глава II
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Годы Великой Отечественной войны были исключительно своеобразным и ярким периодом в развитии советской литературы. В тяжелейших условиях ожесточенной борьбы с врагом было создано немало произведений, навсегда оставшихся в народной памяти.
Русская поэзия периода Великой Отечественной войны стала поэзией одной темы – темы войны, темы Родины. С самого начала войны писатели чувствовали себя мобилизованными и призванными, «окопными поэтами». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись.
Историческое и литературное содержание военного четырехлетия было колоссальным.
Актуальность изучения данной темы заключается в том, что благодаря исследованию поэзии военных лет мы можем сформировать представление о жизни и особенностях мышления людей того времени, ведь поэзия – самый чуткий сейсмограф душевного состояния общества.
Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить жанровые, тематические и художественные особенности поэзии военных лет.
Из поставленной цели работы можно сформулировать следующие задачи:
В
работе применены культурно-
Материалом
для исследования послужили поэтические
произведения таких русских писателей
как К. М. Симонов, А. Т. Твардовский, А. А.
Сурков, Н. С. Тихонов, М. В. Исаковский,
О. Ф. Берггольц и др.
I. Идейно-тематическая направленность и художественное
cсвоеобразие
поэзии военного времени.
Исторические события 1940-х годов формируют в русской литературе огромный тематический цикл произведений. Великая Отечественная война опалила поэзию и закалила ее твердостью правды. Категории некой украшательной и оправдательной эстетики должны были уступить место аналитической, воинствующей музе. И в русской литературе появились поэты, как бы призванные сфокусировать исторические события наиболее резко и категорично: Б.Слуцкий, К.Симонов, М.Луконин, С. Гудзенко, и другие. Их поэзия отмечена жестокой печатью Великой Отечественной войны. В духе суровой музы тех лет многие угадывали свои боли, страдания, свою стойкость духа, ибо тема войны - это не тема батальных сражений, а тема жизни и смерти, долга и страдания, любви и верности, мужества и надежды, потерь и победы - то есть вечных тем мировой поэзии.
Война обострила у многих чувство Родины, страны. Солдаты шли умирать за Отчизну, и им очень важно было представить зримо - что же это такое? И происходит новое открытие Родины, о котором великолепно написал К. Симонов в стихотворении «Ты помнишь, Алеша...»:
Ты знаешь, наверное, все-таки родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Тема Родины в русской литературе была всегда самой актуальной. К. М. Симонов, продолжая традицию русской классической литературы, связывал образ Родины с родным пейзажем . Тема Родины в период Великой Отечественной войны находит в поэзии художественное решение, она становится бесконечно разнообразной и богатой, именно в ней проявляется творческая индивидуальность поэтов.
Так же поэзия периода 1940-х годов обращается к истории России, к ее героическим подвигам. Особое значение приобретают моральные и в целом духовные традиции: в поэме А.Твардовского «Василий Теркин» живет прошлое и его героические традиции:
Но уже идут ребята,
На войне живут бойцы,
Как когда-нибудь в двадцатом
Их товарищи-отцы,
Тем путем идут суровым,
Что и двести лет назад
Проходил с ружьем кремневым
Русский труженик-солдат.
Нередко исторические деятели прошлого, народные герои превращаются поэтами в участников Великой Отечественной войны, народной битвы с врагом. Такова, к примеру, написанная в осажденном Ленинграде поэма Н.Тихонова «Киров с нами!»:
Под грохот полночных снарядов,
В полночный воздушный налет,
В железных ногах Ленинграда
По городу Киров идет.
Поэзии Великой Отечественной войны -это поэзия активности. И если бы активность могла убивать врага, то накал ненависти, представленный в поэзии военных лет, его уничтожил. Но поэзия - сфера духовной жизни, она должна была «выйти» на читателя, овладеть его умом и сердцем и вдохновить на борьбу. В поэзии периода 1940-х годов возникает новое художественное качество - действенность, которая должна была еще быть и доступной, понятной. Многие художники слова, чья поэтическая форма обычно отличалась сложностью, пишут в этот период просто и доступно. В творчестве Б.Пастернака тенденция к простоте наметилась еще в последние предвоенные годы. Но его сборник стихов «На ранних поездах» принципиально отличается от всего предыдущего творчества. Б.Пастернак, сохранив свою поэтическую технику, приходит к ясной форме. Его стихи посвящены людям фронта и тыла, они прославляют мужество, патриотизм, достоинство и благородство народа, вынесшего на себе все тяготы войны.
Поэзия военных лет становится оперативной, доступной, понятной и близкой массовому читателю. Стремление к действенной поэзии приводит в годы Великой Отечественной войны многих известных поэтов в периодическую печать. Некоторые исследователи отмечают несовершенство и определенную поверхностность, художественную слабость «газетных» стихов, но в то же время подчеркивают их актуальность и идейную направленность. С этим в какой-то мере можно согласиться. Действительно, встречаются стихи, лишенные яркой поэтической мысли. Но, одно дело - «газетные» стихи, и другое - стихи, написанные для газеты, для солдатской листовки. У этих поэтических произведений своя специфика, свой читатель, в них злободневность и доступность сочетаются с высокой художественностью. И именно этот вид поэзии получает распространение в годы Великой Отечественной войны.
В журналистику приходят лучшие поэты. В центральных, местных и фронтовых газетах печатаются произведения, в которых актуальность выражается в постановке важнейших проблем жизни и борьбы народа за свою независимость, а художественность органически сочетается с доступностью. Следует подчеркнуть, что большинство самых значительных поэтических произведений этого периода печатаются в газетах. В качестве примера приведем стихотворение А.Ахматовой «Мужество», созданное с огромным мастерством и вдохновением, но именно для газеты:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И
мы сохраним тебя, русская речь.
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Следует подчеркнуть и жанровое своеобразие военной поэзии: стремление поэтов к действенности слова рождает новые, трансформированные фольклорные формы как заклинание, проклятье, плач, песня, клятва и другие. В качестве наиболее известного примера можно привести произведение А.Суркова «Песня смелых», которая, будучи одной из самых популярных песен Великой Отечественной войны, воспевающей храбрость в борьбе с врагом, была построена на характерном для заговоров повторяемом присловий, стремящемся «заворожить» слушателя, убедить его, внушить смелость и презрение к смерти:
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
В лексику, в форму, в саму образность и структуру стиха также входит ощущение истории. Современность ощущается как продолжение прошлого, как прямое продолжение вековой освободительной борьбы славянских народов с иноземными захватчиками:
На полчища Гитлера кованый меч поднимая,
Мы грудью прикрыли просторы славянской земли. (А. Сурков. «В смертном зное под ветром трепещет осина»).
Народному характеру войны также соответствует обращение поэтов к фольклорным традициям. И если для одних фольклорные образы, мотивы и приемы - стилизация, то для других - это способ мышления. Фольклорная традиция, входя мощной струей в литературу 1940-х годов, помогла писателям говорить с народом на языке, близком его эстетическим вкусам, традициям и национальным особенностям мышления.
Особое место в лирике 40-х годов занимает тема женщины, вынесшей на своих плечах все тяготы военных бед и трудов. В стихотворении М.Исаковского «Русской женщине» отечественная война воспринимается сквозь образ женщины, через постижение ее судьбы:
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели,
У той у далеко черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты...
Поэзия военного времени явилась своеобразной художественной летописью судеб человеческих, судеб народных. Это не столько летопись событий, сколько летопись чувств - от первой гневной реакции на вероломное нападение гитлеровской Германии:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С
проклятою ордой!
II
Особенности поэзии как рода литературы способствовали тому, что в военное время она заняла главенствующее положение: “Стих получил особое преимущество, - свидетельствовал Н.Тихонов, - писался быстро, не занимал в газете много места, сразу поступал на вооружение”.
Поэзия военных лет - это поэзия необыкновенной интенсивности. В годы войны активизировались многие жанры поэзии - и те агитационные, что вели свое начало от времени революции и гражданской войны, и лирические, за которыми стояла многовековая традиция.
Война разлучила близких, подвергла суровому испытанию человеческие привязанности, подчеркнула высокую ценность любви, нежности, важность и необходимость дружеских чувств. Лирическая поэзия военного времени полно отразила эту жажду человечности. Суровые испытания не ожесточили людей.