Поэзия военных лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:51, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить жанровые, тематические и художественные особенности поэзии военных лет.
Из поставленной цели работы можно сформулировать следующие задачи:
• выявить жанровую и эстетическую природу военной лирики;
• исследовать идейно-тематическую направленность и художественное своеобразие военной поэзии;

Содержание

Введение
Глава I Идейно-тематическая направленность и художественное
cсвоеобразие поэзии военного времени.
Глава II
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная поэзия военных лет.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

     План 
 

       Введение

     Глава I Идейно-тематическая направленность и художественное

     cсвоеобразие поэзии военного времени.

     Глава II

     Заключение

     Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Годы  Великой Отечественной войны  были исключительно своеобразным и ярким периодом в развитии советской литературы. В тяжелейших условиях ожесточенной борьбы с врагом было создано немало произведений, навсегда оставшихся в народной памяти.

     Русская  поэзия периода Великой Отечественной войны стала поэзией одной темы – темы войны, темы Родины. С самого начала войны писатели чувствовали себя мобилизованными и призванными, «окопными поэтами». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись.

     Историческое и литературное содержание военного четырехлетия было колоссальным.

     Актуальность  изучения данной темы заключается в том, что благодаря исследованию  поэзии военных лет мы можем сформировать представление о жизни и особенностях мышления людей того времени, ведь поэзия – самый чуткий сейсмограф душевного состояния общества.

     Цель  данной работы заключается в том, чтобы изучить жанровые, тематические и художественные особенности поэзии военных лет.

     Из  поставленной цели работы можно сформулировать следующие задачи:

    • выявить жанровую и эстетическую природу военной лирики;
    • исследовать идейно-тематическую направленность и художественное своеобразие военной поэзии;
    • объективно оценить важность этого культурного наследия для современного общества.

     В работе применены культурно-исторический и типологический методы исследования, а также контекстуальный анализ.

     Материалом  для исследования послужили поэтические  произведения таких русских писателей как К. М. Симонов, А. Т. Твардовский, А. А. Сурков, Н. С. Тихонов, М. В. Исаковский, О. Ф. Берггольц и др.  

     I. Идейно-тематическая направленность и художественное

     cсвоеобразие поэзии военного времени. 

     Исторические  события 1940-х годов формируют  в русской литературе огромный  тематический цикл произведений. Великая  Отечественная война опалила  поэзию и закалила ее твердостью правды. Категории некой украшательной и оправдательной эстетики должны были уступить место  аналитической, воинствующей музе.  И в русской литературе появились поэты, как бы призванные сфокусировать исторические события наиболее резко и категорично: Б.Слуцкий, К.Симонов, М.Луконин, С. Гудзенко, и другие. Их поэзия отмечена жестокой печатью Великой Отечественной войны. В духе суровой музы тех лет многие угадывали свои боли, страдания, свою стойкость духа, ибо тема войны - это не тема батальных сражений, а тема жизни и смерти, долга и страдания, любви и верности, мужества и надежды, потерь и победы - то есть вечных тем мировой поэзии.

     Война обострила у многих чувство Родины, страны. Солдаты шли умирать за Отчизну, и им очень важно было представить зримо - что же это такое? И происходит новое открытие Родины, о котором великолепно написал К. Симонов в стихотворении «Ты помнишь, Алеша...»:

     Ты  знаешь, наверное, все-таки родина -

     Не  дом городской, где я празднично жил,

     А эти проселки, что дедами пройдены,

     С простыми крестами их русских могил.

     Тема  Родины в русской литературе была всегда самой актуальной. К. М. Симонов, продолжая традицию русской классической литературы, связывал образ Родины с родным пейзажем . Тема Родины в период Великой Отечественной войны находит в поэзии художественное решение, она становится бесконечно разнообразной и богатой, именно в ней проявляется творческая индивидуальность поэтов.

     Так же поэзия периода 1940-х годов обращается к истории России, к ее героическим подвигам. Особое значение приобретают моральные и в целом духовные традиции: в поэме А.Твардовского «Василий Теркин» живет прошлое и его героические традиции:

     Но  уже идут ребята,

     На  войне живут бойцы,

     Как когда-нибудь в двадцатом

     Их  товарищи-отцы,

     Тем путем идут суровым,

     Что и двести лет назад

     Проходил  с ружьем кремневым

     Русский труженик-солдат.

     Нередко исторические деятели прошлого, народные герои превращаются поэтами в  участников Великой Отечественной  войны, народной битвы с врагом. Такова, к примеру, написанная в осажденном Ленинграде поэма Н.Тихонова «Киров с нами!»:

     Под грохот полночных снарядов,

     В полночный воздушный налет,

     В железных ногах Ленинграда

     По  городу Киров идет.

     Поэзии Великой Отечественной войны -это поэзия активности. И если бы активность могла убивать врага, то накал ненависти, представленный в поэзии военных лет, его уничтожил. Но поэзия - сфера духовной жизни, она должна была «выйти» на читателя, овладеть его умом и сердцем и вдохновить на борьбу. В поэзии периода 1940-х годов возникает новое художественное качество - действенность, которая должна была еще быть и доступной, понятной. Многие художники слова, чья поэтическая форма обычно отличалась сложностью, пишут в этот период просто и доступно. В творчестве Б.Пастернака тенденция к простоте наметилась еще в последние предвоенные годы. Но его сборник стихов «На ранних поездах» принципиально отличается от всего предыдущего творчества. Б.Пастернак, сохранив свою поэтическую технику, приходит к ясной форме. Его стихи посвящены людям фронта и тыла, они прославляют мужество, патриотизм, достоинство и благородство народа, вынесшего на себе все тяготы войны.

     Поэзия  военных лет становится оперативной, доступной, понятной и близкой массовому  читателю. Стремление к действенной  поэзии приводит в годы Великой Отечественной войны многих известных поэтов в периодическую печать. Некоторые исследователи отмечают несовершенство и определенную поверхностность, художественную слабость «газетных» стихов, но в то же время подчеркивают их актуальность и идейную направленность. С этим в какой-то мере можно согласиться. Действительно, встречаются стихи, лишенные яркой поэтической мысли. Но, одно дело - «газетные» стихи, и другое - стихи, написанные для газеты, для солдатской листовки. У этих поэтических произведений своя специфика, свой читатель, в них злободневность и доступность сочетаются с высокой художественностью. И именно этот вид поэзии получает распространение в годы Великой Отечественной войны.

     В журналистику приходят лучшие поэты. В  центральных, местных и фронтовых  газетах печатаются произведения, в которых актуальность выражается в постановке важнейших проблем жизни и борьбы народа за свою независимость, а художественность органически сочетается с доступностью. Следует подчеркнуть, что большинство самых значительных поэтических произведений этого периода печатаются в газетах. В качестве примера приведем стихотворение А.Ахматовой «Мужество», созданное с огромным мастерством и вдохновением, но именно для газеты:

     Мы  знаем, что ныне лежит на весах

     И что совершается ныне.

     Час мужества пробил на наших часах.

     И мужество нас не покинет.

     Не  страшно под пулями мертвыми лечь,

     Не  горько остаться без крова, -

     И мы сохраним тебя, русская речь. 

     Великое русское слово.

     Свободным и чистым тебя пронесем,

     И внукам дадим, и от плена спасем

     Навеки!

     Следует подчеркнуть и жанровое своеобразие  военной поэзии: стремление поэтов к действенности слова рождает  новые, трансформированные фольклорные  формы как заклинание, проклятье, плач, песня, клятва и другие. В качестве наиболее известного примера можно привести произведение А.Суркова «Песня смелых», которая, будучи одной из самых популярных песен Великой Отечественной войны, воспевающей храбрость в борьбе с врагом, была построена на характерном для заговоров повторяемом присловий, стремящемся «заворожить» слушателя, убедить его, внушить смелость и презрение к смерти:

     Смелого пуля боится,

     Смелого штык не берет.

     В лексику, в форму, в саму образность и структуру стиха также входит ощущение истории. Современность ощущается  как продолжение прошлого, как  прямое продолжение вековой освободительной борьбы славянских народов с иноземными захватчиками:

     На  полчища Гитлера кованый меч  поднимая,

     Мы  грудью прикрыли просторы славянской земли. (А. Сурков. «В смертном зное под  ветром трепещет осина»).

     Народному характеру войны также соответствует обращение поэтов к фольклорным традициям. И если для одних фольклорные образы, мотивы и приемы - стилизация, то для других - это способ мышления. Фольклорная традиция, входя мощной струей в литературу 1940-х годов, помогла писателям говорить с народом на языке, близком его эстетическим вкусам, традициям и национальным особенностям мышления.

     Особое  место в лирике 40-х годов занимает тема женщины, вынесшей на своих плечах все тяготы военных бед и трудов. В стихотворении М.Исаковского «Русской женщине» отечественная война воспринимается сквозь образ женщины, через постижение ее судьбы:

     Ты  шла, затаив свое горе,

     Суровым путем трудовым.

     Весь  фронт, что от моря до моря,

     Кормила ты хлебом своим.

     В холодные зимы, в метели,

     У той у далеко черты

     Солдат  согревали шинели,

     Что сшила заботливо ты...

     Поэзия  военного времени явилась своеобразной художественной летописью судеб  человеческих, судеб народных. Это  не столько летопись событий, сколько  летопись чувств - от первой гневной  реакции на вероломное нападение гитлеровской Германии:

     Вставай, страна огромная,

         Вставай на смертный бой

         С фашистской силой темною,

     С проклятою ордой!  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     II

     Особенности поэзии как рода литературы способствовали тому, что в военное время она  заняла главенствующее положение: “Стих получил особое преимущество, - свидетельствовал Н.Тихонов, - писался быстро, не занимал в газете много места, сразу поступал на вооружение”.

     Поэзия  военных лет - это поэзия необыкновенной интенсивности. В годы войны активизировались многие жанры поэзии - и те агитационные, что вели свое начало от времени революции и гражданской войны, и лирические, за которыми стояла многовековая традиция.

     Война разлучила близких, подвергла суровому испытанию человеческие привязанности, подчеркнула высокую ценность любви, нежности, важность и необходимость дружеских чувств. Лирическая поэзия военного времени полно отразила эту жажду человечности. Суровые испытания не ожесточили людей.

Информация о работе Поэзия военных лет