Поэзия Н.Заболоцкого 1940-1950-х годов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:04, реферат

Описание работы

Данный реферат посвящен замечательному русскому поэту-философу XX века, самобытному художнику слова, талантливому переводчику мировой поэзии – Н.А. Заболоцкому. Загадочными и парадоксальными, представляются и личность и творчество Николая Алексеевича. Будучи представителем Общества реального искусства (Обэриу) и автором авангардистских произведений а также создателем "ребусного" стиха в 20-х годах, позднее его творчество характеризуется лучшими традициями классической русской поэзии.

Содержание

Введение
Анализ поэзии Н.А. Заболоцкого 1940-1950-х годов
Тематика, проблематика, лирическое содержание
Образ лирического героя и другие персонажи
Поэтические традиции
Заключение

Работа содержит 1 файл

Методология исследования.docx

— 16.77 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

БАЛТИЙСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА

 

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

КАФЕДРА РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

Солдатенкова  Ольга Святославовна

 

 

 

 

«Поэзия Н.Заболоцкого 1940-1950-х годов»

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград

2010

Содержание

Введение

Анализ  поэзии Н.А. Заболоцкого 1940-1950-х годов

  1. Тематика, проблематика, лирическое содержание
  2. Образ лирического героя и другие персонажи
  3. Поэтические традиции

Заключение 
Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данный реферат  посвящен замечательному русскому поэту-философу XX века, самобытному художнику слова, талантливому переводчику мировой  поэзии – Н.А. Заболоцкому. Загадочными  и  парадоксальными,  представляются и личность и творчество  Николая  Алексеевича. Будучи представителем  Общества реального искусства (Обэриу) и автором авангардистских произведений а также  создателем  "ребусного" стиха в 20-х годах, позднее его  творчество характеризуется лучшими  традициями классической русской поэзии.

Творчество  поэта до сих пор рождает споры: литературоведы дискутируют о его творческой эволюции и о принципах ее периодизации. У него было немало поклонников, но  и недоброжелателей хватало. Его подвергали клеветническим обвинениям и репрессиям в 30-х годах, предали забвению в 60-х и вновь - заслуженно - вознесли в 70-х. Тернистым и трудным был творческий путь поэта.

Литературное  наследие Н. А. Заболоцкого сравнительно невелико. Оно включает один том  стихотворений и поэм, несколько  заметок и статей, немногочисленные письма и несколько томиков поэтических  переводов а также небольшие  произведения для детей.

В настоящее  время творчество Н. А. Заболоцкого  по праву занимает видное место в  литературе, так как ему, несмотря на трудную жизнь и неблагоприятные  исторические условия для совершенствования  и проявления таланта, удалось вписать  новое весомое слово в русскую  поэзию.

Целью данного  реферата является анализ творчества  Николая Алексеевича в 1940-1950-х годов. Ниже будет рассмотрена тематика, проблематика поэзии Н.А. Заболоцкого данного периода, а также художественная специфика его произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ  поэзии Н.А. Заболоцкого 1940-1950-х годов.

 

19 марта 1938 года, по сфабрикованному  обвинению в причастности к  несуществующей "контрреволюционной  писательской организации" Н.  А. Заболоцкий был арестован  НКВД, осужден без суда и сослан  в исправительно-трудовые лагеря  на Дальнем Востоке и в Алтайском  крае. Обвинительными документами в этом "деле" стали критические статьи, перевернувшие суть его произведений. 
До 1944 года поэт, оторванный от всего, что ему дорого, лишенный возможности писать, находился в жесточайших условиях лагерей. Обладая сильным духом, поэт не позволил лишениям и невзгодам уничтожить в себе Человека. В камере у Никалая Алексеевича случайно оказались несколько книг, среди них был том философских стихов Ф. Тютчева и Е. Баратынского. Это немного скрашивало его пребывание в лагере. С 1944 до конца 1945 года поэт жил в Караганде вместе со своей семьей, все еще оставаясь ссыльным.

Заболоцкий остался верен себе. Его принцип: "Вера и упорство. Труд и честность..." – лежал в основе творчества и  соблюдался им до конца жизни. В "поздних" произведениях Заболоцкого есть отголоски его "ранней" лирики, например: черты натурфилософских представлений, юмор, ирония, и даже гротеск. Он всегда помнил об опыте 20-х годов и использовал его в последующей работе ("Читайте, деревья, стихи Гезиода", "Завещание", "Сквозь волшебный прибор Левенгука", поэма "Рубрук в Монголии"). Но творческий стиль его претерпел значительные изменения после восьмилетнего молчания.

 

  1. Тематика, проблематика и лирическое содержание.

 

Уже в первых стихотворениях Заболоцкого, написанных после многолетнего перерыва, заметно изменившееся миропонимание поэта. Прежняя идея взаимовключенности человека и природного бытия впервые подвергается сомнению:

Не любимец ты солнцу,

И природе не родственник ты. (I, 194) 1, —

скажет он в стихотворении “Слепой” 1946 г. Строка “природе не родственник ты” демонстрирует разницу между прежним и обновленным Заболоцким. Сравнивая с стихотворением 1926 г. “В жилищах наших”, где человек, превращаясь в дерево, приобретал родство с природой (“Земля ласкает детище свое”), в “Слепом” эта связь разрывается. Теперь Заболоцкий пытается найти  место человеку в соответствии с изменяющимся взглядом на мир. Такие понятия как “человек” и “природа” — главные в натурфилософской системе — дополняются третьим, пока явно не названным, но скрыто присутствующим в произведениях. Главным же становится чувство отверженности человека от природы. Она предоставляет человеку возможность искать собственные пути развития, оставаясь такой же таинственной и непостижимой. Человек чувствует величие природы и безнадежно пытается проникнуть в ее тайну:

И мир превращался в огромный

Певучий источник величья,

И, песней его изумленный,

Хотел его тайну постичь я. (I, 209)

Заболоцкий  приходит к такому же выводу, что и Тютчев в ХIХ веке, написавший в стихотворении “Бессонница”:

И мы в борьбе природой целой

Покинуты на нас самих.

Лирическим  переживанием у обоих стала философская  мысль, высказанная еще Шеллингом: “Новый мир начинается с того, что  человек отрывается от природы”2.

Заболоцкий как бы заново открывает для себя вопрос истории, дополняя уже известный ему принцип бытия. Именно поэтому несущественное для него ранее понятие «поколение», которое появится в “Слепом” становится сквозным в ряде стихотворений (“Храмгэс”, “Завещание”, “Журавли”).

Это понятие становится в оппозицию к понятию “вечности”, обозначающего непрерывную и статичную бесконечность. Поколение же - это отдельный и конечный элемент жизни человеческого рода, определенный отрезок, выделенный из “дурной бесконечности” природного цикла. Это понятие и указывает на участие человека в движение исторического потока.

Теперь  Заболоцкий  утверждает, что человек не только преобразователь природы, но и творец истории. И демонстрирует это в таких стихотворениях, как “Урал”, “В тайге”, “Город в степи”, “Храмгэс”, “Творцы дорог”. Совмещая прежние натурфилософские взгляды с формирующимся историческим, Заболоцкий пытается представить социальную историю продолжением геологического развития. В отрывке “Урал” рассказ Ларисы построен по этому принципу — формирования геологической материи:

...в глубине веков

Образовавшись в огненном металле,

Платформы двух земных материков

Средь раскаленных лав затвердевали.

В огне и буре плавала Сибирь,

Европа двигала свое большое  тело...

сменяет картина социальных движений:

Урал, седой Урал! Когда в былые  годы

Шумел строительства первоначальный вал,

Кто, покоритель скал и властелин  природы,

Короной черных домн тебя короновал?

Когда магнитогорские мартены

Впервые выбросили свой стальной поток,

Кто отворил твои безжизненные стены,

Кто за собой сердца людей увлек

В кипучий мир бессмертных пятилеток? (I, 214)

Природа в понимании автора единственный свидетель прошлого. Любое историческое событие происходит в определенном природном окружении. Именно оно несет на себе его отпечаток. Человек знает о наличие в природе этого отпечатка, но в полной мере восстановить его не в силах. Это — проблема памяти. 
Также Заболоцкий пытается сквозь пейзажи разглядеть  реалии прошедших событий:

О эти рощи Подмосковья!

С каких давно минувших дней

Стоят они у изголовья

Далекой юности моей!

Давно все стрелы отсвистели

И отгремели все щиты,

Давно отплакали метели

Лихое время нищеты,

Давно умолк Иван Великий,

И только рощи в поздний час

Все с той же грустью полудикой

Глядят с окрестностей на нас. (I, 321)

Поэт  считает что, память о прошлом остается благодаря творчеству человеческих рук — архитектуре, вписанной в пейзаж:

Леса с обломками усадеб,

Места с остатками церквей…(I, 321),

а не природе, как таковой . Но поэт не может найти удовлетворения в памяти такого рода:

А мне-то, господи помилуй,

Все кажется, что вдалеке

Трубит коломенец служилый

С пищалью дедовской в руке. (I, 322)

Иначе стал художник рассуждать о смысле бытия, о жизни и смерти. Однажды закончив свое физическое существование, человек должен оставить память о себе: духовное наследие, передать накопленный опыт. В этом Заболоцкий видит смысл жизни:

 
Я не умру, мой друг. Дыханием цветов

 
Себя я в этом мире обнаружу.

 
Многовековый дуб мою живую  душу

 
Корнями обовьет, печален и суров.

 
В его больших листах я дам  приют уму,

 
Я с помощью ветвей свои взлелею  мысли,

 
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли

 
И ты причастен был к сознанью моему.

 
("Завещание") 
 
Историческое бессмертие существует лишь в виде исторической памяти, которая хранит имена и деяния отдельных представителей человеческого рода, не становясь законом универсального порядка. Однако Заболоцкому как раз и были необходимы в истории, так же как и в природе, универсализм и всеобщность.

Еще одной темой поэзии Николая  Алексеевича являются душевные переживания. Пленяет красотой и искренностью цикл "Последняя любовь", состоящий из десяти стихотворений, автобиографических в большей степени, чем остальные, когда-либо написанные Заболоцким. Количественно небольшая поэтическая подборка вместила в себя всю многоцветную гамму чувств человека, познавшего горечь утраты и радость возвращения любви. Цикл можно расценивать как своеобразную "дневниковую" исповедь поэта, пережившего разрыв с женой ("Чертополох", "Последняя любовь"), неудачную попытку создать новую семью ("Признание", "Клялась ты - до гроба...") и примирение с единственно любимой на протяжении всей жизни женщиной ("Встреча", "Старость"), но не терпящего прозаических однозначных обобщений.

Разные настроения автора нашли  выражение в цикле. Драматизмом  и горечью предчувствия потери наполнено  стихотворение "Чертополох":

 
И встает стена чертополоха

 
Между мной и радостью моей.

 
Тему  надвигающегося неизбежного несчастья  и душевной боли продолжает "Голос в телефоне": 
 
Сгинул он в каком-то диком поле,

 
Беспощадной вьюгой занесен...

 
И кричит душа моя от боли,

 
И молчит мой черный телефон.

 
Но  подобно тому, как прежде Заболоцкий не позволил сердцу озлобиться в невыносимых  условиях репрессий и ссылок, так  и теперь свойственная его натуре просветленность нашла отражение  даже в печальных мотивах любовного  цикла:

 
Можжевеловый куст, можжевеловый куст,

 
Остывающий лепет изменчивых уст,

 
Легкий лепет, едва отдающий смолой,

 
Проколовший меня смертоносной иглой!

 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 
Облетевший мой садик безжизнен  и пуст...

 
Да простит тебя Бог, можжевеловый куст!

 
("Можжевеловый куст")

 
Не касаясь бытовых частностей, побудивших Н. А. Заболоцкого создать  цикл "Последняя любовь", можно  смело утверждать, что произведения в нем, помимо общего трагического звучания, объединены душевной теплотой, нежностью  и просветленностью человека с большим  сердцем

В произведениях московского периода  наряду с проблемой духовности человека Н. А. Заболоцкий поставил проблему человеческой красоты. Этой теме посвящены стихотворения "Некрасивая девочка", "О красоте человеческих лиц", "Портрет". В лицах людей он обнаруживает проявление их характеров, открывает прелесть и очарование портретов Рокотова и Боттичелли:

 
Есть лица, подобные пышным порталам,

 
Где всюду великое чудится в  малом.

 
Есть лица - подобия жалких лачуг...

 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 
Есть лица - подобья ликующих песен.

 
Из этих, как солнце, сияющих нот

 
Составлена песня небесных высот.

 
("О красоте человеческих лиц")

 
Лицо прекрасно для поэта в  случае, если принадлежит духовно  богатой личности. А ценность природы  тем выше, чем полезнее и значимее ее действие на внутренний мир людей.

Обостренный интерес к "живой  душе", знание того, как душевный склад и судьба отражаются во внешности  людей, помогли Н. Заболоцкому создать  сюжетные зарисовки, философско-психологические  размышления дидактического свойства: "Жена", "Журавли", "Неудачник", "Старая актриса", "Смерть врача" и другие. Они представляют собой портреты с итоговым заключением - плодом вдумчивых наблюдений поэта:

Информация о работе Поэзия Н.Заболоцкого 1940-1950-х годов