Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:04, реферат
Данный реферат посвящен замечательному русскому поэту-философу XX века, самобытному художнику слова, талантливому переводчику мировой поэзии – Н.А. Заболоцкому. Загадочными и парадоксальными, представляются и личность и творчество Николая Алексеевича. Будучи представителем Общества реального искусства (Обэриу) и автором авангардистских произведений а также создателем "ребусного" стиха в 20-х годах, позднее его творчество характеризуется лучшими традициями классической русской поэзии.
Введение
Анализ поэзии Н.А. Заболоцкого 1940-1950-х годов
Тематика, проблематика, лирическое содержание
Образ лирического героя и другие персонажи
Поэтические традиции
Заключение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ
КАФЕДРА РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ
Солдатенкова Ольга Святославовна
«Поэзия Н.Заболоцкого 1940-1950-х годов»
Реферат
Калининград
2010
Содержание
Введение
Анализ поэзии Н.А. Заболоцкого 1940-1950-х годов
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Данный реферат
посвящен замечательному русскому поэту-философу
XX века, самобытному художнику слова,
талантливому переводчику мировой
поэзии – Н.А. Заболоцкому. Загадочными
и парадоксальными, представляются
и личность и творчество Николая
Алексеевича. Будучи представителем
Общества реального искусства (Обэриу)
и автором авангардистских
Творчество поэта до сих пор рождает споры: литературоведы дискутируют о его творческой эволюции и о принципах ее периодизации. У него было немало поклонников, но и недоброжелателей хватало. Его подвергали клеветническим обвинениям и репрессиям в 30-х годах, предали забвению в 60-х и вновь - заслуженно - вознесли в 70-х. Тернистым и трудным был творческий путь поэта.
Литературное
наследие Н. А. Заболоцкого сравнительно
невелико. Оно включает один том
стихотворений и поэм, несколько
заметок и статей, немногочисленные
письма и несколько томиков
В настоящее
время творчество Н. А. Заболоцкого
по праву занимает видное место в
литературе, так как ему, несмотря
на трудную жизнь и
Целью данного реферата является анализ творчества Николая Алексеевича в 1940-1950-х годов. Ниже будет рассмотрена тематика, проблематика поэзии Н.А. Заболоцкого данного периода, а также художественная специфика его произведений.
Анализ поэзии Н.А. Заболоцкого 1940-1950-х годов.
19 марта 1938 года, по сфабрикованному
обвинению в причастности к
несуществующей "контрреволюционной
писательской организации" Н.
А. Заболоцкий был арестован
НКВД, осужден без суда и сослан
в исправительно-трудовые
До 1944 года поэт, оторванный от всего, что
ему дорого, лишенный возможности писать,
находился в жесточайших условиях лагерей.
Обладая сильным духом, поэт не позволил
лишениям и невзгодам уничтожить в себе
Человека. В камере у Никалая Алексеевича
случайно оказались несколько книг, среди
них был том философских стихов Ф. Тютчева
и Е. Баратынского. Это немного скрашивало
его пребывание в лагере. С 1944 до конца
1945 года поэт жил в Караганде вместе со
своей семьей, все еще оставаясь ссыльным.
Заболоцкий остался верен себе. Его принцип: "Вера и упорство. Труд и честность..." – лежал в основе творчества и соблюдался им до конца жизни. В "поздних" произведениях Заболоцкого есть отголоски его "ранней" лирики, например: черты натурфилософских представлений, юмор, ирония, и даже гротеск. Он всегда помнил об опыте 20-х годов и использовал его в последующей работе ("Читайте, деревья, стихи Гезиода", "Завещание", "Сквозь волшебный прибор Левенгука", поэма "Рубрук в Монголии"). Но творческий стиль его претерпел значительные изменения после восьмилетнего молчания.
Уже в первых стихотворениях Заболоцкого, написанных после многолетнего перерыва, заметно изменившееся миропонимание поэта. Прежняя идея взаимовключенности человека и природного бытия впервые подвергается сомнению:
Не любимец ты солнцу,
И природе не родственник ты. (I, 194) 1, —
скажет он в стихотворении “Слепой” 1946 г. Строка “природе не родственник ты” демонстрирует разницу между прежним и обновленным Заболоцким. Сравнивая с стихотворением 1926 г. “В жилищах наших”, где человек, превращаясь в дерево, приобретал родство с природой (“Земля ласкает детище свое”), в “Слепом” эта связь разрывается. Теперь Заболоцкий пытается найти место человеку в соответствии с изменяющимся взглядом на мир. Такие понятия как “человек” и “природа” — главные в натурфилософской системе — дополняются третьим, пока явно не названным, но скрыто присутствующим в произведениях. Главным же становится чувство отверженности человека от природы. Она предоставляет человеку возможность искать собственные пути развития, оставаясь такой же таинственной и непостижимой. Человек чувствует величие природы и безнадежно пытается проникнуть в ее тайну:
И мир превращался в огромный
Певучий источник величья,
И, песней его изумленный,
Хотел его тайну постичь я. (I, 209)
Заболоцкий приходит к такому же выводу, что и Тютчев в ХIХ веке, написавший в стихотворении “Бессонница”:
И мы в борьбе природой целой
Покинуты на нас самих.
Лирическим переживанием у обоих стала философская мысль, высказанная еще Шеллингом: “Новый мир начинается с того, что человек отрывается от природы”2.
Заболоцкий как бы заново открывает для себя вопрос истории, дополняя уже известный ему принцип бытия. Именно поэтому несущественное для него ранее понятие «поколение», которое появится в “Слепом” становится сквозным в ряде стихотворений (“Храмгэс”, “Завещание”, “Журавли”).
Это понятие становится в оппозицию к понятию “вечности”, обозначающего непрерывную и статичную бесконечность. Поколение же - это отдельный и конечный элемент жизни человеческого рода, определенный отрезок, выделенный из “дурной бесконечности” природного цикла. Это понятие и указывает на участие человека в движение исторического потока.
Теперь Заболоцкий утверждает, что человек не только преобразователь природы, но и творец истории. И демонстрирует это в таких стихотворениях, как “Урал”, “В тайге”, “Город в степи”, “Храмгэс”, “Творцы дорог”. Совмещая прежние натурфилософские взгляды с формирующимся историческим, Заболоцкий пытается представить социальную историю продолжением геологического развития. В отрывке “Урал” рассказ Ларисы построен по этому принципу — формирования геологической материи:
...в глубине веков
Образовавшись в огненном металле,
Платформы двух земных материков
Средь раскаленных лав затвердевали.
В огне и буре плавала Сибирь,
Европа двигала свое большое тело...
сменяет картина социальных движений:
Урал, седой Урал! Когда в былые годы
Шумел строительства первоначальный вал,
Кто, покоритель скал и властелин природы,
Короной черных домн тебя короновал?
Когда магнитогорские мартены
Впервые выбросили свой стальной поток,
Кто отворил твои безжизненные стены,
Кто за собой сердца людей увлек
В кипучий мир бессмертных
Природа
в понимании автора единственный
свидетель прошлого. Любое историческое
событие происходит в определенном природном
окружении. Именно оно несет на себе его
отпечаток. Человек знает о наличие в природе
этого отпечатка, но в полной мере восстановить
его не в силах. Это — проблема памяти.
Также Заболоцкий пытается сквозь пейзажи
разглядеть реалии прошедших событий:
О эти рощи Подмосковья!
С каких давно минувших дней
Стоят они у изголовья
Далекой юности моей!
Давно все стрелы отсвистели
И отгремели все щиты,
Давно отплакали метели
Лихое время нищеты,
Давно умолк Иван Великий,
И только рощи в поздний час
Все с той же грустью полудикой
Глядят с окрестностей на нас. (I, 321)
Поэт считает что, память о прошлом остается благодаря творчеству человеческих рук — архитектуре, вписанной в пейзаж:
Леса с обломками усадеб,
Места с остатками церквей…(I, 321),
а не природе, как таковой . Но поэт не может найти удовлетворения в памяти такого рода:
А мне-то, господи помилуй,
Все кажется, что вдалеке
Трубит коломенец служилый
С пищалью дедовской в руке. (I, 322)
Иначе стал художник рассуждать о смысле бытия, о жизни и смерти. Однажды закончив свое физическое существование, человек должен оставить память о себе: духовное наследие, передать накопленный опыт. В этом Заболоцкий видит смысл жизни:
Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую
душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам
приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею
мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы
лесов повисли
И ты причастен был к сознанью
моему.
("Завещание")
Историческое
бессмертие существует лишь в виде исторической
памяти, которая хранит имена и деяния
отдельных представителей человеческого
рода, не становясь законом универсального
порядка. Однако Заболоцкому как раз и
были необходимы в истории, так же как
и в природе, универсализм и всеобщность.
Еще одной темой поэзии Николая Алексеевича являются душевные переживания. Пленяет красотой и искренностью цикл "Последняя любовь", состоящий из десяти стихотворений, автобиографических в большей степени, чем остальные, когда-либо написанные Заболоцким. Количественно небольшая поэтическая подборка вместила в себя всю многоцветную гамму чувств человека, познавшего горечь утраты и радость возвращения любви. Цикл можно расценивать как своеобразную "дневниковую" исповедь поэта, пережившего разрыв с женой ("Чертополох", "Последняя любовь"), неудачную попытку создать новую семью ("Признание", "Клялась ты - до гроба...") и примирение с единственно любимой на протяжении всей жизни женщиной ("Встреча", "Старость"), но не терпящего прозаических однозначных обобщений.
Разные настроения автора нашли выражение в цикле. Драматизмом и горечью предчувствия потери наполнено стихотворение "Чертополох":
И встает стена чертополоха
Между мной и радостью моей.
Тему
надвигающегося неизбежного несчастья
и душевной боли продолжает "Голос
в телефоне":
Сгинул он в каком-то диком поле,
Беспощадной вьюгой занесен...
И кричит душа моя от боли,
И молчит мой черный телефон.
Но
подобно тому, как прежде Заболоцкий
не позволил сердцу озлобиться в невыносимых
условиях репрессий и ссылок, так
и теперь свойственная его натуре
просветленность нашла
Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчивых уст,
Легкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Облетевший мой садик
Да простит тебя Бог, можжевеловый
куст!
("Можжевеловый куст")
Не касаясь бытовых частностей,
побудивших Н. А. Заболоцкого создать
цикл "Последняя любовь", можно
смело утверждать, что произведения
в нем, помимо общего трагического звучания,
объединены душевной теплотой, нежностью
и просветленностью человека с большим
сердцем
В произведениях московского
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в
малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
("О красоте человеческих лиц")
Лицо прекрасно для поэта в
случае, если принадлежит духовно
богатой личности. А ценность природы
тем выше, чем полезнее и значимее
ее действие на внутренний мир людей.
Обостренный интерес к "живой душе", знание того, как душевный склад и судьба отражаются во внешности людей, помогли Н. Заболоцкому создать сюжетные зарисовки, философско-психологические размышления дидактического свойства: "Жена", "Журавли", "Неудачник", "Старая актриса", "Смерть врача" и другие. Они представляют собой портреты с итоговым заключением - плодом вдумчивых наблюдений поэта: