Поэзия Луи Арагона в эпоху Сопротивления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 03:38, курсовая работа

Описание работы

С начала 30-х годов в сознании писателя принимали все более ясные контуры понятия родины, народа, чуждые ему в юности. Классовая ненависть зрела вместе с растущей ответственностью за судьбу всей страны, всех ее граждан, обретших истину или ищущих, целеустремленных или блуждающих по лабиринтам индивидуализма. Эпоха Сопротивления, как никогда ранее сплотившая французскую нацию, создала условия для мгновенного и блестящего проявления творческих амбиций художника.

Содержание

1.Введение. 4
2.Биография. 5
3.Творческий путь Луи Арагона. 7
4.Эпоха Сопротивления в творчестве Луи Арагона. 10
5.Заключение. 17
Список литературы: 18

Работа содержит 1 файл

Поэзия Луи Арагона в эпоху Сопротивления.doc

— 87.00 Кб (Скачать)
 
Поэзия  Луи Арагона в эпоху Сопротивления.
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка

424 группы  Мацелайте А.А.

Преподаватель:

Петрова Евгения Aндреевна

 

Оглавление 

 

1.Введение.

Значение  Сопротивления для становления творческого метода Арагона огромно. Впервые эстетически воплотилось единство классового и национального долга, впервые поэт заговорил от имени всей Франции.

С начала 30-х годов в сознании писателя принимали все более ясные  контуры понятия родины, народа, чуждые ему в юности. Классовая ненависть зрела вместе с растущей ответственностью за судьбу всей страны, всех ее граждан, обретших истину или ищущих, целеустремленных или блуждающих по лабиринтам  индивидуализма. Эпоха Сопротивления, как никогда ранее сплотившая французскую нацию, создала условия  для мгновенного и блестящего проявления творческих амбиций художника. Патриотическая деятельность, свободная от нигилистического бунтарства или пассивной созерцательности, вступление нации в вооруженную борьбу породили необычайно благодатную читательскую аудиторию. Она торопила и вдохновляла писателей. Именно на этом этапе сложилась во Франции поэзия социалистического реализма, а Арагон-поэт вступил в следующий период творческого развития. Его поэзия выразила богатство коммунистического мировоззрения, донесла до читателя его общенациональную патриотическую сущность.

 

2.Биография.

 

Луи Арагон родился 3 октября 1897 года в Париже. Он был внебрачным сыном Маргариты  Тука, которая записала его как  приёмного сына своей матери и отчима, политического деятеля Андриё. Впоследствии Луи выбрал себе псевдоним Арагон по названию испанской исторической области. С 1915 года он учился на медицинском факультете в Париже. С 1917 года принимал участие в Первой мировой войне в качестве санитара. Свои первые стихи Луи Арагон написал в 1917 году. С этого времени начинается творческая биография Луи Арагона. В 1920 году молодой поэт примкнул к дадаизму, в этом же году были изданы стихи Луи Арагона, собранные в сборник «Фейерверк». Позже Арагон перешёл к сюрреализму, далее творческая биография Луи Арагона развивалась в направлении  реализма. Поэт являлся членом французской компартии с 1927 года. В начале 30-х годов он посетил Советский Союз. Стране Советов посвящена поэма «Красный фронт»(1931) и стихи Луи Арагона, вошедшие в сборник «Ура, Урал!»(1934). С середины 30-х годов Арагон пробует себя как прозаик. В цикле романов «Реальный мир» (1934-1951) рабочий класс показан восходящей силой нации. В годы немецко-фашистской оккупации Арагон являлся одним из организаторов французского Сопротивления (1940-1944), работал в подпольной газете. В эти годы написаны стихи Луи Арагона «Нож в сердце»(1941), «Глаза Эльзы»(1942), «Французская заря»(1945) и др. В 1946-1953 годах вышло в свет прозаическое произведение «Человек-коммунист». Стихи Луи Арагона «Снова нож в сердце»(1948) резко критиковали проникновение империализма США в Европу. Арагон очень много сделал для популяризации во Франции Советской литературы. В 1955 году он опубликовал книгу «Советские литературы», в которой писал о расцвете многонациональной культуры в СССР. В 1956 году вышла поэма «Неоконченный роман», посвящённая политическим событиям 20 века, в которые вписалалась и биография Луи Арагона. Арагон – член Всемирного Совета Мира, лауреат Международной Ленинской премии «за укрепление мира между народами»(1957). Он удостоен почётной степени доктора наук Московского и Пражского университетов. Биография Луи Арагона оборвалась 24 декабря 1982 года в Париже.

 

3.Творческий путь Луи Арагона.

 

Путь  Арагона к революции, к народу, к коммунизму был далеко не простым  путем. Еще юношей он принял участие  в первой мировой войне, испытал  все ее ужасы, овладел азами окопной  науки, увидел жизнь без всяких прикрас  и иллюзий. Война вызвала у  Арагона чувство протеста против человеконенавистнических законов капиталистического мира, разочарование в буржуазной культуре. Но этот протест вылился у Арагона в анархический бунт против господствовавших в буржуазном мире взглядов на искусство, в стремление бросить вызов мещанским вкусам читателей-буржуа, отрицать «всё и вся», крушить все каноны. Именно поэтому в конце 10-х годов он примкнул к литературному направлению дадаистов. Арагона привлекал в дадаистах бунт против буржуазной культуры; он еще не видел тогда ложности, бессодержательности и бесплодности их бунтарства. Дадаисты боролись против реализма, который казался мнимым бунтарям слишком спокойным, традиционным, не соответствующим их взбудораженному сознанию. Дадаисты утверждали примат бессознательного, интуитивизма, примитивно инфантильное отношение к действительности.

На  смену дадаистам пришли сюрреалисты. Отрицая роль разума в искусстве, проповедуя крайний субъективизм, отрешение  от реального мира в художественном творчестве и считая источником вдохновения  сферу «подсознательного» («чистый психический автоматизм»), Бретон в «Манифесте сюрреализма» утверждал, что сюрреалист творит под диктовку мысли вне какой-либо эстетической или моральной заинтересованности, что сюрреализм — это магическое искусство.

Арагон  отказывается от индивидуального анархического бунта. Его стремление к разоблачению буржуазной культуры связано с поисками путей к реальному миру, к большому реалистическому искусству. Уже в середине 20-х годов Арагон гневно выступает против «властителей дум» французской интеллигенции, от националиста Мориса Барреса до идеалиста-философа Анри Бергсона. Он осуждает и сюрреализм, увидев его псевдореволюционность.

В 1927 году Луи Арагон вступает во Французскую  коммунистическую партию. Откровенно и мужественно рассказывает Арагон о том, как преодолевал он препятствия, стоявшие на его пути, как он пришел на позиции коммунизма и стал борцом за новый мир. Большое значение в этом процессе имело знакомство Арагона с жизнью Советского Союза, с его литературой и прежде всего с Владимиром Маяковским.

Маяковского и Арагона особенно сблизило понимание  поэзии как оружия в борьбе настоящей  и в борьбе грядущей. «Я требую возврата к реальности,— говорит Арагон на Парижском конгрессе в защиту культуры (1935),— и таков урок, данный нам Маяковским, вся поэзия которого исходит из реальных условий революции,— Маяковским, сражавшимся с вшами, невежеством и туберкулезом,— Маяковским агитатором, горланом, главарем...» . Все крепче связывает Арагон свою судьбу с народными массами, ищет новое содержание искусства. Он выступает против тех писателей, которые воспевают войну, и тех, кто считает себя жрецами «чистого искусства», резко полемизирует с Андре Жидом, Полем Валери, Анри де Монтерланом, горячо поддерживает Анри Барбюса, Поля Вайян-Кутюрье и Жана Ришара Блока в их борьбе против войны, в их обличении злобного мещанства. Арагон ставит перед литературой задачу: показать напряженную борьбу классов, борьбу материализма с идеализмом; он выдвигает свои программные положения: борьба реализма с декадансом, освоение лучших традиций французской и мировой классики, исследование опыта литературы Парижской Коммуны и Великой Октябрьской социалистической революции.

4.Эпоха Сопротивления в творчестве Луи Арагона.

Тотчас  же по вступлении Франции в войну с Германией Арагон был мобилизован и направлен в полк в котором находились бывшие бойцы Интернациональных бригад в Испании, люди, известные своими симпатиями к СССР. Арагон принимал участие в боях и был награжден. После подписания Компьенского перемирия он поселился на юге Франции, в зоне, которая первоначально не была оккупирована. Когда гитлеровцы оккупировали Францию, Арагон включился в Движение Сопротивления. На юге Франции он становится одним из организаторов нелегальной антифашистской печати, в частности подпольного издательства «Les Lettres françaises». Арагон активно участвует в борьбе и своей патриотической публицистической деятельностью. Так, в начале 1942 года по заданию коммунистической партии он пишет брошюру «Le témoin des martyrs» («Свидетель мучеников»). Брошюра распространялась подпольно и использовалась как агитационный материал; сам Арагон высоко ценил ее. Это был рассказ о преступлениях гитлеровцев, расстрелявших осенью 1941 года группу французских заложников. В брошюре Арагона впервые возник образ героя Франции, патриота. В нелегальной антифашистской периодике публиковались и собственные его произведения разных жанров. Арагон обличал кровавые преступления оккупантов в публицистических очерках, новеллах, стихах. Он с глубокой болью откликался на страдания мирных людей, униженных, лишенных крова и пищи. Прославляя национальных героев, он бросал слова гневного презрения в лицо предателям. Мобилизуя посредством художественного слова своих соотечественников на боевые действия, Арагон даже в самые черные для Франции дни писал о национальной свободе, которую можно и должно завоевать. В поэтических сборниках «Le Crève-Cœur» («Нож в сердце») (1941), «La Diane française» («Французская заря») (1945) и др. опубликована его патриотическая лирика. Трагически звучит восклицание «On nous a dit ce soir que Paris s'est rendu» в одном из лучших стихотворений «Les lilas et les roses» из сборника «Le Crève-Cœur». Поэт вспоминает, с каким воодушевлением еще недавно его соотечественники шли навстречу агрессору по землям Франции и Бельгии, надеясь отстоять эту землю. Дары французских и бельгийских деревень - душистые охапки сирени и роз - сопровождали танкистов как напутственное благословение мирных жителей. Но правительство капитулировало, армия была разоружена и солдатам остается только с мучительным стыдом вспоминать обманутое доверие беззащитных стариков, женщин, детей - 

…Je n'oublierai jamais l'illusion tragique

Le cortège les cris la foule et le soleil

Les chars chargés d'Amour les dons de la Belgique

L'air qui tremble et la route à ce bourdon d'abeilles

Le triomphe imprudent qui prime la querelle

Le sang que préfigure en carmin le baiser

…Врезались  в память навеки

  Неистовство толпы, пчелиный гуд  дорог, 

И груз любви — цветы на танковых колоннах,

Под солнцем Бельгии идущих на Восток,

  Безвременный триумф пред катастрофой  страшной,

  Кармин целующих нас губ —  прообраз ран…

Другие  стихотворения этого сборника воспроизводят  картины сожженных хижин, разоренных нив, залитых кровью дорог, по которым  охваченные ужасом люди - матери с детьми, калеки - спешат скрыться от преследующих их бомбардировщиков «Tapisserie de la grande peur» («Гобелен великого страха»). Одеяла, посуда, детские игрушки беспорядочно валяются рядом с мертвыми телами. Каждая строка взывает к гневу и мщению. Вспоминая былую славу ныне порабощеной родины, Арагон, который в годы сюрреалистских увлечений отвергал традиции прошлого, вспоминает подвиги героев, воспетые в старинных легендах и песнях. Особенно часто называет он имена Роланда и Жанны д'Арк, которые издавна стали для французов символом национальной доблести и чести.

Стихотворения, составившие сборник «La Diane française» («Французская заря»), созданы в последние  годы войны, когда освобождение Франции, которое раньше было только надеждой, только мечтой, стало реальным и близким. В первом стихотворении сборника поэт с радостью пишет о победах Советской Армии и о партизанском движении, охватившем Францию. Фашизм еще не добит, но уже обречен. Так в стихотворении «Prélude à la Diane Française» («Прелюдия к французской заре») Луи Арагон пишет: 

...Пусть  за каждым углом его смерть  ожидает,

Пусть все окна свинцом ему путь преграждают,

Пусть познает он страха смертельного гнет,

И земля под ногами его полыхает.

Пер. М. Кудинова

…Pour lui toute une nuit soit mortelle

Que toute fenêtre ait du plomb

Toute main vivante un boulon

Que l’épouvante l’écartèle

Que le sol brûle à ses talons. 
 
 

В этом сборнике Арагон реже обращается к героям легенд, так как в годы современной партизанской борьбы в  стране зазвучали новые имена, тоже достойные легенд и песен. «Romance des Quarante Mille» («Романс о сорока тысячах»), «Chanson du franc-tireur» («Песня франтирера»), «Marche française» («Французский марш») посвящены боевым действиям партизанских отрядов. «Légende de Gabriel Péri» («Легенда о Габриэле Пери») - дань уважения замученному фашистами коммунисту- редактору газеты «L’Humanité», выпуск которой был им нелегально продолжен, невзирая на строжайший запрет. Цветы - голубые гортензии, которые каждую ночь кто-то тайком кладет на могилу Пери, олицетворяют бессмертие героев в народной памяти.

…Dans le cimetière d'Ivry

La douleur viendra les mains vides

Ainsi nos maîtres en décident

Par peur de Gabriel Péri

L'ombre est toujours accusatrice

Où  dorment des morts fabuleux

Ici des hortensias bleus

Inexplicablement fleurissent… 

И вот на кладбище в Иври

Никто венка принесть не вправе.

Один  убийца топчет гравий.

Напуган призраком Пери.

Но  обвиненьем служит чудо:

Прах  и в земле не одинок.

Гортензий голубой венок 

Расцвел над ним, бог весть откуда.

(Перевод  П. Антокольского)

Одно  из лучших стихотворений  сборника «La Diane française» - «Du poète à son parti» («Поэт - своей партии»). Арагон говорит в нем о коммунистической партии как о великой силе, вдохновляющей на бесстрашную борьбу: 

Mon parti m'a rendu mes yeux et ma mémoire

Je ne savais plus rien de ce qu'un enfant sait

Que mon sang fût si rouge et mon coeur fût français

Информация о работе Поэзия Луи Арагона в эпоху Сопротивления