Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:47, реферат
Родился в восьми километрах от Казани, где его отец работал агрономом, а мать — сельской учительницей. Детство прошло в селе Сернур Уржумского уезда Вятской губернии (сейчас республика Марий Эл)[1]. Одно из впечатлений, составляющих исходный жизненный «фонд» его поэзии, — «и зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развёртывала передо мной свои диковинные картины…». А рядом другое: «…человеческая жизнь вокруг была такая скудная! Особенно бедствовали марийцы — исконные жители этого края. Нищета, голод, трахома сживали их со свету…»[2] В третьем классе сельской школы он уже «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. С 1913 года по 1920-й жил в Уржуме, где учился в реальном училище, увлекался историей, химией, рисованием.
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем
бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,—
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий
в сосуде?
К сожалению, я не очень хорошо знакома с произведениями Николая Заболоцкого. Мне известны только некоторые его стихотворения, но больше всего меня поразило одно «Некрасивая девочка». Оно написано в 1955 году. Это стихотворение является одним из звеньев в размышлениях поэта о сущности красоты. Уже в заглавии сформулирована проблема, которая и привлекла моё внимание. Тема этого стихотворения близка многим девушкам, поэтому оно является одним из самых известных произведений Заболоцкого. Стихотворение принадлежит к литературному течению реализм, с которому поэт стал следовать в конце своего литературного творчества.
Основная тема стихотворения - это размышления автора о красоте, о том можно ли оценивать человека по его внешности, а не душевным качествам. Вся стихотворение проникнуто сочувствием к бедной хрупкой девочке, которая ещё не понимает, не осознает того, что она некрасива, ей ещё предстоит это осмыслить. «Что есть красота и почему её обожествляют люди?» - в этих вопросах звучит основная проблема произведения.
Композиция стихотворения делится на две части - описание и рассуждение. Начинается стихотворение с внешнего портрета девочки.
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка
Заправлена в трусы худая рубашонка
Колечки рыжеватые кудри
Рот длинен, зубки кривы
Черты лица остры и некрасивы
И одновременно дается внутренний слепок
с души.
Чужая радость так же, как своя
Томит ее и вот из сердца рвется
И девочка ликует и смеется
Охваченная счастьем события.
Поэт-реалист трезво видит суровую реальную
жизнь, которую не миновать, предчувствует
день, когда девочка вдруг «увидит с ужасом,
что посреди подруг она всего лишь бедная
дурнушка!». Заболоцкий возлагает надежду
не на утешительную ложь, что внешняя красота
ничего не значит, а он надеется на твердость
человеческой души, на то, что девочка
сумеет жить, не обладая правильными чертами
лица и идеальной фигурой. Он вкладывает
в эти слова веру, народные представления
о том, как перенести беду. «Под лежачий
камень вода не течет», значит надо перетопить
камень, перетерпеть боль. Поэт не испытывает
никаких иллюзий по поводу её дальнейшей
жизни, понимает, что ей придётся тяжело.
Она будет вынуждена каждый раз доказывать,
что внешность не главное, опровергать
каждый раз складывающееся о ней первоначальное
мнение. Ведь сколько бы не говорили, что
красота не главное, всё равно люди вначале
обращают внимание именно на неё, ведь
красоту видят сразу, а чтобы узнать внутренние
качества человека требуется время.
В описании портрета
девочки автор использует эпитеты
оценочного ряда (длинен, кривы, остры,
некрасивы), а в конце отрывка
на первое место выступают глаголы,
тоже по-своему оценивающие (томит, рвется,
ликует, смеется). В стихотворении присутствуют
в большом количестве восклицательные
предложения, что говорит о сильной взволнованности
поэта. От внешности поэт переводит разговор
к божественному дару (обожествляют люди).
Красота и чистота чувств, естественность
доброты и любовь ко всему, что нас окружает,
к людям, к жизни, к чужой радости - вот
что есть красота, которую обожествляют
люди, которую увидел в этой младенческой
душе своим поэтическим взором Заболоцкий
Стихотворение заканчивается вопросами,
которые усиливают эмоциональное воздействие
и способствуют раскрытию идеи стихотворения.
Поэт не даёт ответа на них, они повисает
в воздухе, что даёт возможность каждому
читателю самому подумать и ответить на
них, поразмыслить над тем, что есть красота.
На меня это стихотворение произвело очень сильное впечатление, потому что оно заставило меня думать, размышлять об истиной красоте человека, о том какую спасительную силу он несет в себе. Ведь не случаен образ огня, мерцающего в сосуде, который является символом добра и человечности. То есть нужно с пониманием относится ко всем людям, независимо от их внешнего вида. Правда этому далеко не всегда удаётся следовать. Как говориться в очень известной русской пословице: «По одёжке встречают, по уму провожают». Особенно это актуально в наше время, когда внешность значит очень и очень многое.
Я после прочтения этого стихотворения попробую для себя ответить на вопросы, которые задаёт Заболоцкий своим читателям. Но как биолог хочу посмотреть на красоту с другой точки зрения. Она и в первобытное время являлась очень важным фактором, определяющим жизнь человека, но тогда руководствовались другими принципами. Тогда красота означала здоровье, приспособленность человека к условиям внешней среды, возможность больше добыть пищи и оставить после себя здоровое потомство. В наше время это осталось, но осталось в виде подсознательного инстинкта, о котором многие даже и не задумываются. Поэтому красота имеет такую силу над людьми. То есть получается, что всё наше чувство прекрасного, эстетическое удовольствие и хороший вкус – все это освоенный подсознанием опыт жизни миллиардов предыдущих поколений, направленный к выбору наиболее совершенно устроенного, выгодного для борьбы за существование и продолжение рода. В этом и состоит сущность красоты. Но я говорю о красоте, не касаясь того, что называется очарование, обаянием, шармом, того что может быть (и чаще бывает) сколько угодно у некрасивых. Это хорошая душа, добрая и здоровая психика, просвечивающая сквозь некрасивое лицо. «Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий
в сосуде?» Я считаю, что этим вопросом
поэт очень метко и образно высказывает
основную проблему, над которой надо подумать.
Что главное – внешняя, анатомическая
красота, но без каких-либо внутренних
качеств (сосуд, в котором пустота) или
внутренняя красота, душа (огонь, мерцающий
в сосуде)? По моему мнению, и анатомическая
красота, и душевные качества в сумме составляют
истинную привлекательность человека.
Я выбрала именно этого поэта Серебряного века, потому что мне близки его взгляды на природу, на науку. Он считал, что человек призван взять на себя заботу о преобразовании природы, но в своей деятельности он должен видеть в природе не только ученицу, но и учительницу, потому что она заключает в себе те мудрые законы, которыми следует руководствоваться человеку. Многие эти взгляды он отражал в своём творчестве.
Моё внимание также привлекло то, что в нём как будто соединены два поэта, сначала он писал стихи, родственные живописи авангарда, потом они сменились другими, реалистичными. В каждом из направлений есть что-то, что не может оставить равнодушным, затрагивается какая-то важная тема, дающая почву для серьёзных размышлений. В его ранней лирике мне понравилась, что в эго стихах сочетается острый гротеск и сатира на тему мещанского быта и повседневности, растворяющих в себе человека, и нотки пародии, которая в его стихах становится позитивным стихотворным инструментом.
Мне очень понравилось его отношение к природе. Заболоцкий умеет видеть и передавать в стихах неповторимую красоту земли, ее мудрую, спокойную величавость, донести тончайшие оттенки, запахи, звуки, поэт способен умиляться каждому цветку, молодому весеннему листку.
Ещё, если не касаться его творчества, моё внимание привлекло то, что он занимался медициной, что мне очень близко.
Я очень сожалею, что Николай Заболоцкий умер рано, так и не увидев то время, когда его поэзия стала широко издаваться, читаться и переводиться на разные языки мира. Но он достиг цели, к которой стремился. Он создал книгу, которая продолжает русскую философскую лирику, книгу, где природа и человек слиты в единое целое. Его поэзия заняла свое место в сокровищнице классической литературы
http://ru.wikipedia.org/
www.krugosvet.ru