Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 01:56, научная работа
Творческое наследие многих поэтов начала XX века, особенно футуристов и авангардистов, представляет немалый интерес не только для читателя, но и для исследователя-литературоведа, поскольку в нем мы можем найти совершенно новые тенденции и методы, позволяющие выразить авторский замысел. Литература того времени, и поэзия в частности, стремились использовать выразительные возможности слова для того, создать неповторимый и невиданный ранее словесный образ, чтобы придать слову иной смысл, что выразилось в огромном количестве индивидуальных новообразований.
В стихотворениях Северянина, как и у Каменского, чрезвычайно много окказионализмов, что стало одной из ярчайших примет этих поэтов. Они отражают их авторское мировидение. В качестве примере достаточно вспомнить один их первых сборников Севернянина «Колье принцессы», в котором исследователи нашли минимум 14 окказионализмов, таких как «кружевеет», «бриллиантится» и др. В следующем сборнике, «Ананасы в шампанском», таких новообразований будет уже 97:
Вот и пруд, олунен и отинен,
Вот и дом, огрустен и отьмен20
(«На голос весенней новеллы»)
Главной целью создания таких новых и неповторимых слов, как в творчестве В. Каменского, так и в творчестве И. Сереверянина – стало стремление к привлечению читательского внимания, способа выявить глубинный смысл, который, по их мнению, несет само слово. Встряхнуть читателя, заставить его обратить внимание и создать эффект необычности – вот к чему стремилось молодое поколение поэтов начала XX века: «значительную часть окказиональной лексики составляют лексические единицы, использование которых в футуристическом тексте способствует созданию эпатирующего эффекта»21.
Работа над словом, поиск новых средств для выражения нового смысла, придания слову нового оттенка через словотворчество явилось для Северянина попыткой «выразить невыразимое»:
Всегда в лазори,
всегда в мечтах
Слагаю молитвы.
Я — композитор: в моих стихах
Чаруйные
ритмы.22
(«Я-композитор»)
Ах, в каждой "фее" искал я фею
Когда-то раньше. Теперь не то.
Но отчего же я огневею,
Когда мелькает вблизи манто?23
(«На островах»)
Как видно из приведенных примеров, в подобных стихотворениях, как и у Каменского, смысл слова вполне понятен читателю, хотя и выражен неординарно. Надо сказать, что это неоднократно подчеркивалось многими исследователями в этой области. Говорили, что его стихи напевны, что они звучны и легки, хотя и не исключали, что в какой-то степени они были пошлы и претенциозны. Очень часто подчеркивалась способность Северянина мастерски «украшать» слово, гармонично работать с рифмой:
Как сладко дышится
В вечернем воздухе,
Когда колышутся
В нем нежных роз духи!24
(«Серенада»)
Плавали
бурно в шампанском, кушали пряные
трюфели,
Аэропланом взлетали, били мужчин по щекам,
Ало-атласные
туфли, ало-атласные туфельки!
Вы, чьи носки к молодежи! чьи каблуки
— к старикам!25
(«Поэза алых туфель»)
Яркой чертой индивидуального стиля Северянина стала ирония.
Кроме того, Северянин не отрицал наследия прошлого, как это делали футуристы (в том числе и Каменский). В этом аспекте он был совершенно не согласен с ними, отрицая, что литературу следует писать с чистого листа. Северянин черпал опыт у поэтов и светил XIX века, заимствовал у них рифму, обращался к их текстам, использовал их поэтические тенденции. «Пушкин — Пушкински велик» – так он писал о Пушкине, считая его поэтические приемы изобразительности основополагающими.
Также как и Каменский, Северянину не удалось избежать критики. Его также упрекали в экспериментаторстве и даже безвкусии. Некоторые исследователи даже считали, что обилие в его стихах индивидуальных новообразований неуместны с точки зрения эстетики. К примеру, В.Н. Виноградова утверждала, что его окказионализмы, встречающиеся во многих стихотворениях Северянина, не совсем уместны. Она делает упор в данном случае на то, что «не оправдывает себя введение поэтического окказионализма, если за формальным словотворчеством не стоит изменение, приращение смысла или же синтаксическая либо стилистическая модификация»26
В. А. Рождественский вообще отмечал, что Северянин «борется со штампами и обезличиванием обиходного поэтического словаря, но решает эту задачу весьма примитивно: свои словесные находки черпает из привлекающей его среды мещанского или псевдосалонного обихода, обнаруживая особое пристрастие к словам иностранного происхождения, которые кажутся ему вершиной эстетической изысканности»27.
И, тем не менее, несмотря на обрушившуюся на поэтов и новаторов, Каменского и Северянина, волну критики, они остались верны своей теории словотворчества как методу обогащения языка, создавая все более интересные и неповторимые модификации слов, которые призваны были эпатировать читающую публику и заставить их обратить свое внимание на обновленную литературу.
Заключение
Словообразовательный
Зачастую, подобные новообразования и окказионализмы, несут чисто эстетическую нагрузку, и отсутствие на первый взгляд, смысла, не всегда говорит о том, что этого смысла нет. Иногда поэты и добивались того, чтобы читатель сам искал этот смысл, что ставит его на одну ступень с автором поэтического произведения.
Индивидуальный стиль Василия Каменского и Игоря Северянина проявляется, прежде всего, в их лексических выразительностях, сочетаемости несочетаемого в стихе и даже использовании стилистически «сниженных слов». Все это, безусловно, оставило глубокий след в истории русского литературоведения, поместив этот способ «перевернуть» все с ног на голову в качестве одного из образцов обновления поэтического языка.
Список используемой литературы
Научно-исследовательская литература:
Интернет-ресурсы:
1 Полухина Я.П. Словотворчество Василия
Каменского: Диссертация кандидата филологических
наук, 2002 [Электронный ресурс] URL=http://www.dissercat.com/
2 Катлинская Л.П. Функциональное словообразование (активные процессы словопроизводства в современном русском языке). М., 1986 г. С.1
3 Виноградова В.Н. Словотворчество [Электронный
ресурс] URL=http://annensky.lib.ru/
4 Харджиев Н. И. Статьи об авангарде: В 2т. Т 2. М., 1997. С. 141
5 Каменский В. Его-моя биография великого футуриста. М., 1918. С. 123.
6 Каменский В.В. Стихотворения и поэмы. М.-Л.: 1966 С. 34
7 Там же. С. 19
8 Каменский В. Указ. соч. С. 156
9 Каменский В. Указ. соч. С. 97
10 Цит. по Винокур Г. О. Маяковский – новатор
языка [Электронный ресурс] URL=http://rus.1september.ru/
11 Цит. по Федотова Н. Ф. Творческая драма футуриста ( Лирика В. В. Каменского 1920-х гг.) // Вестник пермского университета. Вып. 5. Пермь, 2009 г. С. 51
12 Каменский В.В. Указ.соч. С. 122
13 Родов С. Под обстрелом // На посту. 1923. №2-3. С. 44
14 Розанов И. Н. Русские лирики. Очерки. М., 1929г. С. 146
16 Николаева Ю. Словотворчество В.В. Каменского
[Электронный ресурс] URL=http://futuris-k.narod.ru/
17 Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х гг.). Книга 2. М., 2001г. С. 545
18 Цит. по История русской литературы. В 4т. Т.4.Л., 1983 г. С. 718
19 Виноградова В.Н. Указ. соч.
20 Северянин И. Стихи [Электронный ресурс]
URL= http://stroki.net/content/
21 Завадская А.В. «Эпатажная лексика» в поэзии русских футуристов: Диссертация кандидата филологических наук. Оренбург, 2008г. С. 21
22 Северянин И. Указ. соч
23 Там же
24 Северянин И. Указ. соч
25 Там же
27 Рождественский В.А. Вступительная статья // Северянин Игорь. Стихотворения. – Л., 1975. C. 21
Информация о работе Поэтика словотворчества: Каменский и Северянин