Поэтическое слово как экспрессема

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:41, реферат

Описание работы

С начала 60-х годов понятие экспрессемы определяется как некоторое упорядоченное множество (парадигма) эстетически особо значимых контекстов употребления конкретного слова в поэтическом языке. В. П. Григорьев1 считает, что экспрессема- это преобразованная и преобразуемая потенциально художественная языковая единица и использует данный термин для обозначения слов в их особой поэтически-выразительной функции.

Работа содержит 1 файл

поэтическое слово как экспрессема.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

Поэтическое слово как экспрессема

Понятие экспрессемы находится в центре внимания исследователей поэтического языка, изучающих выразительные возможности слова в поэтическом тексте. Существуют различные определения данного термина. Рассмотрим их.

С начала 60-х годов понятие экспрессемы определяется как некоторое упорядоченное множество (парадигма) эстетически особо значимых контекстов употребления конкретного слова в поэтическом языке. В. П. Григорьев1 считает, что экспрессема- это преобразованная и преобразуемая потенциально художественная языковая единица и использует данный термин для обозначения слов в их особой поэтически-выразительной функции.

Исследователь считает экспрессему готовым, уже сотворенным  продуктом, но она в то же время, является «первоэлементом» литературы, выступает и как материал для творчества, и как объект художественной рефлексии, и как орудие, как «верховная образотворческая единица».

Костомаров предлагает использовать термин экспрессема для характеристики средств речевого воздействия, под которым обычно понимается качественное нестандартное языковое средство. Костомаров рассматривает экспрессему  как контекстуальное средство выразительности, т. е. единицу, которая в состоянии раскрыть выразительно-конструктивные «приращения» и которая возникает в результате нарушения общеязыковой литературной нормы.2

Шаховский рассматривает экспрессему с точки зрения сем.  Так, у него экспрессемы- это семы, которые связывают исходные и производные значения и создают двуплановость восприятия образа 3

Загоровская предлагает иную трактовку.  У нее экспрессема- это сложное структурное множество, компоненты которого четко определены, но само множество есть абстракция.4

В словарях экспрессема рассматривается как некая парадигма. В словаре языка русской поэзии ХХ века экспрессема – это парадигма хронологически выстроенных эстетически значимых контекстов поэтического слова.5 А в словаре русской поэзии серебряного века находим более узкую трактовку. Здесь экспрессема используется для обозначения парадигмы стихотворных фрагментов (строк, высказываний, строф), которые связаны друг с другом использованием в них некоторого, одного и того же (заглавного в словаре) слова. 6

В современном  понимании трактовка термина переходит на «человеческую» сторону. Экспрессема рассматривается как то, что привлекает внимание человека и как то, что воздействует на человека.7 

Из  этого  можно выделить следующие признаки (характеристики) экспрессем:

  1. экспрессема-  факт не повседневной, обыденной, а поэтической речи выдающихся художников слова;
  2. рассматривается в контексте, это контекстное средство выразительности. У таких контекстов предполагается особая значимость, хотя в реальности их не всегда отличают от сочетаний слов, типичных и для разговорной речи, существенные приращения «эстетического смысла»;
  3. как контекстуальная единица, экспрессема раскрывает выразительно-конструктивные «приращения»; 
  4. экспрессема- единица,  реализуемая автоматически, в результате определенного творческого усилия (например, остранения штампа иронией, путем столкновения двух штампов в плане выражения, особых способов переосмысления и др.);
  5. экспрессема  реализуется  в  процессе противопоставления стилистически окрашенных слов по отношению  к  лексически нейтральным;
  6. экспрессема легче всего образуется в результате нарушения общеязыковой литературной нормы словоупотребления;
  7. экспрессема- это не случайный набор элементов, а упорядоченное множество элементов, закономерным образом связаны друг с другом;
  8. между эти элементами могут быть установлены оппозиции;
  9. экспрессема рассматривается в оппозиции к стандарту и шаблону;
  10. связи между элементами неодномерны: наряду с элементарной диахронической упорядоченностью существуют иные виды отношений- собственно семантические, позиционно- синтаксические, стилистические и др.;
  11. внутренняя парадигма экспрессемы синтагматична (это- парадигма контекстов) и эпидигматична (это- ассоциативное поле, закрепленное лексико- грамматически и фонетически);
  12. понятие экспрессемы представляется перспективным для конструктивного переосмысления резких антиномий языка и литературы, для наглядного сопоставления разных концепций искусства и разных «моделей мира» и противоборствующих идеологий, которые исповедовали отдельные художники слова;
  13. экспрессемам, как единицам поэтического языка, приписывается внутренняя форма слова, которая определяется как совокупность существенных художественных употреблений некоторой единицы поэтического языка, исторически изменчивоемое и общественно значимое множество контекстов ее употребления;
  14. экспрессема- совокупность экспрессоидов с протяженной исторической координатой. (благодаря чему снимается резкое противопоставление синхронии и диахронии).

Экспрессема и экспрессоид

В шестидесятые годы появляются два понятия: экспрессема и экспрессоид.  Экспрессема содержит в себе «лингвистическое» и «эстетическое» в их конкретном взаимодействии, она предстает как единство общего, особенного и отдельного, типичного и индивидуального, материального и идеального, формы и содержания. Она представляет собой множество экспрессоидов, отражающих дихотомию «язык — речь».8 Из этого следует, что экспрессоид — конкретная реализация экспрессемы. «Внутренняя парадигма экспрессемы синтагматична (это парадигма контекстов) и эпидигматична (это ассоциативное поле, закрепленное лексико-грамматически и фонетически; ср. бык воспоминаний и ветер вытер» . 9

Между этимя жвумя понятиямиесть существенная разница. Она заключается не в наличии образа, находящегося в основе семантики экспрессивных единиц, и не в наличии эстетических функций, а в различной сфере функционирования: экспрессоиды  - лексемы, семантическая структура которых трансформируется при эстетической реализации.

Существует также понятие „экспрессив“ — «узуальное или окказиональное слово или лексико-семантический вариант слова, в семантике которого совмещается денотативный компонент (номинативный базис) и коннотативные компоненты — экспрессивность, эмоциональность и оценочность».10 В то время как экспрессема — стилистическая единица, экспрессив выступает как единица лексико-семантической системы языка, т. е. как лексико-семантическая единица. Их объединяет общая категория выразительности.  

Объем понятия

Экспрессемы образуют слова всех частей речи, всех классов, разрядов (единицы самостоятельные и служебные, общеязыковые и поэтические, актуальные, устарелые и новые, исконные и заимствованные, общие и специальные, стилистически нейтральные и окрашенные, частотные и редкие в общем и (или) поэтическом языке и т. д.).  

Степени экспрессем

По мнению Григорьева, степень «экспрессемности» различна, поэтому можно говорить об экспрессемах сильных и слабых, экспрессемах первого, второго и т. д. уровня (степени). Наиболее сильными будут экспрессемы, представленные всей совокупностью контекстов, каждый из которых признан эстетически ценным, менее сильными – представленные некоторым числом контекстов, выбранных из имеющихся.

При оценке силы / слабости контекста, претендующего на то, чтобы быть представленным в «сильной» экспрессеме, нелегко даётся жёсткая альтернатива – заключение о высокой общественной значимости или же, наоборот, низкой, относительной незначительности, проходном характере, может быть, даже тривиальности словоупотребления.

При отборе, то есть, грубо говоря, «отбраковке», «слабых» экспрессем, а это в основном более редкие слова, вместе с ними придётся жертвовать, как и в «разборках» с «сильными» экспрессемами, рядом таких контекстов, которые «мало чем уступают». Высокая культурологическая цель самого этого сжатия, с одной стороны, заставит идти на филологические жертвы, с другой – именно она определяет и филологическую задачу: в первом приближении смоделировать общественное бытование поэтического языка. В то же время почти «балластные» частотные «строевые экспрессемы». 11 

В процессе сжатия обнаруживается три вида контекстов: (1) контексты, существенные, но по преимуществу в их проекции на нормы общелитературного языка (с позиций «чистой лингвистики), – основная масса словоупотреблений; (2) контексты, значительные как случаи поэтического преобразования данного слова (точка зрения лингвистической и любой инойпоэтики), с учётом прагматики словоупотребления, интертекстуальных связей и возможного, большего или меньшего влияния других слов контекста; (3) не стоит конкретно, полностью отвлекаться от собственно эстетической оценки контекстов (1) и (2) и их «заглавных слов».

Самая общая модель, касающаяся неоднородных «идейно-эстетических отношений», необходима для контекстов высшего класса (3).Относительно единообразный подход на основе именно такой модели становится доминантным. Иначе интерпретация словоупотреблений в духе «принципа единой левизны» Хлебникова (то есть нового и «по слову» и «по мысли») еще на шкале «традиция – новаторство» стала бы затруднительной, а роль сложнейших критериев «истинности» и «прелести» в их художественном синтезе – обессмысленной. «Комплексность описания языка и мысли» у наших поэтов и направлена на такой синтез. Соответственно комплексными должны быть и «идейно-эстетические сита», через которые составители просеивают.12 

Способы описания экспрессем

Экспрессема -это не простая хронологическая последовательность эстетически значимых контекстов ее употребления, а сложно организованное интерсубъектое целое таких контекстов, стратификация которых отражает как стратификацию процесса развития культуры,  как личностные вклады в этот процесс, так и  специфику развития самого поэтического языка.

Чтобы описать  экспрессему, можно использовать следующие  принципы:

 1. суммарное описание экспрессемы;

2.  социолингвистические и  психолингвистические тесты, позволяющие обнаружить значимые различия в бытовании экспрессемы в обществе;

3. темы типа «вклад художника в данную экспрессему»;

4.экспрессема в беллестрическом стиле поэтического языка;

5. рассмотрение экспрессемы в области ближайшего лексико- семантического ряда;

6. рассмотрение структуры соответствующего словообразовательного гнезда;

7 анализ текстовых функций каждого употребления экспрессемы в рамках идеостиля (или группы идеостилей), для которого эта экспрессема представляется «ключевой», особо значимой;

8. очерк экспрессемы, посвященный различным способам словесно- образного представления некоторого денотата (например, к описанию множества художественных перифраз, варьирующих «ядерные», «стандартные», узуальные обозначения поэтических реалий- типа волны);

Выявляя то, что порождает экспрессема, важно выяснить и то, как протекает этот процесс порождения, и то, с какой целью, ради чего художник слова прибегает к этому процессу в каждом конкретном случае.

Экспрессема «ветер»

Типичной экспрессемой в поэтическом языке является слово ветер. Выбрано оно потому что:

1.  несёт в себе большую семантическую нагрузку, т. е. реализует множество значений, приобретённых на различных этапах своего существования: библейская символика ветра, ветер в фольклоре, ветер в классической литературе;

2. несомненно частотное в современной поэзии слово;

3. слово, которое обладает существенной внутренней формой в указанном выше смысле ;

4. слово, образование которого в достаточной мере разнообразны, а подчас и сложны ;

5. слово само по себе не является связанным преимущественно с  каким- либо одним стилем современного поэтического языка.

Упорядоченность структуры предстает как своебразная парадигма контекстов, принадлежащих разным авторам и разным эпохам и по- разному выявляющих присущую слову ветер выразительность.

«Классические» контексты

В этот круг входят примеры, часто цитируемые в специальной литературе, искусстве и быту. Хотя круг таких примеров не постоянен, но в нем можно выделить ядро.

Слово о полку Игореве: «О, ветре, ветрило!»

А. Блок «Двенадцать»: «Ветер, ветер!/ На ногах не стоит человек./ Ветер, ветер/ На всем божьем свете!»

К. Бальмонт : «Я вольный ветер»

Информация о работе Поэтическое слово как экспрессема