Поиски и находки поэтов Серебряного века

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:36, реферат

Описание работы

Термин «Серебряный век» был впервые введён в русскую литературу Н. А. Оцупом. Название этому периоду в русской поэзии было дано в аналогии с предшествующим «Золотым веком». Предполагаемым автором термина считается Николай Бердяев, который под понятием «серебряный век» имел в виду «возрождение признаков творчества Пушкина и вообще всей пушкинской эпохи»

Работа содержит 1 файл

Сочинение по литературе.docx

— 33.26 Кб (Скачать)

     Одним из ярких представителей акмеизма является Н. Гумилёв (он же дал этому течению  второе название – адамизм«мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь»). В его творчестве с самых азов проявились черты поэта-романтика. Гумилёв начал свой путь в литературе в период расцвета символизма и ориентировался на поэзию К. Бальмонта и В. Брюсова. От первого поэт унаследовал декоративность пейзажей, тягу к броским внешним эффектам, от второго – опору на твёрдые, сильные качества характера.  Историк и теоретик литературы В. Жирмунский так отзывался о Гумилёве: «Для выражения своего настроения он создаёт объективный мир зрительных образов, напряжённых и ярких, он вводит в свои стихи повествовательный элемент и придаёт им характер полуэпический – балладную форму. Искание образов и форм, по своей силе и яркости соответствующих его мировоззрению, влечёт Гумилёва к изображению экзотических стран, где в сказочных и пёстрых видениях находит зрительное, объективное воплощение его грёза. Муза Гумилёва – это «муза дальних странствий».  

     Выдающейся  и великой поэтессой-акмеисткой была А. Ахматова. В её поэзии отразилась вся сущность женской души. Именно в творчестве Ахматовой впервые  женщина обрела поэтический голос  такой силы. С выходом её первого  сборника стихотворений «Вечер»  критика сразу же отметила отличительные  черты её поэзии: сдержанность интонаций, глубокая лиричность, эмоциональность, психологизм. «Великая земная любовь» - вот движущее начало её лирики. Именно она заставила по-иному, реалистически увидеть мир. В состоянии любви человек видит мир заново, открывает необычность обычного, воспринимает всё с особой остротой и напряжённостью, достигает в ощущении жизни вершин. Поэтому стих Ахматовой так предметен: он возвращает вещам их первозданный смысл, останавливает внимание на том, мимо чего мы обычно проходим равнодушно, не оценив и не почувствовав. Огромный психологический смысл скрыт у Ахматовой в бытовой детали: в отдельных тончайших элементах, чертах, движениях она мастерски выражает самые сложные чувства и переживания. 

     Так, главной задачей акмеистов стало  возвращение в поэзии ценностей  и красоты реального мира, отказ от мистической туманности и принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности. 

     Футуризм (от лат. futurum«будущее») – общее название художественных авангардистских движений 1910-х – начала 1920-х годов XX века, прежде всего в Италии и в России. В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путём отказа от старых норм и традиций. Однако футуризм отличался в этом плане особо крайними методами. Это течение стремилось создать новое искусство – «искусство будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания традиционной культуры (особенно её нравственных и художественных ценностей).

     Футуристы проповедовали разрушение искусства  ради его слияния с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно культивирование урбанизма: преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное нисповержение прошлого. Поэты-футуристы разрушали даже естественный язык, вводя новые, так называемые, «слова на свободе», или заумь.

     Таким образом, футуризму были присущи  такие черты, как бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы, отрицание «старой» культуры, смелое экспериментирование  в поэзии, раскрепощённость. Наиболее известными представителями данного течения являются Ф. Маринетти, В. Маяковский, В. Хлебников и другие. 

     Одной из разновидностей русского футуризма  был так называемый «эгофутуризм». Его история как организованного  направления была слишком коротка (с 1911 до начала 1914 гг.). В отличии  от кубофутуризма, который вырос  из творческого союза единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением И. Северянина.

     В литературу поэт входил трудно. Успех  пришёл неожиданно, когда Л. Толстой  с возмущением высказался о ничтожестве  современной поэзии, приведя в  качестве примера строки из стихотворения  Северянина. Так поэт начал свою литературную деятельность. Направление своего творчества он назвал «эгофутуризмом», что в переводе с латыни означает «Я – будущее». Идейной и содержательной основой поэзии Северянина являлось самое обычное противопоставление поэта толпе. Однако в отличие от кубофутуристов, имевших чёткие цели в поэзии, Северянин не имел конкретной творческой программы, либо не желал её обнародывать. Сам он писал: «Лозунгами моего эгофутуризма были: 1. Душа – единственная истина.  2. Самоутверждение личности.  3. Поиски нового без отвергания старого.  4. Осмысленные неологизмы.  5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы.  6. Борьба со «стереотипами» и «заставками».  7. Разнообразие метров.».  

     Заслуги поэзии Серебряного века очень велики. Поэтам модернизма удалось сделать  главное – совершить литературный «ренессанс», русское художественное возрождение. Они открыли совершенно новые пути в искусстве, освободили его от социальной, политической и  других ролей, открыли разнообразие творческих индивидуальностей, привлекали читателя к сотворчеству. Назначение модернизма заключается в решении  своих внутренних проблем, в поиске новых форм, новых приёмов и  средств самовыражения. Модернизм  способен отразить весь внутренний духовный мир человека, всю сферу его  чувств и страстей, его интимные переживания и мысли.

     Развитие  традиций Серебряного века продолжается и в наше время. Одной из «наследниц»  является современная поэтесса Белла  Ахмадулина, скончавшаяся совсем недавно. Поэзия для неё – это самооткровение, встреча внутреннего мира поэта  с миром новых и традиционных предметов. Для Ахмадулиной любая мелочь служила импульсом, открывала фантазию, рождала яркие образы, становилась одухотворённой и символичной. Она расширяла свою лексику и синтаксис, обращалась к архаическим элементам речи, переплетая их с современным языком. Динамика определяла ритм стихов Ахмадулиной.

     Таким образом, можно сказать, что поэзия Серебряного века оказала огромное воздействие на публику, внесла неоценимый вклад в сокровищницу русской  литературы и повлияла на формирование мировоззрений многих современных  поэтов и читателей. Мы поистине должны гордиться культурным наследием  эпохи литературного «ренессанса». 
 
 
 
 
 

                    Список использованной литературы 

  1. Л. А. Смирнова, О. Н. Михайлов, А. М. Турков и др.: «Русская литература XX века». 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

     

  1. А. М. Прохоров и др.: «Советский энциклопедический словарь».
 

    3.  Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон: «Русский биографический словарь». 

  1. Н. Н. Скатова, М. М. Кралина: «Анна Ахматова. Сочинения  в двух томах. Том первый», статья Николая Скатоза «Книга женской  души».
 
  1. Н. Н. Нартыев: «Поэзия Зинаиды Гиппиус: проблематика, мотивы, образы». Учебное пособие.
 
  1. Интернет-источники, энциклопедия «Википедия».

Информация о работе Поиски и находки поэтов Серебряного века