Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:36, реферат
Термин «Серебряный век» был впервые введён в русскую литературу Н. А. Оцупом. Название этому периоду в русской поэзии было дано в аналогии с предшествующим «Золотым веком». Предполагаемым автором термина считается Николай Бердяев, который под понятием «серебряный век» имел в виду «возрождение признаков творчества Пушкина и вообще всей пушкинской эпохи»
МОУ
Деденевская средняя
Реферат по литературе
на тему:
«Поиски и находки
поэтов
Серебряного
века»
ученицы 11а класса
Павлюковой Натальи
- символизм, философия Вл. Соловьёва;
- задача
возрождения литературы, постижения
мирового единства через
а) поиски
«старших» символистов: символизм
как литературная школа, формальное
экспериментирование и
б) символизм как целостное мировоззрение, способ творческой перестройки жизни для «младосимволистов»:
- установка
на сотворчество читателя, мифотворчество,
мистические идеалы и вера
в обновление мира (автор Белый),
раннее творчество Блока,
- отношение
к поэзии как к мастерству,
утверждение красоты жизни,
- отрицание
старого искусства,
Термин
«Серебряный век» был впервые
введён в русскую литературу Н. А.
Оцупом. Название этому периоду в
русской поэзии было дано в аналогии
с предшествующим «Золотым веком».
Предполагаемым автором термина считается
Николай Бердяев, который под понятием
«серебряный век» имел в виду «возрождение
признаков творчества Пушкина и вообще
всей пушкинской эпохи». Широкую известность
это выражение получило в Советском Союзе
после знакомства читателей с «Поэмой
без героя» Анны Ахматовой, где есть такие
строки:
«Над Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком
стыл…»
В
современных источниках Серебряным
веком называют период в истории русской
культуры (чаще всего поэзии), совпавший
с эпохой модернизма; он характеризуется
появлением большого количества поэтов,
поэтических течений, проповедовавших
новую, отличную от старых идеалов эстетику.
Н. А. Оцуп установил сходство и различие
между Золотым и Серебряным веками. Они
были сближены «чувством особенной, трагической
ответственности за общую судьбу». Но
смелые провидения «золотого века» сменились
в период «всё и всех поглотившей революции»
«сознательным анализом», сделавшим творчество
«более – в человеческий рост», «ближе
к автору». Вопрос о хронологических рамках
данного явления остаётся спорным, но
принято считать границами Серебряного
века начало 90-х гг. XIX в. и конец 20-х гг.
XX в.. Этот период отмечен взаимодействием
главных направлений – реализма и модернизма.
Мы рассмотрим русский модернизм, который
был представлен разными литературными
течениями: символизмом, акмеизмом и футуризмом.
Символизм
– первое и самое значительное
из модернистских течений в
События
рубежа веков во многом определили направление
литературной деятельности «новых» поэтов.
Главной их задачей было возрождение литературы,
совершение «огромной переходной и подготовительной
работы», постижение мирового единства
через символы, которые передавали тайный
смысл и были ключевыми элементами в этом
течении.
По
времени формирования и по особенностям
мировоззрений в русском
С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Д. Мережковский и В. Брюсов стали во главе «старших» символистов, которые понимали символизм как литературную форму.
Неоднородность течения проявлялась даже географически. Московское крыло, группировавшееся вокруг Брюсова, задачи нового течения ограничивало лишь литературными рамками. Главный принцип их эстетики – «искусство для искусства». Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приёмов стихосложения. Установка на самоценность и самостоятельность искусства выражена в строках Брюсова: «Быть может, всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов».
«Старшие»
символисты петербургского крыла во
главе с Д. Мережковским считали
более важными религиозно-
Последовательницей
Мережковского была его супруга
З. Гиппиус, бывшая «декадентская Мадонна».
Её стихотворения глубоко
Большое
внимание в символизме уделялось
также музыкальности. Поэты-символисты
использовали музыку, с одной стороны,
как первооснову всякого
Творчество
поэтов-символистов тесно
В
1900-е годы оформилось новое течение
в рамках символизма. «Младосимволисты»
вдохновлялись трудами
О
новом языке символов так говорил
Вяч. Иванов: «Символ только тогда
истинный символ, когда он неисчерпаем
и беспределен в своём
В
поэзии «младосимволистов» ярко выражена
установка на сотворчество читателя,
мифотворчество. Давая определение
искусству, один из идеологов символизма
А. Белый писал, что основное содержание
искусства – это познание идей,
которые лежат в мире духа. Ведь
любая мифология стремится к
тому же познанию мира и бытия в
самом широком смысле. Поэтому
миф для символистов становится
точкой отсчёта. Любой словообраз или
символ они всегда строили на его
мифологическом происхождении.
А.
Белый, вдохновитель «младосимволистов»,
выдвинул свой взгляд на новую поэзию
в статье «О религиозных
переживаниях» (1903г.). Он утверждал «взаимное
соприкосновение искусства и религии»,
чётко определил цели символистов начала
900-х годов: «приблизиться к Мировой Душе»,
«передать в субъективно лирических излияниях
Её голос». В своих произведениях Белый
призывал к мистическому постижению души
родины, верил в обновление мира; свою
концепцию он назвал «религией жизни».
Символизм
как поэзия и искусство получил
наиболее яркое и полное воплощение
в творчестве А. Блока. Его лирика, по
своей «стихийности» близкая музыке, формировалась
под воздействием романса. Среди первых
произведений Блока самым лучшим стало
«Стихи о Прекрасной Даме», которые он
написал под влиянием идей Вл. Соловьёва
о Софии, Вечной Женственности. Образ идеальной
и божественной Софии воплощается в конкретные
и живые черты возлюбленной, будущей жены
поэта.
Акмеизм ( от греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) – одно из модернистских течений в русской поэзии в начале 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. В нём провозглашалось освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложнённой метафоричности. Акмеисты возвращались к реальности, к материальному миру, предмету, стихии «естества», точному значению слова. Если символисты в своём творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты – на пространственное искусство: скульптуру, архитектуру, живопись. В этом выражалось их увлечение предметностью.
Помимо
различий в области поэтического
стиля, отличительной чертой акмеистского
круга являлась их «организационная
сплочённость», чего никогда не было у
символистов. Акмеисты были не столько
организованным течением с общей философской
программой, сколько группой талантливых
и очень разных поэтов, которых объединяла
личная дружба.
Собственно
акмеистическое объединение было невелико
и просуществовало около двух
лет (1913-1914 гг.). Но кровные узы соединяли
его с «Цехом поэтов» - поэтическим
кружком, который стал школой приобщения
к новейшему словесному искусству.
Первый такой «Цех» был основан Н. Гумилёвым
и С. Городецким. В него вошли также А. Ахматова,
О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут и
другие.
Акмеисты
относились к поэзии, прежде всего,
как к мастерству, а себя по праву
называли «поэтами-ремесленниками». В
своих произведениях они
Информация о работе Поиски и находки поэтов Серебряного века