Поиски и находки поэтов Серебряного века

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:36, реферат

Описание работы

Термин «Серебряный век» был впервые введён в русскую литературу Н. А. Оцупом. Название этому периоду в русской поэзии было дано в аналогии с предшествующим «Золотым веком». Предполагаемым автором термина считается Николай Бердяев, который под понятием «серебряный век» имел в виду «возрождение признаков творчества Пушкина и вообще всей пушкинской эпохи»

Работа содержит 1 файл

Сочинение по литературе.docx

— 33.26 Кб (Скачать)

     МОУ Деденевская средняя общеобразовательная  школа им. Н. К. Крупской 

   

    Реферат по литературе

                на тему: 
 

 «Поиски и находки

           поэтов

 Серебряного века» 
 

                        ученицы  11а класса

                Павлюковой  Натальи 
 
 
 
 
 

                                            
 

                                              Деденево  2010 г. 

                                      ПЛАН 

    1. Введение (суть метафоры «серебряный век», традиции, приемственность, связь с Золотым  веком. Временные рамки Серебряного  века и основные литературные направления).
 
    1. Основная  часть.
 
    1. Истоки  и задачи символизма:

      - символизм,  философия Вл. Соловьёва;

      - задача  возрождения литературы, постижения  мирового единства через символы:

      а)   поиски «старших» символистов: символизм  как литературная школа, формальное экспериментирование и музыкальность  в поэзии (стихотворения Бальмонта), активное использование мифологических образов в поэзии, религиозно-философские  поиски «старших» символистов (стихотворения  Мережковского и Гиппиус), соотношение  декадентства и символизма; 

      б)   символизм  как целостное мировоззрение, способ творческой перестройки жизни для  «младосимволистов»:

      - установка  на сотворчество читателя, мифотворчество, мистические идеалы и вера  в обновление мира (автор Белый), раннее творчество Блока, образ  Вечной Женственности. 
       

    1. Истоки  акмеизма, противостояние акмеизма символизму, «Цех поэтов»:

      - отношение  к поэзии как к мастерству, утверждение красоты жизни, возрождение  традиций Золотого века; романтические  мотивы, географическая и историческая  экзотика в творчестве Гумилёва; новое содержание предметного  мира и значение бытовой детали  в творчестве Ахматовой; возвращение  ценностей и красоты реального  мира в поэзии акмеистов. 
       

    1. Футуризм  как выражение стремления к будущему:

      - отрицание  старого искусства, утверждение  нового, призванного преобразить  мир; бунтарство футуристов как  реакция на стремительно меняющийся  мир; смелые эксперименты футуристов, борьба со стереотипами в эгофутуризме  Северянина. 

    1. Заключение (заслуги поэзии Серебряного века: поиски новых путей в искусстве, разнообразие творческих индивидуальностей, привлечение читателя к сотворчеству. Развитие традиций поэтов Серебряного  века в современной поэзии [Ахмадулина]).
 
 
 
 
 

     Термин  «Серебряный век» был впервые  введён в русскую литературу Н. А. Оцупом. Название этому периоду в  русской поэзии было дано в аналогии с предшествующим «Золотым веком». Предполагаемым автором термина считается Николай Бердяев, который под понятием «серебряный век» имел в виду «возрождение признаков творчества Пушкина и вообще всей пушкинской эпохи». Широкую известность это выражение получило в Советском Союзе после знакомства читателей с «Поэмой без героя» Анны Ахматовой, где есть такие строки: 

         «Над  Галерной чернела арка,

           В Летнем тонко пела флюгарка

           И серебряный месяц  ярко

           Над серебряным веком  стыл…» 

     В современных источниках Серебряным веком называют период в истории русской культуры (чаще всего поэзии), совпавший с эпохой модернизма; он характеризуется появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов эстетику. Н. А. Оцуп установил сходство и различие между Золотым и Серебряным веками. Они были сближены «чувством особенной, трагической ответственности за общую судьбу». Но смелые провидения «золотого века» сменились в период «всё и всех поглотившей революции» «сознательным анализом», сделавшим творчество «более – в человеческий рост», «ближе к автору». Вопрос о хронологических рамках данного явления остаётся спорным, но принято считать границами Серебряного века начало 90-х гг. XIX в. и конец 20-х гг. XX в.. Этот период отмечен взаимодействием главных направлений – реализма и модернизма. Мы рассмотрим русский модернизм, который был представлен разными литературными течениями: символизмом, акмеизмом и футуризмом. 

     Символизм – первое и самое значительное из модернистских течений в России. И хотя он зародился во Франции, русские поэты искали корни символизма в отечественной литературной классике. Они переняли многие традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тютчева, Фета, Достоевского, Толстого, Полонского. Непосредственным же предтечей символистов стал знаменитый поэт, богослов и критик Владимир Соловьёв. Основой его философии является идея всеединства. Достичь всеобщего единства человечество может, лишь познав истину. В реальной действительности, считал Соловьёв, хаос представляет «нашу любовь и не даёт осуществляться её смыслу». Возрождение возможно в сближении с Душой Мира, Вечной Женственностью. Именно Она связывает природную жизнь с Божественным Бытием, земную красоту с небесной Истиной. Особая роль в подъёме к таким высотам отводилась искусству («земному подобию творчества божественного»).  

     События рубежа веков во многом определили направление литературной деятельности «новых» поэтов. Главной их задачей было возрождение литературы, совершение «огромной переходной и подготовительной работы», постижение мирового единства через символы, которые передавали тайный смысл и были ключевыми элементами в этом течении.  

     По  времени формирования и по особенностям мировоззрений в русском символизме принято выделять два потока. Поэтов, дебютировавших в 1890-е гг., называют «старшими символистами» (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.). В 1900-е гг. на литературную арену вышла «вторая волна» поэтов, существенно обновивших облик течения – так называемые «младосимволисты» (А. Блок, А. Белый, С. Соловьёв, В. Иванов и др.). «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница в мироощущениях и направлениях творчества. 

     С самого начала своего существования  символизм оказался неоднородным течением. Д. Мережковский и В. Брюсов стали во главе «старших» символистов, которые понимали символизм как литературную форму.

     Неоднородность  течения проявлялась даже географически. Московское крыло, группировавшееся вокруг Брюсова, задачи нового течения ограничивало лишь литературными рамками. Главный  принцип их эстетики – «искусство для искусства». Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приёмов стихосложения. Установка на самоценность и самостоятельность искусства выражена в строках Брюсова: «Быть может, всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов».

     «Старшие» символисты петербургского крыла во главе с Д. Мережковским считали  более важными религиозно-философские  поиски. В своей поэзии они развивали  мотивы одиночества, безысходности, роковой  раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скучной повседневной жизни  в мир фантазий и чувств. Мережковский изложил свои взгляды в книге «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893г.). Здесь он говорил о возникновении духовных противоречий в обществе. Искоренить их можно лишь познанием божественной сущности мира, переосмыслением религиозного сознания, стремлением к гармонии. Эту цель должно было осуществить искусство с помощью символов, выливающихся из глубин сознания художника.  Мережковский установил три главных элемента новейшей поэзии: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». 

     Последовательницей  Мережковского была его супруга  З. Гиппиус, бывшая «декадентская Мадонна». Её стихотворения глубоко содержательны  и интересны. Техника стиха у  поэтессы доведена до виртуозности. Ей удавались и смелые новшества  в стихосложении, и привычные  размеры, которым она придавала  новизну и очарование.

     Большое внимание в символизме уделялось  также музыкальности. Поэты-символисты использовали музыку, с одной стороны, как первооснову всякого творчества, а с другой – как пронизанную  звуковыми и ритмическими сочетаниями  словесную фактуру стиха. Особая музыкальность присуща поэзии К. Бальмонта. Он отстаивал иное представление о новой литературе в статье «Элементарные слова о символической поэзии» (1900г.). Главным здесь стало стремление к «более утончённым способам выражения чувств и мыслей». В творчестве поэт усмотрел «могучую силу, стремящуюся угадать новые сочетания мыслей, красок, звуков», выразить тайные начала космоса. Столь утончённое мастерство проявилось и в богатом, подвижном, поэтическом мире самого Бальмонта. Он же одним из первых поэтов начал активно использовать различные мифологические образы (чаще всего славянские) для выражения новых религиозно-философских взглядов. 

     Творчество  поэтов-символистов тесно переплеталось  с декадентским течением. Декаданс был вызван состоянием безнадёжности, неприятия общественной жизни, стремлением  уйти в узколичный мир. Схожие мотивы прозвучали в творчестве З. Гиппиус, у раннего Брюсова. Однако модернизм (в частности символизм), тоже отрицая  социальные ценности, избрал совершенно иную цель – создание поэтической  культуры, содействующей духовному возрождению человечества. Это противоречило «замкнутому в себе» декадентскому течению. 

     В 1900-е годы оформилось новое течение  в рамках символизма.  «Младосимволисты»  вдохновлялись трудами Шеллинга, Ницше, философией Вл. Соловьёва. Символизм  для них был не просто литературной школой, а целостным мировоззрением, формой жизненного поведения, способом творческой перестройки жизни. Они  понимали своё творчество и свою жизнь  как элементы грандиозного художественного произведения, космического процесса. Значение, по мнению «младших» символистов, имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни. Реальный мир несёт отпечатки вечных идей и сущностей, нащупать которые может только посвящённый поэт.

     О новом языке символов так говорил  Вяч. Иванов: «Символ только тогда  истинный символ, когда он неисчерпаем  и беспределен в своём значении. Он многолик, многомыслен и всегда тёмен в последней глубине».  

     В поэзии «младосимволистов» ярко выражена установка на сотворчество читателя, мифотворчество. Давая определение  искусству, один из идеологов символизма А. Белый писал, что основное содержание искусства – это познание идей, которые лежат в мире духа. Ведь любая мифология стремится к  тому же познанию мира и бытия в  самом широком смысле. Поэтому  миф для символистов становится точкой отсчёта. Любой словообраз или  символ они всегда строили на его  мифологическом происхождении.  

     А. Белый, вдохновитель «младосимволистов», выдвинул свой взгляд на новую поэзию в статье «О религиозных переживаниях» (1903г.). Он утверждал «взаимное соприкосновение искусства и религии», чётко определил цели символистов начала 900-х годов: «приблизиться к Мировой Душе», «передать в субъективно лирических излияниях Её голос». В своих произведениях Белый призывал к мистическому постижению души родины, верил в обновление мира; свою концепцию он назвал «религией жизни».  

     Символизм как поэзия и искусство получил  наиболее яркое и полное воплощение в творчестве А. Блока. Его лирика, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Среди первых произведений Блока самым лучшим стало «Стихи о Прекрасной Даме», которые он написал под влиянием идей Вл. Соловьёва о Софии, Вечной Женственности. Образ идеальной и божественной Софии воплощается в конкретные и живые черты возлюбленной, будущей жены поэта. 

     Акмеизм ( от греч. akmeвысшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) – одно из модернистских течений в русской поэзии в начале 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. В нём провозглашалось освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложнённой метафоричности. Акмеисты возвращались к реальности, к материальному миру, предмету, стихии «естества», точному значению слова. Если символисты в своём творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты – на пространственное искусство: скульптуру, архитектуру, живопись. В этом выражалось их увлечение предметностью.

     Помимо  различий в области поэтического стиля, отличительной чертой акмеистского круга являлась их «организационная сплочённость», чего никогда не было у символистов. Акмеисты были не столько организованным течением с общей философской программой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.  

     Собственно  акмеистическое объединение было невелико и просуществовало около двух лет (1913-1914 гг.). Но кровные узы соединяли  его с «Цехом поэтов» - поэтическим  кружком, который стал школой приобщения к новейшему словесному искусству. Первый такой «Цех» был основан Н. Гумилёвым и С. Городецким. В него вошли также А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут и другие. 

     Акмеисты  относились к поэзии, прежде всего, как к мастерству, а себя по праву  называли «поэтами-ремесленниками». В  своих произведениях они обращались к человеку, к «подлинности» его  чувств, к нетронутой, первозданной природе; они стремились достичь чёткости каждого образа, отточенности каждой детали, показать мир в его истинном, скрытом, прекрасном обличии. В стихотворениях акмеистов звучит мотив утверждения красоты реальной жизни, её многогранности и неповторимости. Недаром поэты данного течения искали корни своего творчества в поэзии Золотого века. Акмеисты возродили во многих произведениях традиции русских классиков: Пушкина – открывателя сочных красок и победителя «времени и пространства»; Баратынского, верного искусству; Тютчева с его звонкой, «членораздельной речью».  Сам Мандельштам даже говорил: «Не было бы Ахматовой, не будь Толстого с «Анной Карениной», Тургенева с «Дворянским гнездом», всего Достоевского и отчасти даже Лескова». 

Информация о работе Поиски и находки поэтов Серебряного века