Писатели Смоленщины о событиях Отечественной войны 1812 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:48, реферат

Описание работы

Давыдов Денис Васильевич - знаменитый партизан, поэт, военный историк и теоретик. Родился в старой дворянской семье, в Москве, 16 июля 1784 г.; получив домашнее воспитание, поступил в кавалергардский полк, но скоро был за сатирические стихи переведен в армию, в Белорусский гусарский полк (1804), оттуда перешел в лейб-гвардии гусарский (1806) и участвовал в кампаниях против Наполеона (1807), шведской (1808), турецкой (1809).

Содержание

1. Давыдов Денис Васильевич. 3
2. Дурова Надежда Андреевна. 7
2.1. Литературная деятельность 8
3. Глинка Федор Николаевич 13
4. Сергей Николаевич Глинка 16

Работа содержит 1 файл

Давыдов.doc

— 436.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Писатели  Смоленщины

      о событиях 

    Отечественной войны 1812 года. 
 
 

    Реферат по предмету:

      «Литература Смоленщины» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Подготовил:

    Ученик 9-Б класса

    Пчелкин Алексей 
 
 

 

     ОГЛАВЛЕНИЕ: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 

  1. Давыдов  Денис Васильевич.

       Давыдов Денис Васильевич - знаменитый партизан, поэт, военный историк и теоретик. Родился в старой дворянской семье, в Москве, 16 июля 1784 г.; получив домашнее воспитание, поступил в кавалергардский полк, но скоро был за сатирические стихи переведен в армию, в Белорусский гусарский полк (1804), оттуда перешел в лейб-гвардии гусарский (1806) и участвовал в кампаниях против Наполеона (1807), шведской (1808), турецкой (1809). Широкой популярности он достиг в 1812 г. как начальник партизанского отряда, организованного по его собственной инициативе. К мысли Давыдова высшее начальство отнеслось сперва не без скептицизма, но партизанские действия оказались очень полезными и принесли много вреда французам. У Давыдова явились подражатели - Фигнер, Сеславин и другие. На большой Смоленской дороге Давыдову не раз удавалось отбивать у врага военные припасы и продовольствие, перехватывать переписку, наводя тем самым страх на французов и поднимая дух русских войск и общества. Своим опытом Давыдов воспользовался для замечательной книги "Опыт теории партизанского действия". В 1814 г. Давыдов был произведен в генералы; был начальником штаба 7 и 8 армейских корпусов (1818 - 1819); в 1823 г. вышел в отставку, в 1826 г. вернулся на службу, участвовал в персидской кампании (1826 - 1827) и в подавлении польского восстания (1831). В 1832 г. окончательно оставил службу в чине генерал-лейтенанта и поселился в своем симбирском имении, где умер 22 апреля 1839 г. - Самый прочный след, оставленный Давыдовым в литературе, - его лирика. Пушкин высоко ценил его оригинальность, его своеобразную манеру в "кручении стиха". А.В. Дружинин видел в нем писателя "истинно-самобытного, драгоценного для уразумения породившей его эпохи". Сам Давыдов говорит о себе в автобиографии: "Он никогда не принадлежал ни к какому литературному цеху; он был поэтом не по рифмам и стопам, а по чувству; что касается до упражнения его в стихотворениях, то это упражнение или, лучше сказать, порывы оного утешали его, как бутылка шампанского"... "Я не поэт, а партизан, казак, я иногда бывал на Пинде, но наскоком, и беззаботно, кое-как, раскидывал перед Кастальским током мой независимый бивак". С этой самооценкой сходится оценка, данная Давыдову Белинским "Он был поэт в душе, для него жизнь была поэзией, а поэзия - жизнью, и он поэтизировал все, к чему ни прикасался...

    Буйный  разгул превращается у него в удалую, но благородную шалость; грубость - в откровенность воина; отчаянная  смелость иного выражения, которое  не меньше читателя и само удивлено, увидев себя в печати, хоть иногда и скрытое под точками, становится энергическим порывом могучего чувства... Страстный по натуре, он иногда возвышался до чистейшей идеальности в своих поэтических видениях... Особенную ценность должны иметь те стихотворения Давыдова, которых предмет любовь, и в которых личность его является такою рыцарскою... Как поэт, Давыдов решительно принадлежит к самым ярким светилам второй величины на небосклоне русской поэзии... Как прозаик, Давыдов имеет полное право стоять наряду с лучшими прозаиками русской литературы"... Пушкин ценил его прозаический стиль еще выше стихотворного. Не чуждался Давыдов оппозиционных мотивов; ими проникнуты его сатирические басни, эпиграммы и знаменитая "Современная песня", с вошедшими в поговорку едкими замечаниями о русских Мирабо и Лафайетах.

    Денис Давыдов был замечательным поэтом-романтиком. Он принадлежал к такому жанру  как романтизм.

    Надо  заметить, что практически всегда в человеческой истории нация, подвергшаяся агрессии, создает мощный пласт патриотической литературы. Так было, например, во время монголо-татарского нашествия на Русь. И лишь какое-то время спустя, оправившись от нанесенного удара, преодолев боль и ненависть, мыслители и поэты задумываются обо всех ужасах войны для обеих сторон, о ее жестокости и бессмысленности. Это очень ярко отражается в стихах Дениса Давыдова.

    На  мой взгляд, стихотворение Давыдова - один из всплесков патриотической воинственности, вызванной нашествием врага.

    Из  чего же складывалась эта непоколебимая  сила русских?

    Эта сила складывалась из патриотизма не на словах, а на деле лучших людей из дворянства, поэтов и просто русского народа. Эта сила складывалась из героизма солдат и лучших офицеров русской армии.

    Эта непобедимая сила складывалась из героизма и патриотизма москвичей, которые покидают родной город, как ни жалко им оставлять на погибель свое имущество свое имущество.

    Непобедимая сила русских складывалась из действий партизанских отрядов. Это отряд  Денисова, где самый нужный человек - Тихон Щербатый, народный мститель. Партизанские отряды уничтожали наполеоновскую армию по частям.

    Итак, Денис Давыдов в своих произведениях  рисует войну 1812 года как народную, Отечественную, когда на защиту Родины поднялся весь народ. И сделал это  поэт с огромной художественной силой, создав грандиозное стихотворение - эпопею, которой нет равных в мире.  

    Бурцову 

    В дымном поле, на биваке

    У пылающих огней,

    В благодетельном араке

    Зрю спасителя людей.

    Собирайся вкруговую,

    Православный  весь причет!

    Подавай лохань златую,

    Где веселие живет!

    Наливай обширны чаши

    В шуме радостных речей,

    Как пивали предки наши

    Среди копий и мечей.

    Бурцев, ты - гусар гусаров!

    Ты  на ухарском коне

    Жесточайший из угаров

    И наездник на войне!

    Стукнем чашу с чашей дружно!

    Нынче пить еще досужно;

    Завтра  трубы затрубят,

    Завтра громы загремят.

    Выпьем  же и поклянемся,

    Что проклятью предаемся,

    Если  мы когда-нибудь

    Шаг уступим, побледнеем,

    Пожалеем  нашу грудь

    И в несчастье оробеем;

    Если  мы когда дадим

    Левый бок на фланкировке,

    Или лошадь осадим,

    Или миленькой плутовке

    Даром сердце подарим!

    Пусть не сабельным ударом

    Пресечется  жизнь моя!

    Пусть я буду генералом,

    Каких много видел я!

    Пусть среди кровавых боев

    Буду  бледен, боязлив,

    А в собрании героев

    Остр, отважен, говорлив!

    Пусть мой ус, краса природы, 

    Черно-бурый, в завитках,

    Иссечется в юны годы

    И исчезнет, яко прах!

    Пусть фортуна для досады,

    К умножению всех бед,

    Даст  мне чин за вахтпарады

    И "Георгья" за совет!

    Пусть... Но чу! гулять не время!

    К коням, брат, и ногу в стремя,

    Саблю вон - и в сечу!

    Вот Пир иной нам Бог дает,

    Пир задорней, удалее,

    И шумней, и веселее...

    Ну-тка, кивер набекрень,

    И - ура! Счастливый день!

    1804 
 
 

    В. А. Жуковскому 

    Жуковский, милый друг! Долг красен платежом:

    Я прочитал стихи, тобой мне посвященны;

    Теперь  прочти мои, биваком окуренны

    И спрысканны вином!

    Давно я не болтал ни с музой, ни с тобою,

    До  стоп ли было мне?..

    Но  и в грозах войны, еще на поле бранном,

    Когда погас российский стан,

    Тебя  приветствовал с огромнейшим  стаканом

    Кочующий  в степях нахальный партизан!

    1814 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Дурова Надежда Андреевна. 

    

    Наде́жда  Андре́евна Ду́рова (известна также  под именем Алекса́ндра Андре́евича  Алекса́ндрова; 17 сентября 1783 — 21 марта (2 апреля) 1866) — первая в русской  армии женщина-офицер (известна как  кавалерист-девица) и писательница. Надежда Дурова послужила прототипом Шурочки Азаровой – героини пьесы Александра Гладкова «Давным давно» и фильма Эльдара Рязанова «Гусарская баллада».

    Родилась 17 сентября 1783 (а не в 1789 или 1790 г., который  обыкновенно указывают её биографы, основываясь на её же «Записках») от брака гусарского ротмистра Дурова с дочерью малороссийского помещика Александровича, вышедшей за него против воли родителей. Дуровы с первых дней должны были вести скитальческую полковую жизнь. Мать, страстно желавшая иметь сына, возненавидела свою дочь, и воспитание последней было почти всецело поручено гусару Астахову. «Седло, — говорит Дурова, — было моею первою колыбелью; лошадь, оружие и полковая музыка — первыми детскими игрушками и забавами». В такой обстановке ребенок рос до 5 лет и усвоил себе привычки и наклонности резвого мальчика. В 1789 отец поступил в город Сарапул Вятской губернии на место городничего. Мать стала приучать её к рукоделию, хозяйству, но дочери не нравилось ни то, ни другое, и она втихомолку продолжала проделывать «военные штуки». Когда она подросла, отец подарил ей черкесского коня Алкида, езда на котором скоро стала её любимым занятием.

    Восемнадцати  лет была выдана замуж, и через  год у неё родился сын (об этом в «Записках» Дуровой не упоминается). Таким образом, ко времени своей службы в армии она была не «девицей», а женой и матерью. Умолчание об этом связано, вероятно, со стремлением стилизовать себя под мифологизированный образ девы-воительницы (такой, как Афина Паллада или Жанна д"Арк).

    Она сблизилась с есаулом казачьего отряда, стоявшего в Сарапуле; возникли семейные неприятности, и она решилась осуществить свою давнишнюю мечту — поступить на военную службу.

    Воспользовавшись  отправлением отряда в поход в 1806, она переоделась в казацкое платье и поскакала на своём Алкиде за отрядом. Нагнав его, она назвалась Александром Дуровым, сыном помещика, получила позволение следовать за казаками и в Гродно поступила в Конно-польский уланский полк.

Информация о работе Писатели Смоленщины о событиях Отечественной войны 1812 года