Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 00:06, реферат
Санкт-Петербург - удивительный город, культурная столица России, один из красивейших городов мира. Какой значительный след оставил он в нашей русской истории.
Введение……………….……………….……….2
А. Битов “Пушкинский дом”……………….………3
М. Веллер “Легенды Невского проспекта”.………11
Заключение……………….…………………14
Список литературы……………….…………..15
Ленинград Веллера столь же фантастичен, как Петербург Достоевского, хотя герои рассказов - люди известные и узнаваемые. У Веллера не встретишь описаний красот города и его природы, привычных черт “петербургского текста”, город предстает в реалиях быта, в ощущении “духа времени”. Достаточно посмотреть на оглавление: “Легенда о родоначальнике фарцовки Фиме Бляйшице”, “Легенда о заблудшем патриоте”, “Легенды “Сайгона” ,”Легенда о морском параде”, “Баллада о знамени”, “Байки скорой помощи” и другие, чтобы понять, что анекдот, байка, случай - основа поэтики М. Веллера. Анекдот Веллера ориентирован на слушателя, понимающего с полуслова. Например, герой “Легенды о заблудшем патриоте” Макарычев с Карельского перешейка, где проводил день здоровья трудовой коллектив завода “Серп и молот”, случайно, попал в Финляндию. Когда он после всяких приключений вернулся в Ленинград, то тут же им заинтересовались “с Литейного”, его уволили с работы, выселили с жилплощади, даже сняли с воинского учета. “ Что называется, “Родина-мать” раскрыла объятия, и в каждой руке у нее было по нокауту. Макарычев был не в той весовой категории, чтобы тягаться с матерью-родиной”. Веллер не уточняет, что находится на Литейном и воплощает собой “мать-родину”. В том ленинградском фольклоре, на который опирается Веллер, Литейный проспект и Большой Дом, ставший символом беззакония и террора, знаком беды, срослись. “Большой Дом - самый высокий дом в Ленинграде: из его окон видна Сибирь”, - так шутили горожане.
“Я никогда не вернусь в Ленинград. Его больше нет на карте. Истаивает, растворяется серый комок, и грязь стекает на стены дворцов и листы истеричных газет. В этом тумане мы угадывали определить пространство своей жизни, просчитывали и верили, торили путь , разбивали морды о граниты ; и были, конечно, счастливы, как были счастливы в свой срок все живущие…А хорошее было слово - над синью гранитных вод, над зеленью в чугунных узорах - золотой чеканный шпиль: Ленинград. Город-призрак, город-миф - он еще владеет нашей памятью и переживет ее. Пробил конец эпохи, треснула и сгинула держава, и колючая проволока границ выступила из разломов. Мучительно разлепляя веки ото сна, мы проснулись эмигрантами…Город моей юности, моей любви, моих надежд - канул, исчезая в Истории. Заменены имена на картах и вывесках, блестящие автомобили прут по разоренным улицам Санкт-Петербурга, и новые поколения похвально куют богатство и карьеру за пестрыми витринами - канают по Невскому”. [5] В этих словах Веллера можно почувствовать грусть и сожаление. Он не случайно выбирает эти глаголы - прут, куют, канают, тем самым показывая несоответствие высокого названия города суетливой толпе с мелкими проблемами, в которой пропадает его величие, легендарность и призрачность.
Проведя данное исследование, я убедилась, что в изображении Петербурга современными писателями прослеживаются традиции русской классической литературы. Так же, как у Пушкина, Гоголя, Достоевского, в рассказах М. Веллера, А. Битова. Петербург предстает городом-мифом, который часто враждебен “маленькому человеку”, живущему в нем. Писатели двадцатого века продолжают и тему “маленького человека” в большом городе. И герои Веллера, и Лева Одоевцев пытаются выжить в этом городе, сохранив в себе человеческое достоинство, но Петербург подавляет их, разрушая его мечты и душу. И в этом тоже ощущаются традиции классики.
Заключение
Петербург, пожалуй, самый
знаменитый, необычный и противоречивый
город в нашей стране. Одни воспевали
его и называли «окном в Европу»,
другие со всей ненавистью и отчаянием
говорили о Петербурге как о городе,
«построенном на костях», о «проклятии
России». Интерес к этому поистине
великому городу не угасал практически
с самого его возведения и до наших
дней. Такая литературная слава Петербурга
объясняется не только тем, что он
является столицей на протяжении как
Золотого (первая треть ХIХ столетия),
так и Серебряного (начало ХХ столетия)
века русской культуры. Сам город
с его островами и каналами,
белыми ночами, великолепными памятниками
архитектуры необыкновенно
Список литературы
1. Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. – М.: Прогресс, 1989. – С. 413 – 423
2. Белый А. Петербург // Белый А. Сочинения: В 2-х т. – Т. 2. Проза. – М.: Худож. лит., 1990. – 671 с.
3. Битов А.Г. Пушкинский дом // Битов А.Г. Империя в четырех измерениях. – Измерение II.– Харьков: Фолио; М.: ТКО АСТ, 1996. – 509 с.
4. Блок А. Двенадцать // Блок А. Стихотворения и поэмы: Стихи, дневники, письма, проза. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – 576 с.
5.
ВеллерМ. Легенды невского
6. Достоевский Ф.М. Слабое сердце // Достоевский Ф.М. Сочинения: В 12-ти т. – Т.1. – М.: Правда, 1982. – 520 с.
7. Достоевский Ф.М. Сон смешного человека // Достоевский Ф.М. Сочинения: В 12-ти т. – Т.12. – М.: Правда, 1982. – 524 с.
8. Достоевский Ф.М. Хозяйка // Достоевский Ф.М. Сочинения: В 12-ти т. – Т.1. – М.: Правда, 1982. – 520 с.
9. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. – М.: ОГИ, 2001. – 288 с.
10.
Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм:
Очерки исторической поэтики // http://philosophy.ru/library/
11. Минц З.Г. Поэтика русского символизма. – С.-Петербург: "Искусство – СПБ", 2004. – 480 с.
12. Пушкин А.С. Медный всадник // Пушкин А.С. Сочинения: В 3-х т. – Т. 2. Поэмы; Евгений Онегин; Драматические произведения. – М.: Худож. лит., 1986. – 527 с.
13. Пушкин А.С. Пиковая дама // Пушкин А.С. Сочинения: В 3-х т. – Т. 3. Проза. – М.: Худож. лит., 1986. – 528 с.
14. Современное зарубежное литературоведение: Страны Западной Европы и США: Концепции: Школы: Термины: Энциклопедический справочник / Сост. И.П. Ильин и др. – М.: INTRADA, 1999. – 320 с.
Информация о работе Петербургская тема в произведениях современных писателей.