Переосмысление библейских сюжетов и образов в рассказах Л. Андреева «Иуда Искариот», «Елеазар»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:17, реферат

Описание работы

Целью работы является исследование особенностей переосмысления библейского сюжета в творчестве Л. Андреева.
Задачи:
- выявление и анализ художественных особенностей подхода писателя к идее переосмысления библейского сюжета и образов;
- определение и исследование художественной системы, задач и целей, которые ставит писатель, обращаясь к библейским сюжетам.

Содержание

Введение.
I. Предательство ради спасения Христа.
Переосмысление библейского сюжета Евангелия от Луки.
3. II. Переосмысление библейского сюжета Воскресения Лазаря и его образа.
2.1. Интерпретация христианских канонов на примере повести «Елеазар».
4. Заключение.
5. Литература.

Работа содержит 1 файл

Реферат по русской литературе.docx

— 37.62 Кб (Скачать)

     Начиная свое повествование описанием пира, устроенного сестрами Марфой и Марией в честь воскрешения брата, Андреев  уже на первых страницах показывает противопоставление двух начал: жизни  и смерти, света и тьмы.

     Теплой  радости гостей, пришедших приветствовать Елеазара, противопоставлено его  холодное равнодушие. И даже «пышные, яркие цвета надежды и смеха», в которое был наряжен Елеазар, не могли скрыть то «новое», «что появилось … в лице … и движениях его». «Очевидно, разрушительная работа смерти над трупом была только остановлена чудесной властью, но не уничтожена совсем…

     На  висках Елеазара, под  его глазами и  во впадинах щек лежала густая землистая  синева; также землисто-синими были длинные пальцы рук, и у выросших в могиле ногтей синева становилась   багровой и темной… Раздутое в могиле тело сохранило … чудовищные размеры …» . Как видно, внешность уже воскресшего Елеазара, сохранила все признаки смерти. Но, кроме лица изменился … нрав Елеазара .

          Андреев расширяет евангельское повествование и вводит описание характера Елеазара до его смерти: «До смерти своей Елеазар был постоянно весел и беззаботен, любил смех и безобидную шутку. За эту приятную и ровную веселость, лишенную злобы и мрака, так и возлюбил его Учитель» .

     Что же мы видим теперь? Теперь перед  нами совершенно другой человек, изменились и его внешность, и характер. Воскресший, он по-прежнему напоминает труп.

     Но  самое страшное таили в себе не внешность и характер, а глаза

     Елеазара. Смотрел он «тяжело и страшно», … спокойно и просто, без желания что-либо скрыть, но и без намерения что-либо сказать – даже холодно смотрел он, как тот, кто бесконечно равнодушен к живому» .

     «Словно сама смерть смотрела глазами Елеазара. Человек, попавший под его загадочный взор, уже не чувствовал солнца… и не узнавал родного неба» . Люди стали бояться этого страшного своей бездонной пустотой взгляда, и постепенно Елеазар остался один. Но страдания от этого он не испытывал, как не испытывал ни к чему радости и интереса. Он уже познал то, что находится за гранью этой жизни. Что же это? Ничто, пустота, тьма. Именно эту мысль утверждает в своем рассказе Леонид Андреев, за что он впоследствии и будет отлучен от церкви. Его правда о смерти идет в разрез с учениями христианства.  

     Христос провозглашает жизнь после смерти. Праведных ожидает жизнь в  райских кущах. Елеазар, как добрый и нравственный человек, несомненно, должен был продолжить жизнь, но уже вечную, в садах Эдема. Но рая, оказывается, нет. Там, за чертой вообще ничего нет, пустота, холод и мрак. Жизни после смерти нет. Напрашивается крамольный вывод о том, что все учение Христа – обман, выдумка.

     Первый  раз Елеазар умер среди близких  и друзей, был оплакан, ими и погребен со всеми почестями. Не воскреси его Иисус, люди сохранили бы о нем теплую память, в их воспоминаниях, он навсегда остался бы веселым, добрым, светлым.

     Христос обрек Елеазара на одиночество (даже сестры покидают его), на людские проклятия. Соседи приносили ему еду не из жалости а «чего-то боясь» . По приказу римского императора Августа Елеазара ослепляют, но «загнанное каленым железом в глубину черепа, проклятое знание из засады впивалось оно тысячью невидимых глаз в человека, и уже никто не смел взглянуть на Елеазара» .

     Иисус своим чудом обрек несчастного на страшные мучения. Только раскаленное солнце манит Елеазара. Даже ослепленный, он продолжает идти за заходящим солнцем. «Но теперь, слепой, он двигался медленно, натыкался на камни и падал, тучный и слабый, тяжело поднимался и снова шел…» .

     Печально  закончилась вторая жизнь Елеазара: «Случалось, пошел он однажды (в пустыню), и не вернулся» .

     На  этот раз он умер в полном одиночестве, всеми покинутый, не оплаканный и  не погребенный.

     Таким образом, Иисус, совершая гуманный поступок, несущий добро, радость и свет, обрекает Елеазара на вечное одиночество, холодное равнодушие ко всему живому и на страшное знание: после смерти жизни нет, есть   пустота и вечный мрак.

     Никому  и ничему не удалось заполнить эту пустоту, и развеять тьму, поселившуюся в нем после смерти, правду о которой он познал.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Помимо  традиционного для мировой литературы использования христианских идей, русская литература подарила читателям и произведения, содержащие искаженные христианские  идеи и переосмысленные библейские сюжеты.  Помимо дополнений библейских текстов, в ней встречаются изменённые этические мотивы, переосмысления  замыслов и поступков, изменения в канонических сюжетов. Гений Андреева делает использованные в их произведениях библейские и евангельские образы необычайно яркими, живыми, понятными, а  в искажения заставляет поверить – такова художественная сила  их произведений. Мы полагаем, что даже переосмысленные библейские сюжеты не перестают быть библейскими, а значит, несут людям добро. Несмотря на внесенные в евангельские тексты изменения, произведения Андреева заставляют задуматься о Божественном даже атеистов, дают представление о беспредельной сложности бытия, существовании духовного мира, окунуться в то сложное, что  великий русский философ С. Франк  назвал непостижимым. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература.

  1. Иезуитова Л.А. Творчество Леонида Андреева.(1892-1906).-Л.: Издательство Ленинградского университета, 1976.-С.82.
  2. М. Волошин. Лики творчества. Л.: Наука, 1988, с. 450-456.
  3. Вера Афанасьева «Искажённые библейские сюжеты в русской литературе»/ http://www.proza.ru/2009/05/03/404
  4. Андреев Л. Н. Иуда Искариот. Дневник Сатаны. Повести.- Рига, 1991г.
  5. Воровский В. Литературная критика. М., 1971
  6. Г. В. Плеханов о творчестве Леонида Андреева. — Рус. лит., 1970, № 3

Информация о работе Переосмысление библейских сюжетов и образов в рассказах Л. Андреева «Иуда Искариот», «Елеазар»