Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:17, реферат
Целью работы является исследование особенностей переосмысления библейского сюжета в творчестве Л. Андреева.
Задачи:
- выявление и анализ художественных особенностей подхода писателя к идее переосмысления библейского сюжета и образов;
- определение и исследование художественной системы, задач и целей, которые ставит писатель, обращаясь к библейским сюжетам.
Введение.
I. Предательство ради спасения Христа.
Переосмысление библейского сюжета Евангелия от Луки.
3. II. Переосмысление библейского сюжета Воскресения Лазаря и его образа.
2.1. Интерпретация христианских канонов на примере повести «Елеазар».
4. Заключение.
5. Литература.
Начиная свое повествование описанием пира, устроенного сестрами Марфой и Марией в честь воскрешения брата, Андреев уже на первых страницах показывает противопоставление двух начал: жизни и смерти, света и тьмы.
Теплой радости гостей, пришедших приветствовать Елеазара, противопоставлено его холодное равнодушие. И даже «пышные, яркие цвета надежды и смеха», в которое был наряжен Елеазар, не могли скрыть то «новое», «что появилось … в лице … и движениях его». «Очевидно, разрушительная работа смерти над трупом была только остановлена чудесной властью, но не уничтожена совсем…
На висках Елеазара, под его глазами и во впадинах щек лежала густая землистая синева; также землисто-синими были длинные пальцы рук, и у выросших в могиле ногтей синева становилась багровой и темной… Раздутое в могиле тело сохранило … чудовищные размеры …» . Как видно, внешность уже воскресшего Елеазара, сохранила все признаки смерти. Но, кроме лица изменился … нрав Елеазара .
Андреев расширяет евангельское повествование и вводит описание характера Елеазара до его смерти: «До смерти своей Елеазар был постоянно весел и беззаботен, любил смех и безобидную шутку. За эту приятную и ровную веселость, лишенную злобы и мрака, так и возлюбил его Учитель» .
Что же мы видим теперь? Теперь перед нами совершенно другой человек, изменились и его внешность, и характер. Воскресший, он по-прежнему напоминает труп.
Но самое страшное таили в себе не внешность и характер, а глаза
Елеазара. Смотрел он «тяжело и страшно», … спокойно и просто, без желания что-либо скрыть, но и без намерения что-либо сказать – даже холодно смотрел он, как тот, кто бесконечно равнодушен к живому» .
«Словно
сама смерть смотрела
глазами Елеазара. Человек,
попавший под его загадочный
взор, уже не чувствовал
солнца… и не узнавал
родного неба» . Люди стали бояться этого
страшного своей бездонной пустотой взгляда,
и постепенно Елеазар остался один. Но
страдания от этого он не испытывал, как
не испытывал ни к чему радости и интереса.
Он уже познал то, что находится за гранью
этой жизни. Что же это? Ничто, пустота,
тьма. Именно эту мысль утверждает в своем
рассказе Леонид Андреев, за что он впоследствии
и будет отлучен от церкви. Его правда
о смерти идет в разрез с учениями христианства.
Христос
провозглашает жизнь после
Первый раз Елеазар умер среди близких и друзей, был оплакан, ими и погребен со всеми почестями. Не воскреси его Иисус, люди сохранили бы о нем теплую память, в их воспоминаниях, он навсегда остался бы веселым, добрым, светлым.
Христос обрек Елеазара на одиночество (даже сестры покидают его), на людские проклятия. Соседи приносили ему еду не из жалости а «чего-то боясь» . По приказу римского императора Августа Елеазара ослепляют, но «загнанное каленым железом в глубину черепа, проклятое знание из засады впивалось оно тысячью невидимых глаз в человека, и уже никто не смел взглянуть на Елеазара» .
Иисус своим чудом обрек несчастного на страшные мучения. Только раскаленное солнце манит Елеазара. Даже ослепленный, он продолжает идти за заходящим солнцем. «Но теперь, слепой, он двигался медленно, натыкался на камни и падал, тучный и слабый, тяжело поднимался и снова шел…» .
Печально закончилась вторая жизнь Елеазара: «Случалось, пошел он однажды (в пустыню), и не вернулся» .
На этот раз он умер в полном одиночестве, всеми покинутый, не оплаканный и не погребенный.
Таким образом, Иисус, совершая гуманный поступок, несущий добро, радость и свет, обрекает Елеазара на вечное одиночество, холодное равнодушие ко всему живому и на страшное знание: после смерти жизни нет, есть пустота и вечный мрак.
Никому
и ничему не удалось заполнить эту пустоту,
и развеять тьму, поселившуюся в нем после
смерти, правду о которой он познал.
Заключение.
Помимо
традиционного для мировой литературы
использования христианских идей, русская
литература подарила читателям и произведения,
содержащие искаженные христианские идеи
и переосмысленные библейские сюжеты.
Помимо дополнений библейских текстов,
в ней встречаются изменённые этические
мотивы, переосмысления замыслов и поступков,
изменения в канонических сюжетов. Гений Андреева
делает использованные в их произведениях
библейские и евангельские образы необычайно
яркими, живыми, понятными, а в искажения
заставляет поверить – такова художественная
сила их произведений. Мы полагаем,
что даже переосмысленные библейские
сюжеты не перестают быть библейскими,
а значит, несут людям добро. Несмотря
на внесенные в евангельские тексты изменения,
произведения Андреева заставляют задуматься
о Божественном даже атеистов, дают представление
о беспредельной сложности бытия, существовании
духовного мира, окунуться в то сложное,
что великий русский философ С. Франк
назвал непостижимым.
Литература.