Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:09, курсовая работа
Цель работы состоит в сопоставлении главного героя драмы В.Маяковского «Клоп» с главным героем «Собачьего сердца» М.Булгакова.
Исходя из целей, нами должны быть решены следующие задачи:
Исследование концепции В.Крижевского и Г.Зобина.
Изучение книги М.Черкашиной о Маяковском и Булгакове.
Мнение преподавателей Гарвардского университета о повести М. Булгакова «Собачье сердце».
Исследование повести «Собачье сердце» Е.А.Яблоковым.
Изучение статьи С.Иоффе о м.Булгакове и его повести «Собачье сердце».
Изучение статьи С. Волошина о драме В.Маяковского «Клоп».
Сопоставительная характеристика главных героев драмы Маяковского и повести Булгакова.
Введение………………………………………………………………… 2 – 3
Глава 1. Отзывы литературоведов о Булгакове и Маяковском и их произведениях………………………………………………………….. 4 – 17
§1.1. Концепция В.Крижевского и Г.Зобина…………………………. 4 - 6
§ 1.2. М. Черкашина о Маяковском и Булгакове …………………….. 6 - 7
§ 1.3. Покровская Н., Максудов С. о повести «Собачье сердце»
М. Булгакова ……………………………………………………………. 8 - 9
§ 1.4. Е.А. Яблоков о повести «Собачье сердце» …………………….. 9
§ 1.5. С. Иоффе о «Собачьем сердце» ………………………………… 10-12
§ 1.6. С.Волошин о драме В. Маяковского «Клоп» ………………….. 12-17
Глава 2. «Пьер Скрипкин (драма В.В. Маяковского «Клоп») и
Шариков («Собачье сердце М.А. Булгакова) как сатирические типы»…………………………………………………………………….. 18-27
Заключение ……………………………………………………………… 28
Список литературы ……………………………………
Булгаков
одним из первых увидел опасность, таящуюся
в нарушении демократических
норм, гарантирующих свободную
Булгаков
показывает, что при попытке насильственно
изменить в обществе все старые устои,
плохие и хорошие, они легко разрушаются,
и так же легко приноравливаются
к новым условиям жизни проходимцы,
легковесные и безнравственные
люди. А вот создать что-то новое
и что-то сохранить значительно
сложнее. Финал произведения остается
открытым: хотя Шариков профессора
Преображенского вернулся в свое
естественное обличье, шариковы и швондеры
все же продолжают размножаться и
процветать.
«Собачье сердце» по теме и художественному решению весьма приближается к «Клопу» Маяковского, написанному тремя годами позже (1928).
В конце 1920-х Маяковский вновь обращается к драматургии. Его пьеса «Клоп» (1928, 1-я пост. – 1929) написана для театра Мейерхольда. Она была написана в Париже за два года до самоубийства. «Клоп» – это раздирающая клоунада на бесчеловечность человечества.
Действие первых четырех картин пьесы происходит в 1929 году, то есть в том самом году, когда она была поставлена. И образы ее были очень актуальны. Показывая мещанство, Маяковский осмысливал его политически. Бытовое перерождение Присыпкина — не частный случай, это социальное явление: измена человека своему классу.
Главный герой пьесы «Клоп» — владелец профсоюзного билета с аристократическими замашками. Маяковский с язвительной иронией высмеивал мещанскую натуру Пьера Скрипкина . Автор карикатурно обрисовывает темное мурло мещанства. Новоявленный аристократ — «бывший партиец, бывший рабочий» — постоянно попадает впросак. Речь советского мещанина полна смехотворных несоответствий. Претензия на образованность заставляет его обращаться к языку цивилизованных людей, но площадная брань все же выдает темное нутро. Высшая цель для Присыпкина — мещанское благополучие.
В доме Розалии Павловны Ренесанс – владелицы парикмахерской – свадьба. Врачуются ее дочь и бывший рабочий Петр Присыпкин, а ныне Пьер Скрипкин. «Говорящие» фамилии героев как бы напоминают о мимикрии как главном свойстве совмещанина, приспособившегося к нэпу и советским лозунгам. Олег Баян – шафер на свадьбе – объясняет философию нового, красного брака. Невеста и жених вступают в выгодную сделку: он к брачному алтарю принесет «древнее, незапятнанное происхождение» (пролетарское), а она – капитал. Их дом будет «полной чашей», а дети воспитаны в «изящном духе». Присыпкин гордо скажет: «Может, я свой класс благоустройством возвышаю!» Свадьба будет проходить в форме заседания профкома во главе с Олегом Баяном – «идеологом» нового времени, который всем популярно объяснит на языке газет («удалось согласовать и увязать их классовые противоречия», «вооруженному марксистским взглядом», «будущее счастье человечества») смысл революции. Как считал Маяковский, тип «переходной» эпохи удался. Краснобай, демагог, он станет ключевой фигурой советской администрации, однако поэт так и не увидел тенденции разрастания этого типа в будущем.
Присыпкин, Баян, семья Ренессанс и их свадебные гости — это носители таких пороков, как некультурность, грубость, приспособленчество, подхалимство, пьянство, хамское отношение к женщине, антиобщественные настроения. Славные ребята из «молодняцкого общежития» изгоняют Присыпкина из своей среды, но в их числе есть люди, которым не чужды мещанские вкусы. Чтобы показать мещанство не только как порок современного быта, но и как явление, тормозящее развитие общества, Маяковский перенес действия остальных пяти картин на пятьдесят лет вперед. Попав в мир будущего, Присыпкин оказывается настолько чуждым людям 1979 года, что его с полного его согласия помещают в клетку зоологического сада. Этим Маяковский противопоставил мещанству образцы культуры быта, чистой жизни. А в самом конце комедии, в обращении Присыпкина к зрителям: «Граждане! Братцы! Свои! Родные! Когда ж вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке? За что ж я страдаю?», Маяковский приглашает их проверить, нет ли в них самих еще не изжитых качеств мещанина Присыпкина.
Перенеся
«героя» комедии в будущее, поэт
придал ей огромный размах. С помощью
этого смелого литературного
приема он усилил резкость идейного столкновения,
увеличил напряженность и
Заключение.
Тема курсовой работы «Пьер Скрипкин (драма В.В. Маяковского «Клоп») и Шариков («Собачье сердце» М.А. Булгакова) как сатирические типы.
В ходе
проделанной нами работы был изучен
и проанализирован материал, относящийся
к отношению известных
В заключении,
подводя общий итог, необходимо отметить,
что «Собачье сердце» и «Клоп» близки
по проблематике. Оба писателя ощущают
своих героев некой «демонической силой»,
способной сокрушить культуру, стать причиной
катастрофы. Присыпкин Маяковского в обществе
будущего обречен жить в клетке зоопарка
как уникальное животное. Булгаковский
Шариков вновь становится псом как существо,
не способное быть человеком. Люди, утратившие
духовность, обречены. В будущем они станут
чудовищным социальным феноменом. Такую
же картину мы наблюдаем и сегодня.
Мысли, высказанные более семи десятилетий
назад, остаются современными и теперь,
к общему нашему сожалению.
Список литературы.
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
ИНТЕРНЕТ САЙТЫ: