Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:09, курсовая работа
Цель работы состоит в сопоставлении главного героя драмы В.Маяковского «Клоп» с главным героем «Собачьего сердца» М.Булгакова.
Исходя из целей, нами должны быть решены следующие задачи:
Исследование концепции В.Крижевского и Г.Зобина.
Изучение книги М.Черкашиной о Маяковском и Булгакове.
Мнение преподавателей Гарвардского университета о повести М. Булгакова «Собачье сердце».
Исследование повести «Собачье сердце» Е.А.Яблоковым.
Изучение статьи С.Иоффе о м.Булгакове и его повести «Собачье сердце».
Изучение статьи С. Волошина о драме В.Маяковского «Клоп».
Сопоставительная характеристика главных героев драмы Маяковского и повести Булгакова.
Введение………………………………………………………………… 2 – 3
Глава 1. Отзывы литературоведов о Булгакове и Маяковском и их произведениях………………………………………………………….. 4 – 17
§1.1. Концепция В.Крижевского и Г.Зобина…………………………. 4 - 6
§ 1.2. М. Черкашина о Маяковском и Булгакове …………………….. 6 - 7
§ 1.3. Покровская Н., Максудов С. о повести «Собачье сердце»
М. Булгакова ……………………………………………………………. 8 - 9
§ 1.4. Е.А. Яблоков о повести «Собачье сердце» …………………….. 9
§ 1.5. С. Иоффе о «Собачьем сердце» ………………………………… 10-12
§ 1.6. С.Волошин о драме В. Маяковского «Клоп» ………………….. 12-17
Глава 2. «Пьер Скрипкин (драма В.В. Маяковского «Клоп») и
Шариков («Собачье сердце М.А. Булгакова) как сатирические типы»…………………………………………………………………….. 18-27
Заключение ……………………………………………………………… 28
Список литературы ……………………………………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Отзывы
литературоведов о Булгакове и Маяковском
и их произведениях……………………………………………
§1.1. Концепция В.Крижевского и Г.Зобина…………………………. 4 - 6
§ 1.2. М. Черкашина о Маяковском и Булгакове …………………….. 6 - 7
§ 1.3. Покровская Н., Максудов С. о повести «Собачье сердце»
М. Булгакова ……………………………………………………………. 8 - 9
§ 1.4. Е.А. Яблоков о повести «Собачье сердце» …………………….. 9
§ 1.5. С. Иоффе о «Собачьем сердце» ………………………………… 10-12
§ 1.6. С.Волошин о драме В. Маяковского «Клоп» ………………….. 12-17
Глава 2. «Пьер Скрипкин (драма В.В. Маяковского «Клоп») и
Шариков («Собачье
сердце М.А. Булгакова) как сатирические
типы»…………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список литературы
……………………………………………………… 29
Введение.
Тема моей курсовой работы «Пьер Скрипкин (драма В.В. Маяковского «Клоп») и Шариков («Собачье сердце» М. А. Булгакова) как сатирические типы».
Произведения
Маяковского и Булгакова
Здоровый,
жизнеспособный народ всегда видит
свои недостатки и знает, что меткое,
своевременно сказанное острое слово
— действенное орудие борьбы против
них. Корни русской сатиры уходят
в далекое прошлое (вспомним хотя
бы фольклорного Иванушку-дурачка). Неудивительно,
что после октябрьской
Цель работы состоит в сопоставлении главного героя драмы В.Маяковского «Клоп» с главным героем «Собачьего сердца» М.Булгакова.
Исходя из целей, нами должны быть решены следующие задачи:
В данной
работе нами, в большой мере, будут
использованы труды русских и зарубежных
литературоведов и преподавателей университетов
А. Бабенышева (С. Максудов), Н. Покровской,
Е.А. Яблокова, М. Черкашиной, С. Иоффе,
В. Крижевского, Г. Зобина, С. Воложина.
Глава
1. Отзывы литературоведов
о Булгакове и
Маяковском и их произведениях
§ 1.1. Концепция В.Крижевского и Г. Зобина
В данном параграфе мы будем рассматривать концепцию ученых В.Крижевского и Г.Зобина о связи творчества В.Маяковского и М. Булгакова. В статье мы будем рассматривать переплетение судеб М.Булгакова и В.Маяковского, так как, по-мнению этих ученых они были во многом схожи и в чем-то близки.
«Судьбы Булгакова и Маяковского в чем-то близки. Оба ощущали себя в Москве провинциалами и оба вынуждены были ее «завоевывать». Правда, Маяковский попал в Москву значительно раньше Булгакова — в 1907 году. Булгаков же приехал в столицу в 1921. Оба влюбились в этот город сразу и навсегда.
Маяковский писал о Москве:
Улица —
моя.
Дома —
мои.
Булгаков вспоминал: «Не из прекрасного далека я изучал Москву… О нет, я жил в ней, я истоптал ее вдоль и поперек… Где я только не был! На Мясницкой сотни раз, на Варварке — в Деловом Дворе, на Старой площади в Центросоюзе, швыряло меня и на Девичье Поле». Обладая сатирическим даром, оба писателя славились на всю Москву как блестящие острословы. Их шутки и каламбуры передавались из уст в уста. Будучи известными литераторами, они нередко встречались в клубах, в кафе и за бильярдом, в который оба играли мастерски.
В Воротниковском переулке близ Садового кольца был построен один из первых в Москве жилищных кооперативов для артистов оперных и драматических театров. Ныне это дом №7. В подвале одного из корпусов дома располагалось артистическое кафе и бильярдная, завсегдатаями которой были Маяковский и Булгаков. Здесь однажды и встретил их Валентин Катаев. Он стал свидетелем такого диалога писателей:
«Некоторое
время Булгаков молча настороженно
ходил вокруг Маяковского, не зная,
как бы его получше задрать. Маяковский
стоял неподвижно, как скала. Наконец
Булгаков, мотнув своими блондинистыми
студенческими волосами, решился:—
Я слышал, Владимир Владимирович, что
вы обладаете неистощимой
Впрочем,
Булгаков не последовал совету Маяковского
и дал своему герою-профессору фамилию
Персиков. Оба писателя диаметрально
расходились в оценке того, что
происходит в стране, хотя и тот,
и другой признавали грандиозность
перемен. После постановки во МХАТе
«Дней Турбинных» Маяковский присоединился
к хору хулителей пьесы и несколько
раз неприязненно отзывался о
ней в печати. Дело дошло до того,
что в пьесе «Клоп» Маяковский
поместил Булгакова в словарь
устаревших слов, который действующие
лица в коммунистическом будущем
листают в поисках слова «клоп»
Булгаков в долгу не остался. В романе «Мастер и Маргарита» есть такой эпизод: Иван Бездомный, потрясенный гибелью Берлиоза под колесами трамвая, забирается в чужую квартиру, чтобы украсть образок, который может защитить его от дьявольских козней. В квартире работает репродуктор, и Булгаков невозмутимо сообщает: «За одной из дверей гулкий мужской голос в радиоаппарате сердито кричал что-то стихами». В том, кому голос принадлежит, сомнений нет…
Но, пожалуй,
самый важный эпизод взаимоотношений
Булгакова и Маяковского
Все объясняется
достаточно просто: по дерзкому и в
то же время отчаянному тону письма
Сталин понял, что Булгаков близок к
самоубийству. Незадолго до этого 14
апреля 1930 года застрелился Маяковский.
Еще одно писательское самоубийство
показалось чрезмерным даже Сталину. Тем
более, что к драматургии Булгакова
он был неравнодушен. В летописи
МХТ зафиксировано, что Сталин семнадцать
раз был на спектакле «Дни Турбинных».
Получается, что Маяковский невольно
«помог» Булгакову» [8].
§ 1.2.
М. Черкашина о Маяковском
и Булгакове
Книга литературоведа и историка-архивиста Марины Черкашиной посвящена, по ее словам. «творчеству и биографическим связям Михаила Булгакова, а также деятелям русской культуры и искусства XIX-ХХ веков» (12). В первой части книги («Параллели судеб») жизнь Булгакова соотносится с биографиями Маяковского, Есенина, Вертинского, Гоголя, Шкловского и Станиславского. Автор монографии считает, будто Булгаков не поверил в самоубийство Маяковского, что и отразилось в романе «Мастер и Маргарита». «Так же, как Понтию Пилату не надо было отдавать прямого приказания, чтобы убрали Иуду (начальник тайной полиции Афраний прекрасно понял невысказанное желание шефа), - так же и Сталину было достаточно намекнуть Ягоде ли, Агранову ли о своем недовольстве «горланом-главарем», как всемогущая и бесконтрольная «охранка» исполнила то, что от нее ожидал хозяин» (12, с.14).
Булгаков и Маяковский – два антипода и в человеческом, и в литературном плане. Маяковский воспевал то, что Булгаков отказывался принимать душой и сердцем. В «Бане» Маяковский иронично называет пьесу «Дни Турбиных» – «Дядей Турбиных», а в «Клопе», давая «словарь умерших слов», поминает фамилию Булгакова: «Бюрократизм, богоискательство, бублики, богема, Булгаков». «Маяковский пинал лежачего, Булгакова не печатали, и все пьесы были сняты» (12, с.6). Однако Булгаков выдерживал светский тон и даже играл с Маяковским на бильярде.
Когда
же Булгаков узнал о смерти своего
всегдашнего оппонента, он сказал, что
здесь должно быть что-то другое, а
не любовная лодка, разбившаяся о
быт. Спустя полгода он написал: «Почему
твоя лодка брошена/ Раньше времени
на причал» (12, с.7). Автор монографии
напоминает, что в тот роковой
день, 14 апреля 1930 г. левша Маяковский
якобы взял зачем-то в правую, весьма
неудобную для себя руку, револьвер,
который ему подарил чекист Агранов,
и якобы нажал на спуск. «Кстати,
в папке уголовного дела вместо маузера
№312045, записанного в милицейском
протоколе, биограф поэта Валентин
Скорятин обнаружил уже другое оружие
– браунинг №268979» (12, с.9). Что же касается
чекиста Агранова, то он печально известен
тем, что лично расстрелял Николая
Гумилёва, не считая сотен других жертв
на его совести.
§ 1.3.
Покровская Н., Максудов
С. о повести «Собачье
сердце»
Преподаватели
Гарвардского университета в США
Александр Бабенышев (пишет под
псевдонимом С.Максудов) и его
коллега Наталия Покровская в 1988-1990
гг. изучали со своими студентами повесть
Михаила Булгакова «Собачье сердце».
В их распоряжении оказалось около
40 сочинений молодых американцев
о том, как следует относиться
к словам героя повести профессора
Преображенского: «Да, я не люблю
пролетариата» (3, с.313). В сочинениях
речь шла не о художественных достоинствах
повести и не о культурных и
социальных особенностях русско-советской
жизни 30-х годов ХХ в. Студентов
волновали тогда
Десять
лет спустя, в 1999 г. авторы статьи повторили
свой эксперимент. Сочинения студентов
Гарвардского университета, написанные
в этом учебном году, свидетельствуют
о том, что они прочли повесть
Михаила Булгакова «Собачье сердце»
с лучшим пониманием как ее литературных
особенностей, так и советской
жизни 30-х годов: «Столкновение Преображенского
и его оппонентов студенты рассматривают
в реальной обстановке как борьбу
старого и нового мира в послереволюционном
российском обществе» (7, с.3). Различие
между профессором
§ 1.4. Е.А. Яблоков о повести «Собачье сердце»
Е.А.Яблоков исследует в книге «Мотивы прозы Михаила Булгакова» заимствованные сюжеты в булгаковских текстах, показывая взаимодействие языческих и христианских символов, раскрывая роль подтекстовых тематических пластов, которые присутствуют в прозе Булгакова, – античность, Киевская Русь, эпоха наполеоновских войн (13). Как пишет автор книги, она, главным образом, посвящена «связям творчества писателя с художественно-культурным интертекстом в двух его разновидностях: в аспекте мифопоэтической традиции и в аспекте влияния старших писателей-современников» (13, с.5).