Педагогический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:22, доклад

Описание работы

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

Начало курсовой работы!!!.docx

— 39.60 Кб (Скачать)

Придумай слово: Речевые  игры и упражнения для дошкольников. Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с., илл.

Развитие речи детей дошкольного  возраста: Пособие для воспитателя  дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. – 2-е  изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с., ил., 4 л. ил.

Ребенок. Раннее выявление  отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – Воронеж: "МОДЭК", 2001. – 256 с.

Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием  речи (Комплексный подход): Учеб. пособие  для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 144 с.

Семенович, А.В., Халилова Л.Б., Ланина Т.Н. Закономерности становления  сенсомоторного уровня реализации связного высказывания у дошкольников с недоразвитием  речи // Дефектология. – 2004. - № 5. – С. 55-60.

Сохин, Ф. А. Развитие речи детей  дошкольного возраста: Пособие для  воспитателя детского сада. - М.: "Просвещение", 1976. – 224 с.

ТихееваЮ Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного  возраста): Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. – 5-е  изд. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.

Ткаченко, Т, А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие  для воспитателей, логопедов и  родителей. – М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2003. – 112с.

Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1998. – 112 с.

Федоренко, Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного  возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М.: Просвещение, 1977. – 239 с.

Филичева, Т.Б. Дети с общим  недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей/Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова. - М.: "Гном-Пресс", 1999.-80с.

Филичева, Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов  пед. ин-тов по спец. "Педагогика и  психология (дошк.)" / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с., илл.

Филичева, Т. Б. , Соболева А. В. Развитие речи дошкольника: методич-е  пособие с иллюстрациями. – Екатеринбург: Изд-во "АРГО", 1997. – 80 с.

Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших  школьников. – М.: АРКТИ, 2000. – 55с.: илл. (Библиотека практикующего логопеда)

Шаховская, С.Н., Худенко Е.Д.Логопедические занятия в детском саду для  детей с нарушениями речи. –  М., 1992.

Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие. – М.: "Академия", 2003. – 240 с.

Эльконин, Д.Б. Психическое  развитие в детских возрастах. – 2-е изд. – М.: ИПП; Воронеж: НПО  МОДЭК, 1997. – 416с.

Юрова, Р.А., Одинец О.И. Особенности  связной речи детей с ринолалией (дошкольный возраст) // Дефектология. – 1990. - № 1. – С. 81-83.

1.2 Особенности развития  связной речи у дошкольников

Современное и полноценное овладение  речью является первым важнейшим  условием становления у ребенка  полноценной психики и дальнейшего  правильного развития её. Современное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка. Полноценное  овладение речью - значит достаточное  по объему языкового материала. Побуждающее  ребенка к овладению речью, в  полной мере, его возможностей на каждой возрастной ступени. Внимание к развитию связной речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что, в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его  функции. Физиологам известно, что функции  центральной нервной системы  именно в период их естественного  формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций  задерживается и даже может остановиться навсегда. [5, с.5]. Речь ребенка выполняет  три функции связи его с  внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.

Коммуникативная функция - самая ранняя, первое слово ребенка, родившееся из модулированного лепета на девятом - двенадцатом месяце жизни, выполняет  именно эту функцию. Потребность  в общении с окружающими людьми стимулирует совершенствование  речи ребенка в дальнейшем. К концу  второго года ребенок может уже  достаточно понятно для окружающих выразить словами свои желания, наблюдения, может понять обращенную к нему речь взрослых.

В возрасте после трех лет ребенок  начинает овладевать внутренней речью. С этого времени речь для него перестает быть только средством  общения, она уже выполняет и  другие функции, прежде всего функцию  познания: усваивая новые слова и  новые грамматические формы, ребенок  расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и  явлениях действительности и их отношениях.

Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это  время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона  речи, создаются предпосылки для  обогащения словаря.

В связной речи ребенка последовательно  совершенствуются:

· Синтаксический строй предложения [а также выразительность его  интонации];

· Морфологическая оформленность  слов;

· Звуковой состав слов.

С самого начала овладение грамматическим строем языка носит творческий характер, опирается на самодеятельную ориентировочную [поисковую] активность ребенка в  окружающем мире и слове, на языковые обобщения, игры, экспериментирование  со словом, Освоение форм и правил языка, логики языка в дошкольном детстве  осуществляется уже в недрах инициативной продуктивной речи, речевого и словесного творчества.

Управление речевым развитием  детей педагог реализует, прежде всего посредством совместной деятельности, общения как с самим ребенком, так и с другими детьми. В  зависимости от возраста меняются и  формы общения. В младших возрастных группах специально - организованные игры - занятия строятся как естественное взаимодействие взрослого с детьми. Это организация деятельности, предоставляющая  детям возможность проявлять  субъективность в общении. Поэтому  постановка дидактических задач  должна носить относительно общий, недифференцированный вид, а сценарии общения - нацеливаться на импровизацию.

Речь - совокупность произносимых или  воспринимаемых звуков, имеющих тот  же смысл, и то же значение, что и  соответствующая им система письменных знаков.

Речь - один из видов коммуникативной  деятельности человека использование  средств языка для общения  с другими членами языкового  коллектива. Под речью понимают как  процесс говорения [речевую деятельность], так и его результат [речевые  произведения, фиксируемые памятью  или письмом].

Благодаря связной речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо  большей степени, чем это может  позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление [6: c. 56].

Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных возможностей и культуры [5: c. 20].

В дошкольном детстве [3-7 лет] речь ребенка  становится, более связной и приобретает  форму диалога. Ситуативность речи, характерная для детей раннего  возраста здесь уступает место контекстной  речи, понимание которой не требует  соотнесения высказывания с ситуацией. У дошкольника, по сравнению с  ребенком раннего возраста появляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи - развернутое  монологическое высказывание. В дошкольном возрасте отмечается развитие речи «про себя» и внутренней речи. [4: c. 21].

Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста - процесс  сложный и многоплановый и  для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые  влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является художественная литература.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арушанова А. Дошкольный возраст:  формирование грамматического строя  речи./Дошкольное воспитание. 1993 г.  № 9

2. Ахунджанова С. Развитие речи  дошкольников в продуктивных  видах деятельности. / Дошкольное  воспитание 1983 г. № 6

3. Божович Л.И. Изучение мотивации  поведения детей и подростков.- Москва, 1972г.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений,  том 4. Москва, 1982 г.

5. Кольцова М.Н. Ребенок учится  говорить. Москва, 1974 г.

6. Люблинская А.А. Воспитателю  о развитии ребенка. Москва, 1972г.

7. Мухина В.С. Психология дошкольника,  Москва, 1975г.

8. Новотворцева Н.В. Развитие  речи детей. Москва, 1995г.

9. Немов Р.С. Психология. Том 2, Москва, 1998г.

10. Река Л. О занятиях по  развитию речи. / Дошкольное воспитание 1990 г. № 10

11. Репит М.Г., Герман Н.А. Обучение  дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1980 г.

12. Розенкарт - Пупко Л. Формирование  речи у детей раннего возраста. Москва, 1963 г.

13. Сохин Ф.А. Осознание речи  дошкольниками и подготовки к  обучению грамоте. / Вопросы психологии. 1974, № 2

14. И.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические  проблемы развития речи дошкольника. / Вопросы психологии. 1989 г. № 4.

15. Смирнова А.А, Леонтьева А.Н., Рубинштейн С.Л. Психология. Москва, 1962г.

16. Тихеева Е.И. Развитие речи  детей. Москва, 1981 г.

17. Ушакова О. Развитие словесного  творчества детей 6-7 лет. / Дошкольное  воспитание. 1972 г. № 9.

18. Федоренко Л.П. и др. Методика  развития речи детей дошкольного  возраста. Москва 1977г.

19. Фомичева М.Ф. Воспитание у  детей правильного произношения. Москва, 1989г.

20. Швайко С. Игры и игровые  упражнения для развития речи. Москва, 1988г.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Педагогический процесс