Отражение проблем современного общества в худ. прозе Михила Веллера

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:27, реферат

Описание работы

Современную литературу часто называют литературой «другой», противопоставляют её классической традиции, видят в ней некие черты разрушения, жестокости. Такое противопоставление – «другая» литература и просто литература – стремится, на мой взгляд, резко противопоставить классику и современность. Но всё в литературном пространстве взаимосвязано и вытекает одно из другого.

Содержание

Введение.
Основная часть:
Краткая биография и особенности творческой индивидуальности автора;
Отражение одной из проблем современного общества в рассказе М. Веллера «Разбиватель сердец».
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

отражение проблем современного общества в худ. прозе М.Веллера..docx

— 33.24 Кб (Скачать)
 

Кировский Педагогический Колледж 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по литературе

Отражение проблем  современного общества в художественной прозе Михаила Веллера 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка  группы С2-а

Беляева Анна

Преподаватель Пересторонина 

Нина Валентиновна

Киров, 2011. 
 
 
 

План:

  1. Введение.
  2. Основная часть:
  3. Краткая биография и особенности творческой индивидуальности автора;
  4. Отражение одной из проблем современного общества в рассказе               М. Веллера «Разбиватель сердец».
  5. Заключение.
  6. Список используемой литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение.
 

     Современную литературу часто называют литературой  «другой», противопоставляют её классической традиции, видят в ней некие  черты разрушения, жестокости. Такое  противопоставление – «другая» литература и просто литература – стремится, на мой взгляд, резко противопоставить классику и современность. Но всё  в литературном пространстве взаимосвязано  и вытекает одно из другого. И современная  «другая» литература есть продолжение  единого литературно-исторического  процесса, который объединяет всё  традиционное и новое.

     К этой «другой» литературе часто относят  и творчество одного из представителей современной литературы – Михаила  Веллера. Его работы не часто становятся объектом исследования. Но, на мой взгляд, такое исследование может быть интересно широкому кругу читателей. В его произведениях часто рассматриваются проблемы современного общества, например проблемы взаимоотношения Мужчин и Женщин. А ведь каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с этим вопросом. Проблемы пола особенно волнуют в период взросления, в отношениях с друзьями, в размышлениях о судьбе и удачи.

     Таким образом, объектом своего исследования я выбрала биографию             М. Веллера и его рассказ «Разбиватель сердец». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Цель  работы: выявить своеобразие произведений Веллера и отражение в них проблем современного общества. 

 Основываясь на цели работы, мною были поставлены следующие  задачи:

  1. Изучение биографии автора;
  2. Изучение  особенностей творчества автора;
  3. Изучение рассказа « Разбиватель сердец»;
  4. Выявление проблем современного общества в изученном рассказе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Краткая биография и особенности творческой индивидуальности автора.

МИХАИЛ  ВЕЛЛЕР - родился в 1948г.

Детство провел в Сибири. В 1972г. окончил филологический факультет Ленинградского университета. Работал лесорубом в тайге, охотником-промысловиком на Таймыре, скотогоном в Алтайских горах, журналистом, учителем - всего сменил около тридцати профессий.

     Первая книга рассказов. «Хочу быть дворником» вышла в 1983г. и сразу привлекла внимание критиков и читателей точностью и гибкостью стиля и неожиданностью сюжетов. За ней последовали «Разбиватель сердец» (1988), «Технология рассказа» (1989), «Рандеву со знаменитостью» (1990).

       Бестселлерами стали «Роман воспитания», «Приключения майора Звягина» (1991) и названная критиками самой смешной книгой последних лет «Легенды Невского проспекта» (I993).

Литературный  скандал вызвал мини-роман «Ножик Сережи Довлатова». Последний бестселлер, роман «Гонец из Пизы» (2000) выдержал за год 11 изданий.

     Михаил Веллер - самый издаваемый сегодня из русских некоммерческих писателей. Его книги выходили 38 раз общим тиражом около 400 тыс. экз.

     Издавался в таких изданиях, как  «Литературная газета», «Знамя», «Октябрь», «Дружба народов», «Огонек» и др.

     Читал лекции по современной  русской прозе в университетах  Милана, Иерусалима, Копенгагена.

В свободное  время живет в Москве, но работать продолжает в Таллине.

    Михаил  Веллер — блестящий прозаик. Его творчество отличают искрометный юмор, сарказм, увлекательность повествования.

     Произведения  М.Веллера в нашей стране – явление новое и оригинальное. Сюжеты свежи, стилистика необычна, поступки и помыслы героев неожиданны и внешне алогичны, но психологически достоверны. Читая его рассказы, можно соглашаться или спорить с автором, испытывать признательность или раздражение, но равнодушными они не оставляют. Краткость, многозначность, выбор точного

слова, охват всех сторон и явлений жизни  – основные принципы М.Веллера.  
 
 

В современной  литературе роль взаимовлияний постоянно  растёт, происходит взаимообогащение, на старой основе закладываются новые  традиции. Что было смелым и неожиданным  вчера, становится традиционным сегодня. Ориентируясь на лучшие литературные образцы (Лермонтов, Гоголь, Бунин), Михаил Веллер их переосмысливает, наполняет новым содержанием, порой необычным. Скажем, для нашей прозы пока непривычен коллаж. На приёме коллажа у М.Веллера построен ряд рассказов. Временные линии героев автор строит вперемежку, или этих временных вех вообще нет. И это создаёт высокую смысловую насыщенность текста. Герои рассказов даны в разных ситуациях и поведение в каждой из них бросает дополнительный отсвет на все остальные. Рассказы М.Веллера можно назвать микророманами. Наш век насыщенный информации сам толкает писателя на создание таких форм, где максимум содержания заключается в минимуме объёма. Белый стих – это поэзия, тяготеющая к свободе прозы. В коротких рассказах М.Веллера мы сталкиваемся с родственным явлением: его проза тяготеет к поэзии с её поэтической ассоциативностью изложения, намеренной многозначностью слова. Его рассказы могут занимать 1,5–2 страницы, но они о любви и одиночестве, о дружбе и привязанности, о выборе судьбы, о нашем времен и обо всех временах. Соотношение «автор-читатель» в этих рассказах-микророманах нарушено в пользу читателя: его доля соучастия в творчестве значительно повышена. В рассказах много подробностей, красок, мыслей, чувств. Это концентрат, который разводится читательским размышлением, предоставляет читателю свободу толкований.

     М.Веллер – автор множества книг, которыми зачитываются «от Москвы до самых окраин». О судьбе, любви, дружбе, ненависти М.Веллер пишет со своей мужской точки зрения. И главный героем у него практически всегда является Он – Мужчина. А Женщин-героинь автор изображает увиденными глазами героев-Мужчин.

     Рассмотрим  подробнее внутренний мир героев М.Веллера в Рассказе «Разбиватель сердец». 
 
 
 
 

2.2 Отражение одной из проблем современного общества в рассказе                          М. Веллера «Разбиватель сердец».

     В рассказе М.Веллера «Разбиватель сердец» основу сюжета составляет давно и хорошо известная ситуация: поездка на юг, к Чёрному морю. Мы встречаем героев в движущемся поезде. У них нет высоких идеалов и целей. Их цель одна – хорошо отдохнуть и развлечься.

     Из  рассказа: «О, юг!.. О, Черное море!.. Достаточно сказать это, чтоб остальное возникло перед взором само - полный курортный набор: солнце, тепло, лазурный прибой, пальмы, загорелые тела, отчаянно смелые купальники, и звездные вечера в стрекоте цикад, и гуляние по набережным, и музыка танцплощадок... все это так известно, что говорить решительно излишне, сплошные штампы и общие места - но все равно приятно отдохнуть на море.

           И прохаживаются пары, и отношения  их как правило несложны и весьма сходны, и не льются слезы при расставании навсегда, хотя всяко бывает, всяко бывает, верно?..

           Пролетел месяц, пролетел. Пожалуйте  возвращаться в обычную колею,  к дому и работе. Да и надоел  уже этот юг, скучно тут. 

           А подробности - подробности у  каждого свои. Не в них дело.»

     Структура «Разбивателя сердец» фрагментарна, рассказ представляет собой систему разрозненных эпизодов. Такая композиция является глубоко содержательной: она отражает разорванность жизни главных героев. Герои рассказа и Мужчины и Женщины – не имеют собственных имён, что подчёркивает обобщённость изображаемого.

     В рассказе «Разбиватель сердец» молодой человек, явно неуверенный в себе, но желающий быть «разбивателем сердец» женщин, просит помощи у своего опытного старшего товарища. И этот старший товарищ даёт ему «Пожелтевшую страницу из общей тетради в клеточку - юношеского Дневника с программой «Как добиться женщины» Этот список действий, советов по покорению женщин весь наполнен цинизмом; женщина здесь рассматривается лишь в качестве объекта некоего эксперимента, а сама любовь – опыт, дрессировка.  
 
 

23 пункта  плана показывают не осведомлённость  в любви молодого человека, составившего  данный список, а его неуверенность  в своих силах; раздробленный,  даже в чём-то мелочный план  показывает всю рациональность  мира в глазах мужчины. Все люди в любви рискуют быть обманутыми, непонятыми и отвергнутыми, именно страх быть брошенным, «проиграть», понять, что не всё подвластно только тебе толкает героев на составление этого плана. В одном из пунктов плана герой советует «Перечитывай постоянно: Лермонтова, "Герой нашего времени". И действительно, план Печорина по покорению княжны Мери и план М.Веллера очень схожи, таким образом, М.Веллер использует приём реминисценции. Но если план Печорина – это нечто цельное, самоуверенное, то план наших героев дробен, фрагментарен, даже в чём-то жалок. Печорин хоть и составляет мысленные действия, но всё же привлекает девушку своей личностью – яркой и необычной; герои Веллера – слишком мелкие, слабые, даже отталкивающие – без плана они были бы безлики, незаметны.

     Для героев-Мужчин Женщина является лишь объектом охоты. Мужчины выступают  в этом рассказе как повелители. Они и только они решают всё, и  могут сделать всё. Даже влюбить  в себя женщину. Как-то мало раздумывают  о чувствах, душе. Главное - победить влюбить в себя женщину. И совсем не задают себе вопроса: «А если влюбишься  сам?». Главное – чётко, согласно плану соблазнить женщину. А что  будет потом – их не волнует. Судьба влюблённой женщины их не интересует. Мужские понятия «счастья» и  «любви» основано на тщеславии. И  для достижения цели все средства хороши. В плане так и написано: «Уметь льстить, уметь вызывать жалость». Хотя Мужчины – «существа высшего  порядка».

     У М.Веллера мужская биограмма (генетическая программа) предполагает агрессивность и стремление к господству. Цели у героев рассказа – привлечение внимание и покорение противоположного пола – описываются в воинственных терминах охоты. Мужчина – охотник, добытчик. Акцент на подобном способе решения задачи звучит и в названии «Разбиватель сердец». «Разбиватель» - существительное производное от глагола «разбивать», означающего: 1) разломать на части что-то хрупкое; 2) разделить или разобрать врозь составную вещь. Суффикс «-тель-» указывает на лицо, принадлежащее к той или иной профессии.  
 
 

Таким образом, разбивать, ломать чужие судьбы, нечто единое для героев рассказа вещь привычная, даже банальная. Так  же название «Разбиватель» вызывает ассоциации со сломанными, раздробленными частями, некогда соединённых между собой. Так и план «Как добиться любимой женщины» является небольшим и должен быть цельным, но в силу неуверенности героя разбит на мелкие составляющие.

     Чтобы Мужчина сумел воспользоваться  своим могуществом даётся целый  перечень, который он может реализовать. При таком подходе из отношений  исчезает искренность, а её место  занимает ложь и притворство. И сами манипуляторы в итоге невольно оказываются  марионетками, ведь они становятся зависимыми от своих манипуляций  и тех правил, по которым они  осуществляются. А такая жизнь  под маской загоняет в ловушку  непонимания и себя и партнёра, рождает иллюзии своего могущества. А на самом деле отчуждает человека от самого себя. Гордость и чувство  достоинства перерастает в гордыню, ожесточение и даже цинизм. Глохнут  и другие, естественные движения души. Даже любовь уже не воодушевляет. В  радости молодого человека, узнавшего  о том, что он любим женщиной, которую  он долго добивался (при помощи плана), сквозит холодное торжество, счастье  захватчика, покорителя.

Информация о работе Отражение проблем современного общества в худ. прозе Михила Веллера