Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 09:46, курсовая работа
Для ее достижения были поставлены следующие цели и задачи:
Собрать материал.
Проанализировать собранный материал.
Выявить отличия или сходства программы по литературе МОУ СОШ № 26 и программы Костромского медицинского колледжа и увидеть как преподается литература в школе и в среднем профессиональном учебном заведении.
Введение.
В чем отличия преподавания литературы в старших классах школы от преподавания в средних профессиональных учебных заведениях.
Литературные произведения, связанные с медицинской профессией.
Заключение.
Список литературы.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Методика преподавания литературы»
на тему:
«Отличия
преподавания литературы в старших
классах школы от преподавания в
средних профессиональных учебных
заведениях. Литературные произведения,
связанные с медицинской профес
Кострома 2012 год
План
Курсовая посвящена сравнительному анализу двух программ по литературе и выявлению отличия или сходства: программы МОУ СОШ 26 и программы Костромского медицинского колледжа.
Актуальность темы. Считаю свою работу актуальной, т. к. в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) 2010 года для среднего профессионального образования (СПО) значительно уменьшено количество часов на изучение литературы, что не может не отразится на распределении часов в Примерной программе Костромского медицинского колледжа, а т. к. в Костромской медицинский колледж поступают абитуриенты и после 11 класса, то и нужно провести сравнительный анализ чем отличается программа по литературе для 10-11 класса в школе от программы для 10-11 класса в среднем профессиональном заведении.
Для ее достижения были поставлены следующие цели и задачи:
Материалы и источники. Основными источниками исследования являются: 1) программа по литературе МОУ СОШ № 26, 2) программа по литературе Костромского медицинского колледжа .
ВВЕДЕНИЕ
Литература – учебная программа, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии молодого поколения, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
В данной курсовой работе, на конкретных примерах, мы рассмотрим в чем отличия преподавания литературы в старших классах школы от преподавания литературы в средних профессиональных учебных заведениях, а именно на примерах программы Костромского медицинского колледжа и программы МОУ СОШ № 26 г. Костромы.
Для сравнения взята программа Костромского медицинского колледжа, разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО) и программа МОУ СОШ № 26 г. Костромы, разработанной в соответствии с Федеральным компонентом «Стандарта основного общего образования по литературе» и «Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе», а также Программы под редакцией Коровиной В.Я. с учетом учебника доктора филологических наук, профессора Лебедева Ю.В. «Русская литература XIX века».
1. В чем отличия
преподавания литературы в
Темп современной жизни предъявляет новые требования к процессу обучения. Система обучения в любом ССУЗе в значительной степени рассчитана на высокий уровень сознательности, потому что формирует специальные способности в связи с профессионализацией. Единообразие учебного процесса, информационная перегруженность программы, падение интереса у студентов к общеобразовательным предметам в обучении – вот круг проблем, знакомых каждому преподавателю. Проблемы общего образования еще заметнее проявляются в ССУЗах, связанных с медициной, ведь здесь еще в большей мере требуется индивидуальный подход к студентам. Воспитание и обучение медика – дело сложное.
Учебный день студента медицинского колледжа достаточно уплотнен, в соединении с аудиторными занятиями порой превышает 8 часов. И если на подготовку по профилирующим предметам студенты тратят от 2 до 4 часов в день, то по общеобразовательным предметам от 1 до 2 часов, бывает и меньше.
Преподавание литературы в колледже отличается от преподавания в школе нарастающим темпом подачи материала, что, несомненно, сопровождается повышенной эмоциональной нагрузкой студентов.
Сравнив программу ССУЗа
и школы, мы сразу обращаем внимание
на разницу в количестве часов
на освоение дисциплины в 10-11 классе. Так
мы видим, что на освоение дисциплины
в Костромском медицинском
Костромской медицинский колледж |
Кол-во часов |
МОУ СОШ № 26 г. Костромы |
Кол-во часов |
А.С. Пушкин |
4 |
А.С. Пушкин |
9 |
Л.Н. Толстой |
8 |
Л.Н. Толстой |
12 |
Ф.М. Достоевский |
4 |
Ф.М. Достоевский |
6 |
А.П. Чехов |
4 |
А.П. Чехов |
7 |
С.А. Есенин |
2 |
С.А. Есенин |
7 |
М.А. Булгаков |
2 |
М.А. Булгаков |
4 |
Зарубежная литература |
4 |
Зарубежная литература |
6 |
В таблице выше, на примере нескольких авторов, мы видим разницу в учебных часах. Разница составила от 2 до 5 часов.
Из-за немалой разницы в часах, в колледже не проходят некоторых авторов: Н.С. Лесков, А.А. Фет, К Хетагуров. Из зарубежной литературы не проходят: Ги де Мопассан, Ибсен, А. Рембо. и т.д. Это связано с тем, что на изучение материала по литературе в школе дается больше часов, чем в среднем профессиональном заведении, т. к. в колледже параллельно с общеобразовательными предметами идет изучение профессиональных дисциплин, которым уделяется больше внимания.
Что касается требований предъявляемых к результатам обучения, то здесь также идет совпадение, а именно: воспроизведение содержания литературного произведения; анализ художественных произведений с использованием сведения по истории литературы; соотношение художественной литературы с общественной жизнью; определение рода и жанра произведения; выявление авторской позиции; выразительное чтение изучаемого материала; аргументированное формулирование своего отношения к прочитанному произведению, написание рецензий на прочитанные произведения.
Если сравнивать формы проведения уроков, то мы увидим, что в колледже преобладают: лекционный тип урока; рассказ-беседа; лекция-обзор, а занятий с элементами анализа произведений, самостоятельной работы очень мало, в отличие от видов уроков в школе, где есть и пересказ текстов, и домашнее сочинение, и владение навыками создания собственного текста, и анализ произведений, и самостоятельная работа и т. д. Это не говорит о том, что в колледже нет этих форм уроков — они есть, но в малых количествах, по причине того, что литература как предмет носит второстепенный характер, в отличии от специальных дисциплин. В школе большое внимание уделяется проблематике художественных произведений, связанных со сдачей ЕГЭ по русскому языку.
Сравнивая цели и задачи, которые ставят перед собой обе эти программы, видно, что и в той и в другой много общего, а именно: направление на освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры; овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, написания сочинений различных типов; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа, явлений; умение применять знания по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, грамотного использования современных технологий; формирование гуманитарно-направленной личности, на развитие образного мышления; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета; воспитание патриотизма, любви и уважения. Но в программе Костромского медицинского колледжа, через изучение определенных произведений, особое внимание уделяется воспитанию милосердия, гуманности, доброты, самоотдачи, самообладания, формированию моральных качеств.
2. Литературные произведения, связанные с медицинской профессией
Образ врача в русской литературе – тема, мало затронутая в литературоведении, но значение ее для культуры очень велико. Мотивы болезни и исцеления, в буквальном и символическом значениях, пронизывают и фольклор, и религию, и любой вид искусства у всякой нации, поскольку "пронизывают" и саму жизнь. Литература дает эстетический, не житейский, но глубоко жизненный срез бытия, поэтому здесь речь не идет собственно о профессиональных сведениях, здесь не учатся никакому ремеслу, а только пониманию, видению мира: у всякой профессии есть свой, особый угол зрения. И мы можем говорить именно о художественном, в том числе и смысловом, значении изображенного дела. Задача истории медицины - показать, как меняется и облик врача, и его профессиональные качества.
Среди писателей во все времена было немало врачей: Ф.Рабле и Ф. Шиллер, А.П. Чехов и В.В. Вересаев. М.А. Булгаков. Все они были врачами по образованию, поэтому медицина занимает важное место в их произведениях.
Многие считают, что цикл рассказов М.А. Булгакова «Записки юного врача» полностью автобиографичен и не имеет ценности как художественное произведение, так как рассказывает лишь о профессиональном становлении Булгакова-врача. Но такая точка зрения недопустима, когда дело касается произведений такого писателя, как Михаил Афанасьевич Булгаков. Поэтому основная задача этой работы состоит в том, чтобы показать, что между его самобытными персонажами и их прототипами, между реальными событиями и сюжетами булгаковской прозы и пьес – огромная дистанция. Читая Булгакова, постоянно встречаешь подлинные имена реально существующих людей или же прозрачные намеки на них, описания исторических событий, городов и сел, улиц, зданий, предметов быта. Вся ранняя проза Булгакова подчеркнуто автобиографична, чаще всего написана «от первого лица», упорно выдает себя за дневник или мемуары, полна реальных имен и событий.
«Записки юного врача» - цикл, состоящий из рассказов «Полотенце с петухом», «Крещение поворотом», «Стальное горло», «Вьюга», «Тьма египетская», «Пропавший глаз» и «Звездная сыпь». При публикации все они, за исключением двух, имели подзаголовки «Записки юного врача», или такое же подстрочное примечание.
Впервые «Записки юного врача» в виде цикла вышли в 1963 г. без рассказа «Звездная сыпь», с изменением заглавия «Стальное горло» на «Серебряное горло» и датировки событий с 1917 г. на 1916 г., возможно, по цензурным соображениям, а также для искусственного сближения времени действия с временем приезда Булгакова в село Никольское Сычевского уезда Смоленской губернии в качестве земского врача.
К «Запискам юного врача» примыкает рассказ «Морфий», опубликованный в «Медицинском работнике» в 1927 г., однако «большинство исследователей этот рассказ в состав цикла не включает, поскольку он не только не имел никаких указаний на принадлежность к «Запискам» при публикации, но и достаточно сильно отличается от рассказов цикла по форме и содержанию».
М. А. Булгаков с отличием закончил медицинский факультет Киевского университета, но врачом проработал недолго. За годы учебы на медицинском факультете М. Булгаков прослушал около 40 дисциплин, прочитанных видными биологами и медиками. Естественно, что такой багаж профессиональных знаний и умений не мог пропасть даром. Художественные произведения Булгакова несут на себе отпечаток полученного образования и, хотя и не долгой, врачебной деятельности.
Эпизод из врачебной деятельности послужил основой для рассказа «Крещение поворотом». Только вот отношение мужа роженицы к врачу было вовсе не столь благодушным, как это представлено в художественной версии событий. Вспоминает Т.Н. Лаппа: «В первую же ночь, как мы приехали, Михаила к роженице вызвали. Я сказала, что тоже пойду, не останусь одна в доме. Он говорит: «Забирай книги, и пойдем вместе». Только расположились и пошли ночью в больницу. А муж этой увидел Булгакова и говорит: «Смотри, если ты ее убьешь, я тебя зарежу». Вот, думаю, здорово. Первое приветствие. Михаил посадил меня в приемной, «Акушерство» дал и сказал, где раскрывать. И вот прибежит, глянет, прочтет и опять туда. Хорошо акушерка опытная была. Справились, в общем… И все время потом ему там грозили». Очень скоро М.А. Булгаков приобрел опыт и оперировал уже без учебника. Больных на приеме было очень много, к тому же его часто вызывали к больным в окрестные деревни. По утверждению Татьяны Николаевны, «диагнозы он замечательно ставил. Прекрасно ориентировался».
Булгаков был действительно хорошим и удачливым врачом. Сам Михаил Афанасьевич в рассказе «Вьюга» так описал будни земского врача: «Ко мне на прием по накатанному санному пути стали ездить по сто человек крестьян в день. Я перестал обедать… И кроме того, у меня было стационарное отделение на тридцать человек. И кроме того, я ведь делал операции. Одним словом, возвращаясь из больницы в девять часов вечера, я не хотел ни есть, ни пить, ни спать… И в течение двух недель по санному пути меня ночью увозили раз пять». Но благодаря этому Булгаков приобрел немалый врачебный опыт.
Но в жизни успешного земского врача случилось несчастье: Михаил Булгаков пристрастился к морфию. Т.Н. Лаппа рассказывала: «Привезли ребенка с дифтеритом, и Михаил стал делать трахеотомию. Знаете, горло так надрезается? Фельдшер ему помогал, держал там что-то. Вдруг ему стало дурно. Он говорит: «Я сейчас упаду, Михаил Афанасьевич». Хорошо, Степанида перехватила, что он там держал, и он тут же грохнулся. Ну уж не знаю, как там они выкрутились, а потом Михаил стал пленки из горла отсасывать и говорит: «Знаешь, мне, кажется, пленка в рот попала. Надо сделать прививку». Я его предупреждала: «Смотри, у тебя губы распухнут, лицо распухнет, зуд будет страшный в руках и ногах». Но он все равно: «Я сделаю». И через некоторое время началось: лицо распухает, тело сыпью покрывается, зуд безумный. Безумный зуд. А потом страшные боли в ногах. Это я два раза испытала. И он, конечно, не мог выносить. Сейчас же: «Зови Степаниду». Я пошла туда, где они живут, говорю, что «он просит вас, чтобы вы пришли». Она приходит. Он: «Сейчас же мне принесите, пожалуйста, шприц и морфий». Она принесла морфий, впрыснула ему. Он сразу успокоился и заснул. И ему это очень понравилось. Через некоторое время, как у него неважное состояние было, он опять вызвал фельдшерицу. Она же не может возражать, он же врач… Опять впрыскивает. Но принесла очень мало морфия. Он опять Вот так это и началось».