«Отелло» Шекспира: источники сюжета

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:57, реферат

Описание работы

Отелло, венецианский мавр — пьеса Уильяма Шекспира, написанная около 1604 года. Сюжет пьесы основан на произведении Джиральди Чинтио «Венецианский мавр». Эта трагедия Шекспира, посвященная проблеме зла. По выражению одной американской исследовательницы, главное в этой трагедии – «фактор Яго». Как зло распространяется в мире? Какими способами оно путешествует?»

Содержание

Содержание:
Введение……………………………………………………………………………..3
История создания и источник сюжета………………………………………….3
Трагедия «Отелло»……………………………………………………………....4
Система образов………………………………………………………………....4
а) Яго……………………………………………………………………………..4
б) Родриго………………………………………………………………………..5
в) Отелло…………………………………………………………………………6
г) Дездемона…………………………………………………………………......8
4. Интересные факты……………………………………………………………...10
Заключение…………………………………………………………………….…...11
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Министерство науки и образования Украины.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Министерство  науки и образования Украины

Мариупольский Государственный Гуманитарный Университет 
 
 

Реферат:

По предмету

«История  мировой литературы»

На тему

«Отелло»  Шекспира: источники сюжета» 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка І курса

Специальности журналистика

Корчма  Оксана

Проверила:

Вялкова И.А. 
 

Мариуполь 2009

Содержание: 

Введение……………………………………………………………………………..3

  1. История создания и источник сюжета………………………………………….3
  2. Трагедия «Отелло»……………………………………………………………....4
  3. Система образов………………………………………………………………....4

    а) Яго……………………………………………………………………………..4

    б) Родриго………………………………………………………………………..5

    в) Отелло…………………………………………………………………………6

    г) Дездемона…………………………………………………………………......8

4.  Интересные  факты……………………………………………………………...10

Заключение…………………………………………………………………….…...11

Список литературы………………………………………………………………...12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение: 

Отелло, венецианский мавр — пьеса Уильяма Шекспира, написанная около 1604 года. Сюжет пьесы  основан на произведении Джиральди  Чинтио «Венецианский мавр». Эта  трагедия Шекспира, посвященная проблеме зла. По выражению одной американской исследовательницы, главное в этой трагедии – «фактор Яго». Как зло распространяется в мире? Какими способами оно путешествует?» 

  1. История создания и источник сюжета:
 

«Отелло» - трагедия У. Шекспира. Эта трагедия была впервые поставлена на сцене лондонского театра «Глобус» 6 октября 1604 г. в честь короля Якова I, незадолго до этого даровавшего труппе театра право называться «Слугами Его Величества». Вероятно, трагедия была написана в том же году. Впервые была опубликована в 1622 г. лондонским издателем Т. Уокли. Источником сюжета послужила новелла Д. Чинтио «Венецианский мавр» из сборника 1566 г. «Сто рассказов», в котором история подана как «рассказ жены прапорщика». Эта новелла была переведена на английский язык лишь в XVIII веке, поэтому остается допустить, что либо Шекспир был знаком с ее итальянским или французским текстом, либо слышал чей-то подробный пересказ. При сохранении обшей линии сюжета, в ключевых моментах, в создании психологически сложных характеров героев Шекспир существенно переработал исходный материал: видоизменил мотив мести негодяя Прапорщика, по новелле, влюбленного в Дездемону и отвергнутого ею, придает возвышенный характер любви Дездемоны и Отелло, которого она «полюбила доблесть», он же ее «за сочувствие к нему». Мотив ревности Отелло также был значительно изменен: у Шекспира она продиктована не уязвленным чувством чести или оскорбленной гордостью мужа-собственника, а является исполнением реального долга героя, стремящегося уничтожить зло в мире. Отелло - не мелодраматический злодей, убивающий из ревности; при таких условиях поэт не мог бы заинтересовать нас его судьбой и еще менее - вызвать в нас впечатление трогательное и возвышенно трагическое. Драма здесь утрачивает узко личный, любовный смысл и поднимается до высшего трагического мотива - до столкновения личности со средой.

Во всех зрелых шекспировских трагедиях изображаемые на сцене события отодвинуты от зрителя  в глубину веков - в античность или в легендарное средневековье. Такая хронологическая дистанция была необходима поэту для того, чтобы он мог в обобщенной форме решать самые большие и самые острые проблемы, выдвигаемые современностью. И только «Отелло» в этом плане представляет исключение. Историческое событие, которое Шекспир вводит в свою пьесу, - попытка турецкого нападения на Кипр - имело место в 1570 году, всего за 30 лет до премьеры «Отелло». Если же учесть, что англичане эпохи Шекспира, несмотря на всю неприязнь к своим главным врагам - испанцам, продолжали восхищаться победой испанского флота над турками при Лепанто в 1571 году, то становится ясным, что зрители «Глобуса» должны были реагировать на трагедию о венецианском мавре как на пьесу о современности.

В «Отелло» развитие действия пьесы в наибольшей, по сравнению со всеми зрелыми трагедиями Шекспира, степени сконцентрировано вокруг событий личного плана. Здесь нет ни Троянской войны, ни столкновения Египта с Римской империей. Даже военный конфликт, готовый разгореться между Венецией и турками, оказывается исчерпанным уже в первой сцене второго действия: буря, пощадившая корабли Отелло и Дездемоны, пустила ко дну турецкую эскадру.

Такое построение пьесы легко может привести к  анализу «Отелло» как трагедии сугубо личного плана. Однако любое преувеличение  интимно-личного начала в «Отелло» в ущерб другим сторонам этого произведения в конце концов неизбежно оборачивается попыткой ограничить шекспировскую трагедию узкими рамками драмы ревности. Правда, в словесном обиходе всего мира имя Отелло уже давно стало синонимом ревнивца. Но тема ревности в шекспировской трагедии выступает если не как второстепенный элемент, то во всяком случае как производное от более сложных проблем, определяющих идейную глубину пьесы. [2] 

  1. Трагедия  «Отелло»:
 

Мавр Отелло – военный на службе венецианского дожа. Он любит дочь венецианского сенатора Брабанцио, и эта любовь взаимна, влюбленные бегут и тайно венчаются. Но у Отелло есть заклятый враг – Яго, которому Отелло не дал лейтенантского чина, возведя в это звание Кассио. Яго клянется отомстить. В качестве своей пешки он использует влюбленного в Дездемону Родриго. Яго убеждает Отелло, что Дездемона изменяет ему с Кассио, а в качестве доказательства фигурирует платок, который Дездемона обронила. (Платок этот, принадлежавший ранее матери Отелло, мавр отдал своей жене.) Платок подобрала жена Яго Эмилия и отдала мужу, который подбросил его Кассио. Родриго пытался убить Кассио, но только ранил его, а Яго убивает самого Родриго. Однако на трупе Родриго находят обличающие Яго письма. Отелло душит Дездемону, но, узнав о страшной трагедии, Эмилия признается в том, что она подобрала платок и отдала Яго. Яго закалывает Эмилию, и она умирает рядом с Дездемоной. Узнав о том, что он убил невинную Дездемону, а виноват во всем Яго, Отелло ранит Яго и закалывается. [4] 

  1. Система образов:

а) Яго: 

Яго молод - ему  всего 28 лет, но в венецианской армии  он уже не новичок; и видно, что вся его сознательная жизнь связана с военной службой. В этом с особой наглядностью убеждает искреннее возмущение Яго по поводу того, что на место заместителя Отелло назначен не он, а Кассио; в повышении Кассио Яго усматривает вызов нормальному армейскому порядку, при котором на продвижение по службе может в первую очередь претендовать тот, кто выше по званию и у кого больше выслуга лет.

В той же сцене  Яго упоминает о своем участии  в боях на Кипре и Родосе, в  христианских и языческих странах; в дальнейшем он также неоднократно вспоминает эпизоды своей боевой жизни.

Ум Яго чем-то напоминает ум шахматиста. Садясь за доску, шахматист имеет перед собой главную цель - выигрыш; но он еще не знает, каким конкретным путем этот выигрыш может быть достигнут. Однако опытный игрок, наблюдая за тем, как ответные действия недостаточно подготовленного противника обнажают слабости его позиции, очень скоро создает тактический план атаки и начинает предвидеть, к каким последствиям приведут его ходы и как совокупность этих ходов позволит ему добиться победы. Так и Яго объявляет войну Отелло, еще не имея конкретного плана наступления.  

Яго использует лучшие качества, присущие Отелло и Дездемоне, для того, чтобы погубить их. 

Главное, могучее  и эффективное оружие Яго - его  трезвый, практический ум. Яго - человек, наделенный замечательной наблюдательностью, которая помогает ему составить  безошибочное представление об окружающих его людях. Помимо проницательного ума Яго вооружен еще одним свойством, позволяющим ему выполнять свои черные планы. Это его великолепное умение скрывать свою сущность под маской солдатской прямоты и простодушия. Очень часто Яго, коварно преследуя свои тайные цели, говорит заведомую ложь о других действующих лицах пьесы. Но в минуты, когда он, оставшись один на сцене, откровенно отзывается о людях, с которыми ему приходится сталкиваться, его оценки поражают своей проницательностью; в них лаконично, но четко и объективно выражена самая сокровенная сущность персонажей. 

б) Родриго: 

Социальная характеристика Родриго предельно ясна. Он богатый  наследник, проматывающий имения, которые  достались ему от предков. Родриго  вхож в приличное общество; он даже сватается к дочери уважаемого венецианского сенатора, одного из самых влиятельных лиц в городе.

Родриго смешон: он глуп и труслив, он безволен до плаксивости. Однако комическая сторона далеко не исчерпывает всего содержания образа Родриго. Этот представитель золотой венецианской молодежи не наделен способностью мыслить или действовать самостоятельно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Яго удалось сделать Родриго послушным исполнителем своих планов.  

Очень показательно, что Яго не посвящает Родриго в суть своего замысла. Преследуя свои собственные цели, Яго одновременно укрепляет слабую волю Родриго и раскрывает перед ним определенный простор, который необходим ему для исполнения своих желаний. И во имя этих желаний Родриго, подхлестнутый Яго, оказывается способным на любое преступление, вплоть до убийства из-за угла, как это доказывает его ночное нападение на Кассио.

Так происходит потому, что Родриго лишен каких  бы то ни было моральных принципов. Брабанцио отказал ему от дома, Дездемона вышла замуж за мавра. Но похотливость, движущая Родриго, заставляет его надеяться, что с помощью сводника ему все же удастся пробраться в спальню Дездемоны. Вот и весь круг его желаний.

А сводником  в глазах Родриго выступает Яго. Реплика, открывающая трагедию, свидетельствует об этом более чем убедительно: 

Ни  слова больше, это  низость, Яго. 

Ты  деньги брал, а этот случай скрыл. 

В конце пьесы  Родриго предпринимает попытку  порвать с Яго, но это решение  продиктовано вовсе не высокими моральными соображениями. Родриго возмущен лишь тем, что Яго обобрал его; он намерен обратиться к Дездемоне и просить у нее драгоценности, которые Яго якобы передавал ей. Великолепный штрих, до конца разоблачающий мелочность и торгашескую сущность Родриго! Размолвка между Яго и Родриго делает еще более наглядной безвольную подлость Родриго: как оказывается в дальнейшем, он соглашается убить Кассио, имея в то же время в кармане письмо, в котором он - пусть в неясной форме - отмежевывается от Яго. 

в) Отелло: 

Отелло по внешнему положению - всеми чтимый генерал, имеющий за собой царственных предков, общепризнанный спаситель Венеции, опора ее свободы. Но нравственно он одинок и не только чужд республике, а даже презираем ее правителями. Во всем венецианском совете не находится никого, кроме дожа, кто бы мог поверить в естественность любви Дездемоны к мавру, и все совершенно серьезно справляются, не прибегал ли он «к средствам запрещенным, насильственным, чтоб подчинить себе и отравить девицы юной чувство?». Отелло инстинктивно понимает свою роль, с болью в сердце сознается, что у него не было ни малейшей надежды увлечь Дездемону, первую красавицу гордого аристократического мира, и он даже теперь не может объяснить сенаторам, как это случилось. И его единственное объяснение, отнюдь не свидетельствующее о самоуверенности: «Она меня за муки полюбила». Так говорит Отелло, очевидно, не решаясь чувство Дездемоны приписать каким бы то ни было своим достоинствам. Он принимает ее любовь как незаслуженный дар, как счастье, в момент осуществления которого остается только умереть.

Когда в душу Отелло впервые закрадывается мысль  о том, что он может потерять Дездемону, венецианский полководец с чувством обреченности вспоминает что от - черен. 

Информация о работе «Отелло» Шекспира: источники сюжета