Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:06, реферат
Средневековье - период истории от 5 века (разрушение Римской империи и Великое переселение народов) до эпохи Возрождения и Реформации (конец 15 века - начало 16 века). По сложившейся периодизации раннее средневековье скорее произошло в Западной Европе, чем в Восточной (около 9-11 века). В исторической науке понятие «Средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода - более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества.
Особое внимание хотелось бы уделить двум направлениями литературы средних веков, это официальная клерикальная литература и клерикальная лирика.
В клерикальной литературе ярко выражена дидактичность. В ней широко используется античная и библейская топика.
Клерикальная
официальная
На всем протяжении
многовекового развития средневековья
особой популярностью пользовалась
агиография – церковная литература,
описывающая жития святых. К X в. сформировался
канон этого литературного
К видениям примыкает жанр дидактико-аллегорической поэмы (о Страшном суде, грехопадении и т.д.).
К числу дидактических жанров относятся также проповеди, разного рода сентенции (изречение нравоучительного характера), заимствованные как из Библии, так и у античных поэтов-сатириков. Сентенции собирались в специальные сборники, своеобразные учебники житейской мудрости.
Среди лирических жанров клерикальной литературы доминирующее положение занимали гимны, воспевающие святых покровителей монастырей, церковные праздники. Гимны имели собственный канон. Композиция гимна о святых, например, включала зачин, панегирик святому, описание его подвигов, молитву к нему с просьбой о заступничестве и т.д.
Литургия – главное христианское богослужение, известное со II века, носит строго канонический и символический характер. К эпохе раннего средневековья относится зарождение литургической драмы. Истоки ее – диалогические вставки в канонический текст литургии, так называемые тропы, возникли в конце IX – X вв. Первоначально эти диалоги сопровождались пантомимой, постепенно переходя в сценки, а затем и в небольшие пьесы на библейские сюжеты, разыгрывавшиеся священниками или певчими возле алтаря. Католическая церковь поддерживала литургическую драму с ее ярко выраженной дидактичностью. К концу XI в. литургическая драма потеряла связь с литургией. Помимо драматизации библейских эпизодов, она начала разыгрывать жития святых, использовать элементы собственно театра – декорации. Усиление развлекательности и зрелищности драмы, проникновение в нее мирского начала вынудило церковь вынести драматические представления за пределы храма – сначала на паперть, а затем и на городскую площадь. Литургическая драма стала основой для возникновения средневекового городского театра.
Клерикальная лирика
Клерикальная
лирика берет свое начало с творчества
вагантов (от латинского – «странствующий»)
(XI – XIII вв.). Их музыка была адресована
духовной элите средневекового общества
– образованной его части, умеющей
ценить поэтическое творчество. Песни
создавались на латыни. Создателями
лирики вагантов были бродячие клирики,
главным образом, недоучившиеся
студенты, не нашедшие себе места в
церковной иерархии. Ваганты были
образованными людьми, лично независимыми,
как бы «выпавшими» из социальной
структуры средневекового общества,
материально необеспеченными –
эти особенности их положения
способствовали выработке тематического
и стилистического единства их лирики.Как
и вся латинская литература этого периода,
лирика вагантов опирается на античные
и христианские традиции (источники сатиры
вагантов – Ювенал и библейские пророки,
эротических тем – Овидий и «Песнь песней»).
Поэтическое наследие вагантов широко
и многообразно: это и стихи, воспевающие
чувственную любовь, кабаки и вино, и произведения,
обличающие грехи монахов и священников,
пародии на литургические тексты, льстивые
и даже нахальные просительные стихи.
Ваганты сочиняли и религиозные песнопения,
дидактические и аллегорические поэмы,
но эта тематика занимала незначительное
место в их творчестве.Творчество вагантов
в основном анонимно. Известно мало имен,
среди них – Гугон, прозванный «Примасом
(Старейшина) Орлеанским» (кон. XI – сер.
XII в.), Архипиит (XII в.), Вальтер Шатильонский
(вторая половина XII в). Антиаскетическая,
антицерковная литература вагантов преследовалась
католической церковью. К концу XIII в. вагантская
поэзия сошла на нет из-за репрессий, наложенных
церковью, и не выдержав конкуренции со
стороны светских соперников – с новоязычпой
поэзией провансальских трубадуров, французских
труверов и немецких миннезингеров.
Заключение:
Феодальное общество
породило новую культуру, отличную
от культуры античного рабовладельческого
общества.
Главной ее носительницей была церковь,
охранительница и защитница класса феодалов.
Средневековая культура заимствовала
от погибшего древнего мира лишь христианство
да несколько полуразрушенных городов.
Вся культура раннего средневековья получила
религиозную окраску. Античную философию
сменило богословие, пришли в упадок математические
и естественно-научные дисциплины, литература
свелась к житиям святых, история — к монастырским
Хроникам. Обучение было полностью монополизировано
церковью. Она утверждала школьную программу
и отбирала контингент учащихся, формируя
церковную иерархию. Она отвергала светское
знание, фальсифицировала античных авторов,
ревниво оберегала античные книги в недрах
монастырских библиотек.По мнению Тертуллиана
(писателя-церковника), сами понятия «философ»
и «христианин» —диаметрально противоположны.
Но взамен античной философии возникает
христианская теология, под знаком которой
развивается средневековая культура.
Список используемой литературы:
ЛИТЕРАТУРА
1. Аврелий Августин. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. М.: Республика, 1992.
2. Боэций Датский. О высшем благе, или о жизни философа. О вечности мира// Вопросы философии, 1994, №5.
3. Джованни Бонавентура. О возвращении наук к теологии// Вопросы философии, 1993, №8.
4. Соколов В.В.
Средневековая философия:
5. Чанышев А.Н. Курс
лекций по древней и средневековой философии:
Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа,
1991.
Информация о работе Особенности средневекового мировоззрения, его религиозно-символический характер