Особенности средневекового мировоззрения, его религиозно-символический характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:06, реферат

Описание работы

Средневековье - период истории от 5 века (разрушение Римской империи и Великое переселение народов) до эпохи Возрождения и Реформации (конец 15 века - начало 16 века). По сложившейся периодизации раннее средневековье скорее произошло в Западной Европе, чем в Восточной (около 9-11 века). В исторической науке понятие «Средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода - более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества.

Работа содержит 1 файл

реферат по древнерусской литре..docx

— 33.12 Кб (Скачать)

Особое внимание хотелось бы уделить двум направлениями  литературы средних веков, это официальная  клерикальная литература и клерикальная лирика.

В клерикальной литературе ярко выражена дидактичность. В ней широко используется античная и библейская топика.

Клерикальная  официальная 

На всем протяжении многовекового развития средневековья  особой популярностью пользовалась агиография – церковная литература, описывающая жития святых. К X в. сформировался  канон этого литературного жанра: несокрушимый, твердый дух героя (мученика, миссионера, борца за христианскую веру), классический набор добродетелей, постоянные формулы восхваления. Жизнь  святого предлагала высший нравственный урок, увлекала образцами праведной  жизни. Для житийной литературы характерен мотив чуда, отвечавший народным представлениям о святости. Популярность житий привела  к тому, что отрывки из них –  «легенды» (например, известные легенды  о святом Франциске Ассизском /1181/1182 – 1226 гг./, основавшем нищенствующий  орден францисканцев) стали читать в церкви, а сами жития – собирать в обширнейшие сборники. Широкую  известность в средневековой  Европе приобрела «Золотая легенда» Якова Ворагинского (XIII в.) – свод житий католических святых.Склонность средневековья к иносказанию, аллегории выражал жанр видений. Согласно средневековым представлениям высший смысл открывается только откровением – видением. В жанре видений автору во сне открывалась судьба людей и мира. Видения часто рассказывали о реальных исторических лицах, что способствовало популярности жанра. Видения оказали значительное влияние на развитие позднейшей средневековой литературы, начиная со знаменитого французского «Романа о Розе» (XIII в.), в котором ярко выражен мотив видений («откровений во сне»), до «Божественной комедии» Данте.

К видениям примыкает  жанр дидактико-аллегорической поэмы (о Страшном суде, грехопадении и  т.д.).

К числу дидактических  жанров относятся также проповеди, разного рода сентенции (изречение  нравоучительного характера), заимствованные как из Библии, так и у античных поэтов-сатириков. Сентенции собирались в специальные сборники, своеобразные учебники житейской мудрости.

Среди лирических жанров клерикальной литературы доминирующее положение занимали гимны, воспевающие  святых покровителей монастырей, церковные  праздники. Гимны имели собственный  канон. Композиция гимна о святых, например, включала зачин, панегирик  святому, описание его подвигов, молитву  к нему с просьбой о заступничестве и т.д.

Литургия –  главное христианское богослужение, известное со II века, носит строго канонический и символический характер. К эпохе раннего средневековья  относится зарождение литургической  драмы. Истоки ее – диалогические  вставки в канонический текст  литургии, так называемые тропы, возникли в конце IX – X вв. Первоначально эти  диалоги сопровождались пантомимой, постепенно переходя в сценки, а  затем и в небольшие пьесы на библейские сюжеты, разыгрывавшиеся священниками или певчими возле алтаря. Католическая церковь поддерживала литургическую драму с ее ярко выраженной дидактичностью. К концу XI в. литургическая драма потеряла связь с литургией. Помимо драматизации библейских эпизодов, она начала разыгрывать жития святых, использовать элементы собственно театра – декорации. Усиление развлекательности и зрелищности драмы, проникновение в нее мирского начала вынудило церковь вынести драматические представления за пределы храма – сначала на паперть, а затем и на городскую площадь. Литургическая драма стала основой для возникновения средневекового городского театра.

Клерикальная  лирика

Клерикальная  лирика берет свое начало с творчества вагантов (от латинского – «странствующий») (XI – XIII вв.). Их музыка была адресована духовной элите средневекового общества – образованной его части, умеющей  ценить поэтическое творчество. Песни  создавались на латыни. Создателями  лирики вагантов были бродячие клирики, главным образом, недоучившиеся  студенты, не нашедшие себе места в  церковной иерархии. Ваганты были образованными людьми, лично независимыми, как бы «выпавшими» из социальной структуры средневекового общества, материально необеспеченными –  эти особенности их положения  способствовали выработке тематического  и стилистического единства их лирики.Как и вся латинская литература этого периода, лирика вагантов опирается на античные и христианские традиции (источники сатиры вагантов – Ювенал и библейские пророки, эротических тем – Овидий и «Песнь песней»). Поэтическое наследие вагантов широко и многообразно: это и стихи, воспевающие чувственную любовь, кабаки и вино, и произведения, обличающие грехи монахов и священников, пародии на литургические тексты, льстивые и даже нахальные просительные стихи. Ваганты сочиняли и религиозные песнопения, дидактические и аллегорические поэмы, но эта тематика занимала незначительное место в их творчестве.Творчество вагантов в основном анонимно. Известно мало имен, среди них – Гугон, прозванный «Примасом (Старейшина) Орлеанским» (кон. XI – сер. XII в.), Архипиит (XII в.), Вальтер Шатильонский (вторая половина XII в). Антиаскетическая, антицерковная литература вагантов преследовалась католической церковью. К концу XIII в. вагантская поэзия сошла на нет из-за репрессий, наложенных церковью, и не выдержав конкуренции со стороны светских соперников – с новоязычпой поэзией провансальских трубадуров, французских труверов и немецких миннезингеров. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение:

Феодальное общество породило новую культуру, отличную от культуры античного рабовладельческого общества. 
Главной ее носительницей была церковь, охранительница и защитница класса феодалов. 
Средневековая культура заимствовала от погибшего древнего мира лишь христианство да несколько полуразрушенных городов. Вся культура раннего средневековья получила религиозную окраску. Античную философию сменило богословие, пришли в упадок математические и естественно-научные дисциплины, литература свелась к житиям святых, история — к монастырским Хроникам. Обучение было полностью монополизировано церковью. Она утверждала школьную программу и отбирала контингент учащихся, формируя церковную иерархию. Она отвергала светское знание, фальсифицировала античных авторов, ревниво оберегала античные книги в недрах монастырских библиотек.По мнению Тертуллиана (писателя-церковника), сами понятия «философ» и «христианин» —диаметрально противоположны. Но взамен античной философии возникает христианская теология, под знаком которой развивается средневековая культура.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы:

ЛИТЕРАТУРА 

1. Аврелий Августин. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. М.: Республика, 1992.

2. Боэций Датский.  О высшем благе, или о жизни  философа. О вечности мира// Вопросы  философии, 1994, №5.

3. Джованни Бонавентура. О возвращении наук к теологии// Вопросы философии, 1993, №8.

4. Соколов В.В.  Средневековая философия: Учебное  пособие для философских факультетов. и отделений ун-тов. М.: Высшая школа, 1979.

5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1991.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности средневекового мировоззрения, его религиозно-символический характер