Основные тенденции творчества Дж.Остен Роман «Гордость и предубеждение»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:16, реферат

Описание работы

Влияние Остен на английских писателей-реалистов XIX века было огромно. Ее почитали большие художники и критики; на нее ссылались, у нее предлагали учиться. Одни писатели ставили ее творения в пример другим как образец реалистического мастерства. Иные ее отвергали. Вплоть до наших дней английские литературоведы, изучая того или другого из классиков реализма XIX века, сравнивают его с Остен. Искусство Остен требует особого разговора и каких-то особых определений, но – что уже бесспорно, и к этому убеждению пора прийти, - без Остен нет английского реализма XIX века.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………..3
2. Краткая биография…………………………………………………………….4
3.Периодизация творчества Джейн Остен……………………………6
4. Структурное построение и стилистика на основе романа «Гордость и предубеждение»………………………………………………..8
5.Заключение……………………………………………………………20
6.Список литературы…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

готовый реферат.docx

— 38.56 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ  ИМ.Е.Р.ДАШКОВОЙ

Факультет «Иностранных языков» 
 
 
 
 

«Основные тенденции творчества Дж.Остен Роман «Гордость и предубеждение» 
 
 
 
 
 
 

Письменная  работа

Студента 1 курса  заочного отделения

Соловьевой  А.В. 
 

Москва

2011 

Содержание. 

1.Введение……………………………………………………………………………..3

2. Краткая биография…………………………………………………………….4

3.Периодизация творчества  Джейн Остен……………………………6

4. Структурное построение и стилистика  на основе романа «Гордость и предубеждение»………………………………………………..8

5.Заключение……………………………………………………………20

6.Список литературы……………………………………………………………….21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение

     С именем Джейн Остен для каждого  образованного англичанина связано  многое: книги, которые он когда-то прочел и любит перечитывать, представление  о совершенстве формы, образы героев, которых он вспоминает, узнавая их речь или повадки в людях, живущих  сегодня.

     Влияние Остен на английских писателей-реалистов XIX века было огромно. Ее почитали большие  художники и критики; на нее ссылались, у нее предлагали учиться. Одни писатели ставили ее творения в пример другим как образец реалистического  мастерства. Иные ее отвергали. Вплоть до наших дней английские литературоведы, изучая того или другого из классиков  реализма XIX века, сравнивают его с Остен. Искусство Остен требует особого разговора и каких-то особых определений, но – что уже бесспорно, и к этому убеждению пора прийти, - без Остен нет английского реализма XIX века.

     Трудно  не согласиться с Уолтоном, Литцем (США) писавшим в своей монографии об Остен: «Мы называем ее первым «современным»  английским романистом, потому что  она была первым прозаиком, который  синтезировал достигнутые Филдингом  и Ричардсоном, тем самым предвосхищая классические образы XIX века, тот метод  его, который позволили художникам отразить как ход внешних событий, так и всю сложность индивидуальных впечатлений и восприятий личности».

  1. Краткая биография.
 

  Джейн Остен родилась 16 декабря 1775 года. Отец ее, Джордж Остен, происходивший из старинной кентской семьи, был стипендиатом колледжа св. Иоанна в Оксфорде, а затем, по рекомендации отдаленного родственника, стал приходским священником в Стивентоне (графство Хэмпшир). Женился он на Кассандре Ли, дочери дворянина из старого, но обедневшего рода. Джейн Остен была предпоследним ребенком в семье; у нее было шестеро братьев и одна сестра, Кассандра, старше ее на три года.

  Самым близким другом Джейн была ее старшая  сестра Кассандра. Ей она поверяла все  свои помыслы.  

  О самой Джейн Остен нам известно очень немного. Она вела замкнутую жизнь - жила в деревне, в небольших провинциальных городах: сначала в Стивентоне, потом в Бате, Саутхэмптоне, Чотэне, последние месяцы своей жизни - в Уинчестере, куда она уехала с Кассандрой для лечения. Там она и скончалась 18 июля 1817 г. от неизвестной болезни, омрачившей ее последние годы.

  В юности Джейн любила балы, танцы, веселье; прекрасно  играла в мяч. Любовь к театру она  сохранила на всю жизнь. Она обладала незаурядной выдержкой и сильными чувствами.

  Несколько больше известно о литературных склонностях Джейн. Отец ее был человеком академического склада ума. Он сам обучал своих детей и брал учеников в дом,- семья была большая, и на скромное приходское жалованье прожить было трудно. Джейн и Кассандра, правда, были посланы в школу в Рединге, но они вернулись, не пробыв там и года.  

  В семье много читали - не только во время уроков, но и собравшись по вечерам у камина в гостиной. Читали большей частью книги солидные и поучительные - Сэмюэля Джонсона в изложении его биографа Босвелла (Джонсона Джейн особенно любила, и уже взрослой называла «мой милый доктор Джонсон»), проповеди и богословские труды, «Историю Англии» Голдсмита, «Историю» Хьюма, многочисленные мемуары. Из романистов Джейн любила Ричардсона, Филдинга, Стерна, Марию Эджуорт, Фрэнсис Берни; из поэтов - Каупера, Попа, Томсона, Грея, Крабба. О последнем она как-то сказала, шутя, что он единственный человек, за которого она могла бы выйти замуж.

  Она хорошо знала Шекспира, в ее библиотеке был «Вертер» Гете и некоторые  другие переводные романы.   

  Еще более чужд ей был готический роман, и хоть она и относилась не без  уважения к Анне Радклифф, последователей ее она высмеивала с удивительной веселостью и меткостью. «Нортенгерское аббатство», в частности, пародирует приемы этой школы. 
 

  3. Периодизация творчества Джейн Остен 

  Писать  Джейн Остен начала очень рано. От первых, незавершенных опытов она с удивительной быстротой перешла к созданию зрелых произведений. При жизни писательницы были опубликованы четыре ее романа - «Разум и чувство» (1811), «Гордость и предубеждение» (1813), «Мэнсфилд Парк» (1814) и «Эмма» (1816). В 1818 году посмертным изданием вышли «Нортенгерское аббатство» и «Убеждение» (даты публикаций не совпадают с датами работы над романами). Все первые издания вышли без имени автора. В том обществе, в котором жила Джейн Остен, считалось неприличным, чтобы женщины писали романы. Она довольно долго скрывала свое авторство; многие из ее друзей и не подозревали того, что она пишет. Писала Джейн Остен на небольших листках почтовой бумаги - если бы кто-нибудь неожиданно вошел, их легко можно было бы спрятать или прикрыть. Дверь в холле скрипела, но Джейн не позволяла, ее исправить, вероятно, потому, что скрип двери предупреждал о приходе гостей.

  Обычно  исследователи делят творчество Джейн Остен на два периода: ранний, когда были созданы романы «Разум и чувство» (1795), «Гордость и предубеждение» (1796-1797), «Нортенгерское аббатство» (1797-1798), и зрелый, когда она работала над романами «Мэнсфилд Парк» (1811-1813), «Эмма» (1814-1815), «Убеждение» (1815-1816). Деление это очень условно. По свидетельству самой писательницы, она не раз возвращалась к работе над ранними романами в более поздние годы. Создавая зрелые произведения, она продолжала тщательно редактировать своих первенцев, которым всегда отдавала решительное предпочтение. И первые и вторые вышли в свет почти одновременно; в них мало различий в манере. Только в ранних романах, пожалуй, больше непосредственности, живого веселья и остроумия, тогда как в зрелых появляется налет дидактической серьезности («Эмма», «Мэнсфилд Парк») или грусти («Убеждение»). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  4. Структурное построение и стилистика на основе романа «Гордость и предубеждение». 

  Роман «Гордость и предубеждение» создавался в 1796-1797 годах. Джейн Остен начала работу над ним, когда ей едва исполнился 21 год, а закончила ее спустя 17 лет. Издатели отвергли рукопись, и она пролежала под спудом более пятнадцати лет. Лишь после успеха «Разума и чувства» Джейн Остен смогла опубликовать свой первый роман, который, по ее собственным словам, был ее «любимым детищем». Перед публикацией она подвергла его тщательной переработке, чем достигла необычайного сочетания: веселости, непосредственности, эпиграмматичности, зрелости мысли и мастерства.

  Многие  считают этот роман наиболее совершенным  из всего, что написала Джейн Остен. Как бы то ни было, в нем нашли ярчайшее выражение многие особенности ее мастерства. 

  Все основные герои Джейн Остен - Элизабет Беннет и Фицуильям Дарси; Мэриэн и Элинор Дэшвуд; Кэтрин Морлэнд и Генри Тилни; Энн Эллиот и капитан Уэнтворт, даже капризная Эмма и благонравный Эдмунд Бертрам - все они «учатся любить», и всем им - и в этом особенность «счастливого конца» Джейн Остен - после долгих заблуждений и страданий, удается этому «научиться». Благодаря «случаю» или «размышлению»?

  В романах  Джейн Остен и то, и другое играет, пожалуй, одинаково важную роль. Воспитанная на лучших образцах Просвещения, писательница не представляла себе Любви, не шествующей рука об руку с Разумом. И если случай помогает ее ослепленным героиням (или героям) увидеть свое ослепление, последующие размышления укрепляют их в правильности принятого решения. 

  Структурное построение романов Остен можно было бы, в самых общих чертах, изложить так. Все героини (или герои) начинают с заблуждения. Оно может принимать самые различные формы: они любят не тех, кого следует или не так любят. Случай - обычно где-то в середине романа - открывает им глаза на собственное заблуждение; на помощь случаю приходят размышления; вторая половина романа раскрывает сложный процесс освобождения от ошибок и заблуждений, поиски своего нового «я». Заблуждение - освобождение от него благодаря «случаю» или «размышлению» - обретение себя.  

  Что стоит на пути ее героинь (или героев) к обретению себя? На этот вопрос Джейн Остен дает недвусмысленный ответ. Это наследства, имения, земли или виды на наследства, имения, земли, - словом, соображения материальной корысти, характерные для английского общества начала XIX века; либо боязнь уронить себя, породнившись с человеком более низкого положения, и многочисленные запреты - словом, снобизм во всех его видах. В четырех из шести романов Джейн Остен (исключение составляют «Эмма» и «Убеждение») героини стоят по отношению к своим избранникам в положении Золушки: они гораздо ниже своих принцев родом и положением и часто страдают от вульгарности собственных родных. Вульгарность эта выражается не только в отсутствии манер, но и просто в бедности (Элизабет Беннет). Вместе с тем Золушки эти часто значительно выше своих избранников душой и сердцем, а подчас и умом. Прозрение их, а вместе с ними и их избранников, состоит в том, что они отказываются от общепринятой оценки людей (происхождение, наследство, связи), осознав, что человеческие достоинства не определяются ни сословием, ни богатством.

  Вот как эта структурная схема осуществляется в романе «Гордость и предубеждение». Элизабет Беннет, безусловно, выше своей среды, - она не только непосредственна, наблюдательна, весела, остроумна, но и образованна, умна и наделена высокими моральными принципами. Гордость ее страдает: она остро чувствует ничтожество своей матери и младших сестер, а также бесплодность парадоксальной иронии отца. Чувство это усиливается при знакомстве с Бингли и Дарси и с их окружением. Причин к тому великое множество - миссис Беннет отправляет Джейн в дождь верхом в имение Бингли, сестры Бингли не скрывают своего презрения к миссис Беннет, Дарси открыто пренебрегает Беннетами и пр. Все это Элизабет воспринимает как унижение. Попытки защититься ироническим смехом оказываются тщетными. Уязвленная гордость в соединении со случаем - знакомство с Уикхемом - порождают заблуждение. Элизабет уверена, что Дарси не только холодный и высокомерный гордец, но и злодей. Таким образом, причиной предубеждения Элизабет против Дарси служит прежде всего ее собственная гордость. Заблуждение Элизабет двойное: она не только считает Дарси лицемером и злодеем, погубившим не одну невинную жертву; Уикхем, подлинный элодей и лицемер, кажется ей невинно загубленной жертвой. Таковы экспозиция и завязка романа, занимающие первую его половину.

  Кульминация романа - письмо Дарси, вызвавшее поток  размышлений в уме Элизабет. С  него начинается медленное, мучительное  освобождение от ложных мыслей и толкований. Этому способствует «случай» - Уикхем соблазняет младшую сестру Элизабет; появляются и другие неопровержимые доказательства его вины. Элизабет осознает всю меру собственной гордости и предубеждения и, осознав, поднимается  над ними.

  В несколько  измененном виде схема эта повторяется  в линии Дарси. Вначале его  основная черта также гордость,- не просто сословная гордость, но и  гордость человека умного, образованного, сильного, сознающего свое превосходство  не только над ничтожным обществом, которое его окружает, но даже и над друзьями. Гордость эта так же, как и у Элизабет, ведет к предубеждению: он предубежден против семейства Беннет, так как они не ровня ему ни по положению в обществе, ни по уму, ни по образованию, ни по силе характера; и даже против самой Элизабет, ибо она принадлежит к этому семейству.

  Натура  глубокая и страстная, он не может, однако, долго сопротивляться велениям собственного сердца. Он решается поступить наперекор  всем соображениям и, не скрывая своих  мыслей, предлагает Элизабет руку. Страсть, овладевшая Дарси вопреки всем его  взглядам, такое же заблуждение, как  и его предубеждение против семейства  Беннет и против самой Элизабет. Недаром Элизабет воспринимает письмо Дарси как тяжкое оскорбление. Затем  наступают нелегкие для Дарси дни, дни осознания собственных заблуждений. В конце романа он освобождается от ложных принципов и от своего предубеждения. Обретая истинную любовь, он обретает и Элизабет.

Информация о работе Основные тенденции творчества Дж.Остен Роман «Гордость и предубеждение»