Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 14:42, реферат
Русская эмиграция проходила в три волны. Первая из них – волна массового переезда интеллигенции началась в 1917 году и продолжалась в течение шести лет гражданской войны. За это время родину покинуло большинство представителей серебряного века. Несмотря на бедственное положение, душевные муки из-за потери родины и отрыва от привычного уклада жизни, писатели продолжали творить и за рубежом. Литература не идет на спад, продолжают писаться прекрасные произведения (оказавшие немалое воздействие на литературу стран, в которых жила белая эмиграция).
Введение3
Эмиграция второй волны5
Биография Н. Моршена…………………………………………………………...6
Основные мотивы творчества Н. Моршена 8
Заключение15
Список литературы17
В дальнейших стихотворениях ужас возрастает. Конкретно-исторический страх соединяется со страхом мистическом в стихотворении «Как круги на воде расплывается страх…», где вещественные реалии времени («с решётками автомобили», «Воркута, Магадан, Колыма, Ухтпечлаг…») соседствуют с реалиями вневременными, архетипическими, традиционно несущими семантику насильственной смерти, тоски, отчаянья, страха («сырость в подвалах», «метель», «змея», «ветер», «горькая вода»), так что их сплав с дополнительной образной экспрессией, религиозными и дантовскими мотивами создаёт особую атмосферу вселенского мистического страха, окутавшего родину поэта: страх «заползает и в щели и в норы», «проникает сквозь поры», как ртуть, окутывает «терновым венцом», «знаком Каина», пока не становится «девятым кругом» ада.
И, наконец, необъяснимый мистический страх связан с мотивами сна - пробуждения: лирический герой ждёт трамвая на фоне замерзающего города, но нужный трамвай не подходит, а вместо него появляются фантасмагорические образы. Герой перестает понимать, где явь, а где сон. Реальность, происходящая вокруг не лучше кошмара, преследующего во сне:
…глядя с ужасом на то,
Как ужас искажает лики,
Которых нет передо мной,
Я вдруг мычу нелепым криком,
Как раненый глухонемой,
И просыпаюсь. Боже мой!
(«На Первомайской жду трамвая…»)
В другом стихотворении («С глазами-бусинками примитивной твари…») в такой же мистический ужас приводит труп крысы, мимо
мёртвых глаз которой мелькали каблуки прохожих: «…было как-то
жутко
и тоскливо, // И смерть особенно
страшила нас») [2,19]. Никакой политики,
никакой истории, это может происходить
в любое время, но окружающие
конкретно-исторические стихотворения
с одной стороны придают особую выразительность
необъяснимому ужасу и отвращению.
Второй период творчества – период сборника «Двоеточие». Мрачные пейзажи сталинского режима в нем сменяются философской лирикой. Второй период – период Космоса, имеющего свои тайны. Философично само название книги, смысл коего явствует из первого же стихотворения: «Я смерть трактую не как точку — // Как двоеточье:». Вопреки правилам пунктуации предложение заканчивается двоеточием — символом бесконечности жизни, что само по себе исключает отчаянье и тоску, и
одновременно, в том же стихотворении («Шагаю путаной дорогой…»),
символом душевной полноты, противоположной одиночеству: «Я не желаю в одиночку // Ни днём, ни ночью!» [2,65].
Примечательно
одно из стихотворений «Двоеточия»
под названием ответ на ноту (далее
автор поясняет, что ответ на «парижскую
ноту»). В противовес преобладающим
в то время пессимистическим настроениям,
преобладающим в русском
Поверь, что жизнь так многопланова,
В ней столько тайного и странного,
Не обречённого на слом.
. . . . . . . . . . . . . . .
Хочу, чтоб создавало творчество
Из бунта храмы, а не храмики,
Чтоб побеждало смертоборчество
Второй закон термодинамики…
Космос Моршена наполнен жизнью, которой поэт не устает восхищаться ею. Он искренне не понимает настроения остального русского зарубежья.
В этот период начинает проявляться самый важный для Моршена мотив – мотив звучащего слова. Слово является продолжением Космоса, его органичным завершением. «Лежит, кружит, поёт Земля, // Окутанная
дымкой Слова» («Среди туманностей цепных…») [2,71]. Стихотворение примечательно тем, что впервые в творчестве Моршена слово начинает употребляться с прописной буквы. Теперь оно не уходит с его стихотворений.
Слово как стих — это сделавший качественный скачок прах: «Бессмертья, может быть, залог» («Всё то, что мы боготворим…»). Это новая универсальная точка опоры Моршена, с которой он никогда не расстанется. Впервые проскальзывает впоследствии провозглашённая идея того, что Слово — живое:
…звери, люди и стихи —
Все братья, все одной породы,
Не прихоть — но закон природы,
Её успехи, не грехи.
(«У словарей») [2,90]
В конце «Двоеточия» выражается уже открытая любовь к русскому языку.
Мне родной язык роднее,
Восхитительнее всех…
(«Я свободен, как бродяга…»
«И в этом же стихотворении Моршен впервые в своей поэтической практике использует центон, собирая 10 строк четырёхстопного хорея из разных русских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Блока, Фета и других. А последние два стихотворения, «К русской речи» и «Открытие стиха», окончательно поворачивают Моршена на путь словопоклонения. Судорожная привязанность к русскому Слову, мастерское владение русским стихом при возрастающей трудности формальных задач — всё это создаёт главный внутренний стержень поэта, замещающий реальное пространство русского языка и русской культуры. Иными словами, это самая надёжная точка опоры, ведь Слова вбирает в себя историю, культуру и, наконец, менталитет нации, от которых поэт отрезан. И дальнейший путь Моршена — к скрытым в Слове таинственным богатствам, извлечь их можно только с помощью смелого эксперимента» [3,375].
Эксперименты Моршена со словами наибольшее развитие получило в сборнике «Эхо и зеркало», имеющего подзаголовок ««Идееподражание и
идееподражание», где уже применён ключевой в творчестве Моршена приём «эха и зеркала». Он начинает пользоваться вычленением значения одного слова из значения другого, сталкиванием смыслов в одной строфе.
Примеры новых значений слов многочисленны:
Кто в отупенье видит пень
И тень почувствует в растенье,
В весеннем — сень, в томленье — лень,
В разладе — ад, в сближенье— жженье...
(«Двоичное счисление»)
Есть и стихотворение, построенное целиком на звуковой инверсии:
Где ты не видишь разницы,
Там вижу я зарницы.
Ты ищешь повод крыситься,
А я б хотел искриться.
(«О сходстве крайностей»)
Прием эха и зеркала используется автором и в комических стихах. Тут уже не обыгрывание значения слов, являющееся главнейшим достижением Моршена. Этот прием создает смеховое звучание. Например, «На выставке»:
Здесь продолжатели увешали все стены —
Не то го-го, не то ге-ге, не то Гогены.
Одни красавицы расписаны цветисто
И под ма-ма и под ти-ти и по Матисса [2,145]
Стихотворение «Ухо и эхо» тоже другого рода, но не комического, а трагического звучания:
«На родине — счастье!»
Народ... и... несчастье!
«На родине — воля!»
Народ... и... неволя! [2, 155]
Таким
образом, на основании анализа
Заключение
Творчество писателей и поэтов второй волны эмиграции – чистая страница в литературоведении. Это связано с тем, что произведения данных авторов долгое время были под запретом в СССР. Многие произведение увидели свет только в начале 90х годов, антология некоторых не создана по сей день.
Н.Н. Моршен – одна из самых загадочных фигур в литературе 2й волны русского зарубежья. Биография и творчество писателя мало изучены и представлены отдельными статьями и «обрывками» биографии.
В нашей работе была предпринята попытка проанализировать творчество автора с точки зрения эволюции мотивов, прослеживаемых в стихотворениях. Для этого все творчество было условно разделено на три периода (период «Тюленя», период «Двоеточия» и период «Зеркала и эха»).
На
основании проведенного анализа
мы можем отметить, что ведущим
мотивом в период «Тюленя» становится
мотив родины, который подразделяется
на две противоположных точки
зрения – родины как чего-то идеального
(светлых юношеских
Во
втором периоде преобладает
Третий
период является органическим продолжением
второго периода, где культ слова
перерастает уже в языковую игру.
Моршену удалось то, чего не удавалось
целому поколению поэтов серебряного
века – он нашел форму, сумевшую
в себе воплотить и необходимое звучание
и необходимое значение. Рождается новый
прием зеркала и эха – прием, которым поэт
пользовался в своих произведениях до
конца жизни.
Список
литературы
— М.: Советский спорт, 2002.