Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 14:42, реферат
Русская эмиграция проходила в три волны. Первая из них – волна массового переезда интеллигенции началась в 1917 году и продолжалась в течение шести лет гражданской войны. За это время родину покинуло большинство представителей серебряного века. Несмотря на бедственное положение, душевные муки из-за потери родины и отрыва от привычного уклада жизни, писатели продолжали творить и за рубежом. Литература не идет на спад, продолжают писаться прекрасные произведения (оказавшие немалое воздействие на литературу стран, в которых жила белая эмиграция).
Введение3
Эмиграция второй волны5
Биография Н. Моршена…………………………………………………………...6
Основные мотивы творчества Н. Моршена 8
Заключение15
Список литературы17
Содержание
Введение3
Эмиграция второй волны5
Биография Н. Моршена………………………………………………………….
Основные мотивы творчества Н. Моршена 8
Заключение15
Список литературы17
Введение
Понятие «русское зарубежье» возникло и оформилось после октябрьской революции 1917 года, когда начались массовые переселения интеллигенции из бывшей Российской империи. За три волны эмиграции за рубеж выехало более 2х миллионов человек.
Россию покинул цвет русской интеллигенции. Больше половины философов, писателей, художников были высланы из страны или эмигрировали.
В
центрах рассеивания – в
Русская эмиграция проходила в три волны. Первая из них – волна массового переезда интеллигенции началась в 1917 году и продолжалась в течение шести лет гражданской войны. За это время родину покинуло большинство представителей серебряного века. Несмотря на бедственное положение, душевные муки из-за потери родины и отрыва от привычного уклада жизни, писатели продолжали творить и за рубежом. Литература не идет на спад, продолжают писаться прекрасные произведения (оказавшие немалое воздействие на литературу стран, в которых жила белая эмиграция).
Вторая волна – эмиграция периода второй мировой войны, о ней и пойдет речь в данной работе.
С третьей волной эмиграции из СССР также выезжали представители творческой интеллигенции. Писатели-эмигранты третьей волны, как правило, принадлежали к поколению «шестидесятников», немаловажную роль для этого поколения сыграл факт его формирования в военное и послевоенное время. «Дети войны», выросшие в атмосфере духовного подъема, возлагали надежды на хрущевскую «оттепель», однако вскоре стало очевидно, что коренных перемен в жизни советского общества «оттепель» не сулит. Началом свертывания свободы в стране принято считать 1963, когда состоялось посещение Н.С.Хрущевым выставки художников-авангардистов в Манеже. Середина 1960-х – период новых гонений на творческую интеллигенцию и, в первую очередь, на писателей. Первым писателем, высланным за границу, становится в 1966 В.Тарсис. В начале 1970-х СССР начинает покидать интеллигенция, деятели культуры и науки, в том числе, писатели. Из них многие были лишены советского гражданства (А.Солженицын, В.Аксенов, В.Максимов, В.Войнович и др.).
Цель данной работы – рассмотреть жизнь и творчество Н. Моршена.
В соответствии с целью выделяются следующие задачи:
Методы исследования. Для решения поставленных в данной работе задач применялись следующие методы: теоретический анализ, вторичный анализ литературы.
Структура
работы. Данная работа состоит из введения,
заключения, трех глав и списка использованной
литературы.
Вторая волна эмиграции, порожденная второй мировой войной, не отличалась таким массовым характером, как эмиграция из большевистской России. Со второй волной СССР покидают военнопленные, перемещенные лица – граждане, угнанные немцами на работы в Германию. Большинство эмигрантов второй волны селились в Германии (преимущественно в Мюнхене, имевшем многочисленные эмигрантские организации) и в Америке. К 1952 в Европе насчитывалось 452 тысячи бывших граждан СССР. 548 тысяч русских эмигрантов к 1950 прибыло в Америку.
Среди писателей, вынесенных со второй волной эмиграции за пределы родины, оказались И.Елагин, Д.Кленовский, Ю.Иваск, Б.Нарциссов, И.Чиннов, В.Синкевич, Н.Нароков, Н.Моршен, С.Максимов, В.Марков, Б.Ширяев, Л.Ржевский, В.Юрасов и др. На долю выехавших из СССР в 1940е выпали тяжелые испытания. Это не могло не сказаться на мироощущении литераторов: самыми распространенными темами в творчестве писателей второй волны становятся лишения войны, плен, ужасы большевистского террора.
В эмигрантской поэзии 1940–1950-х преобладает политическая тематика: Елагин пишет Политические фельетоны в стихах, антитоталитарные стихи публикует Моршен (Тюлень, Вечером 7 ноября). Виднейшим поэтом второй волны критика наиболее часто называет Елагина. Основными «узлами» своего творчества он называл гражданственность, беженскую и лагерную темы, ужас перед машинной цивилизацией, урбанистическую фантастику. По социальной заостренности, политическому и гражданскому пафосу стихи Елагина оказывались ближе советской поэзии военного времени, нежели «парижской ноте».
К философской, медитативной лирике обратились Иваск, Кленовский, Синкевич. Религиозные мотивы звучат в стихах Иваска. Принятие мира – в сборниках Синкевич Наступление дня, Цветение трав, Здесь я живу. Оптимизмом и гармоничной ясностью отмечена лирика Д.Кленовского (книги Палитра, След жизни, Навстречу небу, Прикосновение, Уходящие паруса, Певучая ноша, Теплый вечер, Последнее). Значителен вклад в эмигрантскую поэзию и Чиннова, Т.Фесенко, В.Завалишина, И.Буркина.
Герои,
не сжившиеся с советской
Большинство
писателей второй волны эмиграции
печатались в выходившем в Америке
«Новом журнале» и в журнале «Грани».
Имя Николая Николаевича Моршена очень мало говорит современному русскому читателю. А между тем, зарубежная критика характеризует поэта как одного из классиков второй волны российской эмиграции; его имя употребляется наряду с именами И. Елагина и Д. Кленовского (впрочем, и эти фамилии малоизвестны для русского читателя).
Николай Николаевич Марченко (фамилия Моршен была взята поэтом уже после второй мировой войны, чтобы избежать репатриации) родился 8 ноября 1917 года в Берзуле (сейчас город Котовск Одесской области) и прошел все испытания, выпавшие на долю детей русской интеллигенции в постреволюционное время, и трудности русских людей на чужбине.
Об этом он напишет впоследствии в одном из своих стихотворений:
Он
прожил мало: только
сорок лет.
В таких словах ни слова
правды нет.
Он прожил две войны,
переворот,
Три голода, четыре смены
власти,
Шесть государств, две
настоящих страсти.
Считать на годы - будет
лет пятьсот [2,11]
(Под двумя страстями, обуревающими поэта следует понимать любовь к жене, длившуюся более 60 лет и любовь к поэзии).
В настоящий момент о биографии поэта известно мало, но достоверно известно, что в 1941 году он оканчивает физический факультет киевского университета. В 1943 году переезжает в Германию, а затем в США. За все время пребывания за границей Моршен успел поработать разнорабочим на руинах Гамбурга, работал на верфи, автомобильном заводе.
В 1950-м году поэт переезжает в Монтерей, где преподает русский язык в Институте иностранных языков Министерства Обороны вплоть до выхода на пенсию в 1977 году. Параллельно с работой в институте Моршен занимается переводами с русского языка на английский.
Умер Николай Моршен 31 июля 2001 года в Калифорнии.
Говоря о биографии писателя, необходимо сказать пару слов о судьбе его творчества. Стихи создавались поэтом на протяжении всей его жизни, но публиковаться начали только после второй мировой войны. Первый сборник произведений «Тюлень» вышел в 1959 году, следующий «Двоеточие» через 8 лет в 1967 году, а «Эхо и зеркало» в 1979.
В
России начал печататься в период
оттепели в журналах «Рубеж» и «Знамя».
На данный момент выпущена единственная
книга стихов поэта «Пуще неволи» в 2000
году.
В своей работе мы решили рассматривать творчество поэта поэтапно, в зависимости от периода создания стихов. Отметим, что деление на периоды в данном случае весьма условно – это связанно с неразработанностью темы и отсутствием датировки многих стихов (рукописи произведений уничтожены).
Основным
мотивом первого периода
Мой Киев спит. В садах ни поцелуя.
Тускнеют звёзды, словно запотев.
А фонари под звёздами колдуют,
Глазами золотыми поглядев. [2,25]
Или в стихотворении «Андреевская церковь»:
Лучистая, вся в белоголубом,
Над темною весеннею рекою
Почти летит, взнесенная холмом
Высоко в небо голубое.
Она стоит отвесна и пряма,
С улыбкой думая о нежном и далеком [2, 32]
Оба
стихотворения раскрывают светлые
воспоминания о родине, что утеряна
для поэта – красота
Но таких стихотворений о Моршена немного. Гораздо больше рисующих ужас виденных поэтом событий. И это не ужас перед наступающими на Киев немцами – это ужас перед режимом, доходящий до ужаса перед стихией всеобщего страха.
Наиболее показательным является стихотворение «Тюлень», давшее название всему циклу. В нем показано не только беззаконие репрессионного аппарата и сталинского режима, но и беззаконие поколения, способствующего этому режиму. Целесообразно рассмотреть данное стихотворение подробнее.
«Товарищи!»
Он опустил глаза,
Которых не удастся образумить
«Кто за смертную казнь врагам народа,
прошу поднять руки!»
Все подняли. Он тоже поднял «за»
Стараясь ни о чём не думать... [2,12]
Примечателен оборот «глаза, которых не удастся образумить» - поколение одобряет происходящее, считая, что так нужно, не стараясь даже задуматься над происходящим. Примечательно вторжение прозы в последующую лиричность стихотворения. Данный прием использован автором не случайно. Лирика – понятие души, а о массовых казнях можно говорить только жесткой прозой, подчеркивая их бездушность. Лирический герой стремится уйти от ужаса происходящего к природе:
И папиросу в зубы, и в сады
Туда, к реке, где ночь шуршит ветвями
А звезды, отразившись от воды,
Проносятся как эхо над садами
Пейзаж созвучен со стихотворениями приведенными выше, несмотря на ад, происходящий в городе, природа тиха как всегда. О ужасе, напоминают лишь огоньки сигарет, мелькающие вдали как кладбищенские тени (люди, населяющие Киев – тени, они прячутся от происходящего, на их существование указывает лишь огонек сигареты).