Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:21, курсовая работа
Самым значительным из произведений Бунина, созданных на чужбине, и одним из самых крупных его произведений вообще стала книга «Жизнь Арсеньева», над которой он проработал в общей сложности свыше одиннадцати лет — с 1927 по 1938 год.
Замысел большой автобиографической книги зародился у Бунина, по свидетельству его жены В. Н. Муромцевой-Буниной, еще в 1920 году, однако к работе над романом он приступил лишь семь лет спустя, 22 июня 1927. Первоначально роман был назван Иван Алексеевич «Истоки дней», но позже название было изменено.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………3
Роман в контексте Русской литературы XIX в………4
Прототипы главных героев. ……………………………….8
а) Орловские улицы на страницах романа……………13
Основные темы произведения……………………………14
Заключение…………………………………………………………….22
Список используемой литературы
У Арсеньева
было иначе. Начиная с
Ощущения Арсеньева автобиографичны (хотя, конечно, сдвинуты во времени). Бунин, мы знаем, всегда считал, что таланту нельзя давать лениться, надо его все время развивать, не давать себе остановки, работать, не позволять распускаться при мыслях о том, что писать якобы не о чем. Настоящий художник всегда найдет, о чем сказать.
И заключительной нотой звучит на последней странице «Жизни Арсеньева» голос писателя, перекликаясь со словами, написанными около пятидесяти лет назад в письме к В. В. Пащенко:
«Так
нежно и хорошо я любил тебя,
что лучшие минуты этого
1) Орловские улицы на страницах романа
Пятая
глава романа поражает
В период
работы в « Орловском вестнике»
То, что Бунин видел в Орле по его признанию, порой заставляло браться за перо.
В
основном Бунин пишет о
Бунин пишет о гостинице как о «старой и почетной губернской», он подробно ее описывает. Действительно, в XIX и начале XX века в доме напротив городской думы находилась известная губернская гостиница «Берлин». В Орле она считалась лучшей.
В романе расположение городского сада, из которого Арсеньев слышал звуки духового оркестра, также совпадает с действительным его местонахождением.
Бунин
подробно описывает путь
Бунину
мучительно хотелось больше, всесторонне,
глубже постичь окружающую
«Жизнь Арсеньева» - это широкое историческое
полотно, в центре которого одухотворенный
образ России.
Основные темы произведения
Роман «Жизнь Арсеньева»
Орел занимал большое место в жизни И.А. Бунина. Особая роль отводится ему и в романе «Жизнь Арсеньева», для которого характерны необыкновенный лиризм, сплетенность тем, своеобразие сюжета и композиции.
Иван
Алексеевич никогда не забывал
Многие
факты из биографии Бунина
переносятся в судьбу
На страницах первой книги одновременно раскрываются важные темы: тема взросления, отрочества, тема семьи и дома, звучит тема родины, русской природы и так волновавшая автора тема смерти.
Алексей
предстает перед нами как
Во время домашнего обучения подчеркивается огромное значение для формирования характера и личности Алексея Арсеньева великих произведений литературы, Бунин вместе с тем непримиримо и резко пишет о тех явлениях в сфере художественного творчества, которые представляются ему фальшивой и грубой подделкой, способной лишь компрометировать подлинное искусство. Таковы страницы романа, посвященные провинциальному театру и его актерам, профанирующим своим грубым, ремесленным исполнением произведения классики. Поистине вдохновенны в романе страницы, посвященные первым прочитанным Арсеньевым в детстве произведениям Пушкина и Гоголя; среди них и «колдовской пролог» к «Руслану и Людмиле», строки которого «вошли во все существо» героя, стали «одной из высших радостей», пережитых им на земле, и «Страшная месть», пробудившая в душе Арсеньева «то высокое чувство, которое вложено в каждую душу и будет жить вовеки,— чувство священнейшей законности возмездия, священнейшей необходимости конечного торжества добра над злом и предельной беспощадности, с которой в свой срок зло карается...» (7,36).
Одна из важнейших в произведении стала тема смерти, она олицетворяет мироощущение самого Бунина. Характерно, например, что восприятие Арсеньевым в раннем детстве образа матери уже сочетается с последующим воспоминанием героя о ее смерти и с мысленным обращением к ней: «Уже ли та, чей безглазый череп, чьи серые кости лежат теперь где-то там, в кладбищенской роще захолустного русского города, на дне уже безымянной могилы, ужели это она, которая некогда качала меня на руках?»(7,13) Размышление о смерти, вызванное внезапной гибелью сорвавшегося на дно оврага вместе с лошадью пастушонка Сеньки. За тем смерть бабушки, и переживания мальчика Арсеньева, связанные со смертью его сестры Нади.
Все окружение, влияние родных и близких, вплоть до «беспутных» соседей, проматывающих свои последние доходы,— оставляло след в душе Алеши Арсеньева, так или иначе влияло на его внутреннее развитие. Но люди были лишь частью огромного мира, который входил в ум и сердце героя, и в первую очередь, конечно, природой. Бунин «подарил» Арсеньеву свою страстную влюбленность в природу, сверхчувствительность к ней. Философско-созерца-тельное отношение к природе, размышления над ее загадками побуждали Арсеньева к раздумьям о загадках и смысле самого бытия. Всякое жизненное впечатление «переплавлялось» в сознании мальчика; его душа не «ленилась», а, напротив, неустанно вела свою «тайную работу».
Замечательны
в романе картины природы,
Одно из самых выразительных мест романа — описание последних августовских дней, когда накануне своего отъезда в гимназию десятилетний Арсеньев вместе с отцом отправляется в лес на охоту и щедрая природа, уже тронутая осенним увяданием, раскрывает перед ними свои богатства.
Как
искусный художник-живописец,
Удивительно органично вписывает Бунин в полевой пейзаж, который освещает «августовское солнце, еще как будто летнее, но уже какое-то бесцельное», фигурку жеребенка-стригунка, когда-то подаренного Алеше Арсеньеву, но потом забытого им. Теперь стригунок, «уже очень выросший, высокий, — хотя высокий еще как-то странно, по-мальчишески»,— покорно идет по пашне, влача за собой борону, и Арсеньев невольно сравнивает его судьбу со своей: «Есть трехлеток, стригун — и где его прежняя воля, свобода? Вот он уже ходит в хомуте по пашне, таскает за собой борону... И разве не случилось и со мной того же, что с этим жеребенком?» (7,49).
Предосенняя
природа, одинокий стригунок
На страницах второй книги тема детства, отрочества и юности — переходит в тему России, ее настоящего и будущего, тему исторической и личной памяти. Вторая книга начинается с описания дороги и нового чувства маленького героя: «Я впервые почувствовал поэзию забытых больших дорог, отходящую в преданье русскую старину…В чем заключалось очарованье того... что я почувствовал тогда? В ощущенье России и того, что она моя родина? В ощущенье связи с былым, далеким, общим, всегда расширяющим нашу душу, наше личное существование, напоминающим нашу причастность к этому общему?» (7,51) Эти слова рождают множество мыслей и ассоциаций: большие дороги России, ощущение связи с нею, с ее прошлым, сознание своей сопричастности всему этому, не утраченному до конца дней. Писатель развивает тему России и становится ясно, что эта тема увязывается им с совсем недавно возникшим у него чувством гордости, что он русский, что он частица этой необъятной страны.
В главе II тема повторяется: «Очень русское было все то, среди чего я жил в мои отроческие годы». Алеша четыре года «пробыл» в гимназии, живя у мещанина Ростовцева «в мелкой и бедной среде». «Как ужасно было начало этой жизни!»(7,54)Мальчик оказался в непривычной обстановке: его угнетали «безмолвие, порядок, деловитость, предопределенность в каждом действии, в каждом слове...»(7,55). Некоторые из этих особенностей сами по себе не несут в себе отрицательных моментов. Но то, во что они выливались: полная подчиненность семьи хозяину, его излишняя строгость и даже гордость за свой домашний и жизненный уклад, что все-таки вызывает уважение у Алеши, — были ему в тягость. Он сумел разгадать в них то показное, мнимо-смиренное, что и вызывало его слова об «ужасном» начале гимназической жизни. Не меньшую роль в этом сыграли и учителя: «люди серые, незначительные». И хотя Алеша учился легко, но ученье оказалось «грустным и неохотным», и он мечтал о каникулах.
Информация о работе «Орловские» мотивы в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева»