Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:21, курсовая работа
Самым значительным из произведений Бунина, созданных на чужбине, и одним из самых крупных его произведений вообще стала книга «Жизнь Арсеньева», над которой он проработал в общей сложности свыше одиннадцати лет — с 1927 по 1938 год.
Замысел большой автобиографической книги зародился у Бунина, по свидетельству его жены В. Н. Муромцевой-Буниной, еще в 1920 году, однако к работе над романом он приступил лишь семь лет спустя, 22 июня 1927. Первоначально роман был назван Иван Алексеевич «Истоки дней», но позже название было изменено.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………3
Роман в контексте Русской литературы XIX в………4
Прототипы главных героев. ……………………………….8
а) Орловские улицы на страницах романа……………13
Основные темы произведения……………………………14
Заключение…………………………………………………………….22
Список используемой литературы
Любовь, смерть, власть над душой человека воспоминаний детства и юности, очарование родной природы, тайны поэтического слова, долг и призвание писателя, его отношение к народу — эти и многие другие темы ставятся и решаются Буниным в «Жизни Арсеньева» с большой и покоряющей художественной силой, хотя нередко и со значительными отступлениями от тех прогрессивных воззрений, которые определяли творчество писателя в лучшие годы его предреволюционной деятельности.
Одной
из бросающихся в глаза
Характерно, что в обширном по объему произведении сведен до минимума диалог — его совсем нет в первой книге, повествующей о жизни Арсеньева от рождения до поступления в гимназию (в тексте даны лишь две-три реплики няньки и отца), его очень мало и в следующих—второй, третьей и четвертой — книгах, и только в последней, пятой, книге, повествующей о любви Арсеньева к Лике и раскрывающей мучительность и сложность их взаимоотношений, диалогу отводится несколько большее место. При монологическом построении произведения, представляющего собой прежде всего исповедь героя, его рассказ о развитии и формировании своего внутреннего мира, возникает необходимость в развернутых диалогах.
Как
видим, сложна и противоречива
идейная и художественная
II Прототипы главных героев
Первые годы эмиграции были особенно трудными для Ивана Алексеевича Бунина: ни сколько в материальном, сколько в моральном плане. Приводило в отчаянье потеря близких людей, ставших неотъемлемой частью его жизни. В связи с этим возникла потребность увековечить память о дорогих ему людях, о себе самом в далекой и безвозвратно ушедшей молодости, о милых его сердцу местах «средней России», которой ему уже никогда не увидеть. Так появляется роман, а в месте с ним перед нами предстают «родные» орловские места и герои, имеющие реальные прототипы.
Повествование
романа ведется от имени
мы знакомимся с воспоминаниями Алексея Арсеньева, которого можно считать прототипом самого автора.
На первых страницах мы узнаем о происхождении рода Арсеньевых, Бунин описывает, хутора Батурино и Каменка, прототипами которых послужили родственные места писателя хутора Бутырки и Озерки Елецкого уезда Орловской губернии, где прошло детство писателя, полное поэзии печальной и своеобразной. В первых главах рассказывается о маленьком впечатлительном мальчике, у него постепенно складывается ощущение неразрывности с миром, неразрывной связью с землей, полями, небом родовой усадьбой, семьей. По мере взросления мальчика, можно последить процесс становления личности, оценить его только зарождающиеся интересы, возникшие вопросы.
Окружающий
мир оказал большое влияние
на формирование личности
«Я помню большую, освещенную предосенним солнцем комнату, его сухой блеск над косогором, видным в окно, на юг... Только и всего, только одно мгновенье! Почему именно в этот день и час, именно в эту минуту и по такому пустому поводу впервые в жизни вспыхнуло мое сознание столь ярко, что уже явилась возможность действия памяти? И почему тотчас же после этого снова надолго погасло оно?»(7,7)
Так же на всю жизнь входят в душу Арсеньева, как бы запечатлевают себя в нем его отец и мать. Как и сам Бунин, Алексей Арсеньев — истинный сын своих родителей, очень ясно унаследовавший черты и того и другого. От отца — талантливость, артистичность натуры, обаяние, жизнелюбие, вспыльчивость, горячность. От матери, бывшей полною противоположностью отцу,— мечтательность, «неумеренную чувствительность», лиризм, созерцательность — и страстную любовь к поэзии.
Интересен
и характерен образ отца
Огромную роль в числе тех, кто в ранние годы сильно повлиял на формирование характера Арсеньева, сыграл его домашний учитель Баскаков, вольнолюбивый чудак, романтик и умница, превыше всего в жизни ставивший свою независимость. В Баскакове Бунин вывел своего домашнего до гимназического учителя Н. О. Ромашкова. Алеша Арсеньев был, что называется, воском в руках Баскакова, который «для своих рассказов... чаще всего избирал... все, кажется, наиболее горькое и едкое из пережитого им, свидетельствующее о людской низости и жестокости, а для чтения — что-нибудь героическое, возвышенное, говорящее о прекрасных и благородных страстях человеческой души»(7,28). Баскаков «заразил» мальчика этим неравнодушием к бытию. Страницы «Арсеньева», в которых говорится о воздействии Баскакова на ум и сердце юного героя,— предельно автобиографичны. Эти две противоположные и притом дополняющие одна другую черты — острота зрения на жизненные уродства и страстная тяга к прекрасному, гармоническому,— очень ярко осуществились, мы знаем, и в личности, и в творчестве самого Бунина. Радость чтения, привитая первым учителем, так проникновенно раскрыта на страницах романа, Алеша Арсеньев испытывает огромное впечатление от прочитанных книг, таких как «Дон Кихот» Сервантеса, по которому он учился читать, картинка к тексту и рассказы Баскакова «совсем свели меня с ума».
Особое влияние на процесс восприятия жизни юным героем оказал мотив смерти, начинающий звучать буквально с первых строк романа и пронизывающий все его главы и страницы, вплоть до самой последней. Автором подробно описываются смерть бабушки, и переживания мальчика Арсеньева, связанные со смертью его сестры Нади, близкие тому, что испытывал маленький Ваня Бунин после кончины младшей сестры Саши. «Смерть Нади, первая, которую я только что узнал. Я вдруг понял, что я смертен, что и со мной каждую минуту может случиться то дикое, ужасное, что случилось с Надей...»(7,40) Все, связанное со смертью сестры «в глуши темных снежных полей, в одинокой усадьбе», так потрясло Алешу, что он только к весне стал приходить в себя, радоваться «нежному полевому воздуху». Завершается глава словами:
«И опять, опять ласково и настойчиво потянула меня в свои материнские объятия вечно обманывающая нас земля...»(7,41)В этой фразе речь идет не только об успокоении в начале молодой жизни, но и о тех горестях и обманах, которые переживает Арсеньев.
Одним из нелегких воспоминаний стали гимназические годы. Волнения, учеба, нежелание учиться в гимназии и стремление учиться с братом. Арсеньев в точности повторяет судьбу самого Бунина, он их мысль, чувства, действия аналогичны.
Одиннадцатая глава второй книги «Жизни Арсеньева» заканчивается словами: «Случилось у нас в семье огромное событие: арестовали брата Георгия». А двенадцатая начинается так: «Событие это даже отца ошеломило»(7,74). Ошеломляющим для семьи стал арест старшего брата, увлеченного революционными идеями, что стало для Арсеньева «новым душевным недугом».
Через
восприятие подростка
Через год брат выслан в Батурине под надзор полиции, а еще через год «вышел на свободу» и Алеша — он бросил гимназию.
Пятая книга — самая важная часть «Жизни Арсеньева». Основные действия происходят в Орле, и это не случайно так, как годы, прожитые именно здесь, занимают важное место в биографии Бунина. В Орле он пережил первую любовь к В.В. Пащенко, оставившую глубокий след в его жизни и творчестве. В орловский период жизни складываются его литературно – эстетические взгляды. В Орле начинается писательская деятельность Ивана Алексеевича, некоторое время он работал сотрудником газеты «Орловский вестник» с 1889 по 1892 год, что не могло не отразиться в творчестве автора. Прототипом газеты «Орловский вестник», на страницах романа, является газета «Голос», главным редактором которой была Авилова. В реальной жизни ее прототипом является Надежда Алексеевна Семенова. Именно она предложила Бунину стать помощником редактора газеты.
Автор
особенно сильно «
«Я видел тебя нынче во сне — ты будто лежала, спала, одетая, на правом боку — черты лица были так хороши и женственны, во сне щечки разрумянились,— от тебя веяло теплотой сна — и я ладонь правой руки подложил тебе под голову, и ты с прикрытыми глазами улыбалась, а я целовал тебя нежно-нежно, наслаждаясь тобою, твоей нежностью, теплотою»(3,100).
Лика близка к тому типу женщин, не умеющих и не научившихся любить. Прообразом этого типа, несомненно, была В. В. Пащенко. Она первая объяснилась Бунину в любви, однако в своем чувстве к нему никогда не была уверена и упрекала его в том, что он недостаточно ее любит; на его письма отвечала редко и неохотно и, наконец, бессильная разобраться в путанице чувств, оставила его и ушла к другому человеку.
Арсеньев в первых главах весь поглощен любовью к Лике, Талант будущего поэта пока еще не проявился в нем с достаточной силой, и Арсеньев живет только своей любовью. Так было и с Буниным. Он был близок к самоубийству, когда Варвара Владимировна покинула его; он продолжал мучиться, хотел «стереть с лица земли все эти проклятые воспоминания, которые терзают меня этой проклятой любовью»,— и затем переходил к взрывам нежности, к минутам, «когда из тайников сердца поднялось что-то невыразимое, нежное, отзвук моей безумной любви к тебе».
Информация о работе «Орловские» мотивы в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева»