Образы природы в лирике С.Есенина

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:22, реферат

Описание работы

Цель:
-Выявить своеобразие изображения образов природы в лирике С.Есенина
Задачи:
-Познакомиться с творчеством С.Есенина и определить его значение
-Проанализировать некоторые из его стихов
-Выявить ведущие мотивы в поэзии С.Есенина

Содержание

I.Введение…………………………………………………..................3-4
II. Особенности изображения в произведениях С.Есенина
Глава 1. Тема природы в лирике С.Есенина……………..…....…5-7
Глава 2. Фольклорные мотивы …………………………………....9-10
Глава 3. "Древесные мотивы" в лирике С. Есенина ……...….11-13
III. Заключение……………………………………………………..……14
IV. Библиография…………………………………………………….…15

Работа содержит 1 файл

Есенин.docx

— 35.46 Кб (Скачать)

Для Есенина уподобление человека дереву больше, чем «религия мысли»: он не просто веровал в существование  узловой завязи человека с миром  природы, он сам себя чувствовал частью этой природы.

Есенинский мотив «древесного  романа», выделенный М. Эпштейном, восходит к традиционному мотиву уподобления  человека природе. Опираясь на традиционный троп «человек-растение», Есенин создает  «древесный роман»,  герои которого – клен, березы и ивы.

Очеловеченные образы деревьев обрастают  «портретными» подробностями: у  березы – «стан, бедра, груди, ножка, прическа, подол, косы», у клена –  «нога, голова».

Так и хочется руки сомкнуть

Над древесными бедрами ив.

( " Я по первому снегу бреду  …" , 1917 г.),

Или же

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?(" Зеленая прическа ." , 1918 г.)

 

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

("Я покинул родимый дом…", 1918 г.)

По словам М. Эпштейна, «береза во многом благодаря Есенину стала  национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения – липа, рябина, черемуха».

Самые сюжетно протяженные, самые  значимые в поэзии Есенина это  все же березы и клен.    

Береза в русской народной и  классической поэзии является национальным символом России. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В  древних языческих обрядах береза часто служила «майским деревом», символом весны.

С образом березы тесно переплетается  и тема Родины. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви  к России. Сила лирики поэта заключается  в том, что в ней чувство  любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через  картины родного пейзажа.

Это можно увидеть в таких  стихотворениях как "Белая береза". (1913 г.), «Возвращение на Родину» ( 1924 г.), "Неуютная жидкая лунность " (1925 г. ). 

Клен, в отличие от других деревьев,   не имеет столь определенного, сформированного  образного ядра в русской поэзии. В фольклорных традициях, связанных  с древними языческими ритуалами, он не играл  значительной роли. Поэтические  воззрения на него в  русской классической литературе в основном складываются в 20 веке и поэтому еще не приобрели  ясных очертаний.

Образ клена наиболее сформирован  в поэзии С. Есенина , где он выступает как своего рода лирический герой «древесного романа». Клен – это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных волос, так как у него круглая крона, похожая на копну волос или на шапку. Отсюда и мотив уподобления, то первичное сходство, из которого развился образ лирического героя.

Оттого что тот старый клен

Головой на меня похож.

( " Я покинул родимый дом  …" , 1918 г. )

Клен или явор в этнологических преданиях славян дерево, в которое  превращен человек ("заклят"). С.Есенин также антропоморфизирует клен, он предстает как человек со всеми присущими ему душевными состояниями и периодами жизни.

Рассмотрев стихотворения, где  встречаются образы деревьев, мы видим, что стихи С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи  с жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Образ древа в поэзии Есенина предстает в том же значении , что и в народной поэзии. Авторский мотив " древесного романа " восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе, опирается на традиционный троп " человек – растение ".

 

 

 

 

Вывод

Рисуя природу, поэт вводит в рассказ  описание человеческого быта, праздников, которые так или иначе связаны  с животным или растительным миром. Есенин как бы переплетает эти два мира, создает один гармоничный и взаимопроникающий мир. Он часто прибегает к приему олицетворения. Природа – это не застывший пейзажный фон : она горячо реагирует на судьбы людей , события истории. Она любимый герой поэта.

Поэзия Есенина близка и дорога многим народам, его стихи звучат на разных языках. Заслуга поэта  велика. Произведения его затрагивают  наиболее важные аспекты жизни, темы, близкие народу, актуальные. Язык Есенина  прост и доступен, сравнения подобраны  с поэтической точностью, образы многолики и красочны. Поэзия волнует  сердце, притягивает своей оригинальностью  и поэтической красотой. Есенин —  жизнелюб. И это качество он воплощает  в своих стихах, читая которые, невольно начинаешь смотреть на жизнь  с другой стороны, относишься ко всему  проще, учишься любить свой край, понимаешь, как Есенин, что "оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле". Мне очень нравится поэзия Есенина, его яркие образы в светлых стихах и отношение к природе как к живому существу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография:

    1. Абрамов А.С. Есенин С.Е. Жизнь и творчество. М., Просвещение, 1976 г.
    2. Есенин С.А.  Лирика
    3. Кошечкин С. П. "Весенней гулкой ранью..." - М., 1984.
    4. Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. М. В.  Кожевникова и П. А. Николаева. М., 1987.
    5. Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. - М., 1972.
    6. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М.,1987. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин' Образ, стихи, эпоха. - М., 1979.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Образы природы в лирике С.Есенина