Образы природы в лирике С.Есенина

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:22, реферат

Описание работы

Цель:
-Выявить своеобразие изображения образов природы в лирике С.Есенина
Задачи:
-Познакомиться с творчеством С.Есенина и определить его значение
-Проанализировать некоторые из его стихов
-Выявить ведущие мотивы в поэзии С.Есенина

Содержание

I.Введение…………………………………………………..................3-4
II. Особенности изображения в произведениях С.Есенина
Глава 1. Тема природы в лирике С.Есенина……………..…....…5-7
Глава 2. Фольклорные мотивы …………………………………....9-10
Глава 3. "Древесные мотивы" в лирике С. Есенина ……...….11-13
III. Заключение……………………………………………………..……14
IV. Библиография…………………………………………………….…15

Работа содержит 1 файл

Есенин.docx

— 35.46 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Образы природы

В лирике С.Есенина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

I.Введение…………………………………………………..................3-4

 

II. Особенности изображения в произведениях С.Есенина

 

Глава 1. Тема природы в лирике С.Есенина……………..…....…5-7

Глава 2. Фольклорные мотивы …………………………………....9-10

Глава 3. "Древесные мотивы" в лирике С. Есенина ……...….11-13

 

III. Заключение……………………………………………………..……14

 

IV. Библиография…………………………………………………….…15

 

V. Приложение………………………………………………………..…16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сергей  Есенин – самый популярный, самый читаемый в  России поэт.

Творчество С. Есенина принадлежит  к лучшим страницам не только русской, но и. мировой поэзии, в которую  он вошел как тонкий, проникновенный лирик.

Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряженностью нравственных поисков. Его стихи - это  всегда чистосердечный разговор с читателем, слушателем. "Мне кажется, что  я свои стихи пишу только для своих  добрых друзей", - говорил сам поэт.

Вместе с тем Есенин - глубокий и самобытный мыслитель. Сложен и  противоречив мир чувств, дум и  страстей лирического героя его  произведений - современника невиданной эпохи трагической ломки человеческих отношений. Сам поэт тоже видел противоречия своего творчества и так объяснял их: "Я пел тогда, когда был  край мой болен."

Верный и горячий патриот  своей Родины, С. Есенин был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом, с его поэтическим  творчеством.

«Моя лирика жива одной большой  любовью, любовью к родине. Чувство  родины — основное в моем творчестве», — говорил Есенин. Поэзия Есенина  необыкновенна по своей предельной искренности. Как писал Горький, «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии».

Лучшие страницы Есенина ярко запечатлели  духовную красоту русского человека. Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам, Есенин был  большим и смелым мастером стиха. Его емкие и ошеломляюще свежие образы — почти всегда настоящее  художественное открытие. Пушкинская простота и прозрачность — вот  идеал, который руководил Есениным в последние годы его работы.

 

 

 

 

 

Цель:

-Выявить своеобразие изображения образов природы в лирике С.Есенина

Задачи:

-Познакомиться с творчеством  С.Есенина и определить его значение

-Проанализировать некоторые из  его стихов

-Выявить ведущие мотивы в поэзии С.Есенина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ С.ЕСЕНИНА

Природа - всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно:

Родился я с песнями в травном  одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали"

("Матушка в купальницу по  лесу ходила...", 1912);

Поэзия С.Есенина (после Н.Некрасова и А.Блока) - самый значительный этап в формировании национального пейзажа, который наряду с традиционными мотивами грусти, запустелости, нищеты включает удивительно яркие, контрастные краски, словно взятые с народных лубков:

<...>

Край мой! Любимая Русь и Мордва!";

"Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес"

"О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку..."

"Синь сосет глаза"; "пахнет яблоком и медом"; "Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей"; "Звени, звени златая Русь...".

Этот образ яркой и звонкой  России,  со сладкими запахами, шелковистыми травами, голубой прохладой, именно Есениным был внесен в самосознание народа.

Чаще, чем какой либо другой поэт, использует Есенин сами понятия "край", "Русь", "родина" ("Русь", 1914; "Гой ты, Русь, моя родная...", 1914; "Край любимый! Сердцу снятся...", 1914; "Запели тесаные дроги...", <1916>; "О верю, верю, счастье есть...", 1917; "О край дождей и непогоды...", <1917>).

По-новому изображает Есенин небесные и атмосферные явления - более  картинно, изобразительно, используя  зооморфные и антропоморфные сравнения. Так, ветер у него - не космический, выплывающий из астральных высей, как у Блока, а живое существо: "рыжий ласковый осленок", "отрок", "схимник", "тонкогубый", "пляшет трепака". Месяц - "жеребенок", "ворон", "теленок" и т.п. Из светил на первом месте образ луны-месяца, который встречается примерно в каждом третьем произведении Есенина (в 41 из 127 - очень высокий коэффициент; ср. у "звездного" Фета из 206 произведений 29 включают образы звезд).

 При этом в ранних стихах  примерно до 1920 года, преобладает  "месяц" (18 из 20), а в поздних  - луна (16 из 21). В месяце подчеркивается прежде всего внешняя форма, фигура, силуэт, удобный для всякого рода предметных ассоциаций - "лошадиная морда", "ягненок", "рог", "колоб", "лодка"; луна - это прежде всего свет и вызванное им настроение - "тонкий лимонный лунный свет", "отсвет лунный, синий", "луна хохотала, как клоун", "неуютная жидкая лунность". Месяц ближе к фольклору, это сказочный персонаж, тогда как луна вносит элегические, романсовые мотивы.

Есенин - создатель  единственного в своем роде "древесного романа", лирический герой которого - клен, а героини - березы и ивы. Очеловеченные образы деревьев обрастают "портретными" подробностями: у березы - "стан", "бедра", "груди", "ножка", "прическа", "подол", у клена - "нога", "голова" ("Клен ты мой опавший, клен заледенелый..."; "Я по первому снегу бреду..."; "Мой путь"; "Зеленая прическа..." и др.). Береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения - липа, рябина, черемуха.

Более сочувственно и проникновенно, чем в прежней поэзии, раскрыты образы животных, которые становятся самостоятельными субъектами трагически окрашенных переживаний и с которыми у лирического героя кровно-родственная близость, как с "братьями меньшими" ("Песнь о собаке", "Собаке Качалова", "Лисица", "Корова", "Сукин сын", "Я обманывать себя не стану..." и др.).

 

 

Пейзажные мотивы у Есенина тесно  связаны не только с круговращением времени в природе, но и с возрастным течением человеческой жизни - чувством старения и увядания, грустью о  прошедшей юности ("Этой грусти теперь не рассыпать...", 1924; "Отговорила роща золотая...", 1924; "Какая ночь! Я не могу...", 1925). Излюбленный мотив, возобновленный Есениным едва ли не впервые после Е.Баратынского, - разлука с отчим домом и возвращение на свою "малую родину": образы природы окрашиваются чувством ностальгии, преломляются в призме воспоминаний ("Я покинул родимый дом...", 1918; "Исповедь хулигана", 1920; "Эта улица мне знакома...", <1923>; "Низкий дом с голубыми ставнями...", <1924>; "Я иду долиной. На затылке кепи...", 1925; "Анна Снегина", 1925).

Впервые с такой остротой - и  опять же после Баратынского - поставлена у Есенина проблема мучительных  взаимоотношений природы с побеждающей  цивилизацией: "живых коней победила стальная колесница"; "...сдавили  за шею деревню // Каменные руки шоссе"; "как в смирительную рубашку, мы природу берем в бетон" ("Сорокоуст", 1920; "Я последний поэт деревни...", 1920; "Мир таинственный, мир мой  древний...", 1921). Однако в поздних стихах поэт как бы заставляет себя возлюбить "каменное и стальное", разлюбить "бедность полей" ("Неуютная жидкая лунность", <1925>).

Значительное место в творчестве Есенина занимают фантастические и  космические пейзажи, выдержанные  в стиле библейских пророчеств, но приобретающие человекобожеский и богоборческий смысл:

"Ныне на пики звездные

Вздыбливаю тебя земля!";

"Возгремлю я тогда колесами

Солнца и луны, как гром...".

Есенинская поэзия природы, выразившая "любовь ко всему живому в мире и милосердие" (М.Горький), замечательна и тем, что впервые последовательно проводит принцип уподобления природы природе же, раскрывая изнутри богатство ее образных возможностей: "Золотою лягушкой луна . Распласталась на тихой воде..."; "не звенит лебяжьей шеей рожь"; "ягненочек кудрявый - месяц . Гуляет в голубой траве" и т.п

 

ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ

Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к природе  с ее лесами и полями пронизывает  все творчество Есенина. Образ России для поэта неотделим от народной стихии; большие города с их фабриками, научно-технический прогресс, общественная и культурная жизнь не вызывают отклика  в душе Есенина. Это, конечно, не означает, что поэта совсем не волновали  проблемы современности или что  он смотрит на жизнь сквозь «розовые очки». Все беды цивилизации он видит  в отрыве от земли, от истоков народной жизни. «Воспрянувшая Русь» —  это Русь деревенская; атрибутами жизни  для Есенина выступают «краюха  хлеба», «пастушеский рожок». Не случайно автор так часто обращается к  форме народных песен, былин, частушек, загадок, заклинаний.

Показательно, что в поэзии Есенина  человек — органическая часть  природы, он растворен в ней, он радостно и безоглядно готов отдаться во власть стихиям: «Я хотел бы затеряться в  зеленях твоих стозвонных», «зори меня вешние в радугу свивали».

Многие образы, заимствованные из русского фольклора, в его стихах начинают жить своей жизнью. Природные  явления предстают у него в  образах животных, несут на себе черты повседневного деревенского быта. Такое одушевление природы  роднит его поэзию с языческим  мироощущением древних славян. Осень  поэт сравнивает с «рыжей кобылой», которая «чешет гриву»; месяц у  него — серп; описывая столь обыденное  явление, как свет солнца, поэт пишет  — «льется солнечное масло  на зеленые холмы». Излюбленным образом  его поэзии становится дерево, один из центральных символов языческой  мифологии.

Поэзия Есенина, даже облеченная в  традиционные образы христианской религии, не перестает быть языческой по своей  сути.

Пойду в скуфейке, светлый инок,

Степной тропой к монастырям.

Так начинается стихотворение, а заканчивается  словами:

С улыбкой радостного счастья

Иду в другие берега,

Вкусив бесплотного причастья

Молясь на копны и стога.

Вот она, религия Есенина. Крестьянский труд, природа заменяют поэту Христа:

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

Если и появляется в его стихотворении  Господь, то чаще всего как метафора к какому-либо явлению природы  («Схимник-ветер шагом осторожным/ Мнет листву по выступам дорожным, / И целует на рябиновом кусту/ Язвы красные незримому Христу») или в образе простого мужика:

 Шел Господь пытать людей  в любови.

Выходил он нищим на кулижку,

Старый дед на пне сухом, в  дуброве,

Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Подошел Господь, скрывая скорбь и  муку:

Видно, мол, сердца их не разбудишь...

И сказал старик, протягивая руку:

«На, пожуй... маленько крепче будешь».

Если его герои и молятся  Богу, то просьбы их вполне конкретны  и носят подчеркнуто земной характер:

Еще молимся, братья, о вере,

Чтобы Бог нам поля оросил.

А вот — чисто языческие образы:

Отелившееся небо

Лижет красного телка.

Это — метафора урожая, хлеба, которые  обожествляются поэтом. Мир Есенина  — это деревня, человеческое призвание  — крестьянский труд. Пантеон крестьянина  — мать-земля, корова, урожай. Еще  современник Есенина, поэт и писатель В. Ходасевич, говорил о том, что  христианство Есенина — «не содержание, а форма, и употребление христианской терминологии приближается к литературному  приему».

Обращаясь к фольклору, Есенин понимает, что уход от природы, от своих корней — трагичен. Он как подлинно русский  поэт верит в свою пророческую  миссию, в то, что его «вскормленные  резедой и мятой» стихи помогут  современному человеку вернуться в  Царство идеала, которым для Есенина  выступает «мужицкий рай».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Древесные мотивы" в лирике С. Есенина

Многие стихи раннего С. Есенина  проникнуты ощущением неразрывной  связи с жизнью природы ("Матушка  в Купальницу…", "Не жалею, не зову, не плачу…"). Поэт постоянно обращается к природе, когда высказывает  самые сокровенные мысли о  себе, о своем прошлом, настоящем  и будущем. В его стихах она  живет богатой поэтической жизнью. Подобно человеку она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется.

Образ природы строится на ассоциациях  из деревенского крестьянского быта, а мир человека раскрывается обычно через ассоциации с жизнью природы.

Одухотворение, очеловечивание природы  свойственно народной поэзии. «Древний человек почти не знал неодушевленных предметов, - отмечает      А. Афанасьев, - всюду находил он разум, и чувство и волю. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались  те загадочные разговоры, которые ведут  между собой деревья».

Поэт с детских лет впитал в себя это народное мировосприятие, можно сказать, что оно образовало его поэтическую индивидуальность.

«Все от древа – вот религия  мысли нашего народа… Древо –  жизнь. Вытирая лицо свое о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного дерева и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей рук тень-добродетель»,- писал С. Есенин в своем поэтико-философском трактате «Ключи Марии».

Информация о работе Образы природы в лирике С.Есенина