Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 01:13, курсовая работа
Темой данной курсовой работы является образ Вергилия в поэме Данте, его роль в «Божественной комедии» и авторское отношение к этому образу.
Среди печатных изданий, в которых изучалась данная тема, а также которые дают общее представление по данной теме необходимо отметить Н.Г. Елину, Т.О. Сутуевой, комментарии Л.М. Баткина, И. Белзы. Все они дают нам общую характеристику истории создания «Божественной комедии» и роли Вергилия в ней.
Целью курсовой работы является анализ поэмы Данте и подробное рассмотрение одного из нее главных героев – Вергилия, его образа как проводника по загробному миру.
Введение…………………………………………………………………………......2
История создания «Божественной комедии» Данте…………………………...4
Отношение автора к Вергилию…………………………………………..9
Портретная характеристика Вергилия……………………………….…11
Роль образа в поэме…………………………………………...…………13
Образ Вергилия как мудрого наставника и проводника Данте…………….16
Заключение………………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………………….24
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
"Божественная комедия" - основное произведение Данте, принесшее поэту мировую славу, величавый итог всего поэтического пути Данте. Она вобрала опыт целой жизни, все то, что годами крепло в душе поэта, питало его мысль и художественный гений. Вдохновенный лиризм «Новой жизни», философская мысль «Пира», национальная идея трактатов «О народном красноречии» и «О монархии» — все слилось в «Божественной комедии» в величественный синтез, все получило новую даль и широту. Поэма является не только итогом развития идейно-политической и художественной мысли Данте, но и даёт грандиозный философско-художественный синтез всей средневековой культуры, перекидывая от нее мост к культуре Возрождения.
Сюжет
поэмы Данте типично
Именно как автор "
Одним из главных героев «Божественной комедии» является Вергилий. Его образ в поэме как наставника Данте и авторское отношение к образу не полностью раскрыто в литературе, поэтому подробное рассмотрение роли образа Вергилия и составляет актуальность курсовой работы.
Темой данной курсовой работы является образ Вергилия в поэме Данте, его роль в «Божественной комедии» и авторское отношение к этому образу.
Среди печатных изданий, в которых изучалась данная тема, а также которые дают общее представление по данной теме необходимо отметить Н.Г. Елину, Т.О. Сутуевой, комментарии Л.М. Баткина, И. Белзы. Все они дают нам общую характеристику истории создания «Божественной комедии» и роли Вергилия в ней.
Целью курсовой работы является анализ поэмы Данте и подробное рассмотрение одного из нее главных героев – Вергилия, его образа как проводника по загробному миру.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели нами решались следующие задачи:
Объектом курсового исследования является поэма Данте Алигьери «Божественная комедия».
Предметом исследования в курсовой работе является образ Вергилия в поэме Данте. Для решения поставленных задач и в курсовой работе используем следующие методы исследования: описательный, структурный и метод целостного анализа.
Курсовое исследование написано при использовании литературы по истории всемирной, античной и зарубежной литературы, а также статьям и комментариям Н.Г. Елиной, Т.О. Сутуевой.
Библиографический список представлен в конце курсовой работы.
Общий
объем курсовой работы 26 страниц. Курсовая
работа состоит из вступления, основной
части, которая включает две главы, выводов
и списка использованной литературы.
«Божественная комедия» — поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1307 по 1321 гг. Она писалась почти четырнадцать лет. Само название «Комедия» восходит к чисто средневековым смыслам: в тогдашних поэтиках трагедией называлось всякое произведение с печальным началом и благополучным, счастливым концом, а не драматургическая специфика жанра с установкой на смеховое восприятие. Для Данте же это была «комедия» (понимаемая вне связи с драматическим каноном — как соединение возвышенного с обыденным и тривиальным), а кроме того, «роеtа sacra» — священная поэма, трактующая об откровениях неземного бытия. Эпитет же «Божественная» впервые употребил Боккаччо, подчеркивая ее поэтического совершенства, а вовсе не религиозного содержания. Именно под этим названием, которое утвердилось за поэмой в 16 веке, вскоре после смерти Данте, мы и знакомимся с великим произведением поэта.
Свою великую поэму Данте создаёт, находясь в изгнании, хотя мысль о её написании зародилась у поэта, по-видимому, несколько раньше, и сборник стихотворений «Новая жизнь» явился своеобразной прелюдией к «Божественной комедии», которую он писал в течение 1307-1321 гг.
Комментаторы немало потрудились, чтобы определить твердые даты написания трех кантик «Комедии». Они все еще спорны. Есть только общие соображения, подсказываемые содержанием как «Ада», так и «Чистилища». Широко известно, что об этих двух частях публика узнала ещё при жизни Данте, а «Рай» стал известен лишь после смерти автора.
Поэму Данте трудно отнести к какому-либо жанру, потому что она стала поэтической энциклопедией Средних Веков и соединила все элементы различных направлений поэзии того времени. Нововведением Алигьери становится язык: он пишет не по-латыни, а по-итальянски. До него ещё никто не осмеливался использовать народный язык для изложения в таком объёме. Хотя истоки поэзии на итальянском языке лежат во 2-й четверти XIII века (поэты сицилийской школы).
Называя свою поэму «комедией», Данте пользуется средневековой терминологией: комедия, как он поясняет в письме к Кангранде, — всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке; трагедия — всякое поэтическое произведение высокого стиля с восхищающим и спокойным началом и ужасным концом. Слово «божественная» не принадлежит Данте, так поэму позже назвал Джованни Боккаччо. Трагедией он не мог назвать свое произведение лишь потому, что те, как и все жанры «высокой литературы», писались на латинском языке. Данте же написал ее на родном итальянском языке. «Божественная комедия» — плод всей второй половины жизни и творчества Данте. В этом произведении с наибольшей полнотой отразилось мировоззрение поэта. Данте выступает здесь как последний великий поэт средних веков, поэт, продолжающий линию развития феодальной литературы.
Кроме того, причину названия своего произведения именно «комедией», можно попробовать объяснить таким образом: «по содержанию её начало ужасно и печально (Ад), а конец прекрасен и радостен (Рай)», к тому же она, «в отличие от торжественной и величавой трагедии, смиренна и непритязательна»
Когда писался «Ад», Данте был целиком под впечатлением событий, связанных с изгнанием. Даже Беатриче, мимолетно названная в начале поэмы и затем упомянутая еще 2-3 раза в связи с разными эпизодами странствования по подземному миру, как бы отошла на задний план. В ту пору Данте интересовала политика, расцениваемая под углом зрения итальянской коммуны. «Ад» провожал прошлое поэта, его флорентийское счастье, его флорентийскую борьбу, его флорентийскую катастрофу. Поэтому как-то особенно настойчиво хочется искать дату написания «Ада» в период, когда Данте вложил в ножны меч, поднятый против родного города, порвал и с эмигрантами и углубился в обдумывание пережитого в последние два года флорентийской жизни и в первое пятилетнее изгнание. «Ад» должен был быть задуман примерно в 1307 году и занять 2 или 3 года работы.
Между «Адом» и «Чистилищем» легла большая полоса научных занятий, по-другому раскрывших для Данте мир науки и философии. При работе над «Чистилищем» раскрылась личность императора Генриха VII. Однако невозможно было оттягивать вплетение в сюжетную линию Беатриче. Ведь поэма была задумана как прославление ее памяти. Именно в «Чистилище» Беатриче должны была появиться, принося с собой весь груз сложной богословской символики, чтобы заступить на место Вергилия, язычника, которому заказаны пути в рай. Эти три темы: политическая, научно-философская и связанная с Беатриче богословско-символическая — определяют, опять-таки примерно, годы возникновения второй кантики. Она должна была быть начата не позднее 1313 и не раньше 1311 года и закончена до 1317 года.
Опубликованы были первые две кантики тогда, когда «Рай» еще не был окончен. Он был доведен до конца незадолго до смерти поэта, но опубликован в момент его смерти еще не был. Появление списков всех трех частей поэмы в составе 100 песен относится к годам, ближайшим после смерти поэта.
Популярность «Божественной комедии» в разное время то угасала, то снова росла. Впервые в завершённом виде «Комедия» («Commedia») вышла из-под пера переписчика в Болонье в 1322 г.
Многослойность поэмы, аллегоричность, насыщенность реалиями, историческими персонажами, именами «простых смертных» – современников Данте, содержащиеся в поэме сведения из самых разных областей средневекового знания, науки, обуславливают необходимость подробного комментария к ней. В числе первых её комментаторов были сыновья поэта Якопо и Пьетро.
В 1373 году в родном городе Данте были созданы публичные кафедры для объяснения поэмы. Первую из них занял Дж. Боккаччо, которому поэма обязана эпитетом «божественная» («divina»), ставшим составной частью названия в XVI веке (венецианское издание 1555 г.), «не вследствие содержания поэмы, а как обозначение высочайшей степени совершенства произведения»1. Боккаччо прокомментировал 17 песен «Ада» и написал биографию поэта. Примеру Флоренции по созданию «дантовских» кафедр последовали Болонья, Пиза, Венеция, Пьяченце. Вскоре слава поэта шагнула за пределы Италии и начала завоёвывать европейский мир.
Впервые
«Комедия» сошла с
В
XVII веке репутация «Божественной
Комедии» была поддержана Дж. Мильтоном.
Его религиозно-философскую
Эпоха Просвещения (XVIII век) с её рационализмом, секуляризацией культуры, тоской по классическому искусству греков и их миросозерцанию порой весьма пристрастно судила о произведениях средневековья. Печально известны «Вергилиевы письма» профессора изящной литературы Саверио Беттинелли, который полагал, что у Данте была великая душа, но в искусстве он ничего не смыслил, «Комедию» читать невозможно, стиль её груб, а рифма чудовищна. Защищая дантовскую поэму, соотечественник Беттинелли поэт Витторио Альфиери заявлял: «Семнадцатый век бредил, шестнадцатый болтал, пятнадцатый делал грамматические ошибки, а четырнадцатый говорил».
Начало девятнадцатого столетия ознаменовалось мощным приливом внимания к творчеству Данте. Ни одно словесное произведение, даже Библия, не переводилось в XIX веке так часто, как «Божественная Комедия». В 30-40-е годы немецкая дантология отняла пальму первенства у итальянских учёных и вышла на передовые рубежи. «Штудии» К. Витте, Филалета, А. Копиша, Ф. Вегеле были известны всей Европе и за её пределами. К концу столетия «Божественную Комедию» читали уже на двадцати языках: французском и каталонском, голландском и немецком, английском и датском, санскрите и еврейском, армянском и словенском, португальском и чешском, румынском и польском, греческом и венгерском, русском и шведском, латыни и испанском.
В России о Данте впервые упоминается в 1762 г. Опыт первого перевода принадлежит П.А. Катенину, современнику А.С. Пушкина, он же стал первым русским комментатором поэмы. Позднее «Божественная Комедия» много раз переводилась и частями, и целиком.
В
настоящее время исследование творчества
Данте оформилось в специальную
отрасль медиевистики – дантологию,
изучению и популяризации его наследия
посвящена деятельность специальных институтов
и фондов.
Данте Алигьери изучал историю, философию, риторику, богословие, астрономию, географию. На ряду с этим, в университетах проходилась не только богословная философия, но также внимание уделялось и латинским авторам, особенно Вергилию, Овидию и Стацию. Изучали их схоластически, навязывая их произведениям аллегорический смысл, но все же эти писатели продолжали жить, несмотря на то, что церковь осуждала светскую литературу.