Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:29, реферат
Самый яркий образ комедии — это Хлестаков, тот, кто явился виновником необычайных событий. Гоголь сразу же дает понять зрителю, что Хлестаков не ревизор (предваряя появление Хлестакова рассказом о нем Осипа). Однако весь смысл этого персонажа и его отношение к своим ревизорским "обязанностям" становятся ясны не сразу.
Самый яркий образ комедии — это Хлестаков, тот, кто явился виновником необычайных событий. Гоголь сразу же дает понять зрителю, что Хлестаков не ревизор (предваряя появление Хлестакова рассказом о нем Осипа). Однако весь смысл этого персонажа и его отношение к своим ревизорским "обязанностям" становятся ясны не сразу.
Хлестаков не переживает по приезде в город никакого процесса ориентации — для этого ему, недостает элементарной наблюдательности. Не строит он никаких планов обмана чиновников — для этого у него нет достаточной хитрости. Не пользуется он сознательно выгодами своего положения, потому что в чем оно состоит, он и не задумывается. Только перед самым отъездом Хлестаков смутно догадывается, что его приняли "за государственного человека", за кого-то другого; но за кого именно, он так и не понял. Все происходящее с ним в пьесе происходит как бы помимо его воли.
Гоголь писал: "Хлестаков, сам по себе, ничтожный человек. Даже пустые люди называют его пустейшим. Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чье-нибудь внимание. Но сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо. Страх, отуманивши глаза всех, дал ему поприще для комической роли".
Хлестакова сделали вельможей те фантастические, извращенные отношения, в которые люди поставлены друг к другу. Но, конечно, для этого нужны были и некоторые качества самого Хлестакова. Когда человек напуган (а в данном случае напуган не один человек, а весь город), то самое эффективное — это дать людям возможность и дальше запугивать самих себя, не мешать катастрофическому возрастанию "всеобщего страха". Ничтожный и недалекий Хлестаков с успехом это делает. Он бессознательно и потому наиболее верно ведет ту роль, которой от него требует ситуация.
Субъективно
Хлестаков был прекрасно
Положение, в которое Хлестаков попал в городе, вдруг дало простор для его "роли". Нет, он никого не собирался обманывать, он только любезно принимал те почести и подношения, которые — он убежден в этом — полагались ему по праву. "Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит", — писал Гоголь.
Такого случая городничий не предусмотрел. Его тактика была рассчитана на настоящего ревизора. Раскусил бы он, без сомнения, и мнимого ревизора, мошенника: положение, где хитрость сталкивается с хитростью, было для него знакомым. Но чистосердечие Хлестакова его обмануло. Ревизора, который не был ревизором, не собрался себя за него выдавать и тем не менее с успехом сыграл его роль, — такого чиновники не ожидали...
А почему, собственно, не быть Хлестакову "ревизором", начальственным лицом? Ведь смогло же произойти в "Носе" еще более невероятное событие — бегство носа майора Ковалева и превращение его в статского советника. Это "несообразность", но, как смеясь уверяет писатель, "во всем этом, право, есть что-то. Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете; редко, но бывают".
В мире, где так странно и непостижимо "играет нами судьба наша", возможно, чтобы кое-что происходило и не по правилам. "Правильной" становится сама бесцельность и хаотичность. "Нет определенных воззрений, нет определенных целей — и вечный тип Хлестакова, повторяющийся от волостного писаря до царя", — говорил Герцен.
…молодой человек, несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, таких в канцеляриях называют пустейшими...
Н.В.Гоголь
В
своей комедии Н.В.Гоголь обличает
«все плохое на Руси: от крепостничества
до грязных улиц». Сюжет «Ревизора»,
выведенные в нем образы раскрывают перед
нами картину чиновничье-бюрократического
правления николаевской России.
Один из главных героев пьесы – мнимый
ревизор Хлестаков. Его поступки, взгляды,
манеры как зеркало отражают всю примитивность,
необузданность, рвачество общества того
времени. Иван Александрович
живет как свободная
птаха, порхая, не задумываясь
о будущем, не вспоминая
о прошлом. Об этом нам поведал человек
из низших слоев, слуга Осип. Ему, как никому
другому, известно все о своем хозяине:
«Добро бы был в самом деле что-нибудь
путное, а то ведь елистратишка простой!
С проезжающими знакомится, а потом в картишки…».
Отсюда и то, что, по словам Гоголя, «даже
пустые люди называют его пустейшим».
Хлестаков как личность - никто, он безлик. Его действия становятся все раскованнее, так как он понимает, что ему потакают. Проследим, как постепенно меняется его поведение. В начале комедии мы видим «ревизора» голодным, жадно заглядывающим в чужие тарелки (что Бобчинский и Добчинсий принимают за наблюдательность важного чиновника), без средств, желающим унести ноги из этого места. Во время визита городничего Хлестаков пытается оправдываться, лебезить, решив, что его хотят отправить в тюрьму: «Я не виноват…Я право заплачу…». Но хитрец и пройдоха Сквозник-Дмухоновский убежден, что видит перед собой петербургского ревизора: «О, господи ты боже, какой сердитый!».
Чиновники
с нечистой совестью, приняв столичную
«фитюльку» за государственного человека,
стараются «умаслить» мнимого ревизора,
отвести от себя грозу. В
обстоятельствах пьесы
Иван Александрович,
человек «без царя в
голове», ведёт себя
в точности так, как
мог бы вести себя настоящий
ревизор: угрожает и
распекает, берет взятки,
«пускает пыль в глаза». Его
поведение воспринимается
городскими властями
как образец служебной
хитрости, ума и дальновидности,
именно так, по их мнению,
и должен вести себя
петербургский чиновник-инкогнито.
Основная характерная черта Хлестакова
– «стремление сыграть роль хоть одним
вершком повыше той, что ему назначена».
Он – человек своих
желаний. Наиболее важное
из них – желание покрасоваться. Оно
есть в какой-то мере в каждом, но в Иване
Александровиче оно прогрессирует все
больше и больше. Он
лжет с чувством, а окружающие принимают
все за чистую монету, слушают, раскрыв
рты. Мне кажется, несмотря на свою глупость,
ветреность и пустоту, Хлестаков
– весьма артистичная
и пылкая натура. «Страх, отуманивши
глаза всех, дал ему поприще для комической
роли». «Ревизоришко» умеет сыграть то
важного чиновника, то государственного
человека, то светского франта, с жаром
рассказывая свою «биографию». В этой
сцене с полной откровенностью раскрывается
всё то, что таилось в душонке этого «пустейшего»
человека, что рисовалось в его нелепых
мечтах. Но ни городничий, ни чиновники
не подвергают сомнению то, о чём болтает
Хлестаков.
Городские
правители своим потаканием распустили
«ревизора». Все чиновники подсовывают
ему взятки, и жажда наживы в
нём растёт и растёт. Хлестаков
совсем разошёлся: он пользуется здесь
известностью, живёт на широкую ногу,
реализуются все его тайные желания, хоть
и на короткое время, и на невысоком уровне.
Жадность просто огромна, «ревизор» хочет
урвать ещё больше: «Не прикажите ли, я
велю подать коврик? – Нет, зачем? это пустое;
а впрочем, пожалуй, пусть дадут коврик».
Иван Александрович успел обогатиться
не только материально. Он с головой уходит
в новую игру – пылкого, страстного героя
романа, флиртуя и с женой, то с дочкой
городничего. Он не может упустить возможность
блеснуть своей светскостью и столичными
манерами перед дамами. Хлестакову «еще
хочется пожить здесь…». Но напоминание
верного Осипа о гневе отца и заманчивая
перспектива получить хороших лошадей
заставляют его принять решение об отъезде…
В
письме к Тряпичкину истинное лицо
«ревизора» открывается им же самим:
легкомысленный, глупый
человек, мот и хвастун
с нелепыми претензиями
к жизни. Самое обидное для местных чиновников,
что они обманулись сами, приняв петербургского
франтика за уполномоченную особу, и всеми
средствами ублажали его.
Мне представляется, что в образе Хлестакова,
«в той легкости необыкновенной», с которой
он потребительски использует каждую
жизненную ситуацию, заключен глубочайший
смысл. Все его поступки и взгляды сформированы
тем самым строем, который порождает городничих
и держиморд. Хотя комедия «Ревизор» написана
Н.В.Гоголем больше, чем полтора века назад
образы людей николаевской эпохи актуальны
и в наши дни.
Гоголь не раз предупреждал: Хлестаков — самый трудный образ в пьесе. Посмотрим, что же представляет собой этот герой. Хлестаков — мелкий чиновник, человек ничтожный, всеми презираемый. Его не уважает даже собственный слуга Осип, может оттаскать за вихры отец. Он беден и не способен работать так, чтобы обеспечить себе хотя бы сносное существование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться изменить жизнь. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется “из грязи в князи”. Это и позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом значительным.
Мир, в котором живет Хлестаков, непонятен ему самому. Он не в силах постичь связь вещей, представить себе, чем в действительности заняты министры, как ведет себя и что пишет его “друг” Пушкин. Для него Пушкин — тот же Хлестаков, но счастливее, удачливее. Интересно, что и городничий, и его приближенные, которых нельзя не признать людьми сметливыми, знающими жизнь, по-своему неглупыми, ничуть не смущены враньем Хлестакова. Им тоже кажется, что все дело в случае: повезло — и ты директор департамента. Никаких личных заслуг, труда, ума и души не требуется. Надо лишь помочь случаю, кого-то подсидеть. Разница между ними и Хлестаковым лишь в том, что он откровенно глуп и лишен даже практической сметки. Будь же он поумнее, пойми сразу заблуждение городской верхушки, он начал бы сознательно подыгрывать. И несомненно бы провалился. Хитрость, продуманная ложь не обманули бы внимательного городничего. Он бы нашел слабое место в заранее созданной выдумке, недаром гордится Антон Антонович: “Тридцать лет живу на службе; ...мошенников над мошенниками обманывал. Трех губернаторов обманул!” Городничий не мог предположить в Хлестакове лишь одного — чистосердечия, неспособности к сознательной, продуманной лжи.
А между тем это одна из основных черт Хлестакова. Внутренняя пустота делает его поведение совершенно непредсказуемым: в каждый данный момент он ведет себя так, как “получается”. Его морили голодом в гостинице, над ним висела угроза ареста — и он льстиво молил слугу принести хоть что-нибудь поесть. Несут обед — и он прыгает на стуле от восторга и нетерпения. При виде тарелки супа Хлестаков забывает о том, как минуту назад униженно клянчил еду. Он уже вошел в роль важного господина. “Ну, хозяин, хозяин... Я плевал на твоего хозяина!”
В каждом из персонажей пьесы немало хлестаковщины. Таков авторский замысел. Потому Хлестаков и главный герой, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени. Они комичны, лишь собранные воедино и выставленные на сцене. Самой яркой иллюстрацией служат мечты городничего о будущей жизни в качестве тестя великого человека: “...Поедешь куда-нибудь — фельдъегеря и адъютанты поскачут везде... Хе, хе, хе, вот что, канальство, заманчиво!” Таким образом, мы видим, что представления Хлестакова и Сквозник-Дмухановского о шикарной жизни в основном совпадают. Ведь хлестаковские “тридцать пять тысяч одних курьеров” ничем не отличаются от фельдъегерей и адъютантов, которые в мечтах городничего “поскачут везде”. И главное, Сквозник-Дмухановский также рад унизить мелкую сошку городничего, представив себя генералом.
Итак,
образ Хлестакова —
гениальное художественное
обобщение Гоголя. Объективный
смысл и значение этого
образа состоят в том,
что он представляет
собой нерасторжимое
единство “значительности”
и ничтожества, грандиозных
претензий и внутренней
пустоты. Хлестаков представляет собой
концентрацию черт эпохи в одном человеке.
Вот почему жизнь эпохи отразилась в “Ревизоре”
с огромной силой, а образы гоголевской
комедии стали теми художественными типами,
которые позволяют яснее понять социальные
явления того времени.
Мастерство Н.В.Гоголя в изображении персонажа (образ Хлестакова в комедии «Ревизор»)
Есть
в мировой литературе художественные
образы, которые обречены на бессмертие.
При яркой индивидуальности характеров
они спустя годы и столетия обретают
новую жизнь, свежее, неожиданное
прочтение. То есть в них воплощена
сама сущность человека, которая, в общем-то,
остается неизменной, несмотря на неумолимый
ход истории, на постоянно меняющиеся
внешние атрибуты эпохи. Таковы шекспировские
Гамлет и король Лир, гетевский Фауст,
мольеровский Тартюф, гоголевский Хлестаков.
На мой взгляд, именно в создании героя
комедии «Ревизор» в высшей степени проявилось
неподражаемое мастерство великого сатирика.
Это образ необычайной широты обобщения,
который явился результатом бескровной
революции, совершенной Гоголем в драматургии.
Писатель творчески развил достижения
своих предшественников (Д.И.Фонвизина
и А.С.Грибоедова), выработавших новые
принципы раскрытия человеческих характеров,
которые стали порождением конкретных
исторических обстоятельств, сохраняя
при этом свою неповторимую индивидуальность.
Драматург считал, что действие в комедии
должно развиваться по законам жизни в
неожиданной, необычной ситуации. И гоголевские
герои, действительно, совершают поступки
в полном соответствии со своими характерами.
Информация о работе Образ Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»