Образ города в творчестве В.Я. Брюсова

Автор: Мария Брылова, 02 Декабря 2010 в 02:21, курсовая работа

Описание работы

Данными задачами обусловлена и композиция работы. Она состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть представлена одной главой, которая включает в себя следующие разделы: истоки формирования темы города в творчестве Брюсова и основные этапы эволюции образа города в его поэзии.

Содержание

Введение
Глава 1. Истоки
Глава 2.Образ города в раннем творчестве В.Я.Брюсова
Образа города в зрелом творчестве В.Я. Брюсова
( на примере поэмы «Конь блед»)
Образ города в позднем творчестве
В.Я. Брюсова
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

             Но восторг и  ужас длились - краткое мгновенье.

             Через миг в толпе  смятенной не стоял никто:

             Набежало с улиц смежных новое движенье,

             Было все обычном  светом ярко залито.

             И никто не мог  ответить, в буре многошумной,

             Было ль то виденье  свыше или сон пустой.

             Только женщина  из зал веселья да безумный

             Всё стремили руки за исчезнувшей мечтой.

             Но и их решительно людские волны смыли,

             Как слова ненужные из позабытых строк.

             Мчались омнибусы, кебы и автомобили,

             Был неисчерпаем  яростный людской поток.

       Видение было, пусть даже воспоминания о  нем смыли «людские волны», но вестник  Смерти посетил землю, а это значит, что автор хочет предупредить о неминуемой кончине города, буржуазных отношений и человека-лирика в руках общества.

       Кольцевая композиция стихотворения позволяет  судить о том, что прибытие посланника на землю не заставило задуматься о времени, о жизни, о смерти, потому что все стало на круги своя:     

            Мчались омнибусы, кебы и автомобили,

            Был неисчерпаем яростный людской поток.

       Читая поэму В.Я. Брюсова «Конь блед», читатель чувствует что-то таинственное, что-то космическое. Город в данном произведении предстает страшной силой: надвигаются тучи, появляется всадник, людская толпа напугана. Видения не боятся лишь проститутка и сумасшедший. Это люди, которых современное автору общество отвергает. Именно «падшие» видят всю лживость мира, города, именно они протягивают к всаднику руки. Грозное для общества видение для них мечта. Сам автор видит пустоту города.

       Таким образом, В.Я. Брюсов выступает здесь  противником городской цивилизации, поэтом-«антиурбанистом», который желает изменить город в лучшую сторону, придать его жителям духовности и нравственности. В настоящий  же момент город находится в опасности, именно поэтому эпиграф взят Брюсовым из «Апокалипсиса». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Образ города в позднем  творчестве

             В.Я. Брюсова 

       Творчество  В.Я. Брюсова 1912 – 1924 годов характеризуется  как «затихание» его урбанистической  поэзии. Городские стихотворения  данного периода становятся уже не столь яркими и притягательными, как в зрелый период его творчества. Они приобретают второстепенный характер. В эти годы Брюсов пишет сборники: «Семь цветов радуги» (1912-1915гг.), «Девятая камена» (1915-1917гг.), «Последние мечты» (1917-1919гг.), «Миг» (1920-1921гг.), «Меа» (1922-1924гг.) и другие. Нельзя сказать, что он отрекается от города. У него встречаются яркие произведения о городе. Так, он создает два стихотворения о Петербурге: «У канала» и «Петербург» (1912г). Брюсов с любовью и нежностью описывает его жизнь, что иногда  кажется, что это не он:

             Так близко Невский, - возгласы трамваев,

             Гудки авто, гул тысяч  голосов…

             А серый снег, за теплый день растаяв,

             Плывет, крутясь, вдоль  темных берегов.

             Так странно: там  – кафе, улыбки, лица.

             Здесь – тишь, вода и отраженный свет.

             Все вобрала в  водоворот столица,

             На все вопросы  принесла ответ.

                                  «У канала», 1912.

      Поэт  видит контрасты города: шум и  тишину, суету и спокойствие, разногласия  и гармонию. Он видит, ощущает его  природу:

             Люблю я зыбкость полусонных вод.

             … Люблю следить  волны унылый ход.

                                  «У канала», 1912.

      Пейзажные зарисовки Брюсова полны лиризма  и спокойствия, а то время как  раньше они были более динамичными.

      Брюсов, как и Пушкин в «Медном всаднике», восторгается северной столицей:

             Но Петроград огнями залит,

             В нем пышной роскоши  рассвет,

             В нем мысль неутомимо  жалит,

             В нем тайной опьянен  поэт.

                                  «Петербург», 1912г.

       Брюсов  как поэт-урбанист ратует за создание новых городов, с новыми людьми, но тут же видит возмездие человеку за то, что рост цивилизации пагубен для природы:

             Воля проснется  природы,

             Грозно на дерзких  восстанет,

             Рухнут прозрачные своды,

             Железо обманет  … .

                                  «Земля молодая», 1913г.

       Но  рост цивилизации пагубен и для  самого человека. В стихотворении  «Электрические светы» (1913г.) поэт хорошо это показывает:

             Залив сияньем современность,

             Ее впитали мы в себя,

             Всю ложь, все мишуру, всю бренность,

             Преобразили мы, любя … .

       Это стихотворение написано от лица «электрических светов», которые чувствуют свою власть над городом и его обитателями. Они гордятся своим всемогуществом. Поэт ощущает на себе давление городской современности.

       Как видим, тема возмездия продолжается и в поздний период творчества Брюсова. Поэт не мог оставаться невидящим  и равнодушным по отношению к  происходящему в современном городе. Здесь проплывают трамваи, «шумит, пыля, авто», и «люди, словно стая птиц, где каждая – никто!». Люди становятся безликими, ничего не значащими, влекомыми гудком паровозов, бегом толпы и зовом автомобиля: «И снова манит безотчетно» «призыв протяжный и двухнотный автомобильного гудка» («Зов автомобиля», 1917г.).

       1917 год принес изменения. Теперь  героями города становятся солдаты,  большевики, бывшие «каменщики»  и рабочие; появляются и новые  его атрибуты: листовки, лозунги,  красные флаги:

             На улицах красные  флаги,

             И красные банты  в петлице,

             И праздник ликующих толп.

                                 «На улицах», 1917г.

       Сейчас  изображается уже Москва с ее главным  центром – Кремлем и Красной  площадью. Город этого периода  связан с революционными событиями  и изменениями. На улицах революционной Москвы появляются три старухи, те три женщины, которые возникли в творчестве поэта задолго до двух революций, еще  в ранний период его поэзии:

             И, когда в Москве трагические

             Залпы радовали слух,

             Были жутки в  ней – классические

             Силуэты трех старух.

                                 «Парки в Москве», 1920г.

      Эти герои, как и сумасшедший, проститутка  и рабочие, проходят через всю  урбанистическую поэзию В. Брюсова. Они помогают поэту показать изменения  не только города, его эволюцию, но и  изменения в самом человеке, от которого зависит атмосфера города.

      В конце 1923 года город становится очагом для Брюсова, его кровом:

             Здесь полнит память все шаги мне,

             Здесь, в чуде, я  – абориген,

             И я, храним, звук в  чьем-то гимне,

             Москва! В дыму твоих  легенд.

                                 «У Кремля», 1923г.

      В этих строках чувствуется некая усталость поэта. Однако отдыхает он в городе.

             Сплав, пылав, остывает … Но, с гор вода, -

             Годы, дни, жизнь, и, ужас тая,

             В шелест книг, в тишь лесов, в рокот города,

             Выкрик детской  мечты: - это – я!

                                 «Это я», 1922г.

      Книги, леса и город – вот, где Брюсов с самого начала и до конца своего творческого пути.

      Таким образом, в поздний период его  творчества В.Брюсов подводит итоги  своей поэтической деятельности. И город не остается упущенным  их внимания поэта, хотя и отходит  на дальний план. Город Брюсова стал тем образом, который постоянно присутствовал в сознании поэта, независимо от того, входил он в его стихотворения или нет. Он стал его домом. Это подтверждают такие слова Брюсова: «Мне казалось, что теперь, в последний период моей жизни, я вернулся в «Дом отчий»[5,189]. Как видим, поэт принял город, к которому так противоречиво относился на протяжении всей урбанистической поэзии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      Проведенная нами работа раскрывает своеобразие  художественного изображения города на разных этапах его творчества.

      Обратившись к образу города в поэтических  произведениях данного поэта  и проследив его эволюцию, мы приходим к следующим выводам.

      Наметившаяся  в раннем творчестве тема города, хотя и отражает картины реальной городской  жизни, все-таки навеяна символистскими пристрастиями поэта. Ночь, звезды, луна, мечты – свидетели происходящих на улице событий. Город раннего Брюсова полон намеков, он словно туманный. Отношение поэта к нему тоже пока неопределенное. Брюсов обращается к городу как к месту действия его героев и одновременно как к месту, от которого они все бегут.

      Из  произведений, относящихся к зрелому  периоду творчества поэта, была рассмотрена  символистская поэма «Конь блед». Город дышит настоящим и будущим, отметая все старое. В урбанистической поэзии Брюсова появляются герои, отвергнутые обществом. Буржуазный город выступает как среда, давящая на них. Отсюда противоречивость отношения поэта к своему городу: он восхищается его движением, темпом, ритмом, открытиями, ростом цивилизации и в то же время видит все его язвы, ощущает обреченность буржуазного порядка. Брюсов не принимает старый город, подобно Н.Гоголю и Ф.Достоевскому, подчеркивая его закостенелость и замкнутость; это среда отчуждения для его героев. Но и в развивающейся цивилизации он видит пагубность технического процесса: человек в ней тоже наряду с машинами становится ее механизмом. В брюсовской урбанистической поэзии возникает образ «страшного мира» и тема возмездия современному городу. Образ города этого периода становится главным объектом изображения поэта. Это вершина урбанизма брюсовской поэзии.

      В поздних стихотворениях Брюсова  город отходит на задний план. Он теряется в потоке событий, постепенно превращаясь в воспоминания героев. Этот образ вдруг вспыхивает на улицах советского города яркими красками – красными флагами. Но теперь уже город не несет уже той наполненности и значимости, которые имел раньше. И все-таки Брюсов является крупным поэтом-урбанистом.

      Дитя  города, поэт не мог творить вне  города. Весь его интеллект, психологический склад, понимание уровня жизни во всех измерениях связаны с городом, с постом цивилизации. Город конца XIX века породил Брюсова, и он в благодарность своему «родителю» пронес эту тему через все три десятилетия своего творческого горения. Брюсов явился поэтом, открывшим пути художественного постижения образа города в поэзии ХХ века.

Информация о работе Образ города в творчестве В.Я. Брюсова