Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 18:22, научная работа
Предметом моей работы стал образ выдающегося государственного деятеля императрицы Екатерины II. Видение образа Екатерины у историков, литераторов и художников очень разные, а образ, созданный Пушкиным, во всем отличается. И даже в сегодняшние дни интерес к Екатерине II, правившей Россией в «осьмнадцатом столетии», противоречивом, безумном и мудром веке, не угасает, пожалуй, даже обостряется. Век Екатерины можно изучать, изучать и изучать. Ведь она всего добилась сама, правила Россией и многое для нее сделала.
Введение…………………………………………………………………………………………………стр.2
Глава I. Екатерина II Глазами историков……………………………………………….стр.4
Глава II.Образ Екатерины II на полотнах художников – классицистов..стр.9
Глава III. Образ Екатерины II созданный А.С.Пушкиным……………………..стр.12
Заключение…………………………………………………………………………………………….стр.15
Используемая литература……………………………………………………………………..стр.16
И так мы видим
образ, созданный Ключевским противоречив.
С одной стороны, он ей восхищается, а с
другой стороны он намекает на то, что
в ней есть нечто отталкивающее. Восхищается
он тем что она сильный правитель, что
ее трудно застать врасплох, но отталкивает
в ней то, что она дворянство подняла, а
крестьян все таки унизила.
8.
Глава II.
Образ Екатерины II в полотнах художников – классицистов.
Боровиковский,
так же как и многие другие художники
писал портреты Екатерины II, но
на одном из портретов он написал ее в
будничной одежде, что нарушало царскую
парадность.
Среди знаменитых портретов
В портрете Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке Боровиковский придал ее образу будничный характер. Облик и одежда (салоп и чепец) пожилой женщины нарушили традиционную парадность царского портрета. Созданный художником образ Екатерины, гуляющей по парку Царского села с собачкой, очень напоминает известный эпизод из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина. Боровиковский написал портрет, который был для того времени необычным и был проникнут духом свежего течения сентиментализма — в отличие от господствовавших в то время в императорских портретах классицизма. Характерные черты этого направления — идеализация жизни на лоне природы, культ чувствительности, интерес к внутренней жизни человека.
9.
Сентиментализм проявляется в отказе автора от парадных дворцовых интерьеров и предпочтении природы, которая «прекраснее дворцов».
«Впервые
в русском искусстве фон
Сентиментальные настроения в творчестве Боровиковского коснулись и изображения монархини. Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке (1795, ГТГ — на фоне Чесменской колонны, второй вариант — ГРМ, на фоне Румянцевского обелиска), как теперь достоверно известно, не был заказан императрицей. Он был сделан как апробация таланта художника с целью представления во дворец, вернее всего, по идее, замыслу и разработанной программе все того же Николая Александровича Львова.
10.
Императрица
написана не с натуры (как, впрочем, и всеми
русскими мастерами).
Известно также, что работу Боровиковского
она не одобрила. Здесь сошлись неудачные
для художника обстоятельства. «Знакомство»
Екатерины с портретом совпало с ее раздражением
на Державина, возвеличившего Суворова
в оде «Песнь Ея Императорскому Величеству
Екатерине II на победы графа Суворова-Рымникского».
Боровиковский получил за портрет лишь
звание назначенного в академики, а не
академика, о чем мечтали члены державинско-львовского
кружка (звание академика художник получил
позже).
Портрет из собрания Государственного
Русского музея возник по заказу Румянцевых,
отсюда вместо Чесменской колонны Кагульский
обелиск в честь побед Румянцева-Задунайского.
Написанный в начале XIX века портрет более
сух, с подчеркнутой светотеневой моделировкой
и тщательной выписанностью деталей.
Боровиковский
создал необычный для того времени
портрет. Екатерина представлена на
прогулке в Царскосельском парке
в шлафроке и чепце, с любимой
левреткой у ног. Не Фелицей, не богоподобной
царицей, сошедшей с небес, предстает она
перед зрителем, а простой «казанской
помещицей», которой любила казаться в
последние годы жизни.
11.
Глава III.
Образ Екатерины II созданный Пушкиным.
Напомним, что именно в этом образе
запечатлел ее и Пушкин в своей великой
«повести о чести» «Капитанской
дочке»
(как раз в 1820-е годы гравер Уткин исполнил
гравюру с портрета Боровиковского; творение
Боровиковского благодаря гравюре обрело
как бы вторую жизнь и имело большой успех).
Образ кисти Боровиковского ничем не напоминает
нам «Екатерины-законодательницы»: так
за десятилетие изменяются художественные
вкусы — от классицистического возвышенного
идеала к почти жанровой сентиментального
толка трактовке образа простой сельской
жительницы
Так же и самый знаменитый поэт, Александр Сергеевич Пушкин создал великолепный образ Екатерины II в своем произведении «Капитанская дочка»
В ряде работ, написанных 50 – 80-х годах XX столетия, известные литературоведы, а вслед за ними и школьные учителя, преподававшие в те же годы, утверждали, что образ Екатерины в повести дан как отрицательный и сознательно сниженный, при этом указывалось на связь с портретом Боровиковского. Так, один из авторов после цитирования сцены в саду, которую он обрывает словами: « Как не правда!» - возразила дама, вся вспыхнув», - комментирует: « От прелести неизъяснимой» облика незнакомки, как видим, не остается и следа. Перед нами не приветливо улыбающаяся дама, а разгневанная, властная императрица, от которой бесполезно ждать снисхождения и пощады. Тем ярче по сравнению с этим поступает глубокая человечность в отношении к Гриневу и его невесте Пугачева».
Но
есть и другая точка зрения,
принадлежащая современному
12.
«Нельзя
согласиться, что бытовое, «человеческое»,
а не условно – одическое
Именно то, что в Екатерине II, по повести Пушкина, рядом с императрицей живет дама средних лет, гуляющая по парку с собачкой, позволило ей проявить человечность. Она не только императрица, но и человек, спасающий героя, и это не дает не предвзятому читателю воспринять образ как односторонне отрицательный: прямое обращение к Екатерине Маши, доступность и человечность ее, независимость от бюрократических инстанций обеспечиваю героям счастливую развязку. Эта точка зрения представляется мне более обоснованной, убедительной и тесно связанной с теми представлениями о российской государыне, которые преобладали среди историков и деятелей русской культуры XVIII – XIX веков.
"На
другой день рано утром Марья
Ивановна проснулась, оделась и
тихонько пошла в сад. Утро
было прекрасное, солнце освещало
вершины лип, пожелтевших уже
под свежим дыханием осени.
Широкое озеро сияло
Вдруг белая собачка английской породы
залаяла и побежала ей навстречу. Марья
Ивановна испугалась и остановилась.
В эту самую минуту раздался приятный
женский голос: «Не бойтесь, она не укусит».
И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую
на скамейке противу памятника.
Марья Ивановна села на другом конце скамейки.
Дама пристально на нее смотрела; а Марья
Ивановна, со своей стороны бросив несколько
косвенных взглядов, успела рассмотреть
ее с ног до головы.
Она была в белом утреннем платье, в ночном
чепце и в душегрейке. Ей казалось лет
сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало
важность и спокойствие, а голубые глаза
и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую..."
P.S. Маша рассказала свою историю этой
женщине, которая, как оказалось впоследствии,
была императрицей Екатериной II.
13.
Такой
образ великой императрицы
Как теперь достоверно известно, портрет
не был заказан императрицей. Он был сделан
как апробация таланта художника с целью
представления во дворец, вернее всего,
по идее, замыслу и разработанной программе
Николая Александровича Львова. Императрица
написана не с натуры (как, впрочем, и всеми
русскими мастерами).
Известно также, что работу Боровиковского
она не одобрила. Здесь сошлись неудачные
для художника обстоятельства. «Знакомство»
Екатерины с портретом совпало с ее раздражением
на Державина, возвеличившего Суворова
в оде «Песнь Ея Императорскому Величеству
Екатерине II на победы графа Суворова-Рымникского».
Боровиковский получил за портрет лишь
звание назначенного в академики, а не
академика, о чем мечтали члены державинско-львовского
кружка (звание академика художник получил
позже).
Боровиковский создал необычный для того
времени портрет. Екатерина представлена
на прогулке в Царскосельском парке в
шлафроке и чепце, с любимой левреткой
у ног. Не Фелицей, не богоподобной царицей,
сошедшей с небес, предстает она перед
зрителем, а простой «казанской помещицей»,
которой любила казаться в последние годы
жизни.
14.
Заключение.
Боровиковский создал необычный для того времени портрет. Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке в шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни.
Образы, созданные Ключевским и Боровиковским недостаточно лиричны, не хватает чувств, эмоций.
Екатерина
II мудрая правительница, которая могла
войти в доверие любого, она могла и выслушать
и заинтересовать разговором, ее было
трудно застать врасплох, она по своему
– уникальна. Ее эпоху правления изучают
и по сей день, и по – моему не зря, изучив
ее тщательно, можно узнать много для себя
интересного.
15.
Список литературы.
Информация о работе Образ Екатерины II глазами историков, хкдожников и литераторов XVIII - XIX вв