Образ Екатерины II глазами историков, хкдожников и литераторов XVIII - XIX вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 18:22, научная работа

Описание работы

Предметом моей работы стал образ выдающегося государственного деятеля императрицы Екатерины II. Видение образа Екатерины у историков, литераторов и художников очень разные, а образ, созданный Пушкиным, во всем отличается. И даже в сегодняшние дни интерес к Екатерине II, правившей Россией в «осьмнадцатом столетии», противоречивом, безумном и мудром веке, не угасает, пожалуй, даже обостряется. Век Екатерины можно изучать, изучать и изучать. Ведь она всего добилась сама, правила Россией и многое для нее сделала.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………стр.2
Глава I. Екатерина II Глазами историков……………………………………………….стр.4
Глава II.Образ Екатерины II на полотнах художников – классицистов..стр.9
Глава III. Образ Екатерины II созданный А.С.Пушкиным……………………..стр.12
Заключение…………………………………………………………………………………………….стр.15
Используемая литература……………………………………………………………………..стр.16

Работа содержит 1 файл

Образ Екатерины II глазами историков, хкдожников и литераторов XVIII - XIX вв..doc

— 135.50 Кб (Скачать)

И так мы видим  образ, созданный Ключевским противоречив. С одной стороны, он ей восхищается, а с другой стороны он намекает на то, что в ней есть нечто отталкивающее. Восхищается он тем что она сильный правитель, что ее трудно застать врасплох, но отталкивает в ней то, что она дворянство подняла, а крестьян все таки унизила. 
 
 
 
 
 
 
 

8.

Глава II.

Образ Екатерины  II в полотнах художников – классицистов.

Боровиковский, так же как и многие другие художники  писал портреты Екатерины II, но  на одном из портретов он написал ее в будничной одежде, что нарушало царскую парадность. 

      Среди знаменитых портретов Екатерины  II, созданных в восемнадцатом веке, выделяется портрет работы В.Л. Боровиковского. В творчестве Владимира Лукича Боровиковского, завершившего блестящую плеяду русских портретистов XVIII столетия, проявилось сочетание классицистического и других художественных стилей, стремление к естественности и простоте человеческого образа. В его творчестве, особенно раннем, сочетаются черты классицизма, утверждающие высокую мораль человеческой личности, и сентиментализма, выражающего духовное состояние человека. Идеал Боровиковского – это человек, свободно проявляющий свои чувства и в то же время верный долгу передового двоярина перед обществом. В мужчине ценилась возвышенная чувствительность, сочетающаяся с нравственной стойкостью и активной добродетелью. В женщине привлекала нежность и отзывчивость, строгое соблюдение ею семейного долга, наличие твердых моральных принципов.

   В портрете Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке Боровиковский придал ее образу будничный характер. Облик и одежда (салоп и чепец) пожилой женщины нарушили традиционную парадность царского портрета. Созданный художником образ Екатерины, гуляющей по парку Царского села с собачкой, очень напоминает известный эпизод из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина. Боровиковский написал портрет, который был для того времени необычным и был проникнут духом свежего течения сентиментализма — в отличие от господствовавших в то время в императорских портретах классицизма. Характерные черты этого направления — идеализация жизни на лоне природы, культ чувствительности, интерес к внутренней жизни человека.

9.

Сентиментализм  проявляется в отказе автора от парадных дворцовых интерьеров и предпочтении природы, которая «прекраснее дворцов».

«Впервые  в русском искусстве фон портрета становится важным элементом в характеристике героя. Художник воспевает бытие человека среди естественного окружения, трактует природу как источник эстетического наслаждения»65-летняя Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке, опирающейся на посох из-за своего ревматизма. Её одежда подчеркнуто неофициальна — она одета в шлафрок, украшенный кружевным жабо с атласным бантом, и кружевной чепец, у её ног резвится собака. Правительница представлена не богиней, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни, созерцательницей, без всякого официоза, торжественности и парадных атрибутов. Портрет стал отечественным вариантом английского типа «портрет-прогулка». В полумраке парка видна пристань со сфинксами, в озере плавают лебеди. Лицо модели написано обобщённо и условно, возраст смягчён.Таким образом, в парадный портрет проникает «естественная простота», кроме сентиментализма отчасти сближающая картину с просветительским классицизмом. Однако поза императрицы полна достоинства, жест, которым она указывает на памятник своих побед, сдержан и величествен. Чесменская колонна, украшающая пейзаж Екатерининского парка Царского Села, на фоне которого изображена императрица, имеет символическое значение. Она обозначает силу и славу русского флота, напоминая о победе в Чесменском сражении в 1770 году, благодаря которой граф Алексей Орлов получил титул «Чесменского».На портрете изображена комнатная левретка императрицы по кличке Земира, которую Екатерина очень любила (мраморное надгробие этой собачки было позже поставлено в том же парке), либо левретка Герцогиня (Дюшеса). Музей-заповедник Царское село в одной из своих инсталляций даже шутливо переиначил название картины: «Екатерина II и левретка Земира, дочь сэра Тома Андерсона и леди Андерсон рассуждают о геополитическом значении Чесменской битвы».

Сентиментальные настроения в творчестве Боровиковского коснулись и изображения монархини. Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке (1795, ГТГ — на фоне Чесменской колонны, второй вариант — ГРМ, на фоне Румянцевского обелиска), как теперь достоверно известно, не был заказан императрицей. Он был сделан как апробация таланта художника с целью представления во дворец, вернее всего, по идее, замыслу и разработанной программе все того же Николая Александровича Львова.

10.

Императрица написана не с натуры (как, впрочем, и всеми русскими мастерами).  
 
Известно также, что работу Боровиковского она не одобрила. Здесь сошлись неудачные для художника обстоятельства. «Знакомство» Екатерины с портретом совпало с ее раздражением на Державина, возвеличившего Суворова в оде «Песнь Ея Императорскому Величеству Екатерине II на победы графа Суворова-Рымникского». 
Боровиковский получил за портрет лишь звание назначенного в академики, а не академика, о чем мечтали члены державинско-львовского кружка (звание академика художник получил позже).  
 
Портрет из собрания Государственного Русского музея возник по заказу Румянцевых, отсюда вместо Чесменской колонны Кагульский обелиск в честь побед Румянцева-Задунайского. Написанный в начале XIX века портрет более сух, с подчеркнутой светотеневой моделировкой и тщательной выписанностью деталей.  
 

Боровиковский создал необычный для того времени  портрет. Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке  в шлафроке и чепце, с любимой  левреткой у ног. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 

11. 

Глава III.

Образ Екатерины  II созданный Пушкиным.

 
Напомним, что именно в этом образе запечатлел ее и Пушкин в своей великой «повести о чести»
«Капитанской дочке» (как раз в 1820-е годы гравер Уткин исполнил гравюру с портрета Боровиковского; творение Боровиковского благодаря гравюре обрело как бы вторую жизнь и имело большой успех).  
 
Образ кисти Боровиковского ничем не напоминает нам «Екатерины-законодательницы»: так за десятилетие изменяются художественные вкусы — от классицистического возвышенного идеала к почти жанровой сентиментального толка трактовке образа простой сельской жительницы

Так же и самый знаменитый поэт, Александр  Сергеевич Пушкин создал великолепный образ Екатерины II в своем произведении «Капитанская дочка»

В ряде работ, написанных 50 – 80-х годах  XX столетия, известные литературоведы, а вслед за ними и школьные учителя, преподававшие в те же годы, утверждали, что образ Екатерины в повести дан как отрицательный и сознательно сниженный, при этом указывалось на связь  с портретом Боровиковского. Так, один из авторов после цитирования сцены в саду, которую он обрывает словами: « Как не правда!» - возразила дама, вся вспыхнув», - комментирует: « От прелести неизъяснимой» облика незнакомки, как видим, не остается и следа. Перед нами не приветливо улыбающаяся дама, а разгневанная, властная императрица, от которой бесполезно ждать снисхождения и пощады. Тем ярче по сравнению с этим поступает глубокая человечность в отношении к Гриневу и его невесте Пугачева».

 Но  есть и другая точка зрения, принадлежащая современному исследователю творчества Пушкина - Юрию Михайловичу Лотману. Он призывает решительно отказаться от такого весьма распространенного подхода к образу Екатерины II. Почему от нее бесполезно ждать милостыни, снисхождения – она же помиловала Гринева подобно тому, как помиловал его и Машу Пугачев.

12.

«Нельзя согласиться, что бытовое, «человеческое»,  а не условно – одическое изображение  Екатерины связано со стремлением  снизить ее образ или даже «разоблачить»  ее как недостойную государственной  миссии правительницу. Пушкину в эти годы глубоко свойственно представление о том, что человеческая простота составляет основу величия.

  Именно  то, что в Екатерине II, по повести Пушкина, рядом с императрицей живет дама средних лет, гуляющая по парку с собачкой, позволило ей проявить человечность. Она не только императрица, но и человек, спасающий героя, и это не дает не предвзятому читателю воспринять образ как односторонне отрицательный: прямое обращение к Екатерине Маши, доступность и человечность ее, независимость от бюрократических инстанций обеспечиваю героям счастливую развязку. Эта точка зрения представляется мне более обоснованной, убедительной и тесно связанной с теми представлениями о российской государыне,  которые преобладали среди историков и деятелей русской культуры XVIII – XIX веков.

"На  другой день рано утром Марья  Ивановна проснулась, оделась и  тихонько пошла в сад. Утро  было прекрасное, солнце освещало  вершины лип, пожелтевших уже  под свежим дыханием осени.  Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева.  
Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась.  
В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника.  
Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы.  
Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую..."  
P.S. Маша рассказала свою историю этой женщине, которая, как оказалось впоследствии, была императрицей Екатериной II.

13. 
 

Такой образ великой императрицы возник у Пушкина под впечатлением от картины В. Л. Боровиковского "Екатерина II в Царскосельском парке".  
Как теперь достоверно известно, портрет не был заказан императрицей. Он был сделан как апробация таланта художника с целью представления во дворец, вернее всего, по идее, замыслу и разработанной программе Николая Александровича Львова. Императрица написана не с натуры (как, впрочем, и всеми русскими мастерами).  
Известно также, что работу Боровиковского она не одобрила. Здесь сошлись неудачные для художника обстоятельства. «Знакомство» Екатерины с портретом совпало с ее раздражением на Державина, возвеличившего Суворова в оде «Песнь Ея Императорскому Величеству Екатерине II на победы графа Суворова-Рымникского». Боровиковский получил за портрет лишь звание назначенного в академики, а не академика, о чем мечтали члены державинско-львовского кружка (звание академика художник получил позже).  
Боровиковский создал необычный для того времени портрет. Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке в шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

14.

Заключение.

  1. Мы обратились к трудам Ключевского, дали характеристику образа на картине Боровиковского и в произведении Пушкина. Итак мы видим, что образ Екатерины пытались изобразить  многие, и почти у всех получилось удачно.
  2. У каждого художника, литератора и историка свое видение ее образа. Каждый создает ее такой, какой видит, так как он к ней относится.
  3. Образ, созданный Ключевским противоречив. С одной стороны, он ей восхищается, а с другой стороны он намекает на то, что в ней есть нечто отталкивающее. Восхищается он тем что она сильный правитель, что ее трудно застать врасплох, но отталкивает в ней то, что она дворянство подняла, а крестьян все таки унизила.

    Боровиковский создал необычный для того времени  портрет. Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке  в шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни.

    Образы, созданные Ключевским и Боровиковским  недостаточно лиричны, не хватает чувств, эмоций.

  1. Пушкин создал немного другой образ, можно сказать идеальный. Он ею восхищается, и видит в ней ту скрытую чувственность, которая привлекала к ней.

Екатерина II мудрая правительница, которая могла войти в доверие любого, она могла и выслушать и заинтересовать разговором, ее было трудно застать врасплох, она по своему – уникальна. Ее эпоху правления изучают и по сей день, и по – моему не зря, изучив ее тщательно, можно узнать много для себя интересного. 
 
 

15.

Список  литературы.

  • «Золотая книга Русской Культуры» Владимир Соловьев.
  • «Российская корона. Князья. Цари. Императоры» Наталья Ярошенко.
  • Пособие для учителей 8-9 класс. Литература.
  • Справочник школьника.  5 - 11 класс. О.Л.Соболева.
  • В. Вилков. Ю.Степанов «Все правители России. Великие князья, цари, императоры»
  • Чернышова Вилора «Государи российские. Князья, цари, императоры»
  • «Правители России. От Князя до Императора»
 

Информация о работе Образ Екатерины II глазами историков, хкдожников и литераторов XVIII - XIX вв