Образ Екатерины II глазами историков, хкдожников и литераторов XVIII - XIX вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 18:22, научная работа

Описание работы

Предметом моей работы стал образ выдающегося государственного деятеля императрицы Екатерины II. Видение образа Екатерины у историков, литераторов и художников очень разные, а образ, созданный Пушкиным, во всем отличается. И даже в сегодняшние дни интерес к Екатерине II, правившей Россией в «осьмнадцатом столетии», противоречивом, безумном и мудром веке, не угасает, пожалуй, даже обостряется. Век Екатерины можно изучать, изучать и изучать. Ведь она всего добилась сама, правила Россией и многое для нее сделала.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………стр.2
Глава I. Екатерина II Глазами историков……………………………………………….стр.4
Глава II.Образ Екатерины II на полотнах художников – классицистов..стр.9
Глава III. Образ Екатерины II созданный А.С.Пушкиным……………………..стр.12
Заключение…………………………………………………………………………………………….стр.15
Используемая литература……………………………………………………………………..стр.16

Работа содержит 1 файл

Образ Екатерины II глазами историков, хкдожников и литераторов XVIII - XIX вв..doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Удмуртской Республики Государственное общеобразовательное  учреждение  «Удмуртская Государственная  Национальная гимназия имени Кузебая  Герда» 
 
 
 
 

Исследовательская работа по литературе на тему:

«Образ  Екатерины II глазами историков, литераторов и художников XVIII – XIX веков» 
 
 
 
 

                                 Выполнил:

Прибылева Татьяна Вячеславовна

                                       Руководитель:

                                                                  Пластинина Елена Викторовна 
 
 
 
 
 

г.Ижевск 2011.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………………………………стр.2

Глава I. Екатерина II Глазами историков……………………………………………….стр.4

Глава II.Образ Екатерины II на полотнах художников – классицистов..стр.9

Глава III. Образ Екатерины II созданный А.С.Пушкиным……………………..стр.12

Заключение…………………………………………………………………………………………….стр.15

Используемая  литература……………………………………………………………………..стр.16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.

Введение.

Предметом моей работы стал образ  выдающегося  государственного деятеля  императрицы Екатерины II.   Видение образа Екатерины у историков, литераторов и художников очень разные, а образ, созданный Пушкиным, во всем отличается. И даже в сегодняшние дни интерес к Екатерине II, правившей Россией в «осьмнадцатом столетии», противоречивом, безумном и мудром веке, не угасает, пожалуй, даже обостряется. Век Екатерины можно изучать, изучать и  изучать. Ведь она всего добилась сама, правила Россией и многое для нее сделала.

  Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская). Период её правления часто считают золотым веком Российской империи. Сторонники переворота обвиняли Петра III также в невежестве, слабоумии, нелюбви к России, полной неспособности к правлению. На его фоне выгодно смотрелась Екатерина — умная, начитанная, благочестивая и доброжелательная супруга, подвергающаяся преследованиям мужа. После того, как отношения с мужем окончательно испортились, и усилилось недовольство императором со стороны гвардии, Екатерина решилась участвовать в перевороте. Её соратники, основными из которых были братья Орловы, Потёмкин и Хитрово, занялись агитацией в гвардейских частях и склонили их на свою сторону. Непосредственной причиной начала переворота стали слухи об аресте Екатерины и раскрытие, и арест одного из участников заговора — поручика Пассека. Ранним утром 28 июня (9 июля) 1762 года, пока Пётр III находился в Ораниенбауме, Екатерина в сопровождении Алексея и Григория Орловых приехала из Петергофа в Санкт-Петербург, где ей присягнули на верность гвардейские части. Пётр III, видя безнадёжность сопротивления, на следующий день отрёкся от престола, был взят под стражу и погиб при невыясненных обстоятельствах. В своём письме однажды Екатерина указала, что перед смертью Пётр мучался гемороидальной коликой. После же смерти Екатерина приказала сделать вскрытие, дабы рассеять подозрения об отравлении. Вскрытие показало, что желудок абсолютно чист, что исключает присутствие яда. После отречения мужа Екатерина Алексеевна вступила на престол как царствующая императрица с именем Екатерины II, издав манифест, в котором основанием для смещения Петра указывались попытка изменить государственную религию и мир с Пруссией. Для обоснования собственных прав на престол (а не наследника Павла) Екатерина ссылалась на «желание всех Наших верноподданных явное и нелицемерное». 22 сентября (3 октября) 1762 года она была коронована в Москве.

Такую историческую справку мы читаем в  одном из биографических источников. 
 
 
 
 
 

2.

В своем  исследовании мы считаем, что образ  Екатерины, созданный историками и искусствоведами, очень сильно отличается от образа созданного Пушкиным. (Гипотеза)

Цель: 1) Проследить за средствами создания образа Екатерины II историками и художниками той поры.                                                                                                               

2)Выяснить  причины  обращения Пушкина  к личности Екатерине II.

Задачи: 1) Рассмотреть на материале произведений литературы и живописи привлечением фрагментов исторических трудов образ одного из выдающихся государственных деятелей второй половины XVIII века в России, императрицы Екатерины II.

2) Выявить  отношение историков, литераторов и художников  XVII-XIX веков к российской государыне.

3) сопоставить их видение ее образа.

4)сопоставить образ Екатерины, созданный Пушкиным с образом созданным историками и литературоведами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.

Глава I.

Екатерина II  глазами историков.

О Екатерине II многие историки писали комментарий. Так вот один из самых ярких историков, Владимир Осипович Ключевский писал о ней так.

 
Она родилась в неприветливой  доле и рано  спозналась с лишениями  и тревогами, неразлучными с необеспеченным положением. Но из родной обстановки, бедной  и тесной, судьба в ранней молодости  бросала ее на широкие и шумные политические сцены, где действовали крупные люди и делались крупные дела. Здесь Екатерина видела много славы и власти, обилие блеска и богатства, встречала людей, которые всем рисковали для приобретения этого, подобно Фридриху II, видела и людей, которые путем риска добивались всего этого, подобно императрице Елизавете. Виденные примеры соблазняли, возбуждали аппетит честолюбия, побуждая напрягать все силы в эту сторону, а Екатерина от природы не была лишена качеств, из которых при надлежащей выработке выделяются таланты, необходимые для успеха на таком соблазнительном и скользком поприще. Екатерина выросла с мыслью, что ей самой надобно прокладывать себе дорогу, делать карьеру, вырабатывать качества, необходимые для этого, а замужество доставило ей отличную практику для такой работы, не только указало цель ее честолюбию, но и сделало достижение этой цели вопросом личной безопасности. И она умело повела свою работу. С детства ей толковали, что она некрасива , и это рано заставило ее учиться искусству нравиться, искать в душе того, чего недоставало наружности. «Чтобы быть чем - нибудь на свете, - писала она, припоминая свои детские думы,- надобно иметь нужные для того качества; заглянем - ка хорошенько внутрь себя, имеются ли у нас такие качества, а если их нет, то разовьем их». И она открывала и развивала в себе свойства высокой житейской ценности, отчетливое значение своего духовного инвентаря, самообладание без сухости, живость без возбуждения, гибкость без вертлявости, решительность без опрометчивости. Ее  трудно было застать в врасплох; она всегда была в полном сборе; частый смотр держал ее силы наготове, в состоянии мобилизации и в житейских столкновениях она легко их направляла против людей и обстоятельств. В обращении она пускала в ход бесподобное умение слушать, терпеливо и внимательно  выслушивать всякий вздор, угадывать настроение, робкие или  не находившие мысли собеседника и шла им на подмогу.

4.

Это подкупало, внушало доверие, располагало к  откровенности;  собеседник чувствовал себя легко и непринужденно, словно разговаривал сам с собой.

 К  тому же, наперекор обычной наклонности  людей замечать чужие слабости, чтобы  

пользоваться  ими во вред другим, Екатерина предпочитала изучать сильные стороны других, которые при случае можно обратить в свою пользу, и умела указать их самому обладателю. Она обладала в высокой степени искусством, которое приятно называть даром внушения, умела не приказывать, а подсказывать свои желания, которые во внушаемом уме незаметно перерождались в его собственные идей и тем неменее исполнялись. Она умела чужое самолюбие делать орудием своего честолюбия, чужую слабость обращать в свою силу. Своим обхождением она облагообразила жизнь русского двора, в прежние царствования, походившие не то на цыганский табор, не то на увеселительное место. Только под старость она стала слабеть, капризничать и прикрикивать, впрочем, всегда извиняясь перед обиженным с признанием перед обиженным с признанием, что становится нетерпеливой. Она старалась примениться ко всякой обстановке , в какую попадала, как бы она не была противна ее вкусу и правилам. Но это значит поступаться своими местными привязанностями, даже нравственными убеждениями.

В сочинениях Екатерины отразились и разнообразные  интересы, и увлечения ее возбужденной мысли. Немка по рождению,  француженка по любимому языку и воспитанию, она занимает видное место в ряду русских писателей XVIII века. У нее было две страсти, с летами превратившиеся в привычки или ежедневные потребности,- читать и писать. В свою жизнь она прочла необъятное количество книг. Уже в преклонные  лета она призналась своему секретарю Храповицкому, что читала книги по шести вдруг. Начитанность возбуждала ее литературную производительность. Она много писала по-французски и даже по-русски, хотя с ошибками, над которыми подшучивала. Обойтись без книги и пера ей было так же трудно, как Петру I без топора и токарного станка. Она признавалась, что не понимает, как можно провести день, не измарав хотя одного листа бумаги. Она писала в самых разнообразных родах: детские нравоучительные сказки, педагогические инструкции, политические памфлеты, драматические пьесы, автобиографические записки, сотрудничала в журналах, переводила из Плутарха, жизнь Алкивиада и даже составила житие преподобного Сергия Радонежского. Ее сочинения не обнаруживают самобытного таланта.

5.

Но она  была очень переимчива и так легко  усвояла чужую идею, что присвояла  ее себе; у нее то и дело слышны отзвуки и перепевы то мадам Севиньи, то Вольтера, Монтескье, Мольера и  т.п.

В  каком  бы обществе не вращалась Екатерина, что бы она ни делала – она всегда чувствовала себя как бы на сцене и потому слишком много делала напоказ. Задумав дело,  она больше думала о том, что скажут про нее, чем о том, что выйдет из задуманного дела; Обстановка и впечатление были для нее важнее самого дела и его последствий. Отсюда ее слабость к рекламе, шуму, лести туманившей ее ум и соблазнявшей холодное сердце. Она больше дорожила вниманием  современников, чем мнение потомства; зато и ее при жизни ценили выше, чем стали ценить по смерти. Как она сама была вся созданием рассудка без всякого участия сердца, так и в ее деятельности больше эффекта, чем блеска, величия, творчества. Казалось, она желала, чтобы ее саму помнили дольше, чем ее деяния.

 В ее деятельности  были промахи, даже крупные  ошибки, в ее жизни остаются яркие пятна. Но целое столетие легло между нами и ею. Трудно быть злопамятным на таком расстоянии, и именно при мысли о наступлении второго столетия со дня смерти Екатерины II в памяти ярче выступает то, за что ее следует помнить, чем то, чего не хотелось бы вспоминать. Екатерину и посмерти ее восхваляли или порицали, как восхваляют или порицают живого человека, стараясь поддержать или изменить его деятельность. И Екатерины II не миновал столь обычный и печальный вид бессмертия - тревожить и ссорить людей и по смерти. Ее имя служило мишенью для полемического прицела в противников или приверженцев ее политического направления. Живые интересы и мнения боролись на ее могиле. Уронить ее бюст или удержать на пьедестале значило тогда дать то или другое направление жизни. В. 
 
О. Ключевского "Екатерина II: была последней случайностью на русском престоле и провела продолжительное и необычайное царствование, создала целую эпоху в нашей истории" и, можно добавить, в историографии. Эта "последняя случайность" XVIII в. не смогла оставить равнодушной ни своих современников, ни потомков. На протяжении более 200 лет отношение к Екатерине II было неоднозначным, но мало кто оспаривал значение ее царствования для блага России.  

6.

Тщеславие доводило Екатерину, от природы умную женщину, до умопомрачения, делавшего ее игрушкой в руках ловких и даже глупых льстецов, умевших пользоваться ее слабостями, и она не приказывала выталкивать из своего кабинета министра, в глаза говорившего ей, что она премудрее самого господа бога. Проходим молчанием отзывы о нравственном характере Екатерины, которых нельзя читать без скорбного вздоха.

Оба взгляда  поражают и смущают не только своей  непримиримою противоположностью, но и своими особенностями. Так, второй из них вызывает удивленное недоумение подбором своих сторонников. Наиболее резкое и цельное выражение его находим в известной записке "О повреждении нравов в России" князя Щербатова, служившего при дворе Екатерины II, историографа и публициста, человека образованного и патриота с твердыми убеждениями. Автор писал записку про себя, не для публики, незадолго до своей смерти, случившейся в 1790 г., и собрал в этом труде свои воспоминания, наблюдения и размышления о нравственной жизни высшего русского общества XVIII в., закончив нарисованную им мрачную картину словами: "...плачевное состояние, о коем токмо должно просить бога, чтоб лучшим царствованием сие зло истреблено было". Но вот что заслуживает внимания. Известный дорожный сон Радищева, рассказанный в "Путешествии из С.-Петербурга в Москву 1790 г." в главе "Спасская Полесть" злая карикатура царствования Екатерины II. Здесь, особенно во второй, патетической части сна, где грезивший себя шахом, ханом или чем-то в этом роде автор, прозрев от прикосновения к его ослепленным властью и лестью глазам странницы Прямовзоры, т. е. истины, видит всю бессмыслицу своих деяний, казавшихся ему божественно-премудрыми, и общий тон картины и некоторые отдельные черты живо напоминают записку князя Щербатова. Человек другого поколения и образа мыслей, ультралиберал с заграничным университетским образованием, проникнутый самыми передовыми идеями века и любивший отечество не меньше князя Щербатова, понимавший и признававший величие Петра I, сошелся во взгляде на переживаемое ими время со старым доморощенным ультраконсерватором, все сочувствия которого тяготели к допетровской старине. Что еще замечательнее, к этим "печальным часовым у двух разных дверей", как назвал князя Щербатова и Радищева один позднейший писатель, присоединяется любимый внук Екатерины, ставший потом вторым ее преемником, которого она еще в пеленках оторвала от семьи, чтобы воспитать его по своей педагогике и в своих идеях: на положение дел в государстве за последние годы жизни бабушки, которые он мог наблюдать, он смотрел не светлее князя Щербатова и Радищева.

7.

«В наших делах писал он Кочубею за полгода до смерти Екатерины, господствует неимоверный беспорядок: грабят со всех сторон, все части управляются дурно, порядок, кажется, изгнан отовсюду». "Я всякий раз страдаю, признается он в другом месте письма, когда должен являться на придворную сцену, и кровь портится во мне при виде низостей, совершаемых другими на каждом шагу для получения внешних отличий, не стоящих в моих глазах медного гроша". Да и сам Карамзин в записке "О древней и новой России", представленной императору Александру девятью годами позднее "Похвального слова", рядом с блестящими сторонами царствования Екатерины отмечает и крупные "пятна": порчу нравов в палатах и хижинах, соблазнительный фаворитизм, недостаток правосудия, преобладание блеска над основательностью в учреждениях, прибавляя к этому, что в последние годы Екатерины ее больше осуждали, нежели хвалили. Если припомнить при этом еще известную заметку Пушкина о XVIII в., писанную около 1820 г. по свежим преданиям, то, и не упоминая о других, менее компетентных суждениях, современных или позднейших, можно понять характерно разнообразный состав того, что мы назвали бы противоекатерининской оппозицией.

Информация о работе Образ Екатерины II глазами историков, хкдожников и литераторов XVIII - XIX вв