Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:14, реферат
Тема данной выпускной учебно-исследовательской работы – «Образ цыганки в мировой литературе». В работе рассматриваются произведения русских и зарубежных авторов, посвященные изображению цыганки. Разумеется, для анализа взяты не все произведения цыганской тематики, так как их в литературе очень много. Для исследования были отобраны произведения, в которых создавался образ Кармен (новелла Мериме «Кармен», лирический цикл А. Блока «Кармен», стихотворение Теофиля Готье «Кармен») или произведения, близкие по сюжету к новелле Мериме («Цыганы» А. С. Пушкина), также кратко рассматривается либретто к опере Бизе «Кармен», так как именно оно положило начало возвышенно романтической интерпретации образа.
1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Цыгане - кто они?………………………………………………………………4
3. Образ цыганки в литературе…………………………………………………..7
3.1 «Кармен» Проспера Мериме…………………………………………………8
3.2 «Цыганы» А.С Пушкина…………………………………………………….10
3.3 Опера Бизе «Кармен»………………………………………………………..13
3.4 Лирический цикл «Кармен» А. Блока……………………………………...14
3.5 «Кармен» Готье………………………………………………………………17
4. Выводы………………………………………………………………………...18
Используемая литература………………
муниципальное общеобразовательное учреждение
основная
общеобразовательная школа №24 г.
Кирова
Образ цыганки
в мировой литературе
Выполнена ученицей 9 класса
Руководитель: Зобнина Наталья
Сергеевна, учитель русского языка
и литературы МОУ ООШ №24.
2007
1. Введение…………………………………………………………
2. Цыгане
- кто они?…………………………………………………………
3. Образ
цыганки в литературе…………………………
3.1 «Кармен»
Проспера Мериме………………………………………
3.2 «Цыганы»
А.С Пушкина…………………………………………………
3.3 Опера
Бизе «Кармен»……………………………………………
3.4 Лирический
цикл «Кармен» А. Блока……………………
3.5 «Кармен»
Готье………………………………………………………………
4. Выводы………………………………………………………………
Используемая
литература……………………………………………………
Тема данной выпускной учебно-исследовательской работы – «Образ цыганки в мировой литературе». В работе рассматриваются произведения русских и зарубежных авторов, посвященные изображению цыганки. Разумеется, для анализа взяты не все произведения цыганской тематики, так как их в литературе очень много. Для исследования были отобраны произведения, в которых создавался образ Кармен (новелла Мериме «Кармен», лирический цикл А. Блока «Кармен», стихотворение Теофиля Готье «Кармен») или произведения, близкие по сюжету к новелле Мериме («Цыганы» А. С. Пушкина), также кратко рассматривается либретто к опере Бизе «Кармен», так как именно оно положило начало возвышенно романтической интерпретации образа.
Цель данного исследования: сравнить интерпретации образа цыганки в вышеуказанных произведениях в контексте идейно-художественного замысла и мировоззренческой позиции автора. При исследовании были использованы методы историко-культурологического, филологического и сравнительного анализа текста.
При
работе были использованы разнообразные
литературно-критические источники: тексты
произведений, критические статьи, электронные
ресурсы. Проанализировав имеющуюся литературу,
я пришла к выводу, что все работы посвящены
отдельным авторам и произведениям, но
ни в одном исследовании не прослеживается
динамика развития образа цыганки в литературе
и не сравниваются интерпретации образа,
поэтому данная работа носит новаторский
характер.
2.Цыгане – кто
они?1
Цыгане
как никакая другая нация столкнулись
с проблемой, когда стереотипы восприятия
искажают действительность. Легенды о
цыганах кочуют с ними вместе из века в
век, из страны в страну.
Цыганские стереотипы. Не будет большой
ошибкой мнение, что за прошедшие столетия
цыгане заслужили репутацию прирожденных
бродяг, которые, повинуясь голосу крови,
не могут долго усидеть на одном месте.
Еще более живуч стереотип, согласно которому
психологический склад цыгана одинаков
во всех странах, причем без противоправных
действий и обмана цыган будто бы не может
жить.
И нельзя забывать, что стереотипный взгляд на цыган – лишь миф, в свое время созданный европейцами и востребованный европейской цивилизацией для более четкого осознания проблем собственного развития, не более того.
Что
же касается реального мира цыган: их
традиций, обычаев, уклада жизни, - то он
во многом не соответствует тем представлениям,
которые сложились и закрепились в сознании
интеллектуального, образованного европейца.
Заметим, что в народном восприятии видение
цыган иное. Цыган боятся, им не доверяют,
от них прячутся и вообще очень сложно
и настороженно воспринимают в качестве
соседей. Цыгане - трудные соседи, всегда
держащиеся на расстоянии. При всей своей
активности они никогда не вступают в
доверительные отношения с местным населением,
живут обособленно и закрыто. И никого
чужого не впускают в свой мир.
Цыгане строго следят за чистотой
крови. Женитьба или замужество на представителе
другого народа не только не приветствуется,
но и никогда до конца не принимается.
Образование и доступ к новой информации
крайне ограничены и обусловлены необходимостью
выживания. Детей учат ровно настолько,
чтобы они могли ориентироваться в примитивных
рыночных отношениях. Идеи, оторванные
от хлеба насущного, идеи как нечто самоценное
и интересное и потому достаточное, чтобы
увлечься ими и активно пропагандировать
и распространять, цыган никогда не интересовали.
Более того, всё новое, что «не питает»,
в их мир вообще не имеет возможности проникнуть,
поскольку сам уклад жизни с его жёстким
порядком и законами противостоит этому.
А «чёрная» интуиция – это прежде всего
возможность развития. Всё новое Гексли
привлекает, а ограничение свободы воспринимается
как зло.
Но в чём свободны цыгане? Только в своей оторванности от определённого места. Однако именно кочевая жизнь (а кочевыми были все народы, занимавшиеся скотоводством, и само кочевание из необходимости – ещё не признак свободы) способствовала жёсткой организации быта, где никакой свободы нет. В том числе, нет свободы и в отношениях (и особенно в отношениях). Брак по любви (свободный выбор) исключён максимально. Невесту родители продают без её согласия, без предварительного знакомства с женихом. До рождения ребёнка молодая жена не имеет права голоса, она во всём подчинена мужу. Внутри табора жёсткое распределение ролей: молодые замужние женщины гадают, торгуют и попрошайничают, старые - смотрят за детьми. Вырученные средства распределяются внутри табора. Все вопросы отношений табора и местного населения и внутритаборных отношений решает барон – единственный закон.
Уйти
из табора цыган может, вернуться –
уже нет, его не примут.
Всё это признаки племенных отношений,
что ещё раз подтверждает «законсервированность»
цыган как народа, имеющего все возможности
впитывать новые идеи, но по каким-то причинам
не воспользовавшегося этими возможностями,
пренебрегшего ими ради сохранения целостности,
своих традиций. Отметим в скобках, что
иудеи более восприимчивы к идеям народа,
внутри которого живут и более адаптивны
к условиям проживания.
Традиционные
занятия цыган – гадание, торговля,
попрошайничество.
Но что такое цыганское гадание? За редким
исключением (а редкие случаи ясновидящих
встречаются среди представителей любого
народа) это психологический трюк. Он основан
на остром чувствовании состояния человека
(цыгане выбирают «жертву» учитывая состояние
человека, и редко ошибаются), умение интуитивно
уловить его проблему и ввести в нужное
состояние с целью крайне практичной.
Цыгане умеют внушать: говоря человеку
то, что он ожидает, добиваются нужного
результата или гипнотизируют (энергетически
воздействуют).
Что
такое цыганская торговля? Это
тот же самый психологический
трюк, основанный на тех же составляющих:
найти человека, который «купится»
на товар, расположить к себе, внушить
ему уверенность в
Таким
образом, наши знания о цыганах, их быте,
нравах, менталитете являются весьма ограниченными,
и нередко наши представления об этой
нации основаны на стереотипах, прежде
всего литературных. В данной работе рассматриваются
знаменитые произведения, в которых авторы
создают образ цыганки: «Кармен» Проспера
Мериме, «Цыганы» А. С. Пушкина, цикл «Кармен»
А. Блока и стихотворение «Кармен»Теофиля
Готье.
2.
Образ цыганки
в литературе
Образ цыганки Кармен является вечным образом мировой литературы. Традиционно сложились две его интерпретации: возвышенно-романтическая, изображающая Кармен как героиню, неподвластную обычным законам человеческого бытия, и любовь к ней – как возвышенную, неземную любовь (такова, например, Кармен в лирике А. Блока2 и сниженно-реалистичная, подчеркивающая контраст между антиэстетичной внешностью Кармен (например, Кармен у Т. Готье «тоща»3, а в новелле Мериме появляется в рваных чулках) и ее магнетизмом, властью над мужчинами.
Первым,
кто изобразил мир цыган, был
П. Мериме, - человек, много путешествовавший
и действительно изучавший, насколько
это возможно для стороннего наблюдателя,
уклад жизни и традиции цыган. В русской
литературе к цыганской теме обратился
Пушкин на пике увлеченности романтическими
идеями. В поэме «Цыгане» им абсолютизируется
идея свободы, страсти и любви как ведущая
идея цыганской ментальности. Но нужно
учитывать, что абсолютизация этой идеи
не столько касается цыган, сколько поэта,
испытывающего потребность с помощью
адекватных образов (моря и неба, странника
и узника, послушного раба и свободного
дикаря) обозначить романтический идеал.
Наряду с образами моря, гор, степи вполне
органично возникает образ цыган, столь
же символичный и условный, как и выше
перечисленные, совершенно далекий от
реальности. Поэту, в отличие от Мериме,
не интересен уклад жизни, обычаи и традиции
цыган. Достаточно того, что они в принципе
отличны от «цивилизованного» европейца,
порабощенного цивилизацией.
3.1 «Кармен» Проспера Мериме
Всякая женщина - зло; но дважды бывает хорошей
- Или на ложе любви, или на смертном одре.
Паллад.
Проспер Мериме – яркая и своеобразная фигура в истории французской литературы 19 века.
Французские биографы нередко изображали его странным и даже несколько загадочным человеком. Современники отмечали его скептический ум, характер ироничный и скрытный, упрекали за недоверие к человеческой природе и пессимизм. В подобных суждениях была лишь небольшая доля правды: Мериме всегда оставался как бы в стороне от происходящих событий, ограничиваясь ролью внимательного и проницательного наблюдателя, зорко подмечал пороки, и недостатки своего времени, беспощадно изображал их. Мериме вошел в литературу как активный участник сражения за романтическое направление в борьбе против отживавших норм и правил классицизма, но к романтическим «преувеличениям» и некоторым сторонам новой эстетики он почти с самого начала относился с большой долей иронии.
В
появившейся в 1845 году новелле «Кармен»,
как и в очерках, Мериме рисует
без романтических прикрас
Уже при первом своем появлении она приковывает наше внимание «странной и дикой красотой», чувственным и жестоким выражением глаз. Однако Мериме не романтизирует свою героиню, не окружает ее возвышенным ореолом, напротив, он заостряет внимание читателя на бытовых деталях, мелких подробностях. Так, он заостряет внимание на рваных чулках героини, грязной одежде, мятой, подоткнутой за пояс юбке, вульгарной, грубоватой речи и невысоком интеллекте. Кармен эгоистична, расчетлива, в своих поступках руководствуется исключительно собственными стремлениями, природными инстинктами или материальной выгодой, оправдывая свои безнравственные поступки правом на свободу и своим цыганским происхождением. Она использует свою привлекательность в корыстных целях, использует окружающих ее людей, не считаясь с их чувствами и не задумываясь, какую боль она причиняет.
Кармен - вся во власти природных инстинктов, необузданных желаний, чаще всего не подвластных разуму. Не случайно, описывая Кармен, ее поступки, жесты, Мериме часто прибегает к сравнениям, почерпнутым из животного мира. Она напоминает то «молодую кобылицу кордовского завода»4, то кошку, которая «не идет когда ее зовут, и является, когда ее не звали»5, то – своим щебетаньем – беззаботную птичку; она прыгает, как козочка, гримасничает и кривляется, как обезьяна.
Встреча
с такой героиней приводит к духовной
деградации героя, толкает его на преступления.
Читатель же изумляется этой странной
любви к героине, не наделенной ни физической,
ни духовной красотой, но обладающей неизъяснимой
властью над мужчиной. Автор в своем произведении
утверждает мысль о нелогичности, неразумности
любовного чувства, показывает, как любовь
способна буквально свести человека с
ума, привести его к социальному и духовному
падению и смерти
3.2
«Цыганы» А. С.
Пушкина