Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 03:15, курсовая работа
Цель исследования – выявить и проанализировать нравственную проблематику «Рождественской песни в прозе».
На пути к поставленной цели решались следующие задачи:
1.Рассмотрение мотива Христа и Рождества Христова в западноевропейской литературе XIX века. Данная задача необходима для лучшего понимания Рождества и нагрузки, которые возлагали писатели, описывая праздник.
2.Изучение образа главного героя «Рождественской песни в прозе».
3.Раскрытие и дальнейший анализ «философии Рождества» в произведении.
ВВЕДЕНИЕ
Чарльз Диккенс – самый крупный из английских романистов XIX столетия, один из самых великих и наиболее популярных писателей. Влияние, которое Диккенс оказал на всю европейскую и американскую литературу, о чем неоднократно упоминали такие метры как Кафка, Фолкнер, Достоевский, Лесков, огромно.
Не менее огромен и штаб исследователей романиста. Диккенсу посвящено большое количество монографий и статей, его биографии поражают читателя глубиной исследований и любовью, с которой писатели описывают его насыщенную жизнь. В число таких исследователей входят как российские авторы, так и зарубежные. В. Ивашева [6], И. Катарский [7], В.Толмачев [16], М.Урнов [19], Н. Михальская [13], Е. Гениева [15], Г. Честертон [21], Э.Уилсон [18], Дж. Оруэлл [14], – вот далеко не полный список людей, изучавших жизненный и творческий путь Диккенса.
Это писатель,
сознательно адресовавший свои произведения
самому широкому кругу читателей, которые
в свою очередь, платили Диккенсу
искренней любовью и
Одной из ярких страниц творчества писателя можно назвать цикл «Рождественских повестей», где Диккенс в прекрасной художественной форме излагает свою философию, открывает собственные мировоззренческие позиции. Самой известной из всего цикла является «Рождественская песнь в прозе. Святочный рассказ с привидениями» (1843), где главный герой Эбинизер Скрудж проходит моральное воспитание, превращаясь из скряги в доброго и богобоязненного джентльмена.
Реакция на произведение была оглушительной, а друг и по совместительству главный критик Диккенса У. Теккерей писал: «Я не уверен, что это – последовательная аллегория, и, совместно с классиками, готов протестовать против белых стихов в прозе; однако здесь умолкают все возражения. И кто способен вообще слушать возражения при обсуждении подобной книги? Она представляется мне национальной милостью и личным подарком каждому человеку, читающему ее» [15 с.28].
Хотя Диккенс и считается создателем святочного рассказа, необходимо сказать, что не только он самозабвенно пишет о Рождестве. Данный мотив также прослеживается в творчестве Ханса Кристиана Андерсена и Оскара Уайльда.
Актуальность данной работы выражается в богатстве идей и личных взглядов Диккенса, изложенных в «Рождественской песне» и желании исследовать так называемую философию Рождества. Необходимо отметить, что лишь небольшое количество работ посвящено данной теме и это побуждает глубже и внимательнее присматриваться к тексту произведения.
Рождество является одним из самых популярных праздников в мире. Время ожидания лучшего, его предчувствия, – все это прочно ассоциируется с детством и юностью. В этом причина обращения к нему взрослого ностальгирующего сознания, обращения к заре жизни, когда всё впереди. А потому выбор жанра сказки, а позднее так называемого рождественского или святочного рассказа становится понятен: только в сказке можно описать все Чудеса Рождества.
Понятие Рождества в западноевропейской
литературе XIX века неразрывно связано
с именем Чарльза Диккенса, который
правомерно считается основоположником
жанра рождественского
Примечательно, что у Ч. Диккенса речь идет не о религиозной идеологии в полном смысле слова, а лишь о специфической, нашедшей для себя особую символику, социальной философии. Все его творчество – образец христианской литературы. Все события, поступки героев, их характеры и мысли, их эмоции, – все оценивается с точки зрения христианских заповедей.
Необходимо сказать, что не только Диккенс писал о Рождестве. Открыто декларировал свою веру и Х.-К. Андерсен, чьи кроткие герои навсегда заняли достойное место в сердцах детей. Мотив Рождества, а точнее Нового года ясно просматривается в трагической сказке Х.-К. Андерсена «Девочка со спичками». В центре произведения девочка, которая ходила по улице и продавала спички, чтобы заработать деньги на еду. Она брела по улочкам босая, никому не нужная, боясь вернуться домой. Здесь праздник связан с прекращением страданий девочки, с воссоединением с бабушкой в прекрасном Небесном Царстве.
Показательно, что в своем предсмертном сне девочка видит важные атрибуты Рождества, такие как «теплая печка» - очаг родного дома, жареный гусь, «большая прекрасная елка», – все это становится для ребенка символом благополучия, гармонии, счастья и уюта. Примечательно, что образам детей уделено большое внимание как со стороны Диккенса, так и Андерсена. Но если Диккенс в своей «Рождественской песни в прозе» через действия Скруджа дарит Малютке Тиму жизнь, то Андерсен делает невозможным существование чистой души ребенка в несовершенном земном мире.
Однако, при всей своей трагичности сказка «Девочка со спичками» проникнута такой любовью и верой в милость Бога, что создает в итоге вполне радостное рождественское настроение.
Ханс Кристиан Андерсен создавал
глубокие, проникновенные сказки не только
для детей. Успех его сказок
у взрослых подсказал ему мысль
использовать сказки для передачи идей
взрослым читателям: «Теперь я рассказываю
из головы, хватаю идею для взрослых
– и рассказываю для детей,
помня, что отец и мать иногда тоже
слушают и им нужно дать пищу для
размышлений!». С этого времени
и будет действовать знаменитый
принцип «айсберга»: фабула, язык и
сказочное окружение – для
детей, а идеи, глубина содержания
– для взрослых, для тех, кто
читает им книгу. Это сообщало сказкам
особую наивность и
Говоря об образе Христа в западноевропейской литературе необходимо упомянуть и о творчестве Оскаре Уайльда. Религиозные мотивы пронизывают все его сказки, даже в тех произведениях, в которых нет упоминания о Христе, чувствуется та или иная его заповедь. В противопоставлении Сына Божьего жестокой действительности заложен глубокий смысл сказок. Для Уайльда только Иисус может воплотить в своем образе все идеалы и идеи, выдвинутые писателем; в реальной жизни это неосуществимо. Оскар Уайльд говорит об учении Христа как об откровении, которому нельзя обучить; его можно лишь почувствовать.
Наглядно образ Христа предстает перед нами в сказке «Великан – эгоист». В начале обсуждаемой сказки Великан-эгоист запретил детям гулять в его прекрасном Саду. С уходом детей в Саду Великана поселилась Зима. М.А. Чебракова полагает, что образ Зимы символизирует проявление отрицательного отношения Бога к действиям героя [20]. Однажды, раскрытие маленького мальчика, который пробрался к нему в сад и был бессилен дотянуться до ветки, заставляет Великана в корне поменять свое мировоззрение: «Но мальчик не мог дотянуться до них [веток] – он был слишком мал. И сердце Великана растаяло, когда он глядел в окно. – Какой же я был эгоист! – сказал он. – Теперь я знаю, почему Весна не хотела прийти в мой сад. Я посажу этого маленького мальчика на верхушку дерева и сломаю стену, и мой сад на веки вечные станет местом детских игр» [17]. Маленький Мальчик – образ Христа, а его бессилие – человеческие страдания. Бог указал путь, как можно прийти к совершенству через сострадание, благодаря новому пониманию жизни, основанному на способности жертвовать и отдавать.
Любопытно, что в
«Великане – эгоисте» можно
обнаружить некоторые
Таким образом, в начале произведения Великан – это традиционный фольклорный персонаж, который противостоит людям. Затем, в результате логически обусловленных изменений Великан отказывается от эгоизма. Уайльд изменяет причину, направленность и следствие сказочного мотива запрета. Нарушение его ведет не к беде, а к чудесному цветению сада. Наоборот, соблюдение запрета причиняло страдания герою. Категория имени является ключом к пониманию всего сюжета сказки и ее морально-этического начала. Автор выносит в заглавие основную черту характера героя и осуждает его эгоизм. Сказка несет в себе христианскую мораль, поэтому для ее сюжета, как замечает И. Ю. Мауткина, особенно важна роль детей: автор показывает, что именно безгрешные дети превращают зимний сад в цветущий и способствуют изменению личностных качеств Великана [12].
Разумеется, тему Рождества не обходили
и писатели, к религии не особо
привязанные. Западноевропейская традиция
подразумевает 3 компонента праздника:
семейное застолье, дары и карнавал
вокруг елки. Интересно, что нигде
невозможно найти более-менее яркого
описания посещения церкви. Зато самые
запоминающиеся страницы посвящены
дарам. Это очень, если не самая, важная
часть рождественского
Итак, мотивы Христа и Рождества прослеживается у писателей западноевропейской литературы XIX века довольно ярко. Вместе со святочными рассказами в литературном наследии образовались идеи нравственного перерождения героев, проявились мотивы чистоты и святости детей, закрепились принципы романтизма об идеальности божественного мира, о невозможности чистых духовно людей жить в несовершенном, земном мире.
Необходимо отметить, что все эти мотивы в полном своем объеме существуют и в «Рождественской песни» Чарльза Диккенса.
ГЛАВА II. НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА «РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ПЕСНИ В ПРОЗЕ» ЧАРЛЬЗА ДИККЕНСА
2.1. Образ главного героя
Имя главного героя Эбинизера Скруджа (Scrooge, от англ. глагола screw –притеснять, скряжничать, скаредничать) стало нарицательным для обозначения жадности, коварства, стяжательства и человеконенавистничества. Его образ был настолько наглядным, что породил множество произведений в мировой литературе с героями, похожими на Скруджа. Более того, образ старого скряги Скруджа остается популярным до сих пор [23].
Итак, обратимся к произведению. Как замечает В.В. Ивашева, по принципу построения образа — Скрудж близок Ральфу и Грайду из романа «Жизнь и приключения Николаса Никкльби». Это — реалистическая карикатура с чертами гротеска. Карикатура-гротеск становится сильным оружием в художественном арсенале великого писателя. Шарж придает огромную силу его обличительным образам. Сознательное преувеличение, заострение образа не исключает типичности, а полнее раскрывает и подчеркивает ее [6, с. 180].
В изображении Диккенса Скрудж прежде всего скуп, холоден и сух. Обращаем внимание на то, что портретные детали, свойства характера героя проецируются на окружающую обстановку, взаимоотношения с людьми, явления природы: «Он всюду вносил с собой эту леденящую атмосферу. Присутствие Скруджа замораживало его контору в летний зной, и он не позволял ей оттаять ни на полградуса даже на веселых святках. Жара или стужа на дворе — Скруджа это беспокоило мало. Никакое тепло не могло его обогреть, и никакой мороз его не пробирал. Самый яростный ветер не мог быть злее Скруджа, самая лютая метель не могла быть столь жестока, как он, самый проливной дождь не был так беспощаден» [4, с. 9]. Выше описанный холод Скруджа обнаруживается при первом же описании его внешнего облика: «Это был не человек, а кремень. Да, он был холоден и тверд, как кремень… Душевный холод заморозил изнутри старческие черты его лица, заострил крючковатый нос, сморщил кожу на щеках, сковал походку, заставил посинеть губы и покраснеть глаза, сделал ледяным его скрипучий голос. И даже его щетинистый подбородок, редкие волосы и брови, казалось, заиндевели от мороза» [4, с. 8-9].
Гиперболизация, подбор определенных признаков, однозначных прилагательных, подчеркивающих основную черту характера,— все эти приемы придают рисунку Диккенса большую остроту и выразительность.
По мнению В.В. Ивашевой, образ Скруджа — жадного, скаредного и эгоистического, окопавшегося в своей конторе, как в неприступной крепости, ограждающей его от радости любви,— едкая карикатура на современного Диккенсу бизнесмена лондонского Сити и вместе с тем глубоко типическое обобщение [6, с. 181]. Скрудж относится к определенному социальному типу – буржуа. Деньги и последующее их накопление занимают все его сознание. Все, кто не занят накоплением денег, – не заслуживают внимания, легкомысленны и преступны. В лице Скруджа Диккенс дал злободневную сатиру на последователя философии пользы и эгоизма, «философии цифр и фактов» [6, с. 289], как впоследствии назвал ее писатель в романе «Тяжелые времена».
В поведении Скруджа, его отношениях с людьми чувствуется тот же холод, более того, Катарский полагает, что в образе Эбинизера Диккенс изобразил завзятого приверженца мальтузинства1 [7, с. 213]. Показательно его поведение и личные взгляды в разговоре с джентльменами: «Я не балую себя на праздниках и не имею средств баловать бездельников. Я поддерживаю упомянутые учреждения, и это обходится мне недешево. Нуждающиеся могут обращаться туда. – Не все это могут, а иные и не хотят – скорее умрут. – Если они предпочитают умирать, тем лучше, – сказал Скрудж. – Это сократит излишек населения» [4, с.14].
Информация о работе Нравственная проблематика «Рождественской песни в прозе» Чарльза Диккенса